АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ВОЗРАСТ. В предложенных вашему вниманию упражнениях ссылки на возраст намеренно даны нечетко либо не даны вовсе
В предложенных вашему вниманию упражнениях ссылки на возраст намеренно даны нечетко либо не даны вовсе. Как показывает практика, ориентироваться на возраст при подборе участников групп или при выборе упражнений не имеет особого смысла. Куда важнее определить, на какой ступени психического, духовного и социального развития находится ребенок или подросток. Одно и то же упражнение может дать превосходные результаты в группе 12-и 13-летних детей с высоким уровнем мотивации и оказаться неприменимым в группе 15-и 16-летних «проблемных» подростков. Мне кажется, что каждый педагог способен, опираясь на свой опыт, решить, что он может, а чего не может предложить своим подопечным. В сфере его выбора лежит и то, какие изменения он должен внести в инструкции так, чтобы те, с одной стороны, стали понятны детям, а с другой стороны, соответствовали целям его занятия.
Для опытного педагога задачи подобного рода не представляют особой трудности — большинство упражнений составлено так, что их легко изменить таким образом, чтобы они стали проще или сложнее, согласно степени зрелости участников. Однако подчеркиваю, речь идет только об опытных педагогах. Если подобный опыт отсутствует, риск нанести детям ущерб неизбежен. Главное следовать принципу: ничего никому не навязывать против воли. До тех пор пока все обсуждения будут проводиться в форме недирективных предложений, ими можно причинить вреда не более и не менее, чем любыми другими повествовательными предложениями.
СИЛА УБЕЖДЕНИЯ ВЕ Д УЩЕГО ГРУППЫ
Существенным фактором, влияющим на принятие или отвержение предложений инструктора, является легкость и уверенность, с которой он их преподносит. Если тон, выбранный ведущим, верен, его предложения будут восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Посеянное даст всходы тем скорее, чем больше в инструкциях будет чувствоваться естественность, легкость и радость. Все это очень непросто — во всяком случае, естественности тона нельзя научиться специально, тем более к нему не приводит повторение детям текста инструкций, прочитанных даже в самой лучшей книге. Верный тон приходит только с собственным опытом. Кроме того, если я сама сомневаюсь в правильности инструкции, скорее всего, дети отклонят мое предложение и не захотят поработать вместе со мной. Если мне не нравится какая-то из методик, лучше сразу от нее отказаться — вероятность того, что она не понравится детям, почти стопроцентная. Бывает и так, что мне не нравится слишком многое. Это повод поработать над собой. Лично для меня, к примеру, это означает, что пора предпринять какие-то шаги в направлении развития собственной уверенности. Во всяком случае, есть смысл попробовать проверить методику на себе. Это дает немалый опыт, формирует приблизительное представление о том, чего мне ожидать от детей в процессе выполнения того или иного упражнения. Многие специальности имеют свои секреты, и мне кажется, для психотерапевта одним из таких профессиональных секретов является то, что если он сам перестал двигаться вперед, он никого не сможет заставить это сделать.
ОБСУЖДЕНИЕ РИСУНКОВ И ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБО Т А
В предшествующих описаниях я постоянно указывала на то, как могут быть в дальнейшем проработаны возникшие рисунки или фигуры. Я хотела бы еще раз предостеречь читателей от чрезмерного вмешательства в процесс своими интерпретациями или предложениями. Ребенок сам для себя лучший терапевт, и взрослый должен ограничить сам себя в желании сверх необходимости сопровождать или поддерживать его в пути к самому себе. Инструктор не должен ничего форсировать, но в то же время в его задачу входит не позволять манипулировать собой. Если ребенок противится предложению, следует предоставить ему свободу действий и внимательно наблюдать, обращая внимание даже на такие мелочи, как моргание глаз, подергивание рта, вздохи или задержка дыхания. Взрослый должен тренировать свою интуицию и наблюдательность, чтобы всегда следовать процессу, не размышляя о логике поступков, а тем более об их конкретной пользе.
Выражение чувств не должно быть принудительным, однако его следует всячески поддерживать. На первом же месте стоит преисполненное любви «присутствие здесь» и тщательная проработка обнаруженных содержаний.
Возможность говорить о рисунках в личном плане не является сама собой разумеющейся, особенно для подростков. Такую беседу нужно осторожно подготовить. В терапевтических группах беседа, конечно, является целью, а в школьном, классе — не обязательно. Чтобы обсуждение состоялось, у ребенка должно быть доверие к лидеру группы и к самой группе. Чем лучше члены группы знают друг друга, тем скорее становятся возможными разговоры на личные темы. Особенно, если опыт практических занятий показал, что личная откровенность не станет впоследствии инструментом борьбы и давления. Поэтому преподаватель должен проследить, чтобы во время беседы ученики относились к словам друг друга с вниманием и уважением, чтобы никого не могли высмеять или подвергнуть деструктивной критике. Если это происходит, негативная реакция должна быть проработана с тем, кто ее проявил. Ее надо понять, а не запрещать и не критиковать. Таким образом, агрессия, содержащаяся, например, в высмеивании, становится явной, так что участник группы, не имеющий отношения к причине данной агрессии, не может стать ее жертвой. Тот, кто выражает презрение, должен научиться уважать самого себя. Уважение к самому себе — это непременное условие, необходимое для уважения других. Многим нелегко этому научиться.
Самый естественный способ помочь ученикам развить уважение к себе и к другим — это проявить искренний, без самоотречения интерес к их потребностям. Тогда симпатия и понимание создадут атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а человек с его чувствами, страхами и надеждами. Тогда у человека появляется реальная возможность свободно выражать все свои чувства и научиться ими нормально управлять.
При этом не обязательно говорить обо всем, что происходит, или делать акцент на личной сфере. Создавать всей группой совместную картину, рисовать каждые две или пять минут новый рисунок, работать пальцами вместо кисточек — этот опыт значим сам по себе, даже если не удастся поговорить о нем индивидуально. Во всяком случае, не следует из-за смущения или по привычке рассматривать и оценивать произведения с формально-эстетической точки зрения, потому что тогда притязания на успех заслоняют личностный опыт, полученный в процессе творчества.
Никогда не следует забывать, что работать можно легко, с юмором и удовольствием — поэтому упражнения вполне достойны назваться «играми». Если дети и подростки учатся при этом смеяться сами над собой, то уже многое достигнуто.
О Т КАЗ
Ни в коем случае нельзя никого насильно принуждать к участию в практике. Нужно заранее оговорить, что любой из учеников (возраст не имеет значения) всегда может отказаться от дальнейшей работы, однако, при этом не должен мешать остальным. Пусть ребята покрепче усвоят, что все упражнения они делают исключительно для себя, для своей пользы, не по капризу учителя. В конце концов, преподаватель же не против, если кто-нибудь на время выключится или вообще выйдет из игры.
Впрочем, всегда можно найти способ помочь ребенку или подростку преодолеть состояние отказа. Иногда достаточно дать лишь слабый намек, что никакого давления не существует. Пусть ребенок явственно увидит — ведущий не добивается результата любой ценой, не пытается навязать свою волю. Часто ребенку важно осознать, что источник упрямства, нежелания, вялости кроется в нем самом. Ученик тогда быстрее поймет истинную преграду на пути к удовольствию.
Я могу сказать ему примерно следующее:
— Разреши себе попробовать. Ты делаешь это для себя, а не для меня. Разреши себе попробовать только один раз и, если тебе не понравится, оставь это. Тогда ты по крайней мере будешь знать, что действительно этого не хочешь.
ЗАКЛЮЧИ Т ЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
В этой книге я достаточно много внимания уделила именно практике. Я попыталась представить различные комплексы упражнений: одни из них развились в русле гуманистической психологии, другие возникли в процессе моей собственной работы. Их применение еще отнюдь не означает, что вы проводите именно терапию, несмотря на укоренившееся название «Терапия искусством и изображением». Они представлены в форме лишь своеобразного стимула, предпосылки к самопознанию и личностному росту. Я хочу еще раз подчеркнуть, что здесь каждый должен сам оценить, как далеко он может продвинуться.
ОПРЕДЕ Л ЕНИЯ: Т ЕРАПИЯ И ХУ Д ОЖЕС Т ВЕННОЕ Т ВОРЧЕС Т ВО
Процесс можно назвать терапевтическим, если он делает возможными или поддерживает желательные изменения в личности или в жизненном стиле на более продолжительный период, нежели время занятий. Предпосылками к этому являются: самопознание, обучение реальному видению окружающего мира, определение своего отношения
к внешней среде. Описанные выше упражнения могут в этом помочь.
В процессе художественного творчества сила мотивов исходит из глубин личности; это способ создать порядок из хаоса. Внутри — хаотические чувства и импульсы, снаружи — неподатливая масса впечатлений. Художественное творчество помогает человеку открыть самого себя и мир, установить связь между ними. В полноценном творческом процессе внутренняя и внешняя реальности синтезируются в некое единство.
Исходя из данных определений можно сказать, что в творчестве содержатся предпосылки, делающие возможным терапевтический процесс.
Невротическая попытка решения состоит в том, чтобы обнаруживать в симптомах энергию неразрешенного конфликта.
Художник переводит энергию, берущую начало из конфликта (чего, однако, быть не должно!), в творческую деятельность. При этом он очень гибок. Если ему отказано по каким-то причинам в привычном материале, он найдет другой материал и другие формы выражения. Если бы то же самое произошло с невротическим симптомом, это привело бы к отчаянию.
Есть надежда, что дети и подростки с затруднениями в эмоциональном развитии и склонностью к невротическим симптомам найдут с помощью творчества новые, позитивные способы решения внутренних проблем. При этом радует, что детям в большинстве случаев доступно спонтанное творческое выражение. Даже подросткам оно намного ближе, чем многим взрослым. Таким образом, наша цель — освободить при помощи художественного процесса энергию, связанную неразрешенными конфликтами. Тогда утрачивается необходимость проявлять ее в симптомах. Конечно, это долгий и трудный путь, и успешным результатам, описанным в этой книге, предшествовала длительная работа.
ПРЕИМУЩЕСТВА Т ЕРАПИИ РИСУНКОМ И ОБРАЗОМ
Терапия искусством позволяет бессознательному отделяться и высвобождаться при помощи спонтанного самовыражения. Ее преимущества при этом следующие.
.— Рисование и лепка в большей степени, нежели речь, допускают непосредственное выражение снов, фантазий и других видов внутреннего опыта, который скорее проявится в картинах, нежели в словах.
.— Проекции, привнесенные в рисунок, с существенно большей легкостью минуют внутреннюю цензуру, чем выраженные вербально, что ускоряет терапевтический процесс.
.— Творения сохраняются в течение длительного времени, не изменяясь. Их содержание не может быть забыто, и авторство трудно отрицать. Всплыв однажды из бессознательного, они продолжают работать.
.— Обеспечивается автономия рисующего. Он учится с каждым разом все лучше обходиться со своими рисунками и использовать их для собственного лечения и развития. Так, со временем отношение к рисункам (а значит, и ко внутреннему миру) освобождает от зависимости от терапевта.
.— Часто рисующие обнаруживают в своих картинах такую силу, мощь и жизненность, каких до этого в себе не ощущали. Это укрепляет их веру в себя и свою способность успешно решать все проблемы.
.— Расширяются и углубляются коммуникативные возможности. Доступ к себе и к другим при помощи слов для человека часто бывает закрыт. Бессознательное легко проникает в язык рисунка, способствует осознанию, ободряет и обогащает.
Неразрешенные конфликты, как правило, сопровождаются расстройствами внимания. Однако изобразительный процесс очень быстро захватывает и связывает внимание. Художник забывает обо всем, что происходит вокруг, он полностью погружен в творчество, он предельно сосредоточен. В мгновения концентрации душа свободна от пут привычных конфликтов и страхов, и человек ощущает себя счастливым. Так создаются «Острова счастья», о которых их создатель постоянно помнит и куда может попасть в любой момент, независимо от внешних обстоятельств.
В заключение я хочу поблагодарить всех своих друзей — и маленьких, и больших — за то, что они позволили мне вместе с ними пройти «огонь и воду» на трудном, порою радостном, но всегда изменчивом пути становления личности. Надеюсь, они обрели столько же, сколько и я.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 621 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|