АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ФАНТАЗИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 3 страница

Прочитайте:
  1. A. дисфагия 1 страница
  2. A. дисфагия 1 страница
  3. A. дисфагия 2 страница
  4. A. дисфагия 2 страница
  5. A. дисфагия 3 страница
  6. A. дисфагия 3 страница
  7. A. дисфагия 4 страница
  8. A. дисфагия 4 страница
  9. A. дисфагия 5 страница
  10. A. дисфагия 5 страница

Греческая философия использовала выражение evepyeia (ev ёрую) для обозначения действия, активности, почти сино­нимично слову jipa^iq. Позднее оно стало все больше и боль­ше использоваться в значении силы, при помощи которой со­здаются события. Физик Ж.П.Жюль (1818—1889) говорит об энергиях, которыми Бог наделил материю.

Эта теологическая концепция энергии как чего-то, дейст­вующего позади событий, вызывающего их некоторым не-

Дифференциальное мышление 31

объяснимым образом, является чисто магической. Жизнь и смерть, войны и эпидемии, молния и дождь, землетрясения и наводнения заставляли людей предполагать, что все эти фе­номены производятся «энергиями», «причинами», например, «богами». Эти бого-энергии представлялись по человечес­ким образцам. В Моисеевой религии они упростились до единого Бога, Иеговы, который теоретически должен был представлять энергию без образа.

Однако эта энергия слишком недифференцированна: маскирующая энергия, которая, объясняя все, не объясняет ничего. Поэтому появились новые боги; чтобы отличать их от сверхъестественных бого-энергий античных времен, их на­звали силами природы (например, гравитация, электриче­ство).

Интересный пример «возвращения вытесненного» можно найти в работах Фрейда. Здесь за отрицанием Бога следует всепоглощающая власть Либидо, а позже «жизнь» рассмат­ривается как конфликт между Эросом и Танатосом, между богами любви и смерти.

Если считать, что причинное мышление слишком произ­вольно, и исходить скорее из дифференциального и функци­онального мышления, можно попытаться достичь ясности в многочисленных функциях и энергиях, составляющих наше су­ществование.

Наукой установлено, что две энергии, магнетизм и элект­ричество (которые раньше считались разными силами), име­ют ряд общих функций. Впоследствии их подвели под одно название — электромагнетизм.

Несмотря на это упрощение, возникли новые сложности. Так, предполагается, что мертвая, неорганическая материя со­держит огромное количество энергии внутри атомов, что час­тицы внутри атома удерживают гигантские объединяющие силы (силы притяжения). Чтобы разъединить эти частицы и освободить силы притяжения, нужно приложить миллионы вольт. Именно в процессах притяжения и отталкивания мы обнаруживаем закон, имеющий всеобщее применение.

Каждое изменение вещества в мире происходит в про­странстве и времени. Каждое изменение означает, что части­цы мира придвигаются ближе друг к другу или отодвигаются дальше друг от друга, rlavxa ре» все течет, все изменяется. Даже плотность одного и того же вещества меняется при из­менении давления, силы притяжения и температуры.

1 Видимое парадоксальное использование тепла для сварки и спайки — с целью соединения металлов — объясняется просто. Теп­ло плавит, разъединяет молекулы; соединение происходит после ос­тывания.

32 Холизм и психоанализ

Простой и очевидный пример — функция намагниченно­го железа. Одна сторона магнита притягивает, другая оттал­кивает намагниченный кусок железа, причем чем больше расстояние от нулевой точки, тем больше силы притяжения и отталкивания.

Функции притяжения в химии обозначаются словом «сродство». Отталкивающая (разъединяющая) сила электри­ческого тока в электролизе очевидна. Известны также дест­руктивные тенденции молнии или рентгеновских лучей, для гравитации же характерно притяжение.

Тепло по существу сеть разъединяющая сила. Атмосфер­ное давление, будучи функцией земной гравитации, удержи­вает воду в жидком состоянии. Если мы либо уменьшим дав­ление (например, в вакууме или на большой высоте), либо применим нагревание, мы преодолеем объединяющую силу давления1.

В этой книге я буду использовать символ <fl для объеди­няющей функции или энергии, и символ ф для ее противопо­ложности.

Мне бы хотелось предложить схему, дающую приблизи­тельное представление о распределении этих двух противо­положных функций в человеческих отношениях:

Привязанность — это стремление к дружескому контакту, к объединению с человеком, по отношению к которому чув­ствуешь или от которого хочешь получить нежность. Здесь су­ществует постоянное желание быть в контакте с возлюблен­ным или с чем-то, принадлежащим тому, чье непрерывное присутствие желательно.

Противоположность привязанности — защита, которая (как стремление к разрушению) направлена против любого бес­покоящего фактора, что бы это ни было.

Дифференциальное мышление 33

Следует подчеркнуть, что разрушение и уничтожение — это не тождественные понятия. Уничтожить означает заста­вить вещь исчезнуть, сделать «ничто» из «нечто», тогда как раз­рушить означает заставить исчезнуть только «структуру». В разрушенной вещи сам материал остается, хотя изменяется его физическое или даже химическое состояние. Помехой, беспокоящим фактором может выступать жужжащий комар, или собственный внутренний импульс, или возня ребенка, ко­торая нам не нравится.

Любая подобная вещь может раздражать, и хочется унич­тожить раздражающий фактор, но приходится удовлетворить­ся разрушением, так как настоящее уничтожение невозмож­но. Псевдоуничтожение проигрывается — как будет показано позднее — с помощью определенных психологических маги­ческих трюков, таких как забывание, проекция, вытеснение, либо бегство от проблемы.

Между этими двумя крайностями я поместил садизм как смесь 1 и ф. Садист любит свой объект и в то же время хочет его повредить. Более мягкая форма садизма — дразнение, его завуалированная враждебность легко распознается тем, кого дразнят.

В сексуальной активности присутствие <fl очевидно. Труд­нее распознать ф, например, преодоление сопротивления. Но оно может настолько преобладать, что многие люди теряют всякий интерес к сексуальной активности, если партнер дос­тается слишком легко. Еще труднее осознать, что в сексуаль­ной активности тепло действует как ф-фактор. Также как теп­ло ослабляет контакт между молекулами, в сексуальной жиз­ни должно иметь место потепление, прежде чем <fl вступит в игру. Человек, не способный плавиться, остающийся холодным и не излучающим никакого тепла (что является естественным средством вызвать ответ партнера), вероятно, будет заменять это важное излучение алкоголем или взятками (например, лес­тью или подарками).

Осталось рассмотреть только агрессию. В агрессии попыт­ки контактировать с враждебным объектом выражаются <fl. На­пример, в литературе мы находим множество примеров того, как люди преодолевают значительные трудности, чтобы выследить и поймать «главного злодея» и отомстить ему; и наоборот, Большой Злой Волк предпринимает значительные усилия для того, чтобы схватить Маленькую Красную Шапочку.

Глава 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Пациент: «Да, доктор, я страдал от этого раньше».

Доктор: «Вы тогда лечились?»

Пациент: «Да, у доктора X.»

Доктор: «И что он вам прописал?»

Пациент: «Он давал мне маленькие белые таблетки...»

Интересно, существует ли врач, который ни разу в жизни не получал подобного смутного ответа, расспрашивая о под­робностях предшествующего лечения. «Маленькие белые таблетки» не означают ничего, они могут представлять сотни совершенно разных лекарств, это маскирующее выражение.

Мы часто сталкиваемся с маскирующими выражениями, которые не имеют точной привязки и маскируют смысл, вмес­то того, чтобы его прояснять. Говоря о неврозе, люди могут иметь в виду тревогу, раздражение, сексуальное напряжение, смущение и т.д.

«Мышление» — это одно из наиболее общих маскирую­щих слов, охватывающее такие разнородные умственные про­цессы как планирование, воспоминание, воображение, внут­ренний диалог и т.д.

Пытаясь понять друг друга, мы должны избегать маскиру­ющих выражений и использовать вместо них слова, выражаю­щие точный смысл того, что мы хотим сообщить. Вместо «я думал о своем детстве», «я думал, мы разминулись», «я думал об этом случае» мы должны говорить яснее: «я вспоминал свое детство», «я боялся (представлял себе), что мы размину­лись», «я пересматривал этот случай». Такой язык ближе к ре-

Психологический подход 35

альности, гораздо более точно выражает, какой именно тип мыслительного процесса имеется в виду.

Использование слов в такой степени включено в процесс мышления, что мы чувствуем искушение определить мышле­ние как внутреннюю или молчаливую речь.

Это подразумевало бы, что мышление всегда осуществ­ляется в словах; но, скажем, шахматист использует в мышле­нии слова в гораздо меньшей степени, чем представление комбинации фигур.

Другими словами, внутренняя речь — это только одна из форм мышления, хотя и наиболее распространенная.

Можно развести противоположности: громкая и внутрен­няя речь. Их преддифференцированное состояние можно на­блюдать у детей и аборигенов в форме бормотания и шепо­та; возврат к этому состоянию может произойти у престаре­лых или душевнобольных, а также у людей в состоянии силь­ного возбуждения.

Другие аспекты мышления можно найти в противопо­ложности полагания и предполагания. Мышление есть «спо­соб, посредством которого» мы не только предвосхищаем бу­дущее, но также возвращаемся в прошлое (воспоминание), строим картины самих себя (фантазирование) и играем во все виды интеллектуальных игр на шахматной доске логики (философствование).

Мышление есть действие в гомеопатических дозах; сред­ство экономии энергии и времени. Когда нам нужна пара бо­тинок, мы сбережем массу времени, планируя, воображая или представляя заранее, какие именно ботинки нам нужны и где мы их, скорее всего, обнаружим. Короче — мы предвосхища­ем действие.

Сохраненная таким образом энергия развивается даль­ше: мы вливаем различные сенсорные переживания в «объекты», обозначаем их и оперируем этими словами-сим­волами, как если бы они были самими объектами. Здесь мы не можем вдаваться в детали высших форм мышления — ка­тегориального (иногда называемого «абстрактным») мышле­ния. Категориальное мышление — это классификация различ­ных связанных объектов и абстракций, облегчающая челове­ку существование в окружающем мире и управление им. По­теря категориального мышления означает ограничение ори­ентации и действия (К.Гольдштейн).

Мы встречаемся здесь с другим применением закона перехода количества в качество. Путем снижения интен-

36 Холизм и психоанализ

сивности, но при сохранении первоначального побуждения, действие превращается в мышление. В этом случае мы дол­жны быть способны отыскать нулевую точку, то состояние, в котором еще не разделены мышление и действие. Экспери­менты Кёлера с обезьянами показывают существование та­кой точки (Intelligenzprufungen an Anthropoiden, 1917). Один эксперимент точно показывает ситуацию, где мышление и действие еще не дифференцированы должным образом. В дальнейшем это послужит введением к дискуссии о психо­логии «поля».

Одна из обезьян пытается достать плод, лежащий на зем­ле вне пределов досягаемости. В ее распоряжении имеется ряд полых бамбуковых палок, которые можно вставлять друг в друга. Сначала обезьяна тщетно пытается достать плод од­ной палкой. Затем она пробует все другие палки, но обнару­живает, что они недостаточно длинные. Наконец она, видимо, мысленно представляет более длинную палку; путем экспе­риментирования ей удается составить две палки вместе и достать-таки плод.

Легко понять, что обезьяна сделала орудие. Комбинация из двух палок сама по себе еще не орудие: она становится им только в данной конкретной ситуации, будучи использова­на этой конкретной обезьяной. Составная палка не является орудием (вещью с «соответствующими функциями») для со­баки, и даже для обезьяны, если плод находится в клетке. Она будет орудием только в конкретном «поле», только если ситуация в целом это определяет.

Концепция «поля» прямо противоположна традиционной науке, которая всегда рассматривала реальность как конгло­мерат отдельных частей, как мир, составленный из бесчис­ленного количества кусочков и кусков.

Даже наше сознание согласно этой концепции состоит из большого числа отдельных элементов. Эта теория называ­ется ассоциативной психологией и основывается на предпо­ложении, что в сознании одна идея привязана к другой как бы веревкой, и что одна идея вслед за другой всплывет на по­верхность, если потянуть за веревку.

Фактически ассоциации являются частицами мышления, искусственно изолированными от более общих пунктов, ко­торые можно назвать сферами, ситуациями, контекстами, ка­тегориями и т.п. Ассоциации никоим образом не оказыва­ются просто сцепленными друг с другом. Напротив, здесь скорее участвуют более сложные мыслительные операции.

Психологический подход 37

Если, например, я ассоциирую «блюдце» с «чашкой», я вызы­ваю картину или категорию посуды. Поэтому я выбрал блюд­це. Ассоциация «чая» с «чашкой» означает завершение не­полной ситуации: в этом случае наполнение чашки, возмож­но, указывает на то, что я испытываю жажду. С «черным» я бы ассоциировал «белый», если бы меня интересовали цве­та, и «смерть», если бы я рассматривал черный как часть тра­урного контекста.

Трудно избежать впечатления, что ассоциации имеют не­что странное и искусственное в своем строении. Каламбуры, например, основаны на внешнем акустическом сходстве, весьма далеком от фактического содержания: это примене­ние слов, изолированных от их связей.

Фрейд использовал ассоциативную психологию и не­смотря на эту помеху совершил поразительные открытия, ин­туитивно видя ряд «гештальтов» за ассоциациями. Ценность ассоциаций заключена не в них самих по себе, а в суще­ствовании специфических сфер, частью которых они являют­ся. Ассоциативный эксперимент Юнга служит средством «взрыхления» эмоционально заряженного контекста, нап­ример, смущением или озадаченностью. Открытия Фрейда включают «целостности», такие как Суперэго и Бессозна­тельное, и «текучие, навешенные содержания» — комплексы, паттерны повторения, сны. Но хотя Фрейд и порвал с чисто изоляционистской точкой зрения, он не учел универсальнос­ти сфер и распознавал главным образом их патологическое значение. Если бы не Фрейд, ассоциативную психологию следовало бы сдать в отдел древностей какого-нибудь му­зея науки.

Место ассоциативной психологии заняла гештальт пси­хология, которую разрабатывали главным образом В.Кёлер и М.Вертгеймер. Они считали, что существует единое пер­вичное образование, которое они назвали «гештальт» (фор­мирование фигуры), а изолированные куски и кусочки явля­ются вторичными образованиями. Вертгеймер так сформу­лировал гештальттеорию: «Существует целое, поведение ко­торого не определяется отдельными элементами, но процес­сы в частях сами определяются внутренней природой цело­го. Гештальттеория надеется определить природу таких це-лостностей». Так как слово «гештальт» имеет специальное научное значение, для которого не существует соответству­ющего английского слова, широко используется немецкое выражение. Р.Тоулесс (в книге Стаута «Учебник психоло-

38 Холизм и психоанализ

гии». Лондон, 1938) предлагает заменить привычный термин гештальтпсихология более подходящим психологическая те­ория поля, основанным на «теории относительности».

Используя собственную пишущую машинку, я продемон­стрирую два простых примера того, как идентичные «вещи» принимают различное значение в зависимости от гештальта, в который они включены.

А В
   
   
БИЗНЕС окно
   
   

Вертикальные ряды состоят из номеров один, два, три, два, один; и два, один, ноль, один, два; но никто не станет читать горизонтальные строки как «би-три-нес» и «ноль-кно». Будет ли знак 3 или 0 обозначать буквы или цифры, определяется его контекстом, гештальтом, в который он включен. Категория букв и категория цифр в данном случае частично перекры­ваются, знаки идентичны по форме, в то время как по значе­нию они различны.

Легко понять, что произносимое слово есть гештальт, единство звуков. Только если гештальт неясен — когда, на­пример, мы не расслышали имени человека по телефону — мы просим проверить слово, разделить его на отдельные бук­вы. Данное правило применимо также к напечатанному сло­ву. Ошибки при чтении ясно демонстрируют отношения меж­ду прочитанным и напечатанным гештальтом.

Белый объект на темном (сером или черном) фоне ка­жется белым, хотя тот же самый объект на зеленом фоне мо­жет показаться красным, а на красном фоне — зеленым и т.д.

Другой пример гештальта — музыкальная тема. Если пе­ревести мелодию в другую тональность, каждая нота в от­дельности меняется, а «целое» остается тем же самым.

Набор шахматных фигур в коробке не способен надолго удержать чье-либо внимание, так как он состоит из 32 неза­висимых фигур. Но те же фигуры в игре, их взаимозависи­мость и постоянно меняющаяся ситуация буквально зачаро­вывают игроков. В коробке шахматы представляют изоляци­онистскую точку зрения, на шахматном поле — «целостную» концепцию.

Термин холизм (бХод — целое) был введен Ф.М.Смутсом (Холизм и эволюция, 1926) для выражения позиции, представ­ляющей мир состоящим per se не только из атомов, но также

Психологический подход 39

из структур, имеющих значение, отличное от суммы их частей. Изменение позиции единственной фигуры в шахматной партии может вызвать весь спектр последствий, от проигры­ша до выигрыша.

Разница между изоляционистской и холистической точ­кой зрения примерно такая же, как между веснушчатой и за­горелой кожей.

Поскольку изучение гештальт-психологии подразумевает обширные научные знания и детальную экспериментальную работу, широкому кругу заинтересованных можно порекомен­довать внимательное изучение книги Смутса, в которой обо­снована важность понимания целостности не только в биоло­гии, но и во многих других областях науки. Лично я согласен с тем, что «структурный холизм» можно рассматривать как спе­цифическое выражение <fl. Я приветствую различие между це­лым и частями целого (холлоидами): если армия есть агрес­сивно-защитная целостность, то батальоны, эскадроны и т.д. будут частями целого; если человеческая личность есть це­лостность, то комплексы и паттерны повторения будут частя­ми целого. Однако здесь присутствует опасность обожеств­ления концепции Смутса, и я не склонен следовать ему в том, что я бы назвал идеалистическим или даже теологическим Холизмом.

Удерживая во внимании контекст, или поле, или целое, в которые встроен феномен, мы избегаем непонимания, кото­рое, как результат изоляционистской точки зрения, может слу­чаться в науке даже чаще, чем в обыденной жизни. Обычно очень сложно определить слово таким образом, чтобы чита­тель или слушатель понял его значение. Одно и то же слово может принадлежать к разным областям или контекстам, и может иметь другое значение в каждом контексте.

Мы видели это на примере знаков 3 и 0 и маскирующих слов типа «думать». Предложение, речь или письмо, вырван­ные из контекста, могут представлять полностью искаженный смысл.

Мы также имеем в виду, что мышление в противополож­ностях хорошо применимо только в своей особой сфере или контексте, также как определения зависят от конкретных си­туаций. Это проиллюстрировано на следующей схеме и по­может нам глубже проникнуть в проблему дифференциации. На схеме представлено несколько употреблений слова «ак­тер» в сравнении с его противоположностями.

Холизм и психоанализ

Актерэто Противоположно Принадлежит к Примеры предразличия
1. Работник сцены Директор, наниматель Социальный порядок Чарли Чаплин
2. Исполнитель Зритель Представление Гамлет, 3 2
3. Мужчина Актриса Пол Актер на греческой сцене
4. Воплотитель Автор Литература Шекспир
5. Профессионал 6. Человек, который играет Частное лицо Человек, который ведет себя естественно Личностный статус Выражение, экспрессия Любитель Играющий ребен

Первые три колонки не требуют пояснений. Для разъяс­нения примеров предразличия, более трудных для понимания, предлагается несколько пояснительных замечаний.

1.Всем известно, что Чарли Чаплин был и главным акте­ром, и режиссером своих фильмов. В балагане разница меж­ду директором и его служащими может быть не очень значи­тельной, а в бродвейском театре она настолько велика, что директор может даже не знать некоторых своих актеров.

2.Я имею в виду ту сцену, где актер, играющий Гамлета, сам смотрит представление. В любом диалоге происходит из­менение функций: говорящий человек, исполнитель в следу­ющий момент становится слушателем, или зрителем. Более дифференцированной, разделенной является ситуация, когда человек репетирует перед зеркалом, прежде чем выступить публично или встретиться с кем-то, на кого он хочет произве­сти впечатление. К этой сфере принадлежат и патологичес­кие феномены самосознания. Происходит разделение, диф­ференциация на исполнителя и зрителя: существует опреде­ленный конфликт между пребыванием на сцене и наблюде­нием из зала.

З.Во многих театрах (например, в греческом, японском, шекспировском) актерами были исключительно мужчины.

4.Случай Шекспира широко известен. Если бы он не пре­успел как автор, он, возможно, стал бы исключительным акте­ром.

Психологический подход 41

5.Профессиональный актер — это результат развития сценического искусства. Убедительный пример состояния предразличия мы видим в шутах из «Сна в летнюю ночь».

6. Когда ребенок играет роль льва, он и есть лев, и он мо­жет быть настолько увлечен своей игрой, что будет злиться, если его называют мальчиком.

Так, зная «поле», контекст, мы можем определить противо­положности, и наоборот, зная противоположности, мы можем определить специфичное для них поле. Подобная взаимосвязь окажется весьма полезной в подходе к структуре и поведе­нию организма в его окружении.

Глава 3

ОРГАНИЗМ И ЕГО РАВНОВЕСИЕ

Студент-медик в начале своего обучения встречается с тысячами изолированных фактов. Возьмем изучение анато­мии: здесь обучение студента вместо того, чтобы следовать логике развития медицинской науки, которая шла путем диф­ференциации — от общего к частному, от целого к деталям, идет прямо в противоположном направлении.

Мне кажется, полное изменение образовательных методов в таком духе будет очень полезно для студентов-медиков. Све­жее любопытство студента в наблюдении полных ситуаций (просто случаев) позволило бы ему построить острова знания путем изучения анатомических, психологических и патологичес­ких деталей в их связи с живым организмом. Вместо привычно­го обучения отдельным фактам отдельными учителями необхо­димо выработать более холистической подход к человеческому организму. Имея дело непосредственно с пациентом, студент встречался бы с человеческой личностью, в то время как при существующей системе он сначала изучает мертвое тело, по­том механические функции человеческого организма, и под ко­нец он получает маленький глоток знаний о «душе».

Изолированное рассмотрение различных аспектов чело­веческой личности только поддерживает мышление в терми­нах магии, веру в то, что душа и тело — отдельные части, со­единенные вместе некоторым мистическим образом.

Человек есть живой организм, его определенные аспек­ты — это тело, сознание и душа. Если определить тело как

Организм и его равновесие 43

сумму клеток, сознание как сумму восприятий и мыслей, душу как сумму эмоций, и если даже добавить «структурную интег­рацию» (или существование этих сумм как целостностей) к каждому из трех понятий, все равно эти определения и раз­деления искусственны и не согласованы с реальностью. Предрассудок, что душа, тело и сознание есть разные части, которые можно разъединить либо собрать вместе, идет из тех времен, когда человек (испуганный и сопротивляющийся смерти) выдумал духов и привидения, живущих вечно и спо­собных входить в тело и выходить из него.

Согласно данному представлению, Бог может вдохнуть в тело жизнь. В индийской концепции реинкарнации предпо­лагаемая душа может перейти из одного организма в дру­гой, из слона в тигра, из тигра в таракана, а в следующей жизни в человека. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будут выполнены условия недосягаемого стандарта эти­ки, и душа, наконец, сможет впасть в нирвану. Даже в совре­менной европейской цивилизации многие верят в привиде­ния и духов, чем обеспечивают средствами к существова­нию оккультистов, гадалок, спиритуалистов и подобных им господ. А вера миллионов людей в загробную жизнь, так как спокойнее думать, что мертвое не есть мертвое?!

Абсурдность такой концепции души и тела можно пока­зать, применяя ее к механическим вещам. Если вы любите свою машину, восхищаетесь ее мягким ходом, совершен­ством ее линий, вам наверное кажется, что у нее есть душа. Но вряд ли кто-нибудь поверит, что ее душа может внезапно покинуть тело, дабы наслаждаться в раю для машин (или принять муки для грешных транспортных средств), в то вре­мя как тело машины будет гнить и ржаветь на кладбище для машин.

Вы можете возразить, что машина — творение человечес­ких рук, нечто искусственное. Но разве кто-нибудь говорит о бессмертной душе осьминога или собаки — того, что человек не в состоянии сотворить? Впрочем, были люди типа поздне­го Конан-Дойла, убежденные в существовании рая для собак так же, как для людей. Все эти рассуждения звучат цинично и богохульственно, но я всего лишь довел до логического пре­дела концепцию искусственного разделения организма на душу и тело.

Компромисс между этой изоляционистской концепцией организма и холистической концепцией — теория психофизи­ческого параллелизма, в которой полагается, что физическая

44 Холизм и психоанализ

и физиологическая функции работают отдельно друг от дру­га, хотя и параллельно. Главный недостаток теории — в от­сутствии связи между этими двумя слоями. Такова ли она, что тело как своеобразное зеркало подражает душе (и на­оборот), так что обе субстанции выполняют те же самые фун­кции одновременно? Идентичны ли функции души и тела, либо они совпадают?

Мне кажется, параллелисты пытаются скомбинировать два противоположных Weltanschauungen: материалистичес­кий и идеалистический. Материалистический взгляд на жизнь провозглашает конкретную материю основой бытия. Эта «при­чина» производит душу и сознание. Мысли — это вид усиле­ния, проявления мозгового вещества, материи, любовь — про­дукт сексуальных гормонов.

Противоположная идеалистическая (или спиритуалисти­ческая) концепция гласит, что идея создает вещи. Наиболее известный пример такого Weltanschauung — творение мира богами. Параллелист соединяет эти две концепции, не дос­тигая, однако, продуктивной интеграции структуры.

Все подобные гипотезы более или менее дуалистичны, пы­таются найти связь между душой и телом. Все они, даже «пре­дустановленная гармония» Лейбница, сбиваются с пути, так как они основываются на искусственном разделении, которое в реальности не существует. Они хотят восстановить един­ство, которое никогда и не переставало существовать. Тело и душа идентичны «in re», хотя различны «in verbo», слова «тело» и «душа» означают два аспекта одной и той же вещи.

В меланхолии, например, среди прочих проявляются два симптома: сгущение желчных соков («меланхолия» означает черную желчь) и глубокая печаль. Человек, верящий в орга­ническое основание, скажет: «Человек чувствует печаль, так как его желчь густеет». Психолог считает: «Депрессивные пе­реживания и настроения пациента вызывают загустение по­тока желчи». Оба симптома, однако, не связаны как причина и следствие — они есть два проявления одной причины.

Если коронарная артерия склеротизирована, волнение может привести, среди прочих явных симптомов, к приступу тревоги. С другой стороны, приступ тревоги у человека со здоровым сердцем идентичен определенным физиологичес­ким изменениям в функционировании сердца и дыхательно­го аппарата. Не бывает приступа тревоги без затрудненно­го дыхания, ускоренного пульса и подобных симптомов.

Организм и его равновесие 45

Никакие эмоции типа гнева, стыда или отвращения не происходят без того, чтобы в них приняли участие и физио­логические, и психологические компоненты.

Легкость совершения основательных ошибок можно оце­нить с помощью закона, сформулированного психоаналити­ком В.Штекслем, который считал, что невротическая личность испытывает ощущения вместо эмоций, например, жар вмес­то стыда, сердцебиение вместо тревоги. Но эти ощущения являются интегральными частями соответствующих эмоций. Невротик не испытывает ощущения вместо эмоций, но за счет исключения сознательного компонента, из-за частичной потери «чувства себя» (сенсомоторной информированности) он испытывает неполную ситуацию, слепоту к психологичес­ким проявлениям эмоций.

Так как мы рассматриваем не столько универсальную холистическую концепцию, сколько специфически организ-менную, наш подход отличается от подхода Смутса. Вместо его аспектов материи, жизни и сознания мы выбираем ас­пекты тела, души и сознания. Понять идентичность души и тела, по крайней мере теоретически, не так уж и трудно. Воп­рос усложняется, если мы примем во внимание сознание. Здесь имеет место разделение на противоположности. Если вы дрожите, происходят определенные явления в коже, мыш­цах и т.д.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 634 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.013 сек.)