АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ КРАСКИ
Д ЫХАНИЕ И РИСУНОК
Мне кажется, можно существенно повлиять на развитие ребенка, помогая ему освободиться от укоренившихся комплексов и поддерживая в нем выражение блокированных чувств. При этом ребенок должен постараться полностью осознавать, что с ним происходит. Вскрывая проблему, обнажая ее очевидность, например, посредством рисования, можно значительно ускорить процесс освобождения.
Прежде всего, дети, страдающие от душевных или эмоциональных проблем, до предела наполнены противоречивыми побуждениями, для которых они, именно вследствие своей неуравновешенности, либо не находят выражения, либо находят, но как говорится, неподходящие. Круг замыкается. В первом случае давление изнутри чрезмерно усиливается, а во втором случае, как правило, возрастает давление извне. Показать же ребенку возможность выйти из этого порочного крута означает дать ему инструмент самолечения и самоудовлетворения, средство, позволяющее обрести внутреннюю и внешнюю независимость, выводящее ребенка из состояния собственного бессилия.
Самые сильные внутренние напряжения и раны, а тем самым и готовность к новым травмам, как правило, появляются не под воздействием внешней среды — школа, улица, круг приятелей, — а в обстановке домашнего быта, в семье. Страдая от собственных неразрешенных страхов и комплексов, семья пытается втиснуть ребенка в свою систему, тем самым нанося непоправимый ущерб естественному росту ребенка и его потребности быть понятым. Это значит, что в течение дня источники напряжения ребенка в школе и других общественных местах перекрыть нельзя. Однако можно повлиять на способность ребенка преодолевать проблемные ситуации и находить решение.
Освобождение через рисование — хорошая поддержка для детей. На индивидуальных занятиях такой вид рисования чаще всего получается вполне органично, при групповой же работе могут потребоваться объяснения и вводные упражнения, например, на тему бесконтрольной ярости.
Когда я спрашиваю детей, где в своем теле они ощущают ярость, то многие из них говорят: в животе. На мой вопрос: «Какого цвета ярость?», большинство спонтанно отвечают: красного. Иногда коричневого. Теперь я могу попросить детей словами или знаками более точно описать образ ярости. Мы беседуем о том, что каждый из них делает, когда у него в животе ярость. Один колотит что попало, другой злит свою кошку, третий забирается в кровать и т. д.
Когда человек в ярости, у него выделяется адреналин. Любое животное в подобной ситуации мгновенно начинает действовать: угрожает, нападает или спасается бегством, если противник сильнее, благодаря чему нормализуется уровень адреналина. В тех семьях, где проявления агрессии табуированы, ребенок лишен такой возможности. Он не может нападать, он также не может убежать — куда? Агрессор (возможно, брат, сестра или сами родители) постоянно остается в опасной близости.
С другой стороны, ребенок, нападающий на своих сверстников, когда у него дома неприятности, считается нарушителем. Ярость и злость — совершенно нормальные чувства, каждый так или иначе их испытывал. Поэтому проблематично не само их существование, а то, как мы с ними справляемся.
Посредством рисования я показываю детям, как они могут освободиться от своих комплексов, не вытесняя их и не выплескивая на кого-то другого. Ярость, например, я могу нарисовать. Все дети стоят перед столами с большим листом бумаги, намазанным обойным клеем, чтобы обеспечить легкость движений. Каждый берет свои «цвета ярости» (либо пастель, либо клеевую краску). Я показываю им, как можно выпускать ярость. При этом сама выбираю цвета, которые для меня в настоящий момент лучше всего подходят. Я начинаю с движения плечевыми суставами, затем от живота, двумя руками прочь от себя. Кстати, можно выпускать ярость, сопровождая действие каким-нибудь звуком или шипением. Штрих от меня сопровождается громким выдохом, возвратные же движения рук — громким вдохом.
Показав это детям, я предлагаю попробовать всем вместе. Вначале, после демонстрации, я продолжаю работать в группе, так как для большинства это важный фактор, он помогает им быстрее включиться в непривычное действо. Чуть позже
я подхожу к каждому в отдельности и по необходимости направляю. Особенно тех, у кого не ладится дело с координацией движений и с дыханием. Я обращаю внимание на то, чтобы рука работала от плеча, был правильным ритм дыхания и достаточно громким звук.
Для того чтобы группа вошла в единый ритм, я даю следующие указания: «Сейчас мы все вместе глубоко вдыхаем, потом с шипением выдыхаем и делаем по листу движения руками прочь от себя. Руки остаются на листе. Вдыхая, мы снова притягиваем их к себе. Со вдохом в нас входят новый воздух и покой».
Такое упражнение одновременно стимулирует дыхание и работу плечевых и грудных мышц. Оно способствует саморасширению в том смысле, что дети осмеливаются расширить свои границы, минуя хаос, и это ободряюще действует на психику.
Упражнение легко трансформируется, в него можно добавлять новые элементы. При этом меняется его целевая направленность. Подавленность и уныние могут быть выдохнуты с громким стоном: «Запасаясь при шумном вдохе бодростью и новой энергией, при выдохе выпускаешь из себя весь яд».
Это могут быть рисунки нейтральных представлений, как например, ветер или дождь, прибывающая или спадающая вода, пульсирующее сердце. При выдохе выкачивается старая кровь, при вдохе же вбирается свежая кровь и свежая энергия. Движение всегда освобождает от всего негативного и израсходованного, а при вдохе обогащает тело новой энергией.
Упражнение можно расширить для парной или групповой игры.
Двое детей становятся друг напротив друга и начинают по очереди двигаться в одинаковом ритме сначала к партнеру, затем от партнера. Или, например, группа, расположившись в круг, может вместе рисовать на одном большом листе. Схематично единицу движения можно представить в виде двух элементов, от которых на рисунке часто видна только верхняя часть.
Когда дети улавливают принцип работы, я предлагаю им изобрести собственное движение, которое выражало бы их чувство или состояние, например, ярость. Это прежде всего полезно в конфликтных ситуациях, когда дети буквально выходят из себя от злости. Импульсивные дети включаются в упражнение довольно-таки легко, заторможенные — с большим трудом. Однако и те и другие извлекают из него пользу: заторможенные — благодаря тому, что структура упражнения как бы перебрасывает мост к экспрессии; импульсивные — из-за того, что равномерный, связанный с дыханием ритм расширения и сокращения действует успокаивающе и вносит ес-тественный порядок в их хаотические действия. Я часто повторяю это упражнение, и вскоре дети начинают сами подходить ко мне и говорить: «Я хочу нарисовать себе мою ярость из живота».
Поскольку дети-интроверты многое держат в себе, это упражнение позволит им, образно говоря, «выплеснуться наружу». Дети, склонные к действию, то есть к тому, чтобы бессознательно переносить напряжение в действие, получают возможность осознать свои чувства и немного приподняться над обычным рефлекторным реагированием. С помощью этого упражнения дети приобретают весьма важный опыт: «Если я в ярости, то ни в коем случае не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, не надо слепо выплескивать. Я могу выразить свою ярость голосом, движением и формой. Значит, она не властвует надо мной. Я сам ею управляю».
Лично для меня в этом опыте главным является не прямая реакция или творческая переработка конфликта, а возможность освободиться от негативного напряжения, которое так или иначе блокирует мои мысли и чувства.
СПОН Т АННОЕ РИСОВАНИЕ
Еще один способ освобождения через рисование заключаетя в том, чтобы, допустив спонтанное отображение, убрать все ограничения и правила. Тогда посредством обычной мазни и «залепух» можно изжить неприятные чувства. Детям, чье творческое развитие было ограничено чересчур строгим воспитанием чистоплотности, такое рисование помогает осуществить прорыв.
Чтобы способности ребенка могли нормально развиваться, ему в любом возрасте должны быть позволены определенные вещи. Подобно тому, как тормозился рост перетянутых ножек китайской девочки, калечатся детские способности, если ограничения слишком велики. Маленький ребенок для лучшего восприятия окружающей среды должен иметь возможность ощупывать предметы — сначала ртом, позднее — руками. Если это не позволено, то следствием могут быть речевые расстройства — ребенок не «соображает». Или же его стремление постичь мир может затормозиться — ничего нельзя «брать».
На третьем году жизни ребенок вступает в такую фазу развития, когда все, что кажется нам грязным, становится для него чрезвычайно интересным: вязкая земля (чем грязнее, тем лучше), песок, глина, уличный мусор и даже собственный кал. В этот период некоторые дети любят играть со «своей колбасой», которая является их собственностью, их первым, сознательно воспринимаемым продуктом. И взрослые, которые раньше так воодушевлялись тем, что «колбаса» попадала прямо в горшочек, приходят в раздражение от странных пристрастий их «любимого чада». Вот тогда и появляются все эти бесконечные «бяка», «кака» и «вонючка».
Как прикажете крохе это понимать? Тогда уж лучше совсем ничего не отдавать. Надежнее сохранить все внутри. Именно здесь скрывается корень принужденности, жадности, преувеличенной любви к порядку, неоправданной сдержанности и стремления держать все при себе. Такие дети не проявляют сильных, открытых эмоций, у них постоянный страх сделать что-то непра-вильно, часто они весьма ограничены в спонтанных и творческих проявлениях. Если им повезло, и они, например, проводят большую часть времени за городом, в деревне, где могут вволю поиграть, то последствия такого сурового воспитания смягчаются. Город чаще всего не может предложить никакой альтернативы. Таким образом, многим детям остается только надеяться на интенсивную терапию или хороший детский сад, чтобы наверстать упущенное. Поэтому спешу напомнить: пастель, клеевая краска, обойный клей и глина должны всегда быть наготове. Это первые помощники для ваших детей.
Многие ребята сами хватаются за возможность «отбушевать» с помощью красок. Совершенно спонтанно они пользуются краской как неукрощенным средством выражения.
Детям настойчиво внушают извне, что «красочное свинство» (или пачканье красками) возможно только в строго определенном месте и больше ни в каком, а тем более дома. Детям легче согласоваться с реальностью, когда они понимают, что мы здесь можем смело все заляпать краской, но только здесь — и нигде больше. Их родители с полным правом не позволяют проделывать то же самое в комнате или на кухне, поскольку придется потратить уйму времени и сил, чтобы восстановить порядок, отмыть стены или почистить ковер. Поэтому вполне уместно замечание: «Родители запрещают не для того, чтобы позлить тебя, а по разумной причине».
Было бы замечательно проводить занятия в помещении, полностью выложенном кафелем. Если в нем есть водосток, то заключительный процесс уборки, в котором участвуют и дети, становится для них настоящим удовольствием. Душ, ванна или, в крайнем случае, просторный туалет могут оказать подобную услугу.
Как-то раз у меня проходила курс лечения девочка по имени Сабина [8 лет). Основной проблемой Сабины являлось расстройство внимания, к тому же она иногда бесконтрольно «ходила под себя».
С девочкой приключилась скверная история. Она воспитывалась в приюте, где с ней обращались, мягко скажем, весьма непедагогично. Теперь у нее приемная мать. Она очень хорошо относится к девочке, но все же чересчур строга и требовательна. Когда я предложила Сабине рисовать пальцами и клеем, она сама мне показала, что ей нужно. Девочка взяла краски с собой в кафельную комнату и, сидя на корточках, принялась наверстывать все упущенное за приютские годы, час за часом. Она выкладывала краски крупными комками, мазала ими пол и бумагу, добавляя воду до тех пор, пока краска не превратилась в скользкий, коричневый соус. Девочка плескалась в этой жиже, переживая при этом сцены из своего прошлого. Например, она ударяла по «рисунку» и кричала: «Ты свинья, ты подлая, будешь ты, наконец, учиться? Я тебе покажу, грязная свинья! Ты воняешь! Ты — вонючая свинья!» Годами сдерживаемый гнев, проявлявшийся только в том, что из чувства мести она пачкала штанишки, нашел, наконец, выход. Все перенесенные страдания и унижения она вымещала теперь на бумаге и краске.
Свои нынешние страхи Сабина перерабатывала этим же способом. Однажды старшие ребята заперли ее в подвале за досчатой перегородкой и принялись всячески издеваться, они плевали в девочку, брызгали водой, кидались грязью, а бедная Сабина была не в силах что-либо сделать. На кафельной стене она символически изобразила хулиганов и вернула им все сполна, освобождаясь от своей бессильной ярости.
Через несколько недель после этого самоосвобождения у Сабины появился рисунок. Девочка очень мягко нарисовала «прекрасную даму».
«Это я, когда вырасту. Меня покажут по телевизору, и все будут восхищаться мной».
Сабина повесила рисунок на стену, залезла рядом на стол и стала инсценировать свое будущее теле-шоу.
Тема «прекрасной дамы» еще долгое время занимала ее. Она сообщала по этому поводу: «Мои родители сказали, что я вырасту безобразной женщиной, а не королевой. Но я стала королевой. Все, о чем говорят мои родители, не происходит. Они не правы. Что Бог говорит, то и происходит».
Казалось, что в этом процессе моя роль была невелика. Сабина энергично проделывала все одна, и я предоставляла ей свободу действий. Мне было ясно, что она сама лучше всех знает, как можно вылечить себя.
Многие дети чувствительны и развивают свои собственные целительные силы после того, как получают необходимый толчок. Моя задача состоит только в том, чтобы донести до ребят должную толику любви и
понимания, в нужный момент сказать необходимые слова и, если понадобится, временно принять на себя функцию контролера.
В данном случае мне приходилось следить, чтобы Сабина не поранила себя, не запачкала платье (она по своему собственному разумению снимала его), чтобы ничего не испортилось и я тоже не поранилась. Ребенок может дать себе полную волю лишь тогда, когда уверен, что кто-то при этом присутствует и благосклонно наблюдает за его действиями, понимает и принимает все. Тот, кто в состоянии снова вывести его из хаоса.
Одному мальчику и его маме также помогло спонтанное рисование. Мать была удручена и сконфужена, поскольку Андреас (4 года) снова и снова «разрисовывал» стены комнат собственным калом. Выждав момент, когда за ним не следили, он повсюду оставлял свои «картины». Естественно, что это особого одобрения не встречало. Андреас неистовствовал и выплескивал себя, орудуя красками в «комнате для клякс». В итоге родители выделили ему в доме угол, где он мог свободно рисовать.
Однако не всегда освобождение приходит так легко и быстро. В случае Андреаса большую роль сыграла мама. Она оказалась чуткой, понимающей женщиной, исполненной любви к своему сыну. К тому же выяснилось, что источник проблем скрывался в том периоде, когда мальчик должен был жить у бабушки из-за продолжительной болезни матери.
Дети младшего возраста особенно любят покрывать свое тело красками. Подобный влажный контакт с кожей доставляет им огромное удовольствие; он открывает детям новый опыт тактильных отпущений. Правда, нередко случается, что дети, нуждающиеся в резком выплеске эмоций, не в состоянии выполнить упражнение. Они, например, сначала вообще не желают дотрагиваться до красок. Им следует дать время на постепенное привыкание.
«Мулътирисование»
В работе с детьми старшего возраста и подростками эффективную помощь оказывает метод так называемого «мультирисования». Использование данной методики позволяет раскрепостить положительные эмоции и обрести навыки спонтанного отображения фантазий.
Мой личный опыт «мультирисования» основан преимущественно на работе со студентами. Они более интенсивно и последовательно углубляются в самую суть процесса, нежели это происходит с детьми младшего возраста, когда практики проводятся на базе детских садов, школ и домов творчества.
Однако я обнаружила, что эта методика, будучи подвергнута некоторым сокращениям и редакции, способна оказать существенную помощь более широкой возрастной группе. Поэтому несмотря на свой крайне скромный опыт работы с данным методом, мне хотелось бы представить его, прежде всего, в качестве рабочего материала для учителей и педагогов средних и старших классов.
Основополагающая идея «мультирисования» состоит в том, чтобы посредством определенных установок (некоторые из них приведены ниже), освободить спонтанное мироотображение и тем самым пробудить к активной жизни дремлющий творческий потенциал.
Для занятий потребуются: газетная бумага в большом количестве, вода для мытья кистей, пастель, клеевые или аэрозольные краски — красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный и белый цвета. Каждый колер должен находиться в отдельной банке вместе с мягкой, широкой кистью. Занимающиеся могут использовать пальцы. Но недостаток здесь в том, что пальцы очень быстро покрываются слоем краски совершенно неопределимого цвета.
Игровые правила «мультирисования»
— Рисунки делаются очень быстро, каждый в течение приблизительно 2-х минут, один за другим, и так от 10 до 24 рисунков за один подход;
— газетный лист при этом покрывается краской минимум на 80%; при необходимости используется весь лист полностью;
— свободные, спонтанные движения имеют гораздо большее значение, нежели внешняя эстетика. Цель рисунка — не в красоте, а в отражении нестесненного потока движений, который контролируется как можно меньше. Во время рисования ученик должен концентрироваться не на конечном продукте, а непосредственно на процессе.
Рисунки 12 и 13 [см. обложку) демонстрируют, что это вполне возможно, рисунок 14 [см. облож-ку), напротив, показывает господство контроля над процессом рисования: большое внимание уделяется краю листа, движения жестко ориентированы в одном направлении.
Правила игры вводятся для того, чтобы по возможности исключить обдумывание, планирование, анализ и критику. Тогда процесс рисования перейдет в область интуитивного, бессознательного и, соответственно, станет более целостным и непосредственным. В тоже время наличие правил предполагает некую структуру, дающую достаточно сильную внешнюю опору. Тогда во время творческого акта исчезает страх обратиться к с своему индивидуальному хаосу.
По началу многим это дается с большим трудом. У юноши или девушки уже существует представление, что рисунок должен быть красивым и упорядоченным. Подобное представление обычно порождает стремление осознанного создания формы и контроля над творческим процессом. Преобладает сильное недоверие к бессознательному. Из-за чрезмерного контроля та неистощимая художественная фантазия, что явственно прослеживается в рисунках маленьких детей, у старшеклассников начинает угасать.
Для школьников этот метод рисования является поистине увлекательным и многое компенсирует. Он дает возможность двигаться после многочасового сидения. К тому же в наших школах серьезно нарушено равновесие между развитием интеллекта (в этой области существенную помощь окажет проработка тонкой моторики) и развитием целостного мышления, интуиции и фантазии (здесь велика роль грубой моторики). Когда на уроках по изобразительному искусству рисуют и чертят посредством одной лишь тонкой моторики, это способствует увеличению и так уже имеющегося дисбаланса, и важная составляющая человеческого потенциала не только не развивается, но даже подавляется. Однако для создания гармоничной личности необходимо, чтобы оба фактора развивались одинаково и взаимно поддерживали друг друга. Этому может способствовать методика «мультирисования».
Этот способ рисования имеет смысл применять лишь при гарантированной частотности занятий. Сначала у занимающихся возникает вполне обоснованное чувство пассивного сопротивления, своего рода «вязкость фантазии». Поэтому на первом этапе нужно устранить препятствия в окружающей обстановке. Рабочее помещение надлежит оборудовать так, чтобы любые действия учеников не вызывали у них негативной реакции. Ведь для них вполне может оказаться естественным разбрызгивать краску, разбрасывать ее комками, или просто поливать ею стены. Вполне естественно, бессознательный страх что-нибудь испачкать значительно затормозил бы позитивное воздействие практики.
Перед началом занятий полезно показать грубо-моторные движения и разучить их с учениками.
«Размахивай руками, делай сильные движения от плеча. Крестообразно... «восьмеркой»... теперь как попало. Несколько раз туда и обратно. Выдумай новое широкое движение. Теперь представь себе, что у тебя в руке толстая кисть, и ты с большим замахом расписываешь стену перед собой».
Если ребенок испытывает трудности, связанные с грубой моторикой, то ему, вполне возможно, помогут целевые двигательные упражнения. Замечу также, что участие в «мультирисовании» всегда должно быть добровольным. Эту методику следует подавать прежде всего как удовольствие, чтобы подростки не чувствовали себя ущемленными жесткими рамками. Если при этом они увлеченно работают, значит, они подключились к весьма важному процессу. Бессознательный материал внезапно всплывает, становится видимым и открытым для проработки.
На рисунке 15 [см. обложку) зафиксирована стена с рисунками, выполненными во время «мультирисования». Она передает впечатление от интенсивного воздействия данной методики. Рисунки сделал один человек в течение короткого времени.
В группе, где ребята сами себе покупали и смешивали краски, Урсула меньше всего использовала зеленый цвет. Она так экономно обращалась с ним потому, что это была самая дорогая краска. Однако каждый раз, когда в процессе занятий краска заканчивалась, Урсула приходила в негодование. К сожалению, ее отношение к занятиям носило пагубную двойственность — с одной стороны, она не могла отказать себе в удовольствии выводить самые невероятные геометрические фигуры и сложнейшие узоры, с другой — внутренняя скованность не позволяла ее рукам свободно двигаться.
Однажды собственная зажатость окончательно вывела Урсулу из себя. Она развела большое количество красок, щедро выложила их на лист и смешала все в густую коричневую кашу. При этом девочка страшно ругалась: «Не устраивай такой свинарник! Что все это значит! Не пачкайся!» Словно в отместку на ругань, Урсула продолжала малевать все яростней и яростней. Как она сама позднее рассказывала, в ней будто бы непроизвольно заговорила мать, и Урсула использовала именно те выражения, которые бессчетное количество раз выслушивала от матери. Выслушивала и оставляла в себе. Во время практики «мультирисования» девочка словно бы освободилась от всех запретов и ограничений. Нелепые фигуры и узоры исчезли. После фазы хаоса — в течение от 2-х до 5-и минут — появились красивые, богатые на палитру картины.
Ангелика со странным упорством выводила на своих рисунках какие-то загадочные глаза. Они возникали сами по себе, помимо ее желания. Когда девочка раскладывала вокруг себя несколько рисунков, ей становилось жутко — ее повсюду окружали глаза. В процессе творчества Ангелике трудно было отключиться от мысли, как другие ребята станут обсуждать ее работы. Поэтому она бессознательно изображала свою внутреннюю контролирующую инстанцию, воплотив ее в форму наблюдающих, вездесущих глаз. До сих пор Ангелика никогда не сомневалась, что другие так критически к ней относятся. При помощи рисунков она смогла осознать, что «неусыпный контролер» находится в ней самой.
В повседневной жизни те глаза, которые мы так или иначе встречаем, всегда принадлежат какому-то реально существующему человеку. Однако многие вполне способны смешать реальность с бессознательными фантазиями, страхами и комплексами. Посредством материализации в рисунке Анге-лика сумела понять, что «вездесущие глаза» — не более чем плод ее болезненных фантазий, и научилась отделять вымысел от реальной ситуации.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 749 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|