АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ФАНТАЗИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 23 страница

Прочитайте:
  1. A. дисфагия 1 страница
  2. A. дисфагия 1 страница
  3. A. дисфагия 2 страница
  4. A. дисфагия 2 страница
  5. A. дисфагия 3 страница
  6. A. дисфагия 3 страница
  7. A. дисфагия 4 страница
  8. A. дисфагия 4 страница
  9. A. дисфагия 5 страница
  10. A. дисфагия 5 страница

Ассимиляция проекции

Рисунки сновидений весьма поучительны. У сновидца был тяжелый психоневроз. У него были религиозные идеалы бес­корыстия, альтруизма. Он не мог напасть со спины. В резуль­тате он имел тревожный невроз, представленный на первом рисунке. Агрессор, поезд, даже не виден. На втором рисунке мы находим решение: он сознательно идентифицирует себя с жертвой. Он страдает под пыткой, которой его подвергает другой человек, символизирующий его собственную агрес­сивность. На самом деле у него были очень сильные, хотя и подавленные садистические черты.

Трудность разрушения религиозных проекций лежит в за­мешательстве при присвоении некоторых идей всемогуще­ства, таких, например, как те, которые выразил Гейне:

И если бы я был всесильный Бог и в небесах сидел

Мы нечасто представляем себя Богом, но мало кто ни разу не говорил «Если бы я был царем, то я бы тогда. --»

Терапия сосредоточением

У людей, и особенно у каждого невротика, есть одно труд­ное свойство характера, при котором разрушение проекций оказывается особенно полезным. Это потребность в привя­занности, восхищении и любви, которые считаются присущи­ми нарциссическому характеру — тип, подробно описанный К.Хорни. Человек с таким характером не проявляет привя­занностей и пр., но проецирует и желает этого снова и снова.

Между проецированной агрессией и проецированной лю­бовью есть решающая разница. Если вы боитесь выразить «Я тебя ненавижу», вскоре вы вообразите себе, что это весь мир вас ненавидит, и так же, если вы слишком смущаетесь, чтобы сказать «Я тебя люблю», вы вдруг заметите, что ожидаете люб­ви от всего мира. Разница, конечно, в том, что нам больше нравится, чтобы нас преследовала любовь, а не ненависть. Изменить нарциссическое отношение на одно из объектных отношений не настолько сложно, как в случае с проециро­ванной агрессией. По крайней мере, мы обречены продирать-

Ассимиляция проекции 321

ся сквозь идеологические сопротивления, поскольку любовь для религии излюбленная тема.

Чтобы применить на практике вышесказанное, лучше все­го обратиться к нашим дневным мечтам. Представьте себе, что вы видите, как все восхищаются вашими спортивными навыками, или вас награждают за героический поступок, или вас балует и нянчит ваша избранница. Сделайте честную по­пытку перевернуть ситуацию и представить, например, что вы можете себе позволить восхищаться спортсменом, испыты­вать восторг перед героем, баловать или нянчить кого-то еще. Разрушив эти проекции, вы не только получите более актив­ную и взрослую позицию, но также достигнете положения, в котором сможете завершить ситуации и восстановить орга-низмический баланс, который был и остается нарушенным из-за привязанности, стремящейся выразиться, но не находящей выхода. Проецированная привязанность, как уже было пока­зано, порождает ненасытную жадность к привязанностям.

Самая большая трудность, которая может встретиться при работе с проекциями, — это их близость к объектам внешнего мира. Чем сильнее человек склонен рассуждать, тем больше он боится «воображать» что-то. Таким образом он рационали­зирует проекции, оправдывает их при помощи доказательств и соответствий внешнему миру. Так как в этом случае дея­тельность проецирования и построение «фигуры-фона» (ин­тересы) совпадают, он будет развивать опасную способность обнаруживать объекты, которые соотносятся с проекциями.

Иногда достаточно простой избирательности определен­ных объектов и скотомизации остальных (моновалентное от­ношение) для возникновения паранойяльных нарушений. В этом случае мы можем говорить об «избирательной пара­нойе», которая оказывается наихудшим решением амбива­лентного конфликта. Если искать улики, то всегда можно их найти. Вы можете что-то неправильно проинтерпретировать, вы можете высоко оценить какую-то черту характера друго­го человека и принизить другую черту в угоду вашим целям. Вы можете сделать из мухи слона и разглядеть сучок в гла­зу своего соседа, не заметив бревна в собственном.

Человеку подозрительному приходится не доверять са­мому себе, превращающий себя в жертву делает жертвой и окружающих. Если вы чувствуете, что с вами обходятся не­справедливо, вы можете быть уверены, что вы — последний, кто честно обходится с другими. Возьмем пример ревниво­го мужа. Когда он проецирует свое собственное желание

322 Терапия сосредоточением

быть неверным, он будет интерпретировать невинную дру­жескую улыбку своей жены другому мужчине как любовный призыв. Он страдает и требует, чтобы она не делала ника­ких авансов, он прилагает страшные усилия, чтобы исследо­вать малейшие признаки, подтверждающие его воображае­мые подозрения, но все это время ему никак не удается заг­лянуть в себя. В общем, можно сказать, что когда вы чув­ствуете ревность, подозрение, несправедливое обращение, чувствуете себя жертвой или раздражены, вы можете поста­вить 100 против 1, что вы проецируете, а может быть даже — что у вас паранойяльный характер.

Всем этим неприятностям паранойяльного поведения противостоит одно великое преимущество. Если вы однажды распознали механизм проекций, вы легко сможете получить колоссальные знания о себе. При подавлении важные части личности пропадают из виду и могут быть возвращены толь­ко благодаря преодолению большого барьера сопротивле­ний, и даже тогда, как часто происходило при незавершенном анализе, освобожденные части могут не включаться в созна­тельное пространство личности, но проецироваться.

Как только вы сможете прочитать книгу проекций, как только вы поймете значение Tat twam asi (Ты есть Я), у вас откроется возможность чрезвычайно расширить пространство вашей личности. Ценность заключается, однако, в том, чтобы распознать и ассимилировать как можно большее число про­екций, но пока остается тенденция проецировать, это будет бесконечный сизифов труд; для удаления этой тенденции нужны еще два шага.

Первый заключается в том, чтобы удалить анальную и оральную фригидность и тем самым установить собственную границу между личностью и внешним миром. Такая задача требует более широкого лечения, мы разбирали это в пре­дыдущих главах и еще будем подробно рассматривать в следующей главе.

Далее необходимо научиться полностью выражать себя. Я уже говорил, что существует безымянное преддифферен-цированное состояние (предразличие) проекций и выраже­ний, и судьба человека во многом зависит от того, идет ли его развитие в направлении проецирования или выражения себя. Люди, которые могут себя выразить, не являются пара­ноиками, а параноики не могут себя выразить адекватно.

Очевидным исключением из этого правила можно считать приступы дурного настроения, приливы агрессии паранойяль-

Ассимиляция проекции 3 23

ного характера. Эти приливы не выражают внутреннего со­стояния: это неуправляемая враждебность, которая может быть опасной1. Идя в неправильном направлении, они не раз­решают конкретный конфликт. Они на поверхности служат аг­рессивной защитой против собственных паранойяльных про­екций и на биологическом уровне — попытками к восстанов­лению целостности. Когда параноик чувствует вину и ему трудно это перенести и проявить то, что он не прав, он немед­ленно пытается проецировать вину, обвинять и осуждать свое окружение (Анна Фрейд приводит пример мальчика, который опоздал домой).

Использование безличного языка, а также применение вводных слов, которые затуманивают ясное выражение чувств, выступает четким признаком запрещенных проявле­ний чувств. Это такие слова, как «Я думаю», «Понимаете», «Интересно», «Мне кажется» и т.д. Попробуйте говорить без этих украшений и вы немедленно столкнетесь с сопротив­лениями, затруднениями, попытками заменить слова или и вовсе замолчите.

Если вы хотите научиться самовыражению, начните вы­ражать себя в воображении, как только почувствуете свое сопротивление. В главе, посвященной визуализации, я под­черкивал значение подробного описания, но в то же время я подчеркивал, что это описание — только промежуточная ста­дия, леса, которые будут убраны, когда стройка закончится. На этот раз представьте себе человека, на которого вы зли­тесь. Скажите ему то, что вы о нем думаете. Отпустите себя, будьте насколько можете эмоциональны, сломайте его чер­тову шею, ругайте его так, как вы никогда еще не ругались. Не бойтесь, что это станет вашим характером. Наоборот, во­ображаемая работа ослабит значительную долю враждебно­сти, особенно в случае скрытой враждебности, например, при насильственном замужестве или разводе. Иногда это рабо­тает как чудо! Вместо того, чтобы заставлять себя быть при­ятным и прятать свое раздражение за маской вежливости, вы все проясняете. Часто, однако, воображаемые действия не приносят удовлетворения, особенно, если в ваших фантази­ях вы отвергаете страх, который вы будете чувствовать при встрече с вашим врагом.

1 Убийство шести миллионов евреев не помогает гитлеровцам от­делаться от своих характеристик, которые они проецируют на еврейскую нацию.

3 24 Терапия сосредоточением

После того как вы успокоитесь, сделайте следующий, еще более важный шаг: признайте, что все это время вы боролись только с самим собой — вспомните сучок и бревно. Не стоит стыдиться такой «глупости». Если в результате вы ассимили­ровали свои проекции — это того стоило.

Еще несколько примеров могут проиллюстрировать про­ективное поведение:

Есть два блестящих фильма, в которых представлены две разные темы проекций. В одном идет речь о проециро­ванной агрессии в случае развернутого случая паранойи («Гнев небесный»). В другом («Шоколадный солдат») меха­низм проекции не так очевиден, в этом фильме предметом проекции становится любовь. Герой не может выразить лю­бовь, которую он чувствует к своей жене, и ощущает себя раздраженным и злым. Он проецирует свои любовные дей­ствия на соперника, русского певца, которого он создает, и играет, как будто у него есть все те свойства, которые герой не в состоянии выразить. Только научившись выражать себя через свое творение, потребность в проецировании умирает, и он сам становится способным любить. Нет больше ревно­сти, подозрительности, раздражительности.

Одна дама оставила в завещании следующее пожела­ние: надо ухаживать за ее золотой рыбкой, но рыбка должна быть одета. Здесь мы видим двойную проекцию. Нормаль­ный человек не увидит ничего неприличного в золотой рыб­ке. Она проецировала на рыбку свое желание купаться об­наженной, но также и свои защиты, свой стыд. Так что это несчастное создание должно было страдать в одежде даже после смерти.

Несколько сложнее, но забавнее, другая история по Арту­ру Шмидту, — о китайце, который пошел в гости к знакомому. Его попросили подождать в комнате, где под потолком была балка. На балке стоял кувшин с маслом. Крыса, испуганная посетителем, пробежала по балке и перевернула кувшин. Кув­шин довольно больно ударил гостя, и масло запачкало его нарядные одежды. Жертва была красная от злости, когда во­шел хозяин. После обмена положенными любезностями по­сетитель сказал: «Когда я вошел в ваши уважаемые апарта­менты и сел под вашей уважаемой балкой, я испугал уважае­мую крысу, которая помчалась и уронила ваш уважаемый кув­шин с маслом на мою презренную одежду. Поэтому я так неприглядно выгляжу в вашем уважаемом присутствии».

Глава 11

ОБРАЩЕНИЕ ОТРИЦАНИЯ (ЗАПОР)

Немногие из замечаний Фрейда поразили меня столь же сильно, как его ответ на упрек в том, что он якобы перевер­нул все вверх ногами. Он сказал: «Если люди стоят на го­ловах, то их необходимо перевернуть, чтобы поставить их снова на ноги».

В данной книге мы называем подобное переворачивание «обращением» (пере-приспособлением). Применяя данную диалектическую терминологию, мы можем обозначить подав­ление воспоминаний (изолированную амнезию) как отрица­ние припоминания1. Для того, чтобы заниматься и процессе лечения подобными забытыми событиями, требуется осуще­ствить обращение отрицания — вернуть их в круговорот пси­хического метаболизма. Однако зачастую происходит так, что пациент вместо того, чтобы считаться с затронутыми воспо­минаниями, предпочитает продуцировать невротический сим­птом (общую, генерализованную забывчивость) по отноше­нию к забытым фактам. Вместо обращения отрицания он предпринимает отрицание отрицания.

Тот, кто подавляет определенное воспоминание, исходно стремясь лишь к отрицанию самого факта существования, не

1 Биологическое забывание, поглощение события организмом, отлича­ется от забывания при помощи подавления. В первом случае «воспоми­нание» растворяется, во втором и воспоминание и деятельность подавле­ния остаются очень живыми.

3 26 Терапия сосредоточением

понимает смысла своей амнезии и истолковывает ее как про­явление расстройства психического функционирования. Он начнет жаловаться на плохую память, приобретет привычку за­писывать все в записную книжку, тем самым еще более ос­лабляя свою способность к запоминанию. Он может записать­ся на коммерческий психологический семинар, на котором его будут убеждать, что, заучивая множество бессмысленных сти­хов в день, он сможет улучшить свою память. В действитель­ности он только образует у себя в душе невротическую про­слойку, никак не связанную с исходной проблемой, и осуще­ствит отрицание отрицания.

Нам приходилось сталкиваться со значительным количе­ством подобных двойных отрицаний. Например, мы подробно рассматривали поглощение чрезвычайно острой пищи как от­рицание вкусовой фригидности, которая в свою очередь яв­лялась отрицанием желания вызвать у себя рвоту. Мы назва­ли этот процесс (в соответствии с психоаналитической тер­минологией) сопротивлением сопротивлению.

Двойное отрицание, подобное встречающемуся в рото­вой области, порою проявляется и в области ануса. В резуль­тате возникает запор, явный или скрытый1.

Для нормальной здоровой дефекации требуется сделать три вещи: пойти в туалет, расслабить сфинктер и почувство­вать сам процесс дефекации. Все, что лежит за пределами этих трех функций, ненужно, патологично и приводит к возник­новению большого количества осложнений и затруднений. Постоянно держите в уме эти три пункта и научитесь разби­раться в них и управлять ими. Противопоставьте три эти здо­ровые функции всей прежней патологической процедуре!

Основное условие здоровой дефекации состоит в том, чтобы ограничить себя лишь теми походами в уборную, ко­торые были вызваны позывом к дефекации, а не желанием преодолеть запор. Для того чтобы пойти в уборную, не тре­буется никакого сознательного усилия, если вы страдаете поносом. Наоборот, ваши усилия будут направлены лишь на то, чтобы удержать свой стул до того момента, пока вы не окажетесь в туалете. Позыв направляет вас в надлежащее место. Как отличается данная установка от установки стра­дающего запором! Он не ощущает никакого позыва, а идет в туалет по принуждению.

1 Под скрытым запором я имею в виду запор, который разрешается не естественной дефекацией, а привычкой, например, ежедневным посеще­нием туалета строго в одно и то же время.

Обращение отрицания 3 27

Стоит вам понять, что запор является бессознательным нежеланием расставаться с фекалиями, и полдела уже сде­лано, хотя большинству людей очень трудно примириться с этим фактом. Но если вы «страдаете» запором, вылечиться будет невозможно, пока вы не возьмете на себя ответствен­ность за то, что сами сдерживаете свои фекалии, сами не «даете калу прохода».

Чтобы доказать мою неправоту, вы станете убеждать ме­ня, что делаете все возможное, чтобы избежать запора, что не стараетесь что-либо удерживать в себе, поскольку это пагубно сказывается на вашем здоровье. Однако все это только оправдание, сверхкомпенсация, работающая на Су-пер-Эго, продиктованная долгом, совестью или представле­ниями о том, что «полезно для здоровья», которые внушила вам ваша бабушка и производители слабительных средств. Если вы позволите себе сознательно вызвать запор, ваша совесть будет встревожена. Несмотря на все ваши завере­ния, факт остается фактом: при запоре вы не ощущаете и, следовательно, не повинуетесь позыву, а следуете интрое-цированным идеалам, касающимся запора. Соберите все свое мужество и ждите, пока придет позыв. К.Ландауэр рас­сказал мне однажды о человеке, у которого был запор в те­чение четырех недель; это, конечно, случай чрезвычайный, который я привожу только для того, чтобы показать: опас­ность запоров очень распространена в наше время. Мы стремимся достигнуть саморегуляции. Одной из лучших идей В.Райха было его требование, чтобы регулирование наших сексуальных отношений с позиции морали было заменено ритмом саморегуляции. Сексуальный позыв должен исчезать не из-за подавления, а из-за удовлетворения, пока обнов­ленное напряжение не потребует снова нашего внимания. Таким же образом вы не должны регулировать ваш кишеч­ник. Все, что ему требуется, — это саморегуляция.

В главе, посвященной телесному сосредоточению, нас в основном интересовали мышечные зажимы. Сжатие мышц — это фактор подавления: мы сдерживаем, зажимаем те ощу­щения, чувства или эмоции, которые мы не хотим отпустить. Основа всякого сдерживания — это отказ от выделений как результат обучения опрятности. Отсюда возникает идея, что самоконтроль идентичен подавлению. Психоанализ, соглас­но его главной заинтересованности в подавлениях, рассмат­ривает запор как основное сопротивление. Я уже упоминал, что Ференци настолько широко понимал важность запираю-

Терапия сосредоточением

щей функции сфинктеров ануса, что он называл их напря­женность манометром сопротивления. Большое число зажи­мов, как ментальных, так и физиологических, соотносится с ригидным запором сфинктеров, закрывающих мышц ануса. Упражнения по сосредоточению и ослаблению сознательно­го контроля за работой мышц поможет исцелить анальные нарушения и подавления.

В случае, если у вас никогда не было позывов или вы страдаете от одного из неприятных последствий хронических запоров — от геморроя — какие шаги можно предпринять?

Геморрой — это замечательный пример результата отри­цания (насилия) отрицания (запора). На следующих рисунках С обозначает закрывающие мышцы, сфинктеры, М — внутрен­нюю поверхность, мембрану прямой кишки.

На рис. 1 сфинктер расслаблен и фекалии выходят на­ружу без неуместного сопротивления. На следующем рисун­ке сфинктер постоянно напряжен (запор), а на рис. 3 фека­лии насильно выталкиваются наружу против сопротивления сфинктеров. Внутренняя мембрана выталкивается вместе с ними. В результате образуется геморрой и даже разрывы прямой кишки.

Упражнения в правильном сосредоточении, которые на­целены на контролирующие зажимы и расслабления, являют­ся единственным средством улучшить психогенный геморрой. Благодаря этим упражнениям в ряде случаев было значитель­ное улучшение или, по крайней мере, остановлено дальней­шее развитие заболевания. Но упражнения имеют значение для большого числа запоров, не только для тех случаев, когда развиваются геморрои.

Первое, что вам следует проделать, сидя на унитазе, — это осознать свое избегание дефекационной деятельности — на-

Обращение отрицания 3 29

пример, чтение или блуждание мыслями, или думание о буду­щем. Вы должны сосредоточиться на том, что происходит именно в этот момент. Любой взгляд вперед, как, например, «я хочу скорее выйти отсюда», «сколько времени это займет се­годня», «сколько из меня выйдет сегодня» — предвосхищение любого рода должно быть распознано и вы должны вернуть­ся к тому, что вы переживаете в данный момент в сенсомо-торной системе. Осознайте, что вы давите или тужитесь, и по­старайтесь отпустить и то и другое. Посмотрите, что произой­дет, если вы не будете тужиться. Возможно, что ничего, но на вас может снизойти замечательный инсайт: факт, что вы про­сто валяете дурака, что вы притворяетесь, что вы сидите на унитазе безо всякого действительного позыва или намере­ния к дефекации.

В этом случае лучше встать и подождать, когда не воз­никнет действительный внутренний позыв. Если вы не захо­тите делать этого, сосредоточьтесь на сопротивлении: найди­те, как вы продуцируете запор, как вы зажимаете мышцы сфинктеров, и как, благодаря этому, вы удерживаете содер­жимое вашего кишечника. Научитесь чувствовать сопротив­ляющиеся мышцы и напрягать их произвольно. Вы скоро ус­танете и тогда вы расслабите мышцы сфинктера и расслаби­те зажим естественным образом. Попробуйте изолировать напряженные мышцы от их окружения; случайным образом произвольное сосредоточение на всей нижней области не установит сознательный анальный контроль. Когда вы научи­тесь изолировать и контролировать сфинктеры сознательно, вы сможете напрягать и расслаблять их по своей воле.

Если вы, однако, развили у себя скотому для ощущений дефекации, вышепредложенное упражнение будет для вас сложным. Преодоление скотомы и упражнения по расслаб­лению бурут в большей или меньшей степени наползать друг на друга.

В наших рассуждениях по поводу телесного сосредото­чения мы в основном интересовались кинестетическими ощу­щениями, мышечными чувствами, и в какой-то мере отверга­ли возможность завершить анестезию. Мы интересовались тем, что на самом деле происходило, а не тем, чего там не было. Следующим шагом в наших упражнениях, таким обра­зом, будет поиск слепых пятен, дырок, мест в себе, которые мы избегаем ощущать. Снова оглядите все свое тело и наблю­дайте, какие части вы проскакиваете или не чувствуете. Мо­жете ли вы ощущать, например, выражение вашего лица? Ка-

330 Терапия сосредоточением

кое ощущение у вас во рту? Насколько вы чувствуете об­ласть таза? Осознаете ли вы свои гениталии? Свой анус?

Вы избегаете всех этих «чувств», потому что вы не хотите этого чувствовать. Найдите, чего вы хотите избежать и как вам удается избежать настоящего чувства. Позволяете ли вы вашему вниманию слишком быстро рассеяться? Вам кажется, что ваши ощущения похожи на вату или заморожены? Вы за­мечаете, что при попытке удержать внимание на каком-то объекте, вы убегаете в свои мысли, мечты, дремоту («все это ерунда») или вдруг вспоминаете другое срочное дело? Рас­кройте все эти трюки как способы избегания контакта ваше­го Эго с другими частями вашей личности1.

Анальные ощущения имеют значительно меньшую интен­сивность, чем генитальные. Хотя их дисфункция не создает очень заметных симптомов, они ответственны за ряд невроти­ческих нарушений. Анальное онемение — это часть порочного круга. Приучение к опрятности, недостаток смелости ходить в туалет тогда, когда этого хочется, заставляет вас избегать острого чувства позывов. Пониженное чувство увеличивает опасность быть неожиданно пораженным срочным позывом, главным образом в ситуации возбуждения, поэтому кишечник полностью зажимается ригидным контролем. В некоторых случаях онемение настолько полное, что люди совершенно забывают, как ощущается позыв к дефекации. Они проявля­ют безусловные признаки паранойяльного характера, хотя анальная связь с паранойяльным механизмом больше сосре­доточена на анальном онемении во время дефекации, чем на отсутствии позывов к дефекации.

Одно условие для лечения паранойяльного ядра заклю­чается в том, чтобы как следует ощущать процесс дефекации, контакта между фекалиями и анусом. Если правильный кон-

1Этот метод сосредоточения с помощью или без помощи аналити­ка — самый подходящий для лечения сексуальной фригидности. Не быва­ет сексуальной неудовлетворенности одновременно с удовлетворитель­ным осознаванием генитального контакта. В любом случае, внимание пу­тается либо из-за страха, или рассуждения, или экспериментирования. Эго, на мой взгляд, действительная основа комплекса кастрации. Воспо­минания о кастрации — это чистые рационализации. Человек может про­нести чувство пениса через свою жизнь без какого бы то ни было страха кастрации. Основа сексуальной фригидности — это отрицание: ощуще­ние генитального оргазма было когда-то настолько сильным, что было не­переносимо. Добавьте сюда стыд производить соответствующие звуки и движения, и вы сможете легко представить себе результат: позыв избе­гать этих сильных чувств.

Обращение отрицания 331

такт не происходит, имеет место патологическая конфлюэн-ция — неспособность делать различие между внутренним и внешним. С помощью новых инсайтов, в случаях, казавшихся безнадежными, происходит чудесное выздоровление и дос­тигается исцеление дезинегрированной личности. Я сомне­ваюсь, может ли это вообще быть достигнуто. Во всяком слу­чае, их анализ проходил в исключительно короткое время. В наших упражнениях на сосредоточение, поэтому, я подчерки­вал чрезвычайную важность анального сосредоточения, но это нелегко, так как онемение у многих людей достигает такой степени, что они вообще ничего не чувствуют.

Когда вы осознаете, что вы ничего не чувствуете, попро­буйте снова и снова проникнуть за покрывало, за онемение, за ватные чувства, или другое сопротивление, которое вы со­здаете между вашим «разумом» и «телом». Когда у вас по­лучится осуществить ментальный контакт, вы сможете про­должить его как любое упражнение по сосредоточению: на­блюдать за развитием основных ощущений, таких как зуд или тепло, которые хотят выйти наружу, а вы заметите, что снова их зажимаете.

Затем наступает самый важный момент: надо почувство­вать функционирование дефекации, почувствовать прохождение фекалий и их контакт с проходом. Когда это ощущение уста­новлено, порочный круг паранойяльного метаболизма прерыва­ется, облегчается распознавание проекций, и патологическое место конфлюэнции разгораживается и цензурируется.

Следующее рассуждение также может помочь: анальное онемение напоминает оральную фригидность. Вообще гово­ря, онемение при дефекации соотносится с отвращением. Так, где бы вы ни нашли непорядок в процессе дефекации, сде­лайте попытку провести параллель с феноменами в ораль­ной сфере. Мои исследования показали прочную связь меж­ду оральным и анальным отношением1. Хотя у меня еще не­достаточно материала, чтобы это доказать, похоже, что про­ецирование первоначально является рвотой. Это означает неусвоение и выброс материала, который не может быть ис­пользован. Определенно, что взаимосвязь проекций и интро-екций действует как лавина, захватывая все больше и боль­ше возможностей контакта, пока отношения между индиви­дом и миром не станут пустыми и паранойяльными.

1 Это познание ануса через рот подтверждает наблюдения Фрейда, но я не считаю необходимым включать в этот процесс либидо.

Глава 12

О ТОМ, КАК БЫТЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ

Люди говорят о «подсознательном разуме», но данный термин не признается ни психоанализом, ни гештальт-психо­логией. Однако существует ситуация, которая допускает ис­пользование термина «подсознательное»: когда эмоции и им­пульсивные желания стремятся выйти на передний план, но встречают преграды на своем пути к выражению. В данном случае они и не подавляются, и не выражаются; в то же время слишком сильное осознавание себя допускает их проециро­вание. Осознавание себя превращается в застенчивость.

В подобных случаях необходимое самовыражение тормо­зится, как только становится ясно, что оно может привести к решительной перемене либо в субъекте, либо в окружающем мире. Конфликт, например не должен перерастать в кризис: его напряженность должна оставаться ниже критического уровня. Не нашедший себе выражения, но и не подавленный, вызывающий импульс не может ни исчезнуть на заднем пла­не, ни доминировать на переднем. Для него оказывается не­обходимым найти некоего посредника, и поэтому, с учетом данных патологических обстоятельств, мы вынуждены при­знать существование подсознательного, пограничной зоны.

Пограничная зона не существует в здоровой психике. Су­ществовать может лишь фигура на переднем плане, выступа­ющая из фона и в него возвращающаяся. Однако время от времени на передний план стремятся выйти сразу две фигу­ры. В этом случае мы говорим о конфликте. Врожденное

О том, какбыть застенчивым 333

стремление к целостности человеческой психики вступает в противоречие с подобной ситуацией конфликта, наличием двух конфигураций. Одна фигура всегда стремится вытес­нить другую, в противном случае синтез, компромисс или не­вротический симптом приводят к некому подобию их объеди­нения. Часто две эти фигуры поочередно сменяют друг друга, как в калейдоскопе; такое состояние ума мы называем нере­шительностью и непостоянством.

Как бы то ни было, при определенных обстоятельствах эмоция стремится вырваться на передний план хотя и сильно, но безуспешно, и тогда мы можем говорить о существовании пограничной зоны. Однако необходимо помнить, что феномен пограничной зоны принадлежит патологической сфере. Тор­мозящая инстанция частично является цензором (как его по­нимает Фрейд), но в гораздо большей степени она представ­ляет собой проецируемого цензора — беспокойство о том, что могут сказать люди. Цензор — это наша ретрофлексирующая, принижающая, критическая установка, которая, будучи спрое­цирована, заставляет нас чувствовать себя так, «будто бы» мы находимся под прицелом пристальных взглядов в центре всеобщего внимания. Когда мы, например, пытаемся скрыть признаки раздражения, любви, зависти или какой-нибудь иной сильной эмоции, которую мы стыдимся, боимся или смущаем­ся обнаруживать, мы испытываем застенчивость и ее мотор­ный эквивалент — неуклюжесть.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 762 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.011 сек.)