АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ТЕЛЕСНЫЙ ОПЫТ И РИСОВАНИЕ

Прочитайте:
  1. Групповое рисование по кругу
  2. ДВИЖЕНИЕ-РИСОВАНИЕ
  3. РИСОВАНИЕ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ СО ШКОЛЬНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
  4. Рисование мандал
  5. РИСОВАНИЕ ПО ПРАВИЛАМ
  6. Что такое проективное рисование? Как оно применяется?

ЙО Г А И БИОЭНЕР Г Е Т ИКА

Насколько сильно скопление неразрешенных проблем и конфликтов захватывает человека в плен и мешает его конструктивной деятельности, я поняла, когда стала включать в дневную про­грамму работы с группой «трудных» детей упраж­нения из йоги и биоэнергетики. К примеру, дети, у которых отсутствовало душевное равновесие, не могли удерживать и равновесие физическое. Уп­ражнения на удержание баланса требуют от уче­ников большого терпения, поскольку двигаться им приходится маленькими шажками.

Именно в процессе практики открывались все нарушения поведенческих образов, мешавшие детям даже внимательно выслушать мои инст­рукции. Один мальчик, например, всегда тотчас же начинал жаловаться: «Я не могу это, это совсем не пойдет!» Одна девочка могла выполнить дви­жение только тогда, когда кто-нибудь двигался вместе с ней. Едва ребенок погружается в спо­койную умиротворенную атмосферу медитации, где ему приходится некоторое время побыть на­едине с самим собой, как тут же выявляются все его беды и расстройства. Одни дети пытались высвободиться из этого положения через дикие порывы действия, другие — через отказ и жа­лобы.

Только обстановка, способствующая концент­рации, может дать детям возможность взглянуть на собственный внутренний мир. Обязательным условием успешной практики является отсутствие большого количества внешних раздражителей: за­темненная комната с ковром на полу (многие упражнения выполняются на полу); горящая свеча в центре, вокруг нее лежит толстый канат, образуя окружность радиусом минимум 1 метр (в зависимости от численности группы). Вокруг кольца из каната сидят дети, за канат-границу переступать нельзя. Основные позы — сидя на пятках, сидя по-турецки, «крокодил». Следующее правило: запрещается перебивать друг друга. Для лучшего запоминания этого важного правила можно использовать упражнение из йоги. Когда кто-то из учеников забылся и стал перебивать собеседника, вся группа начинает шипеть по-зме­иному — шш... шш... шш... Кстати, это упраж­нение способствует углублению дыхания.

Перед началом занятий детям необходимо объ­яснить все принципиальные моменты практики. К примеру, чаще всего я рассказываю ребятам, что в животе у каждого человека есть невидимое царство, которое является источником счастья и радости. Большинство людей забывают, где на­ходится вход в это царство, или же они потеряли ключ. Попасть в это царство может каждый, од­нако отыскать пути туда нелегко, и идти по ним весьма утомительно. Это не обычные пути, кото­рые мы наблюдаем во внешнем мире. Это пути, ведущие внутрь. И мы хотим их разведать.

Опорными знаками для детей являются свеча и круг, символизирующие, что мы направляемся на поиски пути внутрь. Необходимо также на­помнить и о других «помощниках» в поисках внут­реннего царства. Например, о дыхании. Я пред­лагаю детям глубоко и медленно подышать жи­вотом. При этом руки лежат на животе и ощущают, как он поднимается и опускается. Для некоторых детей невыполнимо даже это. Успоко­ить их помогают телесные прикосновения. На­пример, одной рукой можно слегка коснуться го­ловы или спины ребенка, или положить руку поверх его руки на животе. Если дети чересчур возбуждены и не могут сосредоточиться, я прошу их тихо считать свои вдохи. Периодически я снова и снова даю указание: «Вы дышите животом; вы чувствуете при этом свой живот изнутри, чувст­вуете, как он поднимается и опускается, подни­мается и опускается».

Потом я меняю ритм дыхания: прошу их ды­шать 4 раза глубоко и быстро, и один раз — глубоко и медленно, и дважды так повторить. Я обращаю их внимание на различие способов ды­хания.

Эти или другие дыхательные упражнения в начале каждого занятия углубляют концентра­цию.

Теперь я предлагаю ребятам мысленно нари­совать картинку, где бы изображался их живот изнутри, словно они попали в пещеру своего жи­вота и осматривают все вокруг. «При этом не забывайте о дыхании. Что ты видишь? Какое освещение, какая температура?»

Детям с эмоциональными нарушениями порой очень трудно дается представление внутренней картины. Поэтому нередко после этого упражне­ния я советую им начертить карандашом или нарисовать красками свой живот, как он выглядит изнутри. Рисование карандашом или красками учит образному восприятию, в данном случае — восприятию внутреннего объекта. Способность детей создавать представляемый внутренний мир развивается. Было бы прекрасно время от време­ни предпринимать это фантастическое путешест­вие в живот и сохранять рисунки.

После такой подготовки можно начинать заня­тия йогой и биоэнергетический практикум.

Чтобы уважаемый читатель получил более ши­рокое представление о моей работе и почерпнул для себя интересную информацию, далее я при­вожу примеры конкретных упражнений, специ­ально адаптированных для детей. Я хотела бы предостеречь тех, кто решит применять эти уп­ражнения в работе с очень неуравновешенными детьми, тем более с группой. Упражнения создают энергию. Душевно неуравновешенные, блокиро­ванные дети физически также неуравновешены и блокированы. Они не в состоянии заряжаться энергией и снова разряжаться в естественном ритме. Их тело долго сопротивлялось, долго не получало нужной разрядки, например, приступов ярости или слез, особенно когда подобные вы­плески эмоций не встречают одобрения в семье. Такой ребенок лишен возможности разрядиться в гармоничном ритме. Соответственно, тело и психика не в состоянии принимать слишком много энергии. Очень простой и распространен­ный пример — задержка дыхания; чем меньше вдыхается, тем меньше поступает энергии, и тем меньше остается сил для нормального мироощущения. В семье, где существует табу на слезы, ребенок, будучи обижен или расстроен, может задерживать дыхание. Так он меньше ощущает боль от травмы и способен сдержать слезы. Од­нако естественный процесс очищения тела прер­ван, ритмичность зарядки и разрядки нарушена.

Когда посредством аналогичных упражнений подводишь детей с нарушенной ритмикой к энер­гетической зарядке, необходимо действовать край­не осторожно, чтобы не шокировать организм. Прежде всего, ребенок наотрез откажется вклю­чаться в ситуации, где есть шанс собрать большее количество энергии, нежели то, к которому он привык. Он должен испытывать ко мне полное доверие, и мое управление процессом должно быть осторожным и поощряющим. Я могу поддерживать его и словами, и телесным контактом. При этом имеет место успокоительная передача энергии. Я поощряю ребенка нормально воспринять свежий энергетический поток. Однако, если я чувствую, что сопротивление ученика слишком велико, то стараюсь мягко убрать напряжение и не настаиваю на продолжении занятия..

Чтобы вместе с ребенком постепенно найти решение его проблемы, надо доверять его собст­венным умениям и чуткости. Если удается моби­лизовать энергию, то ребенок, как правило, пред­принимает попытки снова ослабить ее своими старыми привычными способами. Он начинает жаловаться или перестает правильно дышать, или буйствует и громит все вокруг себя.

В этот момент важно направить его поведение по новому, еще не накатанному пути, который позволит все-таки выплеснуть энергию. В такие сложные моменты я предлагаю детям рисовать.

\

Удивительно, с какой быстротой после выполне­ния упражнений ребята изображают свои душев­ные проблемы. Часто появляются целые серии рисунков, отображающих проблему в завуалиро­ванной форме, или на глубинном уровне пред­ставлений, аналогичных сну. На словах ребенок никогда бы не раскрыл истоки своих конфликтов. Даже если ученик не может понять собственного изобразительного языка, рисунок все равно яв­ляется важным моментом фундаментального по­знания. По возможности я рассказываю детям об их рисунках и содержащихся в них посланиях, впрочем, не объясняя всего. Бессознательное часто опережает сознание, и связь между ними следует устанавливать осторожно. Если я дам объяснение слишком рано и без предварительной подготовки, то ребенок начнет сильно защищать­ся, закроется или вообще уйдет с занятия. Я не хочу использовать ситуацию, соблазняя ребенка воспользоваться такой формой выражения, по­средством которой он выдаст о себе больше, чем естественным образом «знает» сам.

Ниже я привожу цикл упражнений, сформиро­вавшийся в процессе работы с детьми с сильными эмоциональными нарушениями (возраст от 6 до 7 лет). Дотошный читатель имеет возможность проследить динамику развития и конструктивную идею каждой практики. Отдельные элементы уп­ражнений частично заимствованы из йоги, час­тично ориентированы на опыт биоэнергетики. Детям, развитым соответственно своему возрасту, эти занятия, как правило, доставляют радость. Дети извлекают пользу из правильного дыхания, концентрации, баланса и телесного осознавания. Проблемным детям для упражнений необходимо терпение, подготовка и руководство. Так, для них очень важно, чтобы соблюдались начальные ри­туалы, чтобы упражнение снова и снова объяс­нялось и показывалось, и желательно — в игровой форме, чтобы практики усложнялись только после достигнутого и закрепленного успеха и осторожно проводились дальше.

Птица (улучшает равновесие и самообладание)

«Мы — птицы, мы любим парить высоко в небе! Наши руки — крылья, мы отводим их назад и взлетаем вы­соко в воздух! Когда мы находимся на полу, мы ходим на кончиках паль­цев и вытягиваем крылья далеко-да­леко назад... Мы легки, как птицы! И даже походка наша крылатая».

Дети ходят и «летают» по кругу. «А теперь мы рисуем птиц».

Лягушка (улучшает равновесие и самообладание)

«Мы — лягушки. Мы сидим на пят­

ках. Руки на голове. У нас глубокий

квакающий голос. Наших ноги — это

лягушачьи лапки. Мы можем высоко

прыгать вверх».

Дети прыгают по кругу и при этом квакают. «Возьмите краски и рисуйте лягушек».

Когда я проводила эти упражнения на прак­тике, они наглядно показали, что дети с тяжелыми эмоциональными расстройствами, в основ­ном, не в состоянии удерживать равновесие и учатся этому с большим трудом. Через некоторое время им обязательно нужна фаза расслабления, когда они смогут немного побушевать, например, попрыгать под музыку.

Можно также провести упражнение, не требу­ющее от учеников жесткой самодисциплины. К примеру, упражнение «Лес».

Лес

Дети и/или участвующие взрослые образуют два ряда. Каждый человек — дерево в лесу, а поднятые вверх руки — ветви. Раскачиваясь верх­ней частью туловища, нужно имитировать шум ветра, лесные шорохи и звуки. Посередине между двумя рядами — место для человека, над которым смыкаются «ветки». Последний в одном из рядов ребенок идет или ползет по лесу с закрытыми глазами. При этом ветви деревьев прикасаются к нему, гладят. Благополучно миновав «лес», ре­бенок вновь становится на другой конец ряда, а ребенок, стоящий напротив него, отправляется через «лес», после чего также становится в конце ряда. Дальше идет следующий по очереди, пока все не побывают в «лесу».

Побывать человеком, которого носят

Следующее упражнение поначалу вызывало у детей страх, но позже они полюбили эту игру на

доверие. Один ученик лежит на полу с закрытыми или завязанными глазами. Группа становится во­круг на колени, подкладывает кисти рук под ле­жащего, медленно поднимает его вверх и, осто­рожно раскачивая, носит по комнате. Затем опять медленно и нежно ребенка опускают на пол. В конкретном случае взрослые несли действитель­ную тяжесть, участие же детей в процессе было символическим. Подростки иод руководством пре­подавателя могут носить участника группы сами.

Это упражнение постепенно развивает способ­ность без страха доверяться другим.

Морская качка

Дети сидят на полу, подтянув ноги и обхватив колени руками. Из этой позы им нужно качнуться назад (причем так, чтобы крепко удерживаемые ноги были направлены вверх), а потом вновь вер­нуться в исходную позицию, не отпуская ног. Это упражнение повторяется приблизительно 10 раз. В него могут гармонично вписываться различные фантазии, например: «Ты лежишь на морском дне. Ты — ракушка, водоросль или камень. Тебя качают волны, туда — сюда, туда — обратно».

Прослушивание кассеты с записью морских шумов одновременно дает ритмическую опору.

Большинство детей нашей группы нуждались в прямой поддержке. Клаус сказал: «Я ужасно тяжелый камень и сам не могу шевелиться».

Лишь когда он, благодаря касаниям рук, дей­ствительно ощутил волны в форме прикоснове­ний, движение для него стало возможным.

Цветы на лугу

Основное движение исходит от колен. Дети, подняв руки, стоят на коленях. Потом они накло­няются вниз до тех пор, пока голова не коснется пола и вытянутые руки не лягут перед головой. Чтобы побыстрее разбудить воображение, я гово­рю: «Представь себе, что ты — цветок на лугу. Когда встает солнце, ты открываешься — верхняя часть туловища и руки поднимаются вверх, ты глубоко вдыхаешь. Когда налетает ветер или дождь, или приходит ночь, ты закрываешься. Ты медленно склоняешься, пока твоя голова не ляжет на пол...»

При этом некоторые дети также нуждались в прямой поддержке. Например, Анди заявила: «Мой цветок срезан». В момент движения ее нужно было поддерживать за спину.

Животное

Большое удовольствие доставляет детям следу­ющее упражнение:

«Представь себе, что ты — животное... Накло­нись вперед и упрись ладонями в пол. Теперь ты стоишь как животное — на всех четырех лапах. Голову вытяни вверх, насколько сможешь, будто тебя что-то заинтересовало на потолке... Теперь попробуй побегать в этой позе, представляя себе, что ты как раз то животное, каким хотел бы стать. Ты полон сил. У тебя свой особенный голос. Издай звук, будто животное».

Большинство ребят представляли себя тиграми, львами или чем-то подобным и страшно рычали.

Только Соня стала цыпленком, который жалобно пищал: «Что с моей мамой, она не высиживает меня! Я мерзну, она такая холодная!» Соня много времени проводила у соседки, поскольку своей матери она доставляла слишком много забот.

Цирк

На полу нарисована круглая «цирковая арена». Дети изображают цирковых животных, клоунов, акробатов, которые в начале представления ша­гают по кругу. При этом каждый показывает свою силу, топая как можно громче. После этого уче­ники, по возможности одновременно, демонстри­руют уже выученные упражнения. Они, напри­мер, становятся «качающимися обезьянками» (ср. «морская качка»), «лягушками», «птицами» и так далее. В заключение каждый ребенок должен дать на арене свое собственное представление.

После каждого полностью выполненного упраж­нения дети рисуют. Рисуночная история Лизы возникла после фантазии «животное» [рис. 11 α-, стр. 90).

Лиза (7 лет), девочка карликового роста, — дочь родителей-алкоголиков. Дома она — игруш­ка в руках своих переменчивых в настроении родителей. В спецшколе для трудновоспитуемых Лиза незаметна, отстраненна, несобранна. Она отстает от сверстников в физическом и духовном развитии. В своих фантазиях девочка постоянно убивает себя.

Через упражнение «Представь себе, что ты — животное и у тебя есть сила» она выразила свое желание быть такой же сильной и опасной, как и окружающий ее мир, и прежде всего — роди­тели. В течение нескольких минут Лиза сделала целую серию рисунков. Вот ее комментарии:

«Я большой и сильный конь» [рис. 11а). «Я гигантская собака» (рис. 116). На третьем листе (рис. lie) она нарисовала цветы, солнце и небо. После некоторых колебаний она поместила между ними дом. В нем нет входной двери, он практи­чески висит в воздухе, балансируя на одной ноге. Это соответствовало ситуации: у нее нет надеж­ного дома. Дом можно понимать как символ ее самой: она не может прочно укрепиться между небом и землей и фантазирует о том, чтобы броситься вниз с высокого дома.

Четвертый рисунок снова показывает ее жела­ние обрести силу и способность быть агрессивной: «Однажды я стану диким зверем — крокодилом». Сбоку Лиза рисует «большие зубы» (рис. 11 г).

 

Ψ

Рис. 11. Лиза (7лет). Каждый рисунок 29,7 х 42 см 90

Как глубоко она должна прятать за показным спокойствием эти желания, показывает ее следую­щий рисунок. На новом листе девочка изображает в левом нижнем углу пять желтых цветков, кроме них на листе ничего больше нет (рис. 11).

Она берет изображение большого, дышащего силой дракона с огромной зубастой пастью — его нарисовала лизина воспитательница, и он слу­чайно оказался на столе.

«Это надо снизу», — говорит Лиза и настаивает, чтобы дракона приклеили под ее рисунок с цве­тами. Значит, дракон все-таки существовал, но до поры оставался невидимым. Как иногда об­манчив внешний образ, пусть даже самый безо­бидный. Например, как внешний вид Лизы: за милыми цветочками прячется опасный дракон.


 

Т ЕЛЕСНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Тело — своего рода открытая книга души. Поняв его язык, можно очень многое узнать о характере и основных проблемах человека, осо­бенно о его сиюминутном состоянии. Многие про­цессы возможно распознать еще до того, как они будут осознаны на ментальном уровне. В экстре­мальных случаях, когда проблемы остаются не­осознанными на уровне мыслей и души и не разрешаются, они отражаются в теле в виде бо­лезней. Тело и душа так тесно взаимосвязаны, что каждый из этих компонентов человеческого индивида разделяет страдания и радости другого. Вместе они плачут, вместе смеются. Хотя оба этих действия непосредственно осуществляет только тело. Я уже упоминала, что такое гармо­ничное сотрудничество может быть нарушено. Если выражение через тело душевных состояний не разрешено, то тело покрывается броней, по возможности настолько крепкой, чтобы душа была совершенно защищена от переживаний.

Как душа действует на тело, так и тело ока­зывает влияние на душу. Каждый знает, что он должен сначала успокоить тело, чтобы обрести душевный покой. Тот, кто очень голоден, прежде всего думает о еде. У того, кто сильно мерзнет, и душа сжимается. Тело своего рода — тиран, и за все страдания души предъявляет свой счет. Однако, благодаря этому влиянию тела на душу, мы получаем реальную возможность уменьшить психическое напряжение. Для этого мы должны хорошо изучить свое тело. У него есть собственная память, хранящая информацию о том опыте, ко­торый сделал необходимым бронирование души.

Когда мы работаем над ослаблением телесного напряжения, спадают и душевные путы.

Этому могут содействовать упражнения, пред­ставленные в первой части главы. Уменьшить напряжения может даже простое знание об их существовании, то есть когда человек время от времени напоминает себе про пагубное влияние неразрешенных проблем. Очень помогает ясное представление о том, что означает напряжение на душевном уровне. Чтобы понять это, надо изучить язык собственного тела. К сожалению, мы готовы скорее изучать траекторию вращения Луны вокруг Солнца, чем сигналы собственного тела. Не существует пока такого школьного пред­мета, который преподносил бы подобные знания. «Телесное воспитание» в школах сводится лишь к приобретению спортивных навыков и, если пове­зет, завоеванию спортивного успеха.

Ниже описано упражнение, которое можно рас­сматривать как введение в «Азбуку тела». Прежде всего, оно способствует снятию напряжения по­добно тому, как напряженные мышцы расслаб­ляются, если их напрячь еще сильнее. Одновре­менно упражнение помогает осознать отдельные части тела, определить степень их напряжен­ности.

Дети или подростки лежат спиной на ковре или на гимнастических матах. Детям менее со­бранным или легко возбудимым полезно распо­ложиться фигурой «звезда», так чтобы ступни ног или головы находились в центре круга. Если по­мещение достаточно тесное, упражнение можно делать стоя. Ребятам помладше это будет пона­чалу даже необходимо, поскольку они в большей степени, чем старшеклассники, нуждаются в кон-такте и руководстве. Они могут держать глаза открытыми, старшие дети должны их закрыть. Ведущий показывает, как следует выполнять каждую часть упражнения, и потом все делают вместе.

Детям старшего возраста и подросткам сначала предлагается упражнение на расслабление, а потом предлагается следующее: «Почувствуй, как ты лежишь на полу, какими частями тела сопри­касаешься с ним... Исследуй спину, шею, руки и ноги... Найди самую длинную ось твоего тела. Точки, по которым она проходит — это нос, се­редина груди, пупок, средняя линия между нога­ми. Следи, прямая ли эта ось, не изменяя ее. Если нет — определи отклонения...

Определи прочие отклонения, не двигаясь при этом. Лежат ли правая рука и левая одинаково? Обе ноги? Лежит ли ровно твоя голова? Позво­ночник?..

Следи за дыханием: как далеко вниз оно про­ходит? До гортани? До груди, до живота, до самого низа твоего живота?»

Далее мы проходим все тело, напрягая и рас­слабляя каждую его отдельную часть. Я объясняю ученикам: «Мы начинаем проверку с головы».

Сначала мы попытаемся ощутить, есть ли напряжение в голове. Сильное оно или слабое? Попробуем понять, почему наш мозг удерживает напряжение. Что бы сказал ваш мозг, если бы смог заговорить сам по себе? Потом мы усиливаем напряжение мозга — только мозга! — настолько сильно, насколько возможно. При этом задержи­ваем дыхание, снова отпускаем его с глубоким стоном. Так повторяем три раза.

Затем мы исследуем, есть ли напряжение в носу, узнаем его силу, спрашиваем себя, каким образом нос удерживает напряжение. Потом од­новременно напрягаем мозг и нос. Ослабляем напряжение. Когда мы его напрягли, напрягаем и мозг, и также ослабляем напряжение. Повто­ряем три раза.

Подобным способом мы исследуем все тело. Напрягая следующую часть, нужно не забыть «подключить» уже пройденные части. Проделы­вать упражнение необходимо до тех пор, пока не возникнет эффект напряжения и расслабления всего тела в целом.

Рядом с каждым учеником лежит бумага, ка­рандаш и мелки. После короткой паузы покоя в конце упражнения ребенок схематически изобра­жает свое тело спереди и сзади. При этом совсем не обязательно рисовать красивое или правильное тело, важно только, чтобы распознавались голова, туловище, ноги и руки. Потом ребенок с помощью произвольно выбранного цвета отмечает места наиболее сильного напряжения. Он словами по­ясняет, что выражают эти напряжения.

Любым другим цветом соответственно помеча­ются расслабленные части тела. Рисунок 16 a-f [см. обложку) иллюстрирует вы­шеописанную практику. Возраст учеников — 18 лет.

Для детей младшего возраста технику занятий можно упростить. Например, один ученик ложит­ся на большой лист плотной бумаги, другой об­водит его контур. Потом они меняются. В итоге каждый из участников группы получит схему соб­ственного тела в натуральную величину.

Необходимо укрепить рисунок на стене соот­ветственно росту ученика. Дети встают каждый под своим рисунком. После этого им дается за­дание исследовать по отдельности все части тела, выяснить, что данная часть охотней бы всего делала, и присвоить ей определенный цвет. Чем младше ребенок, тем непосредственнее рисование должно соединиться с текущими ощущениями. Для этого нужно, чтобы краски всегда находились под рукой.

Например:

«Закрой глаза и почувствуй их как бы изнутри. Не открывая глаз, попробуй сделать ими круговые движения, будто осматриваешь большое помеще­ние с пола до потолка. Наблюдаешь ли ты при этом какие-нибудь картины? Подвигай глазами туда и сюда... Если нужно, положи средний палец на веко, ощути вращение своих глаз. Заметь, видишь ли ты что-нибудь... Теперь сильно напря­ги глаза, так сильно, как только можешь, задержи при этом дыхание. Теперь снова отпусти его. (Я выполняю это упражнение вместе с детьми так, чтобы слышен был громкий выдох).

Еще раз: вдох — напряжение — выдох.

И еще раз...

Теперь снова открой глаза, возьми краски и нарисуй на своей схеме то, как ты ощущал глаза изнутри».

Практика ведется до тех пор, пока вся схема ученика не будет заполнена рисунками. При этом ребенку не обязательно соблюдать границы кон­тура, он может выходить за них, если это соот­ветствует его представлению. Впрочем, очертания могут быть раскрашены и без предварительных заданий. Это тоже доставляет ученикам большое удовольствие.

Так, в процессе занятий возникает второе, в натуральную величину, «Я», которое в дальнейшем может быть прекрасно использовано.

ОТПЕЧАТОК (СЛЕПОК) Т ЕЛА

Многим детям, особенно тем, у кого плохо раз­вито телесное сознание, большое удовольствие доставляет практика с «отпечатком тела». Благо­даря этому упражнению дети получают богатый опыт тактильного контакта.

Занятие начинается с изготовления отпечатков ладоней и ступней. Дети намазывают ладони и ступни пастелью, а потом бегают и хлопают, оставляя после себя яркие следы. Потом они раз­мазывают краску по животу и «отпечатывают» его. Таким образом, может получиться оттиск всего тела — сзади и спереди. Обычно всем уче­никам очень нравится подобная игра, к тому же она является прекрасным упражнением на кон­такт, когда ребята взаимно «пачкают» друг друга краской. Такие «печати» можно оставить нетро­нутыми, однако можно и довести до полного ри­сунка тела. Эти рисунки дают детям знание о пластичности своего тела. Поскольку у каждого ребенка «отпечаток» получается сугубо индивиду­альный, имеет смысл в конце занятия устроить сравнительный разбор — пусть ребята попробуют отметить отличительные детали каждого «отпе­чатка».


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 709 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.012 сек.)