АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
МОДЕЛИРУЕМ С ГЛИНОЙ
Глина — это чудесный медиум. Ее мягкая зеленая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать ее с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики или интерпретаций неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия.
Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить — после работы ее можно смести со столов, как пыль.
В-третьих, глина как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, причем она оказывает большее или меньшее сопротивление в зависимости от того, сколько добавлено воды. Ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать — снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.
Большинство детей любят экспериментировать с глиной. Некоторые, правда, боятся при этом запачкать одежду. Речь идет как раз о тех детях, которым строгие родители привили чрезмерные опрятность и аккуратность. Изначально полезные качества, развившиеся со временем в комплексы, препятствуют проявлению креативности, затрудняют обретение радости от свободного творчества. Такие дети предпочитают соблюдать осторожность и не позволяют себе ослаблять контроль.
Мне часто приходится встречаться с проявлением подобного страха у детей. Работа с ним требует большого количества времени. Одна из возможностей преодолеть подобный страх — это отнестись к нему с должным уважением. Сначала можно предложить детям работать с глиной, используя деревянные инструменты или надевая тонкие пластиковые перчатки. Не обязательно заставлять их лепить размашистыми движениями — некоторое время они могут просто аккуратно формировать глиняные шары, потихоньку добавляя глину к уже слепленному шару. В ходе дальнейших занятий ученики могут сделать с этими шарами все, что им заблагорассудится — изменить форму, добавив воды, разбить или, наоборот, увеличить в размере. Как правило, через некоторое время дети привыкают к материалу, а всеобщее веселое настроение помогает им почувствовать себя более свободными.
Подготовка материала
Дети могут работать с глиной, сидя за столами или на полу.
У каждого должна быть подставка из пластика или картона и сосуд с водой. Зачастую я начинаю работу с глиной с небольшого упражнения, которое включает в себя мягкий контактный массаж, при котором кожи ребенка касается и рука его соседа, и глина.
Дети сидят в кругу, повернувшись лицом друг к другу и держа ладошки открытыми. Я наливаю каждому в ладошки несколько капель растительного масла и прошу обоих партнеров помассировать руки другого, частично с закрытыми глазами, частично с открытыми (например, минуту с закрытыми и, по моему сигналу, минуту с открытыми). После этого каждый берет в руки ком глины и в течение нескольких минут сжимает его с разной силой — то посильнее, то послабее. Далее я прошу всех закрыть глаза и сжать ком пальцами так, чтобы изменить его форму. Разжав пальцы, нужно легкими движениями ощупать ком (не открывая глаз), погладить его так, чтобы прочувствовать всю его поверхность, сжать его мягкими движениями, покрутить между пальцами, на ладони, сжать обеими ладонями, сдавить пальцами. Маленькие дети не могут долго держать глаза закрытыми, поэтому я всегда говорю о том, что не возбраняется открывать и закрывать глаза по желанию. Кроме того, многим ребятам трудно следовать перечисленным выше указаниям, поэтому, если они начинают действовать по своему усмотрению, независимо от инструкции, я никогда не останавливаю их.
Вообще детям младшего возраста тяжело дается работа, включающая сосредоточение на тонких ощущениях. Чаще всего я предлагаю им исследовать действия, которые можно производить с глиной. Я призываю их скатать и взбить ее на подставке, похлопать по ней ладошками. Вновь сформировать ком, разбить его, похлопать по глине ребром ладони, поверхностью ладони, кулаком, взбить ее в кучку, с силой ударить по ней. После этого можно предложить снова ее помять, скатать из нее колбаску, которую потом прокатать по поверхности ладоней, пока колбаска не станет тоньше, после чего ее нужно разорвать и вновь сформировать шар — вариантов может быть множество.
Сама я часто раздумываю над тем, что еще можно сделать с глиной для того, чтобы лучше прочувствовать ее фактуру. При этом я всегда мну глину в руках. К этому я призываю и детей — исследовать материал и наблюдать за своими ощущениями. Подобный контакт с самим собой открывает возможность к более чуткому отношению к другим. Как следствие улучшается общение в группе. Кроме того, дети могут сами проверить, насколько верно то, что я говорю им о глине.
Я призываю детей исследовать глину, привлекая к этому все органы чувств. Мы знакомимся с глиной, концентрируя свое внимание на ощущениях, возникающих в кончиках пальцев, далее я прошу усилить это ощущение, отправить его в руки и проследить его путь. Все вместе мы нюхаем глину, касаемся ее губами, стараясь почувствовать на губах ее вкус. Я прошу детей прислушиваться, чтобы услышать шумы, шорохи в работе с глиной, шмяканье, хлопки и другие звуки. Быть особенно внимательными от начала до конца. Эти подробные инструкции я даю всякий раз в начале работы с глиной, независимо от того, будет это работа с группой или с одним ребенком. В дальнейшем, продолжая работу с глиной на последующих встречах, я повторяю только часть этих инструкций. В начале работы я предлагаю действия, которые развивают чувствительность — я прошу детей мять, месить, нюхать глину, работать с ней с закрытыми' глазами, концентрируясь на ощущениях в кончиках пальцев.
Далее задания усложняются, инструкции звучат приблизительно так: «Найдите форму вашему переживанию, например, радости, освободите ее, вложите ее в глину, передайте радость ей».
Или даю тему: «Что вы сейчас чувствуете? Придумайте, как могло бы выглядеть ваше чувство, а пока пусть ваши пальцы работают с глиной. Держите глаза закрытыми, и через ваши руки картина сама воплотится в глине — все произойдет само собой».
Или: «Вылепите ваше любимое животное».
Так или иначе результат всегда будет воплощением части личности. Далее я работаю с готовыми фигурами, точно так же, как с рисунками. Я прошу детей идентифицироваться с фигурками, которые они вылепили, и поговорить в этой роли от первого лица, описать, как они, образы, разговаривают и вступают в контакт с другими.
Диана [8 лет) сделала круглый шар. И заметила:
.— Я — мяч, каждый может со мной поиграть.
.— В твоей жизни тоже так, с тобой всем можно поиграть?
После долгих колебаний Диана призналась, что вынуждена целыми днями играть с младшими братьями и сестрами. Что они постоянно ее сердят, и что самая младшая сестра вечно пытается ее ущипнуть. Родителям девочка пожаловаться не может, поскольку те всегда отвечают одно и тоже — ты старшая, ты должна быть умнее и не должна на них сердиться.
Во время разговора она была настолько увлечена своими переживаниями, что не заметила как ребром правой ладони разбила ком глины, который держала в левой руке. Я обратила ее внимание на это и попросила продолжить действие. Ком положили на стол, и я попросила ее представить, что это ее младшая сестра, выразить сестре свои чувства, сопровождая это действием по отношению к глине. Диана стала с ожесточением комкать в руках глину, приговаривая: «Ты не смеешь щипать меня, я тебя убью, если будешь щипаться!».
Диана была известна в группе как скрытный, неразговорчивый ребенок, что часто злило других. Она же, напротив, никогда не показывала своего недовольства. Когда она направленно выразила свой гнев, она словно освободилась от чего-то, что до этого концентрировалось в ней и не имело выхода. «Теперь я смогу играть с другими», — призналась она. Я не считала необходимым дальше разговаривать о том, что с ней случилось, она, похоже, тоже не хотела этого.
При помощи глины можно моделировать достаточно сложные ситуации, подчас возникающие в семье. При этом формы фигурок получаются самые фантастические — предметы быта, животные, сложные геометрические фигуры. В данном случае важна не форма, а момент осознавания своих чувств по отношению к конкретной жизненной ситуации.
В течение практики я сама могу задать определенную ситуацию. Например: «Представьте себе, что вы приходите домой и вас зовут ужинать. Сделайте фигурку каждого члена семьи и усадите их за стол».
Во многих семьях за обеденным столом часто вспыхивают ссоры. В таких случаях ребятам полезно пообщаться с вылепленными фигурками. Я предлагаю ситуацию: «Скажите каждому, кто сидит за столом, сначала то, что у вас разрешено говорить в семье, а потом то, что запрещено».
Роберт (12 лет) вылепил свою семью: отец — нечто похожее на пальто; мать — сторонница образцового порядка и послушания, и младшая четырехлетняя сестра стоят, прислонившись к «пальто»-отцу
(рис. 14, стр. 130).
Вся семья расположена очень компактно — мать и дочь заслоняют отца, а между ними лежит младший братишка. Себя Роберт поставил на некотором расстоянии. Его фигурка выглядит похожей на столб. Я попросила его идентифицироваться со своей фигуркой и поговорить от ее имени.
.— Я маяк, — сказал Роберт.
.— Что делает здесь маяк и что он может про себя рассказать?
.— Маяк говорит о том, что он здесь самый большой, самый главный. Он должен
светить несмотря ни на что. Он должен ярко освещать предметы (Роберт указывает на фигурки), потому что они малы и если их не освещать, их никто и не заметит. Но они не видят маяка.
— Скажи им, что они должны быть более внимательными, может быть, они услышат тебя, если уж не могут видеть.
Далее последовала длинная беседа о безнадежном одиночестве. Это чувство возникло у Роберта давно, когда он был еще совсем маленьким. Выяснилось, что его потребность в душевном тепле удовлетворяли только брат и сестра. Родители не могли или не умели оказать ему поддержку, таким образом, лишая его чувства защищенности и опоры.
Поначалу, без моей помощи, он не смог идентифицировать свой отчаянный «светосигнал» как призыв ко взрослым обратить на него внимание. Скорее, он осуществил перенос и определил его как свое внимание к семье. Такое отсутствие контакта со своими чувствами обернулось для мальчика настоящей трагедией — он агрессивно вел себя в школе, плохо учился, преподаватели жаловались на то, что он рассеян, не может сконцентрировать внимание.
С согласия Роберта мы на какое-то время убрали глиняную семью. Потом я пригласила для совместной беседы его родителей.
Во время разговора я предложила родителям поиграть представленными фигурами. Мать, взяв свою фигурку в руки, сказала Роберту: «Я уже вижу твой свет, но не понимаю, что ты имеешь в виду». В действительности родители поняли свет маяка вовсе не как крик о помощи, а скорее как нечто, указывающее на неправильное поведение в отношении друг друга. Они в первый раз заговорили между собой о чувствах и желаниях. Оставалось надеяться, что разговор им понравился, и они продолжат его по приходу домой. Это было для меня примером того, как важно следовать фантазиям и мыслям детей и не путать их со своими собственными ассоциациями. Для меня свет маяка ассоциировался с криком об одиночестве, но для Роберта маяк был чем-то действительно сильным и большим. Роберт на самом деле заявлял о своей силе, которую никто не хотел признавать. Сама форма маяка, как известного символа, говорила об этом.
Впрочем, случай с Робертом — это лишь отдельный частны й пример. На самом же деле существует бесконечное количество тем, которые можно смоделировать: идеальная семья, друзья, подруги, другие члены группы, преподаватель, школа и класс.
Хорошо пробуждать фантазию лепкой различных сказочных персонажей и литературных героев.
Дети школьного возраста, как только у них в руках оказывается глина, лепят всякие полезные вещи — пепельницы, подсвечники, вазы.
Упражнения с фигурами можно развивать как групповые. Тогда инструкция к практике дается примерно такая: «Закройте глаза и повернитесь к вашему соседу справа. Теперь возьмите глину и попробуйте сформировать фигуру. Большую или маленькую, какую хотите, какая лучше подойдет для вашего соседа. Заставьте вашу фигуру воплотиться и подумайте о своем соседе».
(Пауза).
«Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось. Можно ли подарить эту фигурку соседу? Что в ней есть ценного, интересного? А что бы вы хотели изменить?»
(Пауза).
«Теперь примите подарок от напарника. Снова закройте глаза и прочувствуйте, что ваш сосед хотел вам сказать? Что вы поняли? Что вы можете принять? Радуетесь ли вы или злитесь, получив такой подарок?»
Подобные упражнения развивают осознавание действий «брать/давать». Многие ученики признаются, что изначально желают разрушить, сломать фигурку соседа и не делают это лишь потому, что у них самих глины в избытке, хотя уничтожение «подарка» позволило бы разрешить психологическую проблему или конфликт.
Другие принимают «подарок» отчасти, потому что он им нравится, а от части — из страха нарушить инструкцию.
В ходе практики я пытаюсь подвести учеников к такой ситуации, где бы они действовали сообразно своим первичным импульсам, чтобы раскрепостили свое бессознательное. Тогда процесс осознавания протекал бы эффективнее и быстрее.
Один юноша (18 лет) был очень застенчивым и робким и сильно страдал от своей застенчивости. В глубине души он это прекрасно сознавал, но разрешить свою проблему никак не мог. Однажды на занятии он вообразил себя рекой. Получив от соседа фигурку-«подарок», он неожиданно испытал глубочайшую радость. Он прочувствовал свою жизнь как течение реки — ив собственном восприятии, и в глазах окружающих людей. Река течет плавно и спокойно, она способна и принимать, и отдавать.
В группах с небольшим количеством учеников я предлагаю ребятам закрыть глаза и несколько раз пустить каждую фигурку по кругу. При этом я спрашиваю: «Какие у вас возникли ошущения? Какие мысли проходят через ваши руки? Чего вы боитесь? Что вас радует?»
(Пауза).
«Осознайте как следует свои ощущения. Тщательно исследуйте каждую фигурку, которую берете в руки. Изучите ее поверхность, особенности ее формы. Составьте свое мнение о ней и запомните его».
Если ученики успешно справляются с заданием и в группе не возникает неразберихи, я даю сигнал к дальнейшим «дарам». Кстати, дополнительно можно провести описанное в предыдущих главах упражнение «Три вопроса — три ответа».
После того как все фигурки рассмотрены и прошло их обсуждение, появляется возможность выразить самые сложные из фигур в виде групповой пластики.
Это весьма красивый и увлекательный процесс. Можно разыграть небольшое представление, подключив к нему даже самых пассивных и зажатых учеников. У ведущего появляется уникальный шанс проследить, как из отдельных частей (личной работы каждого ученика) складывается единое целое — коллективная практика. Снова и снова находится в группе кто-то, кто с яростью швыряет глиняную фигурку, мнет ее или топчет.
Когда я хочу мягко вмешаться и остановить буйство, то говорю: «Если кто-то хочет разрушить чужую фигурку, пусть доведет дело от начала до конца, поскольку другие не станут принимать в этом участие».
ПЛАС Т ИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Для нормального, гармоничного развития ребенка не менее важны его осанка и пластика, поскольку они являются одними из основ моторики и координации движений. Я уже рассказывала о том, как можно отобразить движения с помощью рисунков. Примерно таким же образом их можно смоделировать.
На основе своего опыта хочу предложить приблизительно такую практику.
«Пройдитесь по комнате с закрытыми глазами. Ощутите свою осанку. Плечи приподняты или опущены? Как вы держите голову? Как вы ступаете при ходьбе — с носка на пятку или наоборот? Прижимаете ли вы коленки? Вам нравится больше ходить или стоять?»
Тем детям, у кого проблемы с координацией и равновесием, имеет смысл предложить для страховки стул, пусть они движутся вокруг него, придерживаясь за спинку.
После небольшой паузы продолжить:
«Теперь найдите для своего тела такое положение, которое вам приятнее всего на данный момент. Из этого положения сделайте любое движение, какое вам нравится. Как вы его делаете? Спонтанно, не задумываясь? Или вам что-то мешает, тормозит? Настройтесь на это движение, постарайтесь удержать его в памяти».
Снова пауза. Надо дать ученикам время спокойно осознать собственные действия.
Затем ребята берут глину, устраиваются кому как удобнее (за столом или на полу) и лепят форму тех движений, которые им больше всего запомнились.
С детьми младшего и среднего возраста я часто провожу упражнение под названием «Герой или героиня». Я предлагаю ученикам вспомнить любимого героя из книжки, кино или мультика. Потом даю задание:
«Попробуйте пройтись по комнате как ваш любимый герой или героиня. Скопируйте его походку и осанку. Старайтесь почувствовать то же, что чувствует ваш герой. Представьте себе его голос.
Рис. 15. Девочка (16 лет). 42 х 29,7 см
Сначала просто звучание, потом слова. Поговорите с друзьями голосом своего героя».
Когда дети вживутся в роли, я предлагаю им слепить свои персонажи. После того как работа закончена, каждый ученик выставляет фигурку на картонную подставку и по возможности подробно рассказывает обо всех положительных качествах своего героя.
Для подобных упражнений существует огромное количество тем: например, «Домашние животные», «Любимые певцы», «Инопланетяне» и многие другие.
Для усиления эффекта практики я иногда провожу занятие на тему «Приключение».
После того как дети расселись в круг, они выполняют небольшое разминочное упражнение на спонтанность движений (ощущение кистей, плеч, глеи, поясницы). Потом я неожиданно даю указание: «Замрите в той позе, в какой вы есть. Закройте глаза. Представьте, что перелистываете приключенческую книгу. Вы листаете ее, разглядываете рисунки и видите героев в такой же, как у вас, позе. Что вы можете сказать о герое? Какое приключение он переживает?»
Выслушав каждую отдельную историю, я прошу ребят вылепить понравившиеся персонажи. Впрочем, лепку отнюдь не возбраняется совмещать с рисованием.
ГЛИНА И РИСУНОК
Моделирование из глины можно успешно применять параллельно с обычным рисованием, а так же с работой различными поделочными материалами.
Ученики, закрыв глаза, создают из кома глины некую форму. Она может выражать настроение в определенный момент времени, быть самостоятельным символом, отражать конкретный предмет, лицо или действие.
Затем ученик открывает глаза и активно работает со своей фигурой. С ней можно походить по комнате, найти для нее подходящее место, дать имя, побеседовать, идентифицироваться с ней и т. д.
После этого дети должны нарисовать свои глиняные творения. Лучше всего это делать пальцами при помощи цветных красок и клея. Когда рисунки готовы, ученики рассаживаются каждый на свое место и происходит обсуждение картин.
«Посмотрите, что у вас получилось? Какое творение красивее — фигурка или рисунок? Что более полно отражает ваши чувства?»
В небольшой группе или на индивидуальных занятиях возможна такая практика:
.— сначала рисуются картинки без определенной тематики, просто ученики отражают сиюминутные чувства или стараются образно передать волнующие их проблемы;
.— затем преподаватель задает тему и просит выразить в глине те детали, которых недостает на рисунке.
Я, например, часто даю темы «Моя тайна» или «Чего я боюсь». И тогда при сравнении лепной формы и рисунка открываются источники многих детских проблем и комплексов.
ДРУГИЕ МА Т ЕРИАЛЫ
Помимо красок и глины можно с успехом применять и другие материалы. Например, мучное тесто, пластилин, папье-маше, проволоку, все виды коробок, ткань, бытовой мусор, ломаные игрушки. Разнообразие материала для практики лишь повышает интерес у детей и делает занятия еще более эффективными.
Бытовой мусор
Обычно я прошу ребят собирать то, что взрослые готовы выбросить в мусорное ведро. Для дела сгодится все: фольга, фантики и обертки, пластиковые флаконы из-под шампуней, баночки от крема, парфюмерные пузырьки и склянки. Все, что ярко окрашено или блестит. Из этих, казалось бы, бесполезных предметов, всегда можно создать скульптуру, фигуры самой необычной формы, из них выходят прекрасные коллажи, их интересно раскрашивать, резать и клеить.
Для многих детей этот вид творчества весьма важен. Стоит лишь немного изменить точку зрения, и тогда вещи, не имеющее реальной ценности, вдруг становятся значимыми. От подобной практики дети приобретают богатый опыт личностных оценок.
Проволока
Проволока — материал гибкий и предоставляет обширное поле деятельности для детской фантазии. Можно создавать самые причудливые фигуры и формы, соединять их с материей или цветной бумагой. К тому же работу с проволокой легко совместить с рисованием.
Например, нарисованную страну заселить проволочными человечками, создать рельеф и ландшафт, добавить в картины объемные персонажи.
Дерево
Различные деревянные заготовки (бруски, обрезки досок, неошкуренные кругляши) всегда пригодятся для групповых занятий. С ними можно творить все, что угодно: пилить, сверлить, резать, из них можно извлекать всевозможные шумы, раскрашивать во все цвета радуги.
То есть дерево как материал весьма разнообразно в употреблении — к нему можно приложить и силу, и внимание. Тем более, что дети возятся с деревянными заготовками очень охотно. Эта практика существенно влияет на развитие эмоционально неуравновешенных детей.
И Г РЫ С МАСКАМИ
О применении масок я уже упоминала в главе, где речь шла о работе с полярностями. Воздействие игр с масками можно углубить, если ввести определенные правила и проследить за их соблюдением. Игра получит особую концентрацию, когда выйдет за рамки обычного занятия и приобретет характер некоего ритуального действа.
Маски можно изготовить самых разных видов. Для этого лучше всего подходят три материала — тонкий картон (желательно белый), папье-маше и гипс.
Снимать гипсовые маски должны лишь старшие ученики под руководством воспитателя.
Кожу на лице, веки, губы густо смазывают вазелином. В ноздри осторожно вводят толстые соломинки. Если кому-то из учеников станет страшно, его нужно на время освободить от этой процедуры, пока он сам не пожелает.
Гипс режут на узкие полосы, погружают в воду и образовавшуюся массу аккуратно накладывают на лицо.
Когда гипс высохнет, маску осторожно снимают. Потом ее можно раскрасить или оставить белой, для удобства прикрепить резинку.
Необходимо заметить, что коллективная работа станет для большинства учеников интенсивным опытом не только концентрации, но и контакта в группе. К тому же, подобная практика обогащает фантазию.
В дальнейшем возможно проведение различных упражнений с масками. Например:
«Представь себе, что сейчас поздний вечер. Ты в сумерках держишь путь по неизвестной местности. Как выглядит эта местность? Медленно темнеет. Ты вдруг видишь далекий свет и смутные очертания то ли горы, то ли замка. Ты меняешь курс или идешь дальше в этом направлении? По мере приближения ты слышишь неясную музыку. Однако вскоре ты узнаешь мелодию.
Теперь ты знаешь, где выход. Он там, где свет. Ты хотел бы знать, что там происходит. Ты подкрадываешься к окну, заглядываешь внутрь и видишь, что попал на маскарад. Ты можешь узнать собственную маску. Потом ты видишь под ногами билет. Ты поднимаешь его и читаешь: «Приглашение на маскарад». Ты решился взять приглашение. В этот момент ты чувствуешь, как изменяется твоя одежда, твои волосы, весь твой облик.
Ты направляешься ко входу. В это время раскрываются тяжелые двери. Ты входишь и неожиданно оказываешься напротив кого-то. Он (или она) тебе незнаком, однако весьма странно узнаваем. Ты удивлен его появлению, присматриваешься и узнаешь свою одежду, свою осанку. Кто это? Мужчина или женщина? Сколько ему лет? И вдруг ты узнаешь сам себя. Перед тобой твое отражение в зеркале».
Это всего лишь один из примеров, как можно обыгрывать маски.
Подготовка пространства зала
Часть зала отводится под сцену, в другой части сидят зрители. Сцена должна быть отделена от зала занавесом и освещена, независимо от того, днем разыгрывается действие или вечером. Соответственно, остальная часть зала будет затемненной. Из зала на сцену должно быть 2 двери (они могут быть условно обозначенными) — одна ведет из зала на сцену, вторая — со сцены в зал. Такое разделение принципиально, оно важно для процесса растождествления игрока со своим персонажем. «Артисты» покидают зал через первую дверь — в этот момент на их лицах нет масок. Они уходят за занавес и появляются на сцене уже в масках. Когда они заканчивают свое действие, они за сценой снимают маски и возвращаются в зрительный зал тоже без них. Таким образом, производится растождествление личности играющего и той роли — маски, которую он на себя «надел».
Дальше я коротко привожу примеры двух вариантов игры.
Представление
На середине сцены стоит кресло, на него направлен прожектор. Ведущий должен предварительно оговорить с участниками, в какой последовательности они будут появляться на сцене. Первый номер поднимается на сцену, как описано выше — из зала он выходит без маски, на сцене появляется в маске. Он садится в кресло и некоторое время молчит. Направлять действие должны зрители и остальные исполнители, не занятые в данной сцене — они задают ему из зала самые различные вопросы. Тогда он представляется: кто он, как его зовут, зачем он пришел, куда он пришел, в чем его «миссия», или его задание (задача) в мире. Темы вопросов можно обсудить заранее. Как правило, их подсказывают старшие участники игры и сам ведущий. После того как герой расскажет о себе и ответит на все вопросы, он поднимается с кресла и покидает сцену. Как мы уже говорили, со сцены он уходит в маске, но в зал возвращается уже без нее. После него на сцену выходит участник под номером два. Теперь он занимает кресло и действие продолжается. Таким образом, все участники один за другим должны оказаться на сцене. Можно представить, что должны испытывать дети, какое сильное воздействие оказывает сама маска, на вид такая простая. После того как они увидели своих товарищей по группе в совершенно незнакомом им виде, да к тому же во время действия, которое само по себе окутано таинственным, мистическим покровом, они не смогут уже просто относиться к тем, кто рядом с ними — каждый из членов группы приобретает особую значимость. Между детьми возникают более теплые и одновременно,
более чуткие отношения.
Пантомима
Следующий шаг работы с масками — это пантомима. На этот раз на сцене нет кресла, она пуста. Исполнители, как и в предыдущем варианте, по очереди появляются на освещенной сцене. Начинает участник номер один. Он выхо-
дит из зала без маски и появляется на сцене, предварительно ее надев. Далее, не произнося ни слова, он при помощи пантомимы разыгрывает короткие сцены, которые он выдумал или выдумывает во время игры. Сцены должны показывать сущность или определенные черты характера его персонажа. Дети, а в особенности подростки, всегда используют защиту в виде маски или, точнее, роли. Случается так, что черты маски ошибочно воспринимаются взрослыми как черты характера ребенка. Но иногда, подобная маскировка имеет столько преимуществ, что незаметно черты маски, по сути — выдуманной роли, прочно сращиваются с чертами личности самого ребенка или подростка, и тогда они могут надолго остаться, не давая развиваться скрытому под маской человеку.
Выявить черты, принадлежащие маске, помогает ситуация проигрывания роли на сцене. Общая атмосфера волнения, творчества и поддержки усиливает эту возможность.
Представьте, как вы бы чувствовали себя, оказавшись в следующей ситуации: свет выключен, вы находитесь в темном зале. Вы не видите других и уверены в том, что и они не видят вашего лица сквозь маску. Маска стоит между вами и миром. Вы сами не проявляетесь, вас не видно. Вы не пытаетесь представиться от имени себя настоящего. Временно вы идентифицируетесь с маской — персонажем, который выбрали. Быть может, вы были близки к какому-то решению, открытию в самом себе, и вот здесь, на сцене, в абсолютной тишине, покое, настал момент, когда ваш тайный персонаж раскрывает, проявляет свою сущность. Каждый поворот, изгиб тела обозначает какое-то переживание, чувство. Одно движение порождает другое — так непрерывно поток бессознательного обретает форму в игре вашего тела.
Действия всегда воспринимаются живее и кажутся более значимыми, нежели речь, за действиями следят с более пристальным вниманием, действия более точны, они находят отклик в сердцах зрителей. Тем более, зрителей, с замиранием ожидающих момента, когда им самим придется выйти на сцену. Завороженно следят они за происходящим там действом, игра идет сама собой, и играющий и зрители находят в ней нечто магическое. Все происходит не так, как в обыденной жизни. Напряжение очень высоко — и актеры и зрители слишком близко подходят к проявлениям бессознательного как у себя, так и у людей, с которыми им предстоит еще долгое время работать в одной группе. Как правило, после этой игры группа начинает вести себя как единый организм. Барьер страха между участниками оказывается либо совсем, либо в большой мере сломлен.
Сцены могут быть короткими и занимать не более 5 минут, или подлиннее — минут по 10. Не стоит напоминать выступающему о том, что его время вышло. Никто не ограничивает зрителей в их желании проводить актера со сцены аплодисментами.
После того как все актеры выступят, в группе начинается период новых отношений. Нельзя сказать, когда станут заметными изменения в каждом человеке отдельно — это может случиться и
раньше, и позже. Одно только верно — изменения наступят обязательно.
Что можно делать на следующих занятиях? Например, если группа встречается не реже одного раза в неделю, можно во время отдыха или перерыва предложить ребятам обменяться масками или попробовать отдать свои маски в распоряжение другим, чтобы те приняли участие в игре или просто поучились играть с масками. В последующем варианте условия игры снова меняются. Каждый может использовать в игре чужую маску, но теперь он уже на сцене не один — подключается второй (а может, и третий, четвертый) игрок, и развивается коллективное действие. Пары или маленькие группы могут коротко представить на сцене какую-нибудь выбранную по общему согласию ситуацию. К примеру: «Поход на дискотеку» или «С кем бы ты хотел сыграть?». Варианты тем можно обсудить заранее, чтобы во время проведения самой игры дети могли быстро выбрать тот или иной сюжет. Единственное условие, которое не меняется — это то, что все представление проходит молча. Вся ценность игры состоит в усилении выражения лиц и передаче посредством пластики тела душевного состояния. Игра требует большой концентрации, длительного сосредоточения на собственных переживаниях, поэтому нужно учитывать то, что после игры дети обязательно должны иметь возможность хорошо отдохнуть.
В дополнение необходимо сказать о том, что весь цикл индивидуальной и групповой работы не прерывается обсуждениями. Обсуждение можно провести, завершая работу следующим образом: все сидят в кругу в масках. Маски, которые обсуждаются, положены на середину крута. Актеры делятся своим опытом, зрители — своими впечатлениями. Форма коллективного обсуждения более продуктивна. Во время такого заключительного этапа общение может плавно перейти в индивидуальную работу и вновь вернуться в русло обсуждения.
Часть II ПУТЬ НАРУЖУ
РИСОВАНИЕ КАК СРЕДС Т ВО КОММУНИКАЦИИ
До сих пор я рассказывала преимущественно об упражнениях, в ходе которых каждый ребенок рисует картины любо на индивидуальном занятии, либо в группе. В этом случае основной упор делается на личностное выражение внутреннего мира и собственных фантазий. Беседы же помогают лучше осознать вскрытую проблему или комплекс. При этом группа благодаря своему пониманию и поддержке может расширить и изменить способ видения занимающегося. Но и для самого процесса рисования группа имеет огромное значение. Ее энергия воздействует на каждого отдельного ученика, поэтому важно провести предварительный подбор группы по определенному критерию. Так, например, гармонично развитый, незакомплексованыи ребенок благодаря своему раскрепощенному образу действий способен помочь и другим ребятам избавиться от смущения, равно как беспокойный, шумный ребенок, который не в силах усидеть на месте, может помешать остальным.
Далее я постараюсь доходчиво представить некоторые упражнения, где изобразительное искусство в значительной степени обостряет и расширяет коммуникативные способности занимающихся. Рисование становится беседой, диалогом.
Все мы знаем, что многим людям бывает трудно выразить свои мысли и чувства на словах, а тем более объяснить самим себе причины бесконтрольных переживаний и душевных конфликтов. В языке изображения бессознательное проявляется без усилий, способствует осознанию, обогащает внутренний мир, дает заряд энергии. К тому же большинство упражнений приносят очевидное удовольствие и радость. Они могут проводиться в парах и небольших группах.
Описание практики я попыталась ограничить инструкциями и предложениями. Возникающие в группе оживленность, интимность и сердечность нужно пережить самим.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 739 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|