РИСОВАНИЕ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ СО ШКОЛЬНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
Для того чтобы вам было легче составить представление о том, как может выглядеть связная гештальт-терапевтическая работа в группе молодых людей, я попробую сделать набросок структуры работы в выходные дни со школьниками старших классов. Дело в том, что процесс рисования можно сочетать с другими формами работы. Оно органично встраивается в биоэнергетические и любые другие практики, не противоречит процессам, возникающим в ходе работы группы, зачастую помогая последним проявляться ярче и более полно. Я сознательно не останавливаюсь на этом, потому что описание групповой динамики выходит за рамки данной публикации и в пределах книги мне не хотелось бы вдаваться в подробные рассуждения на эту тему. Ниже будут описаны темы для рисования, с некоторыми пояснениями и примерами.
Желание научить детей более свободно выражать свои чувства посредством рисования и укрепить их теплое отношение друг к другу, привело нас, наряду с основной идеей мультирисования [см. стр. 72-78), к следующему замыслу.
Мы предложили детям на протяжении всего двухчасового занятия по эстетическому воспитанию каждые пять минут рисовать картины на тему «лица». Не следует изображать реалистические портреты, напротив, лучите нарисовать как можно больше неотрефлексированных лиц, подсказанных фантазией. Во время обсуждения этих работ в качестве практиканта присутствовал студент эстетического воспитания Буркхарт Низель. Он в течение нескольких лет посещал курсы по терапии искусством и привнес свой опыт из этой области. Он был встречен учителями и учениками с большим интересом, и его попросили провести подобное занятие — рисование в выходные. Записались двенадцать учеников старших классов. Один из отцов предоставил им для этого свою мельницу в чрезвычайно живописной местности. Буркхарт Низель и Катрин Хандке сразу же взялись провести такое занятие. В качестве материалов они использовали: краски (пять наборов по восемь цветов), обойный клей, пастель (пять наборов), бумагу больпюго формата, вдоволь белой бумаги газетного формата, музыкальные записи для танцевальной медитации.
Вот темы, над которыми они вместе с детьми работали в течение двух с половиной дней:
1. Индивидуальная работа
Танцевальная медитация.
После нее тема для рисования: «Я в движении между светом и тьмой. Мое имя в рисунке». Пастель.
2. Работа в парах
Сначала индивидуальная работа над темами:
.— «Я и моя темная сторона. Моя тайна». Материал: краски.
.— «Я создаю форму, видящую мою темную
сторону». Материал: глина. Затем работа в парах:
— «Я отвечаю твоей темной стороне в рисунке». Материал: краски.
3. Групповая работа
«Мы создаем жизненное пространство, в котором можем жить вместе с нашими светлыми и темными сторонами».
Материал: краски. «Я помещаю себя в нарисованное жизненное пространство в виде предмета».
В организации и выборе тем использовались рекомендации курсов терапии искусством Элизабет Томалин.
День 1 (пятница)
«Мы начнем с танца. Закрой глаза и позволь музыке вести тебя за собой. Постарайся вчувствоваться в себя, воспринимай себя».
После танца без слов, длящегося около часа, каждый рисует пастелью свои переживания на тему: «Я в движении между светом и тьмой. Мое имя в рисунке». (Время 30 минут). Разговаривать нельзя. Через 30 минут группа собирается в круг, посередине лежит рисунок участника. Автор рисунка теперь словами передает свои ощущения, переживания и чувства во время танца. Он описывает, как возник его рисунок, что он хочет им сказать, почему он участвует в группе. Участники группы делятся своими ассоциациями, как они понимают рисунок, что он означает для автора. Лидеры группы пытаются при помощи всех участников выяснить, какие жизненные позиции выражены в рисунках и как они проявляются в повседневной жизни каждого из авторов. Рисунки всех участников обсуждаются по очереди.
Чтобы вы получили более полное представление о практике, приведу два примера.
Андреа говорит о своем рисунке [рис. 22, см. обложку):
«... не могла передать свое чувство. Когда я с кем-нибудь танцевала, это было так прекрасно...»
Дальше она дает свои ассоциации:
«Скорость, кружиться, распростертые руки, не найти опоры, взгляд во тьму, позади меня светло, тепло в центре, маленькое черное, нацарапанное вокруг, мягкая середина, имя спрятано с краю».
В рисунке проявляется конфликт в отношениях Андреа: сильное желание контакта. Изображенная фигура — как человек, на которого смотрят сверху, с широко распростертыми руками, готовый принять другого человека. В то же время он кружится с ужасной скоростью, что следует из комментария Андреа, так что никто не может к нему приблизиться. Так она создает себе одиночество, и ее потребности в контакте остаются неудовлетворенными. Такая амбивалентность видна и в ее поведении. С одним из участников группы — юношей, ее взаимодействие оказывается возможным только с таким мощным «взрывом», что того это чувствительно ранит, и он закрывается, несмотря на свое желание общаться с ней. Работа в группе помогает ей осознать свою модель поведения и ее последствия.
Корнелия говорит о своем рисунке (рис. 21, см. обложку):
«Музыка меня злит... Такие острые границы... Центр вынут из середины и смещен к краю... Сильная оборона, нападение...»
Рисунок Корнелии иллюстрирует ее борьбу между двумя принципами: с правой стороны листа в его левую мягкую, женственную, оранжево-красную часть вторгаются темные, зачерненные, стреловидные образы. Центр сдвинут из собственно середины кверху; так он остается неприкосновенным, но и незатронутым. Она уклоняется от столкновений, отчего отношения остаются поверхностными. Она избегает столкновений в первую очередь внутри себя самой, и ее агрессивные части остаются не интегрированными. И поскольку эта проблема не решена, ей приходится защищаться от конфронтации с окружающим миром.
День 2 (суббота)
Первая половина начинается с упражнения на расслабление тела. После этого каждый получает возможность еще раз поговорить о тех переживаниях предыдущего вечера, которые его до сих пор занимают. Затем ведущие дают новую тему, базирующуюся на предшествующей:
«Я и моя темная сторона. Моя тайна».
Примерно через двадцать минут приносится глина, и тема раскрывается:
«С закрытыми глазами я леплю из глины фигуру, которая видит мою темную сторону, и помещаю ее в рисунок на «ее» место. Я придумываю диалог между фигурой и рисунком. Что говорит фигура? Что отвечает рисунок?» И т. д. Диалог может быть записан. Затем каждому дается время, чтобы показать рисунки и фигуры остальным и выбрать для себя наиболее подходящий. На него потом надо дать свой ответ тоже в форме рисунка на тему:
«Я отвечаю твоей темной стороне».
Во второй части происходит обсуждение утренних работ. Всякий раз рисунок и ответ на него кладутся на середину круга; перед ними сидят их авторы. Тот, кто нарисовал ответ, говорит своему партнеру, почему он выбрал именно его рисунок, что его в нем затронуло, что он видит в картине другого и что хотел сказать своим ответом. Его партнер высказывает свою точку зрения, рассказывает, как он сам видит свою картину, что олицетворяет собой его глиняная фигура, что она видит и говорит. Совместно с ведущими группа пытается выяснить и понять, какие противоречия личности самого рисовавшего отразились в картине и фигуре. Как он переживает эту противоречивость? Или какую часть он подавляет? Как это отражается на его жизненных целях, на его отношениях и т. д.? Два примера с рисунками позволят взглянуть на то, как протекает эта часть работы.
Оба первоначальных рисунка помещены внизу, а ответы на них — вверху. Глиняные фигуры не показаны.
Йорг, например, нарисовал такой ответ [рис. 18, см. обложки). Он дает свои ассоциации на рисунок Петера, выполненный в основном в коричневых тонах с включениями красного: «Несчастье, хаос, насилие, кровь». Он говорит Петеру: «Я желаю тебе четкой формы, воздуха, красочности». Его ответ — попытка выразить это в рисунке. Он берет густые цвета Петера и дает им перетечь в ясные формы, имеющие протяженность и просветы. К землистому коричневому он добавляет воздушный голубой.
Петер говорит о своем рисунке:
«Моя светлая сторона проявляется в контакте с другими... Мой интеллект препятствует мне... Моя сексуальность — темная...»
Возникающие ассоциации вращаются вокруг тематики животного: страха ранить, страха «испачкать», проблем в отношениях мужчина—женщина. Петер очень открыт. У него есть мужество высказаться обо всем, что доставляет ему наибольшие трудности. Это животное начало его сексуальности. Он спрашивает возбужденно: «Что мне делать со зверем во мне? С темной стороной моей сексуальности?». Темное, животно-сексуальное инстинктивно ощущается им как опасное.
Все в группе озадачены и задеты за живое. Для всех в этом первобытном конфликте есть что-то неразрешенное. Группа взволнована, и начинается интенсивное обсуждение этой животрепещущей темы. Однако оно сталкивается с многочисленными запретами и страхами; такое напряжение группа не в состоянии выдержать. Ведущие, у которых отсутствует собственный опыт обращения с групповой динамикой, принимают решение уступить этой тенденции в группе и продолжить дискуссию в маленьких группках и в парах. Йорг и Петер продолжают разговор вдвоем, это их очень сближает и позволяет по-дружески делиться друг с другом своими трудностями. Своей искренностью, с которой он заявил свою тему в группе, Петер захватил всех и придал группе мощный импульс.
Во втором примере тематика оказалась также сексуально окрашенной в символике рисунка (рис. 19, см. обложку). Это глубокий и гармоничный контакт, снявши й напряжение. Здесь ответ одного мальчика на рисунок девочки, выполненный в нежных фиолетовых и зеленых тонах. Он говорит о ее рисунке:
«В нем приятны е форм ы и цвета. Он мягкий, легкий, притягивающий, привлекательный и уютный. Здесь я чувствую себя хорошо, я хотел бы здесь остаться, здесь я могу поместиться со своим черным». Он берет ее цвета и округлые формы и помещает внутрь черны й фаллический символ.
День 3 (воскресенье)
По-прежнему для каждого есть возможность выразить свои переживания вчерашнего дня. После этого группа делится на три подгруппы по четыре человека.
Тема, которая дается группе сегодня, базируется на двух предыдущих. Она звучит так:
«Мы создает жизненное пространство, в котором мы можем жить вместе с нашими светлыми и темными сторонами».
Краски и большие листы бумаги уже приготовлены.
Теперь рисуют не поодиночке, а маленькими группами, так чтобы было возможно разговаривать друг с другом, проектировать жизненное пространство, учитывать различия во мнениях, выяснить пожелания и представления других.
После часа совместного творчества рабочая комната покидается. Задание — найти в доме или вокруг предмет, с которым нашедший мог бы идентифицироваться. Он дает предмету свое имя и находит ему место в общем рисунке, куда его и помещает [рис. 24, см. обложки).
С рисунками в качестве декораций и персонифицированными предметами в качестве актеров возникает ролевая игра. Одна маленькая группа начинает. Она садится на пол возле своего рисунка (остальные группы садятся вокруг) и рассказывает, что получилось и как создавался групповой рисунок.
Каждый представляется найденным им предметом, затем все начинают играть с фигурами на рисунке. Общая ситуация разворачивается со своей проблематикой, своими моделями отношении, своими попытками разрешения, в ней отражается повседневная жизн ь и мир фантазий.
«Публика» может принят ь участие в игре. Кто хочет, помещает свою фигуру в рисунок и принимает участие в происходящем.
Четко вырисовываются идеи, отношения, интересы, конфликты, пр и помощи игры с фигурами они исследуются или развиваются.
Для наглядности предлагается сокращенное описание одной из ролевых игр, имевшей место на «острове». На соответствующую «карту местности» (рис. 19, стр. 217) нанесены «территории» отдельных участников. Первым представляется Йорг:
«Я спроектировал и построил приливную электростанцию. Нам нужен электрический ток, и мы хотим использовать энергию природы. Стройматериалы мне прислали с материка. Я обеспечиваю остров электричеством. У нас есть своя железнодорожная линия, чтобы мы могли показывать туристам самые красивые места на острове...».
Йорг выступает в игре очень уверенно, выделяя хозяйственный фактор.
За ним следует Эмиль:
«Я построил мой дворец культуры в самом центре острова. В нем есть большое собрание картин, библиотека, видеотека и станция, принимающая 12 телевизионных программ. Здесь я могу уединиться, отдохнуть и заняться своими интересами. Вокруг дворца культуры проходит наша железнодорожная линия. Кроме того, у меня есть отдельный пляжный островок, на который я могу пригласить других, если мне захочется. На нем есть прекрасный солнечный пляж, он соединен с основным островом мостом...».
Для Эмиля его культурные потребности и его независимость важнее отношений жителей острова между собой.
Петер говорит следующее:
«Я занимаюсь земледелием и рыбной ловлей. На лодке я могу доплыть до своего маяка, с которого можно осматривать остров и море. Я стараюсь своей работой заботиться о том, чтобы у всех нас было достаточно пищи...».
Манера поведения Петера более альтернативна. Он думает о других, однако, мало вступает в контакт, больше находится в роли стороннего наблюдателя.
Последней представляется Сюзи:
«Моя часть острова состоит из лугов и цветов. Я посадила деревья. Я часто приглашала своих соседей в гости, однако они не приходили. Я хотела, чтобы мы вместе обсудили, как мы могли бы организовать нашу жизнь на острове. Но остальные заняты тем, чтобы засадить местность бетонными махинами. Зачем нам дворец культуры и приливная электростанция, если мы еще не познакомились друг с другом и не выяснили ситуацию на острове?
Петер занимается производством овощей и зерна, так что одно утешает — с голоду не умрем. У меня еще есть маленький остров с прекрасным пляжем, где я могу побыть одна...».
Потребность Сюзи во взаимопонимании, совместном планировании, контакте и гармонии не принимается во внимание.
Рис. 19
«Публика» интуитивно подхватывает отсутствие взаимопонимания между жителями острова. В гости приезжают китайцы. Они не понимают языка островитян. Островитяне принимают иностранцев очень радушно. Но до настоящей встречи дело не доходит. Китайцы приглашены в поездку по железной дороге, которая все время идет по кругу. Им расхваливается красота острова, значение большого дворца культуры и приливной электростанции. Из «публики» выделяются враги, они садятся на корабль и причаливают к острову. Что-то в поверхностно-пестрой жизни мешает им. Безопасность островитян поставлена под угрозу, однако дело не доходит до открытого столкновения. После того как конфликт был «замят», остров потерял свою привлекательность. Китайцы заканчивают свой визит и умиротворенно приглашают островитян в свою таинственную страну.
Игра переходит к следующему групповому рисунку.
Каждая группа инсценирует свою игру, а по окончании всех игр они совместно анализируются. Поднимаются возникшие конфликты.
Сюзи разочарованно сообщает, что в игре вообще не было сотрудничества. Ей не удалось убедить остальных, и она чувствует себя обделенной. Ребята просят ее изобразить то, чего ей бы хотелось. Она берет зеленый цвет и закрашивает им бетонные постройки [рис. 23, см. обложки). Но она остается неудовлетворенной — это не решение. Она хотела бы над чем-то работать вместе с другими.
В маленькой группе возникает замешательство. Иорг, создатель электростанции, и Эмиль, директор дворца культуры, смущенно замолкают. Они обошли Сюзи, не заметив ее сигналов. Эмиль сознается, что сыграл роль одного известного культурного деятеля, которому действительно симпатизирует. Он не обратил внимания, как поставил Сюзи в положение проигравшей. Он был слишком занят постройкой станции для приема 12 телепрограмм, хотя в реальной жизни выступает против создания кабельного телевидения.
Поразительно было видеть, как быстро меняются роли, как быстро обычно проигрывающий становится победителем, если место позволяет.
Каждый в рисунке настолько был занят проблемой своего собственного мира, что настоящего взаимопонимания не возникло. После того как в ролевой игре и дискуссии были выявлены и проработаны все конфликты, игроки стали готовы вместе создать на рисунке жизненное пространство, которое бы удовлетворяло интересам и запросам каждого. Есть надежда, что участники осознали свои мотивы и отношения и тем самым обрели большую свободу действий в реальности. Возможность взглянуть на психодинамические причины отношений часто бывает первым шагом к их изменению. На этом цель занятий можно считать достигнутой.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 671 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|