АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ФАНТАЗИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 27 страница

Прочитайте:
  1. A. дисфагия 1 страница
  2. A. дисфагия 1 страница
  3. A. дисфагия 2 страница
  4. A. дисфагия 2 страница
  5. A. дисфагия 3 страница
  6. A. дисфагия 3 страница
  7. A. дисфагия 4 страница
  8. A. дисфагия 4 страница
  9. A. дисфагия 5 страница
  10. A. дисфагия 5 страница

 

Дальнейшие «пу тешествия»-фантаз1ш

«Представь, что ты стоишь перед дверью в свою комнату. Ты открываешь ее и заходишь внутрь. Сумерки, и ты уже не так хорошо видишь. Ты ориентируешься по очертаниям. Где твоя кро­вать? Где шкаф? Где твои игрушки? Окно? Дверь? Что еще есть в комнате? Где лампа? Ты идешь к выключателю и включаешь свет. Теперь ты все видишь освещенным: свою кровать (все повторя­ется)...

Постепенно за окном светлеет. Ты идешь к окну и открываешь его. Потом ты расхаживаешь по комнате. Ходишь, ходишь и внезапно замечаешь, что можешь парить в воздухе. Ты взлетаешь вверх под потолок и осматриваешь комнату сверху. Там, наверху, ты внезапно обнаруживаешь, что спосо­бен летать. Ты разворачиваешься и вылетаешь в открытое окно. Ты видишь внизу окрестности вашего дома: улицы, машины, сады. Все такое маленькое... Ты летишь дальше, и вскоре картин­ка внизу становится незнакомой. Что ты видишь? Какая погода? Какое время года? Тепло или хо­лодно? Ты долго летаешь над страной — как она выглядит?

Когда ты достаточно налетался вокруг, ты ле­тишь в то место, где ты уже однажды бывал и чувствовал там себя хорошо. Ты приземляешься там, и тебе вновь становится очень хорошо. Ты оглядываешься вокруг и все подробно рассмат­риваешь. Ты один или вокруг тебя есть люди или звери? Осмотрись и реши, что тебе в этом месте так сильно нравится».

Далее следует длинная пауза.

«Сейчас ты снова возвращаешься в эту комнату и открываешь глаза. Затем возьми карандаш, лист бумаги и нарисуй это место».

Тина (7 лет) нарисовала темный, черный дом с одним открытым окном.

— Что это за место, Тина?

— Это дом, где мы были, когда моя мама еще была там. — Рыдание застревает у нее в горле.

— Ты очень опечалена тем, что твоя мама умерла?

 

Тина, сидящая рядом, кивает, кладет го­лову мне на колени и безудержно плачет. Впервые она упомянула в группе о смерти матери и открыто показала свою печаль, дав волю долго сдерживаемым слезам.

Фантазии могут быть совсем короткими. Тогда мне приходится немного «подталкивать» их, особо не вдаваясь в подробности. Каждый может при­украсить собственные фантазии без внушения чувств извне. Можно спрашивать: «Как ты себя чувствуешь?» Но не следует называть чувства, например: «Ты печален или гневаешься?»

«Представь себе, что ты ракушка. Ты лежишь глубоко на дне моря. Волны нежно покачивают тебя. Внезапно начинается шторм. Волны высо­кие и сильные, они грозят выбросить тебя на берег. Ты изо всех сил сопротивляешься, чтобы выстоять под напором волн. Как ты это делаешь? Какими частями твоего тела? Что ты чувствуешь при этом? Надеешься ли ты устоять или не ве­ришь в это?

Внезапно ветер утихает. Море вновь спокойно. Ты все еще в воде. Теперь ты можешь совсем расслабиться. Как ты себя чувствуешь?»

Можно предложить ребенку представить себя лодкой во время шторма или птицей, парящей над бушующей стихией.

Или, например, возможны такие варианты практики:

«Представь себе, что ты выдыхаешь огонь, пламя становится больше и больше. Ты сжигаешь всех, кого не любишь».

«Представь себе, что ты заблудился ночью в лесу, ты один, темно, звери уже спят, ты слышишь шорох и т. д. Вдали ты видишь свет. О чем ты думаешь? Что делаешь?»

«Ты хочешь подняться на гору. Путь каменист и обрывист. Опускается туман. Налетает ветер. Ты должен бороться, чтобы продвигаться дальше. Как ты себя чувствуешь? Внезапно туман расхо­дится и ветер стихает. Что ты видишь? Что чув­ствуешь?»

«Темная ночь, ты бежишь, спасаясь от чего-то».

«Ты идешь по дороге, подходишь к дому, дверь открыта, ты входишь внутрь, в темную комнату, ты в ней один. Как ты себя чувствуешь? Твои глаза постепенно привыкают к темноте, и ты видишь, что посреди комнаты стоит памятник. Ты узнаешь очертания, ощупываешь памятник руками. Что это за памятник, что он изображает?»

В заключение следует нарисовать или вылепить увиденное из глины.

Арника {15 лет), робкая, слабая девочка, изобразила женщину, сосредоточенно заня­тую вязанием. Она как бы обвязывает сама себя огромным чулком. Женщина сидит, чулок уже доходит ей до плеч. Я предложила девочке побыть этой женщиной.

 

— Я едва могу пошевелиться, чулок от­деляет меня от того, что снаружи. Я словно в тюрьме, но вроде как и спрятана. Не видно, что я женщина. Я не могу просто встать и пойти. Поэтому многое в жизни упускаю. Моя голова еще свободна, и я могу видеть все вокруг.

— Имеет ли это какое-то отношение к твоему образу жизни, Арника?

— Мне кажется, что чулок — это мой страх перед другими. Прежде всего, перед мальчиками.

— У тебя есть друзья?

— Нет. Но есть, правда, любимая соба­ка. Обычно я сижу дома. Там я чувствую себя в безопасности и не испытываю та­кого страха.

— Что ты делаешь дома?

— Чаще всего, читаю.

— Ты довольна этим?

— Я думаю, что очень хотела бы испы­тывать радость и удовольствие, как другие девочки в классе. Когда они рассказывают мальчикам о своих приключениях, я все время молчу.

— Испытываешь ли ты здесь, в группе, страх перед кем-нибудь?

— Да, перед Каем. Я думаю, он считает меня скучной.

— Можешь ты ответить ей, Кай?

— Я почти не замечал тебя до сих пор, так как ты редко говорила, — мальчик смот­рит на нее немного растерянно. И внезапно заявляет:

— Я хотел бы тебе что-нибудь подарить.

 

Встает, берет из вазы маленький цветок и втыкает его в руки «вязаной» женщины. Губы Арники трогает робкая улыбка облег­чения.

Дальнейшие «путешествия»-фантазии

(в набросках)

«Представь себе, что твои родители уехали. Ты тихонько забираешься на чердак. Там ты нахо­дишь старый сундук и осторожно открываешь его. Что внутри?»

«Представь себе, что при рождении тебя под­менили, и теперь ты должен найти свою настоя­щую семью. Как она выглядит?»

«Того, кто вызывает у тебя особенно большую ярость, можешь представить в виде животного. Сам ты тоже животное. Как вы встречаетесь?»

«Представь себе, что ты находишься в некоем темном помещении. Внезапно на стене появля­ется картинка с изображением животного. Что это за животное? Как оно выглядит? Как двига­ется? Вот его поймали. Кто? Как? Его заключили в клетку. Как выглядит клетка? Хорошо ли чув­ствует себя животное? Пытается ли освободиться? Освободилось ли оно? Как?»

«Представь себе, что ты идешь гулять. Вдруг ты обнаруживаешь маленькую пещеру с крутой лестницей, ведущей вниз. Ты долго спускаешься по ней и наконец попадаешь в полутемное поме­щение. Как только твои глаза привыкли к темноте, ты видишь, что там много дверей. На одной из них написано твое имя. Ты подходишь к этой двери и открываешь. Заходишь внутрь. Что ты видишь?»

На двери можно поместить и другие надписи, например, «школа», «друзья», «семья», «моя жизнь» и т. д.

«Ты идешь по длинному, темному коридору. В конце — дверь. Ты открываешь ее. Ты рассмат­риваешь то, что находится внутри... Нарисуй это!»

«Ночью приходит фея и заколдовывает тебя. Кем или чем хотел бы ты быть? Представь себе, где бы ты тогда жил, кто твои друзья, чем бы ты занимался тогда».

«В замке ты можешь заглянуть за шесть дверей. Что ты обнаруживаешь? Тебе запрещено откры­вать седьмую дверь. Что могло бы быть за ней?»

«В чужом доме ты находишь дверь, которая заперта. Что могло бы быть за ней?» «Фея приходит и говорит, что ты можешь за­гадать три желания. Что бы ты пожелал?»

«Фея приходит и приносит тебе шапку-неви­димку. Если ты ее наденешь, тебя никто не будет видеть. Что бы ты стал делать?»

Старый мудрец

«Ты идешь по дороге... Видишь вдали хижину. Ты подходишь ближе и узнаешь старого мудреца, сидящего на крыльце. Ты хочешь получите рас­смотреть его... Он приветствует тебя долгим взгля­дом. Ты смотришь в его глаза и понимаешь, что можешь задать ему вопрос, и мудрец тебе ответит.

Ты обдумываешь, о чем же важном стоит его спросить... Ты задаешь ему свой вопрос. Он смот­рит на тебя и уходит в хижину. Ты напряженно ждешь. Старик возвращается с подарком для тебя.

Добавляет ли он что-нибудь к этому? Если он ничего не говорит, ты понимаешь, что подарок и есть ответ. Ты берешь его, прощаешься и ухо­дишь.

Нарисуй хижину, мудреца и подарок! Напиш и внизу его ответ!»

Ида (15 лет) страдала от сильной деп­рессии и считала всех вокруг виновными за свое состояние. В ответ на вопрос: «Что я должна делать?», Ида получила подарок — зеркало. Девочка восприняла «подарок муд­реца» как требование внимательно пригля­деться к самой себе. Сделать это было чрез­вычайно трудно. Ида ничего не смогла на­рисовать в зеркале, кроме пустой серой равнины, идентифицироваться с которой девочка не хотела. Однако, несмотря на все трудности, у Иды все-таки закрепилось по­нимание ситуации, она в конечном итоге осознала, что должна больше внимания уде­лять себе, нежели другим.

Другая девочка, Анита (15 лет), увидела вместо старого мудреца свою бывшую няню, которая ее очень любила и сыграла большую позитивную роль в жизни Аниты. Когда Аните исполнилось пять лет, няня покинула семью. Девочка восприняла уход настолько болезненно, что вытеснила все воспомина­ния о любимой женщине. Ее вопрос был такой: «Кто я?» В подарок девочка получила маленькую кормушку с восковыми фигура­ми, которую когда-то сама смастерила и при расставании подарила няне. Сначала Анита вообще ничего не могла делать с этим «ответом». Тогда я велела ей иденти­фицироваться с подарком и попробовать поговорить от его лица. Анита сказала: «Я красивая. Внутри меня есть все. Люди ра­дуются мне».

 

«Пусть это будет ответом, который дала тебе на твой вопрос няня. Ты красивая. В тебе есть все. Люди радуются тебе».

Лицо Аниты буквально засветилось, по­скольку проявились ее центральные пробле­мы. Она считала себя невзрачной и некра­сивой, считала, что слишком мала и не может нравиться людям, прежде всего ро­дителям. Так ее бессознательное точно об­наружило позитивное начало, которое ей явно дала няня и которое было утрачено вследствие негативной установки роди­телей.

Фантазии на тему «Розовый куст»

Одно из самых излюбленных «путешест­вий» в гештальттерапии выглядит следую­щим образом:

«Представь себе, что ты идешь в некой местности. Какое время года? Какая погода? Что за местность вокруг — холмистая или ровная, плодородная или скудная?

Дорога изгибается. Ты идешь по ней и вдруг видишь розовый куст... Ты подходишь ближе к нему и начинаешь подробно его рассматривать. Какая у него форма? Боль­шой он или маленький? Какие у него ветви? Есть ли на нем листья, цветы, плоды? Какие у него корни? Нужно ли ему что-нибудь? Можешь ли ты ему это принести и дать?...

Попрощайся с кустом и возвращайся назад».

Часто это упражнение предлагается как идентификация: «Представь себе, что ты розовый куст...»

 

Фантазии на тему «Животное»

Дети младшего возраста охотно идентифици­руются с животными, индейцами, ковбоями и т. д. Получая толчок, ребенок создает фантасти­ческий мир, отражающий его собственный. Мно­гие дети из спецшкол для трудновоспитуемых демонстрируют богатство и меткость таких фан­тазий. В этом наглядно убеждаешься, когда ис­следуешь их рисунки.

Андреас (9 лет) — из явно неблагопо­лучной семьи, где царит нервозная, на­пряженная атмосфера. Его рисунок на тему «Животное» отражает это. Представ­лена вся семья (рис. 9, стр. 55), включая бабушку и тетю. Вполне очевидно, что мальчик стремится к покою. И на рисунке символически изображает способ решения этой проблемы: он совершенно ушел внутрь себя и закрылся панцирем, став практически незаметным. В своей фантазии Андреас заключил себя рядом с деревом в статую животного, и никто не знает, что он в ней. Там у него большие запасы еды, которые никогда не иссякают. Таким обра­зом, он стал независимым, но и очень оди­ноким. Достаточно отчетливо прослежива­ется желание смерти сестры: сестра тонет в пруду слева, среди рыб. Она зовет на помощь. Андреас рассказывает: «Бабушка хочет ее спасти. Она хочет пройти туда, но около пруда сидит лев, который следит за тем, чтобы никто не спас Догмар. Так что она должна утонуть».

Очень динамичен рисунок Маурицио [11 лет), который также возник в связи с фантазиям и на тему «Животное» [рис. 9, см. обложку). Рисунок выполнен очень тщательно. Он изображает кошку и солнце. Над кошкой нависают темные зубчатые грозовые облака, они вонзают в животное темно-коричневые молнии. Это показывает, как сильно мальчик ощущает давление и угрозу, что в дей­ствительности соответствует его семейной ситуа­ции. Атакующие молнии срываются с темно-ко­ричневых облаков.

 

Рис. 9. Аидреас (9 лет). 43,4 х 30,7 см

Согласно цветовой символике, коричневый цвет соответствует понятиям «земля», «мать». Значит, можно предположить, что нападение исходит с материнской стороны. У незамужней матери до­статочно тяжелая жизнь, и в отношении Маури-цио она колеблется от агрессивности к пренебре­жению. Еще один момент в рисунке указывает на материнское начало: тело кошки коричневое, правда, с некоторыми особенностями. На оран­жево-коричневом фоне нарисованы темно-синие шерстинки, так что создается общее впечатление коричневого цвета. Особенно тяжело Маурицио от того, что он метис. В реальности он решает эту проблему посредством сильного сопротивле­ния как подлинным, так и мнимым нападениям.

В поведении мальчика пугали приступы бес­контрольной ярости, поэтому в течение несколь­ких лет с ним занимаются специалисты-педагоги. Поддержка и позитивное направление, которое он от них получает, приносят плоды: толстые, такие же темно-коричневые столбы, исходящие от молний и падающие на кошку, разделены рядами розовых точек. Они тянутся в стилизо­ванные красные сердца непосредственно над столбами. Жизненная сила и любовь может про­никать к кошке из сердец сквозь темные столбы в форме маленьких красных и желтых точек. Препятствием для точек служат поперечные штрихи, однако по направлению к кошке поддер­живаются желтым цветом. И все же темные стол­бы гораздо ближе к телу кошки, чем сердца и розовые точки.

Сама кошка с расчесанной шерстью и замеча­тельным хвостом выглядит застывшей. Она вос­принимается так, будто не может двинуться с места и должна все сносить. Ее лапы похожи на присоски. Однако она улыбается, и на ее щеках — сердца. Под кошкой все желтое и цветут цветы. Напрашивается вывод, что Маурицио стойко вы­держивает давление темных столбов. Прежде всего это определяет желтый лучистый поток от большого солнца. Желтое выражение света есть чистейший символ мужской силы и крепости.

А

Этот желтый свет, льющийс я во все стороны, явно доминирует над коричневой материнской символикой. Если бы у Маурицио был в распо­ряжени и более мягкий материал, чем фломасте­ры, то, наверное, желты й свет распространился бы еще шире. Он исходит из левой части рисунка, более соответствующей сфере бессознательного.

Голова кошки тоже желтая. Тем самым симво­лика желтого усиливается интеллектом и духов­ностью. Маурицио пр и помощи цвета однозначно фиксирует, что у него есть возможности преодо­леть негативное воздействие матери.

Рисунок, сделанный Марко [9 лет] после фантазии «животное», раскрывает ужасную изоляцию [рис. 7, см. обложку). Мальчик так комментирует рисунок: он еще малень­кий, не выросший ворон в гнезде. Гнездо расположено в маленьком дупле в стволе толстого дерева (слева в нижней части ри­сунка). Родители ворона летают снаружи с кормом. Однако на рисунке не видно входа в дупло, и родители не могут попасть к своему птенцу. Это вполне соответствует действительности, так как сам Марко очень хочет, чтобы ему разрешили жить вдали от семьи — в детском доме. Он желал этого так страстно, что его желание чуть было не осуществилось, но помешало сопротив­ление отца. В верхнем левом углу, поме­щенные в ящик, нарисованы друзья, у ко­торых нет времени поиграть с Марко. Спра­ва находится дом, от него ведет дорога к дереву, наверх к дуплу. Однако дорога про­ходит мимо, направлясь прямиком к воро­там. То есть, дорога также не связывает Марко с внешним миром. Само гнездо на­поминает яйцо с желтком. Марко душевно

еще не родился, а дремлет в мягкой крас-но-коричневости материнского чрева.

«Сверху на рисунке закрытая крепость, — комментирует он, — Внутри нее много людей, которые борются друг с другом. Со­всем никто не может им помочь. Они все бьют тревогу».

Внутренняя борьба сковывает Марко, как бы запирает его. Никто не может ему по­мочь. У него даже нет возможности убежать. Высочайшая тревога! Рисунок показывает, что Марко срочно нуждается в поддержке.

Одиночество — тема фантастического рисунка Ионаса (рис. 11, см. обложки). При­чудливые, фаллосообразные скалы возвы­шаются над местностью. Йонас изобразил себя в виде орла, который хотел бы жить на вершине голой скалы. Но вот прошло немного времени и ему стало слишком оди­ноко. Он придумал и нарисовал на картинке два стада серн, а также связал между собой крутые горные вершины. Охотник (слева внизу) не сможет достать серн, так как они слишком далеко от него.

Содержание рисунка показывает, что Ионас значительно более интегрирован и стабилен, чем Марко. Это также подтвер-ждают уверенные штрихи и богатая цве­товая палитра. Мальчик не изолирован безнадежно, он по собственному желанию может оставаться один или устанавливать контакты.

Роберт (9 лет), объясняя свой рисунок [рис. 10. см. обложку), рассказывает такую историю: птица летит к райскому острову

(верхняя левая часть рисунка). Там ее дом. Самое важное — на острове царит мир. Здесь птица обретет спокойствие. Правда, этому миру, который Роберт так подробно описывает, грозит большая опасность. Во­енные корабли с пушками на борту распо­ложились вокруг острова, чтобы охранять его.

Остров окружен со всех сторон синим морем. Остров (самость) мог бы свободно расположиться в синей глубине моря (бес­сознательное) — этого страстно желает Ро­берт — если бы не обилие агрессивных помех. Они исходят как из внешней среды, так и от самого Роберта. Ему пока тяжело интегрировать импульсы так, чтобы не чув­ствовать себя в опасности.

У Алекса (10 лет) (рис. 10, стр. 60) основной идеей рисунка на тему «живот­ное» является честолюбие и успех. Маль­чик рисует гору, «высочайшую в мире» (в форме начальной буквы его имени — «А»). Внутри горы — золотые камни (изображе­ны в виде звездочек). К золотым камням из левого нижнего угла хочет пробраться маленький человечек. Но сделать это ему затруднительно, так как он занят несколь­ко другими вещами. Помеху можно уви­деть, а также о ней прочитать: «Я могу писать и какать».

С точки зрения психоанализа, оба эти явления сопоставимы с некоторыми народ­ными сказаниями. Вспомним, например, легенду об осле, который испражнялся зо­лотыми дукатами. Монеты в качестве аму­лета служили символом материального бла­гополучия.

Рис. 10. Алекс (10 лет). 43,4 х 30,7 см

Алекс изобразил себя на рисунке дважды. Второй раз — у подножия горы в виде маленькой птицы, которая также хочет по­лучить золотые камни. Несмотря на то, что путь до вершины не близок, птичка поет, она в прекрасном настроении.

Когда Алекса спросили, согласен ли он опубликовать свой рисунок, мальчик вна­чале сконфужено запротестовал. Но потом все-таки заинтересовался и в конце концов безоговорочно согласился. Его рисунок диф­ференцирован и тонок, однако штрихи до­вольно уверенные. История, которой он со­проводил рисунок, фантастична и пристой­на. Ее тематика доказывает, что успех играет для мальчика важную роль. Способ же трактовки и разработки Алексом этой темы показывает, что он не одержим ею, а способен подходить к ней дифференциро­ванно, играя и фантазируя.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 811 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)