АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Прочитайте:
  1. Cравнимые парные данные
  2. АЛГОРИТМ УПРАЖНЕНИЯ.
  3. Анализ упражнения
  4. Базовые упражнения аутогенной тренировки
  5. Брюшная аорта и ее ветви. Парные и непарные сосуды. Области кровоснабжения.
  6. Взаимосвязь между физическими упражнениями и нашими костями
  7. Враджана-пранаяма — дыхательные упражнения при ходьбе
  8. Гештальт - упражнения
  9. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями
  10. Гимнастические упражнения

Далее я предлагаю вашему вниманию упраж­нения, выполнять которые нужно не в одиночку, а вдвоем или небольшой группой.

ДВА РИСУНКА
СТАНОВЯТСЯ ОДНИМ

 

Это упражнение рассчитано на детей старшего возраста и подростков.

Выбрав себе партнера, дети садятся друг на­против друга, а между ними лежит большой лист бумаги. Посередине листа — ширма, например, из картона или пенопласта. Важно поставить ширму так, чтобы ученики не видели вторую половину листа, при этом в центре листа должно оставаться свободное пространство.

Я начинаю практику с короткой медитации, настройки или расслабления. Затем я предлагаю детям либо свободно рисовать, что придет в го­лову, либо даю им тему для осмысления. Они могут, например, рисовать, как чувствуют себя прямо сейчас или что с ними произошло за день, или комнату, где находятся, или воображаемую местность. Разговаривать во время рисования нельзя.

Через некоторое время, когда большинство уче­ников закончили свои рисунки, я убираю ширмы и даю ребятам время присмотреться к картине партнера и выяснить, как она соотносится с соб­ственным рисунком. Это тоже делается молча. Через некоторое время следует инструкция завер­шить картину совместно, с учетом свободного пространства в середине. При этом надо как можно меньше вторгаться в уже готовые рисунки, а лучше не делать этого вовсе. Из двух отдельных изображений делается одно. Рисунок 20 {см. об­ложку) демонстрирует, с какой поразительной согласованностью, вплоть до выбора цветов, это может происходить. Для детей эгоцентричных и не умеющих приспосабливаться это задание ока­зывается очень трудным. Оно требует настроить­ся на другого человека, позволить своему изобра­зительному импульсу стать единым с импульсом другого. Во время выполнения задания нельзя разговаривать, поэтому следует найти невербаль­ные способы договориться.

Детям младшего возраста сделать это довольно трудно. В качестве помощи можно предложить им, например, следующее:

«Пусть ваши карандаши или кисточки пойдут гулять по бумаге. Они встречаются, снова расхо­дятся, оставляя за собой следы».

Следующее упражнение построено на базе предыдущего.

Снова двум ученикам дается один большой лист бумаги. Каждый выбирает себе состояние: «я в ярости», «я печален», «я устал», «я радуюсь» и так далее — и соответствующий цвет. Затем дети начинают выражать это состояние в рисунке, не прибегая к помощи слов.

Некоторое время каждый работает лишь на своем краю полотна, чтобы получить возможность верно выразить свои чувства и сжиться с ними, а также подготовиться к последующему воспри­ятию творчества партнера. Потом оба ученика рассматривают соседний рисунок и каждый пы­тается осознать состояние друг друга. Все по-преж­нему делается молча.

Если дети пользуются при этом красками для рисования пальцами, я могу предложить им всту­пать в прямой тактильный контакт, поглаживать друг друга, бороться и т. д., при этом все время оставаясь на своем месте. Особенно хорошо это удается, когда бумага намазана клейстером. Она должна быть не толстой, но плотной, чтобы сразу не промокнуть насквозь (хорошо подходит бумага для офсетной печати). Тогда краски прекрасно скользят, и картину всегда легко изменить. Раз­говаривать по-прежнему запрещается, но можно издавать звуки. Если я вижу, что подобная работа дается ребятам с трудом, например, один никак не оставляет другого в покое, я могу добавить соответствующие задания или правила: каждый ученик может при желании отгородить опреде­ленное пространство на своей стороне листа, где он будет «дома» и куда партнеру доступ воспре­щен. Напарник переходит границу только с раз­решения. Я внимательно наблюдаю, какие игры разворачиваются у каждой пары в отдельности, насколько они типичны или нетипичны для ребят.

Иногда, если позволяет возраст детей и их социальные навыки, я разрешаю им поговорить между собой, но только в том случае, когда фаза рисования завершена, и прежде, чем вся группа соберется вместе. Они должны ответить для себя на вопросы: «Какое состояние изображалось? Было ли оно узнано партнером? Как я чувствовал себя во время рисования? Что меня обрадовало? Что рассердило?».

Если такое обсуждение по каким-то причинам невозможно, я говорю об этом прямо в группе. Детям младшего возраста и ученикам с эмоцио­нальными расстройствами оно дается нелегко. Им приходится упражняться ежедневно. Для этого лучше всего подходит введение определенного ри­туала:

. • место занятий должно быть постоянным;

. • дети во время практики не должны вставать и переговариваться между собой.

 

Нужно сказать, что групповые обсуждения во­обще вызывают определенные трудности у многих ребят, поэтому моя задача — создать атмосферу интереса и доверия.

Каждая картинка кладется в центр крута, и сначала высказываются оба художника. Я задаю им вопросы типа: «Создалось ли у тебя впечат­ление, что другой понял тебя?». В случае отри­цательного ответа: «Ты из прошлого опыта зна­ешь, что это невозможно понять? Как ты счита­ешь, понял ли ты, что хотел выразить твой партнер? Каким образом тебе было бы легче его понять? Что он должен для этого сделать? Кто, как ты считаешь, был главным во время рисова­ния? Это твой рисунок, рисунок X или ваш общий? Чего ты не хотел показать?».

Потом всем детям предлагается высказаться, что им приходит в голову при виде рисунков, что ОНИ ВИДЯТ, какие у них возникают фантазии и т.д. При этом каждый раз в центре круга лежит рисунок одной из пар. Если дети говорят о не­приятных вещах, надо следить за тем, чтобы они высказывались от первого лица и формулировали свою критику персонально. Если, к примеру, уче­ник заявляет: «Мне это не нравится», не стоит допускать более целенаправленных высказываний типа: «Ты сделал это плохо».

В такого рода практике не может быть никаких «хорошо» или «плохо», поскольку речь не идет о достижениях и оценках. Об этом надо время от времени напоминать ученикам.

Я могу привносить в обсуждение свои собст­венные наблюдения и сообщать ученику, что ка­жется мне существенным и проявляется в его повседневной жизни. Так, например, я обращаю внимание ребенка, постоянно скрывающегося в своем «убежище», на его ежедневное поведение в группе. А затем спрашиваю его партнера, как он при этом себя чувствовал. Может быть, окажется уместным разговор о страхах, вынуждающих ре­бенка закрываться при работе в группе. Вполне вероятно, что ученик при этом обретет опыт но­вого осознания укоренившихся привычек (в осо­бенности преодоления того комплекса, который заставлял каждый раз прятаться в «раковину»). Только многократный повтор практики на пре­одоление предполагаемых (или существующих лишь на уровне фантазий) неприятностей может постепенно привести ребенка к самостоятельной попытке выбраться из своего иллюзорного «ук­рытия».

РОЖДЕНИЕ СОВМЕС Т НОГО РИСУНКА

Существует еще одна методика парного рисо­вания: чистый лист бумаги оба ученика начинают заполнять одновременно.

Я предлагаю ребятам следующее:

«Перед вами лежит лист бумаги, на котором вы сейчас будете вместе рисовать. Не обязательно, чтобы рисунок был узнаваемым. Это могут быть линии, круги, четырехугольники, цветные пятна и прочее. Каждый начинает рисовать там, где ему хочется...»

В течение занятия я внимательно наблюдаю за учениками и стараюсь подмечать, как они выстраивают между собой диалог или, наоборот, уклоняются от контакта.

Затем всей группой мы рассматриваем карти­ны. Дети рассказывают, как создавался тот или иной рисунок. Я спрашиваю ребят: «Что произош­ло, когда (имя ученика) вторгся в твой рисунок? Как ты себя при этом чувствовал?» Или: «Что ты ощущал, когда вторгся на территорию напар­ника?»

Подобные вопросы существенно помогают об­суждению процесса на уровне ощущений.

Неоднократно я практиковала другой вариант упражнений на парное рисование: дети рисуют уже не одновременно, а друг за другом.

Первым начинает один из группы.

Если выбрать стартующего в группе затрудни­тельно, если дети спорят и всеми силами оття­гивают решение, я вторгаюсь в обсуждение и

предлагаю: «Один из вас будет А, другой В. Вы­берите, кто есть кто. В начинает».

В рисует какой-нибудь символ, цветное пятно, предмет или часть предмета, затем А продолжает, дорисовывая на листе нечто свое; потом вновь приходит очередь В и так далее. Ученики могут выполнять работу молча либо комментировать процесс создания рисунка.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ

Можно значительно расширить воздействие практики, используя эффект музыкального сопро­вождения. Музыка снимает напряжение, освобож­дает от скованности и в то же время оказывает сильное влияние сама по себе как таковая. Поэ­тому подбирать музыку для каждой группы надо очень тщательно.

Я могу стимулировать развитие восприятия, сопровождая процесс создания одного рисунка гармоничной успокаивающей музыкой (напри­мер, И. С. Баха), другого — «горячими» ритмами (например, рок-музыкой). Во время музыкально-изобразительной практики я предлагаю учени­кам примерно следующее: «Позвольте вашим кисточкам (карандашам) танцевать друг с дру­гом под музыку. Пусть это будет танец-фантазия. При желании кисточки будут приближаться друг к другу, иногда — удаляться. Вы можете по ходу дела поменять цвет, можете рисовать обеими руками (к примеру, в одной руке — кисть, в другой — карандаш). Позвольте музыке управ­лять вашими руками, радуйтесь каждому дви­жению».

Спустя некоторое время я сообщаю: «Сейчас я включу другую музыку. Рядом с вами лежит чис­тый лист; когда начнется новая мелодия, продол­жайте рисовать и найдите новый танец».

Вполне возможно, что каждый ученик будет рисовать под музыку свою собственную картину.

После окончания занятия следует распреде­лить результаты: картины, отображающие пер­вую мелодию, прикрепляются к одной стене, а сделанные под вторую — соответственно, к дру­гой стене. Если дети сами сортируют рисунки, может возникнуть элемент игры. Рассматривая чужие рисунки, ученик пытается определить, под какую музыку та или иная картина была написана. И соответственно своим ощущениям выбирает нужное расположение рисунка. Во время последующего совместного обсуждения в первую очередь отсеиваются «неправильные» ри­сунки. При этом дети поясняют мотивацию сво­его выбора.

Если позволяют размеры помещения, в подоб­ной практике можно задействовать достаточно большую группу. Попробуйте завесить стены ши­рокими полосами оберточной бумагой. Танцуя под выбранную музыку, дети время от времени при­ближаются к стенам и оставляют на них свои «танцевальные» следы. Большинству учеников это доставляет большое удовольствие. Можно предва­рительно так распределить цвета, чтобы у каж­дого ребенка был «свой» цвет, и его можно было бы распознать на картине.

«ПОВОДЫРЬ» И «ФО Т ОИ Г РА»

Следующее парное упражнение требует от ребят несколько большего внимания и терпения.

Одному ученику завязывают глаза. Другой берет руку напарника, сжимающую кисть или карандаш, и осторожно водит ею по бумаге. Оба молчат. Рисующему это упражнение позволяет представить себя частью другого человека, а его партнеру помогает довериться и отдаться веде­нию.

Предварительно я говорю ученикам: «Это уп­ражнение надо выполнять очень внимательно. Ваш напарник — не игрушка, которую можно вертеть, как попало. Это человек, который чув­ствует так же, как и вы, так же уязвим и так же может получать удовольствие. Поэтому сделайте так, чтобы не ранить его, чтобы он мог получить удовольствие».

Потом роли меняются, а в конце занятия мы обсуждаем, что чувствовал каждый из группы.

Для следующего упражнения нужны те же ус­ловия, что и для предыдущего: один ученик за­крывает глаза, а другой осторожно ведет его по комнате, обходя все препятствия и мягкими дви­жениями направляя «слепого» в нужную сторону. Разговаривать нельзя. К помощи слов могут при­бегать только дети младшего возраста.

Если «поводырю» что-то кажется особенно ин­тересным или красивым, он дает «слепому» ощу­пать предмет: он либо вкладывает предмет ему в руку, либо водит его рукой. Для удобства глаза можно завязать — повязка создает более сильный эффект «полной темноты», особенно для тех, у кого имеется страх надолго закрывать глаза.

Возможен и такой вариант: если «поводырю» нравится какая-либо деталь обстановки, он велит «слепому» на мгновение остановиться и открыть глаза. Сигналом служит команда «Стоп!». Ведомый по возможности полнее запоминает увиденное и удерживает образ в памяти. Этот процесс напо­минает фотографический эффект. Поэтому упраж­нение и называется «фотоигра».

Ведомый пытается воспринимать реальные объекты как можно более целостно. Несколько секунд спустя он вновь закрывает глаза, и его ведут дальше. Приблизительно через пять или десять минут игра заканчивается и партнеры меняются ролями. Затем каждый представляет нарисованный «фотоальбом», в котором запечат­лел увиденное или осязаемое.

МОДЕЛИРОВАНИЕ Т ЕЛА

Человеческое тело — одно из самых высоких произведений искусства. Осознать это помогает следующее упражнение.

Разбившись на пары, дети решают, кто из них будет А, а кто В. Первый ученик сосредоточивает все свое внимание на пальцах и начинает при­касаться к партнеру так, словно перед ним скульп­турное произведение. Его напарник стоит по воз­можности более расслабленно, он ощущает при­косновения и осознает, что при этом чувствует.

Я стараюсь направлять действия ученика А, например, обращаю его внимание на то, как он может ощупывать щеки: «Берись за мягкие ткани очень нежно; возьми мышцу большим и указа­тельным пальцами так, чтобы почувствовать, как она тянется. Ощупай челюсть и скулы».

Ученику В я говорю: «Открой рот и снова за­крой, чтобы А мог ощутить движение челюсти».

Затем вновь обращаюсь к А: «Почувствуй, как щека вписана между глазом, носом, ртом и че­люстью. Потом переходи к уху...»

В зависимости от степени самостоятельности членов группы, а также их способности к кон­центрации отдельные части тела перечисляются более или менее подробно.

Когда вся пластика тела прочувствована, А начинает исследовать суставы. Ученик В остается расслабленным. Партнер А сначала мысленно представляет движение, затем берет руку В и ведет ее сообразно своему представлению. При этом В старается не мешать работе напарника. Потом А произвольно меняет движение, и про­должает действовать до тех пор, пока не поймет принципа движения рук.

Потом приходит очередь ног. А пытается пе­редвигать одну ногу партнера за другой, при этом В ничем не помогает, а лишь переносит тяжесть тела соответственно направлению. Это требует определенной тренировки — возможны некото­рые «неудачи» и много смеха. Оба партнера, од­нако, продолжают молчать. Обратная связь между ними происходит только на уровне телесных ре­акций. Так, оба познают закон равновесия и дви­жения. Тот, кто хоть раз проделал это упражне­ние, начинает понимать сложность наших авто­матизированных телесных функций.

А получает задание мысленно погрузиться в тело В и изучить его «грамматику»; В получает чрезвычайно трудное для многих задание — пол­ностью довериться А.

В некоторых группах можно провести следую­щую практику:

А становится в нескольких шагах от В. Он использует теперь полученный опыт, чтобы вести В только при помощи жестов, а не прикосновений. На высоте соответствующего сустава А делает тот или иной жест; ученик В, сосредоточившись на сигналах партнера, медленно и плавно совершает заданное движение.

Можно представить, будто между рукой А и суставом В установилась незримая связь, посред­ством которой А управляет партнером на рассто­янии.

Это упражнение весьма пластично, при его исполнении возможны различные игровые вари­анты. Оно требует внимания, интуиции, способ­ности к восприятию партнера и, вместе с тем, обучает всем этим качествам. Между партнерами должны установиться такие отношения, чтобы совместное задание было важнее личных сиюми­нутных побуждений. Каждый зависит от другого при выполнении своей части упражнения.

Когда задание полностью отработано, А и В могут поменяться ролями.

В заключение практики ученики рисуют или лепят из глины (пластилина) статичную и дви­жущуюся фигуры.

Можно ограничиться только лицом. Сначала ребенок с закрытыми глазами осязает собствен­ное лицо, а затем рисует карандашом или красками (лепит из глины) портрет. Таким же образом он осязает и рисует лицо партнера.

 

Т АНЕЦ ЦВЕ Т А

«Танец цвета» выполняется преимущественно сидя на полу или стоя на коленях. Поскольку танцевать в таком положении детям непривычно, то предварительно имеет смысл потренироваться, привлечь к тренировке старших учеников из под­ростковой группы. Выясняется, какие движения возможны в положении сидя: круговые движения туловища, наклоны верхней части тела во всех направлениях, движения рук, головы, а также разнообразные положения кистей и стоп. Пре­подаватель может дать волю и своей фантазии, и побуждать к активности детей.

После тренировки дети выбирают себе партне­ра. Каждый задумывает для себя цвет, с которым он себя отождествляет, но партнеру об этом не сообщает. Ученики садятся друг напротив друга на ковровом покрытии или на полу, застеленном матами. Глаза закрыты, а еще лучше, завязаны полоской ткани. Каждый начинает танец заду­манного заранее цвета. Таким образом в детской фантазии движения тела должны перетекать в движение цвета.

«Твои руки, ноги, голова, все тело — это цвет. Если ты движешься, значит, движется цвет. Ты можешь позволить ему течь мягко и плавно или наоборот, резко и быстро. Пусть он поднимается, опадает, разбрызгивается...»

Через некоторое время:

«Теперь переключи внимание на танец твоего партнера. Попробуй почувствовать, какой именно цвет он выбрал. Представь себе его танец».

(Пауза).

«А сейчас попробуйте провести совместный танец. Пусть танцуют ваши два цвета одновре­менно. Позвольте им сливаться друг с другом и снова расходиться. Найдите общий ритм ваших движений, не разговаривая и не открывая глаза. Наблюдайте за танцем обоих цветов вашим внут­ренним взором...»

После того как танец закончен, дети открывают глаза, и каждый молча рисует свои ощущения от совместного танца. Затем партнеры сравнивают картины, выясняют, какие у кого были цвета, обсуждают свой опыт и затем сообща рисуют еще одну картину, которую опять же можно обсудить в группе.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1090 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)