АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
СЕМЕЙНЫЕ РИСУНКИ
Именно в семье, как ни в какой другой группе, внутренние связи более всего глубоки и в то же время жестко закреплены однажды выбранные роли. При этом часто истинная структура и психодинамика отношений ускользают от внешнего наблюдателя.
Вместо того чтобы проводить с семьей предварительную беседу, можно сразу предложить нарисовать совместный рисунок. Я даю им пастельные мелки, большой лист бумаги и наблюдаю. У семьи появляется возможность установить контакт иначе, чем она привыкла это делать. При этом становится очень хорошо видно, как члены семьи договариваются друг с другом: кто доминирует, кто отгораживается, имеет ли место в отношениях контакт, кто с кого берет пример, преобладают ли конфликты или гармония, дружелюбная или агрессивная атмосфера и многое другое.
В одной семье мать жаловалась на то, что о нее вытирают ноги и она совершенно ничего не значит. Семейная же картина, напротив, состояла из огромной медузы, выглядевшей так, что от нее некуда деваться, и занимавшей почти все место. Эта медуза была нарисована ею, и, судя по реакции семьи, это как раз было похоже на отражение бессознательно ощущаемой ситуации. До сознания матери долго доходило, как при помощи многочисленных «мелочей» она управляет своими близкими. Эту медузу она нарисовала сама. И что именно та собой изображала, никто кроме нее самой словами выразить не мог. И это дало ей возможность разобраться с этим и увидеть в ней часть себя самой. Сфера ее господства находилась в доме и на кухне. Она определяла, что и когда будут есть, какую покупать и надевать одежду, кому где когда можно находиться, когда предоставить мужу свободное время и т. д. В действительности ее проблема состояла не в том, что «о нее вытирают ноги» и она слишком мало значит, а в том, что члены семьи, прежде всего муж, пытались уклониться от такого ее влияния. Его место на рисунке было в левом нижнем углу. Его изображение состояло из нескольких линий, устремлявшихся наружу и выглядевших так, словно они показывали на что-то, лежащее за пределами листа. Это тоже отражало реальную ситуацию: его жизнь в основном развертывается на работе, так он ускользает от господства жены. Восьмилетний сын отказался участвовать и не рисовал вместе со всеми, чем, однако, еще больше ухудшил настроение. Десятилетняя дочь, к досаде матери, не нарисовала ничего своего, а только повторяла снова и снова: «Ах, мама, как это у тебя хорошо получилось!» и срисовывала за ней все, кроме медузы.
Что удобно в рисунке, так это то, что он лежит во время последующего обсуждения перед авторами как живая говорящая вещь, а не улетучивается, как слова, которые можно быстро забыть или переиначить: «Я же не это имел в виду!» В этой семье проблематика всякий раз лучше понималась при помощи рисунка. Однако это понимание не было результатом всего лишь одной сессии. Такая возможность была подготовлена длительным процессом.
Может оказаться, что рисунок говорит на очень ясном языке, и он ни коим образом не может быть результатом случайности, и что, тем не менее, автор просто не хочет его понять. Степень понимания зависит от способности и готовности увидеть и от масштабов защиты. Все это является результатом длительного развития.
К примеру, один отец на семейном рисунке отразил самого себя в образе полулошади. Задняя часть находилась у правого края рисунка, а голова и передние ноги отсутствовали. Они как бы выходили за пределы рисунка. Он настойчиво утверждал, что это не имеет никакого значения, он просто не умеет рисовать лошадиную голову. В задачи консультанта не входит переубеждение.
Каждый сам определяет степень своей понятливости. То, что воспринимается и выражается консультантом, это всего лишь предложение определенной точки зрения, которая совсем не всегда обязана быть правильной. Здесь также важно, что консультируемый не всегда и не все, что консультант ему говорит, «примеряет» на себя. Он имеет полное право отклонить интерпретацию. Самостоятельность заключается не в том, чтобы все принимать, а в том, чтобы воспользоваться своей способностью различать.
Очень хорошо использовать в семейном консультировании тест «Нарисуй свою семью в виде животных». У каждого члена семьи есть лист бумаги и карандаш, и он рисует самостоятельно. В зависимости от возраста детей инструкция может звучать примерно следующим образом: «Представьте себе, что ночью пришла фея и превратила всю семью в животных. Кто кем стал? Нарисуйте!». Затем рисунки рассматриваются, поясняются и сравниваются.
Девочка Рут (8 лет) и ее мать пришли ко мне в консультацию полгода назад. Мне показалось, что Рут очень подавляется и ограничивается своей матерью, тем более женщина не замужем. Точкой преткновения обеих были прежде всего порядок и чистота. Однажды я предложила матери и дочери изобразить себя в виде зверей. Мать нарисовала себя цветком, а Рут — бабочкой. Рут нарисовала себя мышью, а мать — зайцем. Мышь забилась в свой маленький уголок, в то время как заяц довольно крупных размеров сидел посередине листа. На первый взгляд это выглядело так, словно Рут была подобна маленькой мыши, а мать — большая и в центре. Однако для меня не было очевидным, что это прочтение правильно. Поэтому я попросила обеих сыграть в мышь и зайца. Рут быстро построила себе из матрасов «свою нору». Когда та была готова, игра началась. Заяц пытался установить контакт с мышью, что удавалось лишь на короткое время. Потом, однако, мышь забиралась в свою мышиную нору, куда заяц попасть не мог. Это повторялось много раз, пока мать не воскликнула: «Именно так все и есть! Я просто не могу идти за ней, я никак не могу к ней добраться!»
Наоборот, мыши через некоторое время становилось скучно в ее норе, и она настойчиво просила зайца все-таки прийти к ней. Однако заяц настаивал на том, что он не пролезет в мышиную нору. И так каждый оставался, несчастный и неудовлетворенный, там, где он и был. Это отражало ситуацию, в которой они обе находились: каждый настаивал на том, чтобы другой стал таким, каким он ему нужен и каким он хочет. Но разве мышь может превратиться в зайца или наоборот? Тщетность их усилий стала ясна обеим, что, однако, не означало, что они могут прекратить эту игру. Еще острее рисунок матери показал, как она воспринимает эту ситуацию. Рут — бабочка, она летает когда и где хочет и только и делает, что наслаждается. Цветок ничего не может по сравнению с Рут, у него позиция активного наблюдателя, тогда как Рут может по своему желанию сесть отдохнуть на цветок.
В своем спонтанно нарисованном рисунке Рут также использовала тему бабочки (рис. 20, стр. 224). Она нарисовала свою
мать бабочкой, а отца, который бросил их обеих и жил с другой женщиной, в виде мыши. Это был намек на то, откуда ей известна «мышиная игра», а также на то, с кем она себя идентифицирует.
Мальчик Увэ (6 лет) страдал сильным расстройством внимания, характер мальчика носил аутистические черты. Увэ был направлен в специальную школу. Его родители жаловались, что он упрямый, капризный, с ним ничего не возможно делать и т. д.
Рисунок Увэ [рис. 21, стр. 225) позволяет догадаться, как он себя чувствует в семье: отец (справа на рисунке) изображен в виде бегемота, мать (середина) — в виде комара. На брата дана спонтанная ассоциация: «Штепсельная розетка он, а не животное». Затем Увэ все-таки решается нарисовать брата в виде обезьяны (слева на рисунке).
Себя самого мальчик рисует по правому краю полотна, под задней ногой отца, в виде улитки.
Самое впечатляющее на рисунке Увэ — это масштаб: мать, беспомощно молящая с поднятыми руками, действительно крошечная, как комар, по сравнению с двумя великанами, бегемотом и обезьяной, почти одинаковыми по размеру.
Брат-обезьяна, видимо, весело смотрит широко открытыми глазами, его взгляд направлен из рисунка в сторону, прочь от других, он не участвует в семейных делах. Корпусом он слегка наклонен к отцу. Его кисти круглой формой напоминают упомянутую вначале розетку.
У отца-бегемота взгляд — плотоядно-выслеживающий. Крошечный комар, который, кажется, просит о помощи, делает эту картину драматической. Сам Увэ, очевидно, пытается исключить себя из этой драмы.
На рисунке он — сторонний наблюдатель. У него, улитки, всегда есть защита — возможность спрятаться в домик. Подобный способ защиты ошибочно воспринимается окружающими как упрямство и капризность. Видно, что его голове с высунутыми рожками, смотрящей в сторону семьи, угрожает толстая нога бегемота. Бегемот мог бы раздавить, даже не заметив.
Увэ на рисунке не замечен никем. Однако он не смирился, он обращен к другим, он высунул рожки и далеко вылез из своего домика. В то же время его улитка символизирует, что ему требуется много времени на этот путь.
Пространственно он ближе всего к отцу, который не заботится о нем, да и вряд ли Увэ хотел бы что-либо получить от него при его мощи. По величине он ближе всего к матери, которая тоже не может о нем заботиться в силу своей беспомощности. Очевидно, она еще более беззащитна, чем он. У нее нет домика, нет даже рта, чтобы кричать. Отец и брат доминируют в семье.
Посмотрев на этот рисунок, можно понять, что расстройство внимания и аутис-тические черты Увэ имеют свою внутреннюю логику.
Томас (5 лет) рисует свою мать в середине листа в виде неопределенного животного с ресничками, бросающего на него свой взгляд [рис. 22, стр. 227). Словно бы у нее было сто рук, и всеми она может его держать. Сам он помещен с левой стороны листа; ему не хватает пространства, чтобы двигаться, у него нет рук, чтобы самому что-то делать. Тонкие ножки дают ему слабую опору. Отец возникает только где-то
совсем позади наверху в виде лица, похожего на маску. Очевидно, от него нет никакой помощи в том, чтобы избежать тиранического захвата матерью. Здесь также точно виден характер реальной семейной ситуации.
Петра [16 лет) рисует себя и мать в клетке (рис. 23, стр. 228). Сначала она — перекладина, на которой сидит мать. Она говорит на это: «Здесь я никто». Она пишет внизу «никто» и рисует себя еще раз в виде человечка из палочек рядом. В третий раз
она рисует себя опять в виде человечка из палочек, снаружи клетки. Это перспектива, которую она сейчас ищет. Под рисунком она пишет: «Свободна как птица?»
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 993 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|