МУЖЧИНА — ЖЕНЩИНА
Для подростков полярность «мужчина—женщина» — жгучая проблема. Поэтому работа с двумя полярными темами весьма эффективна. Я предлагаю ребятам выполнить два рисунка или сделать два коллажа. При изготовлении коллажей лучше всего использовать иллюстрации из журналов.
В одном коллаже собирается все на «женскую» тему, в другом — на «мужскую». Затем я прошу ребят описать все те качества, которые нашли отражение в коллажах. «Женщина — это...». «Мужчина — это...». Потом я могу приготовить отдельный лист, где все качества размещены вперемешку, и раздать ученикам копии. Каждый занимающийся отбирает качества, которые, как он полагает, соответствуют ему лично, или он хотел бы их в себе воплотить. Потом я снова разделяю свойства согласно полу, чтобы ученики могли наглядно увидеть: любой человек воплощает в себе определенный процент мужских и женских качеств, то есть в каждом есть и мужское, и женское начало.
Напрашивается вывод: «чистые» качества, как они фиксируются подростком в общественных ролевых штампах, являются псевдотипами, в то время как целостность личности невозможна без напряжения между полюсами. Я могу подвести подростков к тому, чтобы они осознали свою полярность и открыли в ней источник плодотворной силы.
Огромное удовольствие доставляет ребятам всей группой подбирать к коллажам различные поговорки, пословицы, фольклорные изречения. Например, «Девочка свистит, Богородица плачет».
Фантазия на тему «мужчина — женщина»
«Представь себе, что ты идешь по лугу и подходишь к опушке леса. Лес очень густой, темный и непролазный. Однако что-то влечет тебя туда, ты непременно хочешь в этот лес. Ты не находишь дороги. И, погружаясь в сумрак леса, продираешься через заросли. Лес принимает тебя в свою безмолвную темноту. Ты медленно пробираешься вперед. Потом останавливаешься и прислушиваешься.
Слышишь ли ты что-нибудь? Как ты себя чувствуешь в этом лесу?
Ты идешь дальше. Ведет тебя дорога или ты все еще продираешься сквозь заросли?
Вдруг ты замечаешь, что вдали лес начинает редеть. Ты медленно идешь вперед, и перед тобой открывается поляна. Ты стоишь на ее краю и всматриваешься сквозь ветки. Поляна пуста, но что-то мешает тебе ступить на нее.
Чуть погодя ты видишь, что на поляну с одной стороны выходит мужчина, а с другой — женщина. Как они выглядят? Как держатся? Какого они возраста? Как одеты? Они приближаются к середине поляны. Что происходит? Что они делают? Как ты себя при этом ощущаешь? Какие чувства они в тебе вызывают?» (Продолжительная пауза).
«А сейчас ты понимаешь, что наступила минута прощания. Мужчина и женщина снова покидают поляну. Что ты чувствуешь, когда смотришь им вслед?
Теперь ты ощущаешь в себе воздействие пережитого. Потом ты разворачиваешься и идешь обратно в лес.
Возьми бумагу и краски и нарисуй эту пару (или вылепи из глины). Когда ты с этим управишься, на тонком картоне нарисуй новую картину: изображение лишь одного из пары, кого ты в этот момент больше хотел бы нарисовать. Когда ты и с этим управишься, то просто походи вокруг и рассмотри рисунки других». (Пауза).
«Теперь возьми картон с изображением одного из персонажей фантазии и, держа перед собой, обойди с ним всю группу. Покажи ребятам свой рисунок и посмотри рисунки других.
Идентифицируй себя со своим рисунком. Двигайся так, как двигался бы представленный на картине человек. Говори его голосом. Сначала произноси только звуки, потом — слова. Затем поговори от имени этого образа с другими учениками. Расскажи им, кто ты, откуда, чем ты занимаешься, любят ли тебя, уважают ли, кто твой партнер... Начни разговор. А после — попрощайся и найди себе другого партнера».
Приблизительно через 15 минут: «Найди себе кого-нибудь, с кем бы ты хотел поделиться своим опытом». Заканчивается занятие, как всегда, общим обсуждением.
Я МЕЖДУ...
Весьма увлекательной, прежде всего для детей старшего возраста и подростков, является практика «противоположностей», то есть так называемые упражнения «Я между...». Школа и свободное время; живость и оцепенение; надежда и страх; любовь и ненависть; вчера и завтра; детство и зрелость; семья и друзья; отец и друг; мать и подруга; свет и тень; день и ночь; свет и тьма; послушание и непослушание; фантазия и реальность; одиночество и дружба; индивидуальность и общество; необходимость и свобода. Это только некоторые примеры отраженных в рисунке различных состояний «Я».
Одна девочка, у которой незадолго до тринадцатилетия появились признаки истощения, получила на занятии тему: «Я между 12 и 13». Левая часть рисунка, изображавшая «Двенадцать», была ясной и естественной, мир на ней гармоничный: солнце, птицы, играющие дети. На половине «Три-
надцать», наоборот, изображена поднимающаяся буря, черный ворон (птица несчастья). Все время повторялась цифра 3, увеличиваясь в размерах и принимая то форму грудей и ягодиц, то кукольного женского лица с темной помадой на губах.
«Тринадцать, — пояснила девочка, — это несчастливое число, двенадцать — счастливое».
Во время беседы я спросила ее, с какой стороны стоял бы ее отец, и с какой — мать, если бы она могла включить их в рисунок. Девочка не раздумывая поместила отца слева, а мать справа. Именно после этого открылись причины ее конфликтного отношения к цифре «тринадцать». По ее представлениям, тринадцать — нечто грязное, мрачное, нечетное, плохое, связанное с началом полового созревания, которое она отвергала, потому что не хотела становиться женщиной. В точности как и ее отец, девочка отвергала «грязные, неэстетичные» женские качества матери и жила в глубоком страхе, что любимый отец оттолкнет ее (как он поступил в психологическом плане с матерью), как только она станет женщиной. Девочка ни в коем случае не хотела быть похожей на мать. Она желала навечно остаться ребенком, которого любит отец. В данном случае рисование серьезно способствовало тому, что девочка смогла понять истоки своего конфликта.
Прибегнув к помощи рисования, подростки могут выявить причин ы своих проблем и в менее драматических ситуациях. Не только выявить, но и полнее осознать в последующей беседе.
«КУСКИ ПИРОГА»
Для создания схематического образа конкретной личности можно нарисовать круг, состоящий из сегментов различной величины, словно неравномерно разрезанный пирог. Каждый сегмент отображает определенное состояние и соответствующий ему цвет. Размеры сегментов формируются за счет интенсивности распределения того или иного цвета на отдельно взятой картине тестируемого ученика.
На основе многочисленных практик я попыталась создать пространственно-психологическую структуру, где соответственно распределились:
Желтый — ясность мысли.
Ядовито-зеленый — хаос.
Оранжевый — дружба, любовь.
Голубой — покой.
Лиловый — стремление к успеху.
Черный — страх.
Мой опыт показывает, что детям вполне естественно испытьгоать себя, проявляя подчас самые противоречивые свойства характера. Ребенок од-
нажды вспоминает нечто позитивно на него повлиявшее, и это становится для ребенка опорой, здесь он черпает силы, чтобы противостоять отчаянию, безнадежности и т. п.
Например, Карола повесила напротив своей кровати рисунок «честного» человека. Прекрасный рисунок. Этот образ поддерживает девочку во всех ее конфликтах с окружающей средой.
Большинство детских поступков наглядно характеризует, какая внутренняя борьба происходит в душе каждого ребенка. Все, что кажется им плохим, агрессивным, пугающим, рождает в них негативную реакцию. И тогда самый малый импульс со стороны ближайшего окружения — будь то родители, родственники или школьные друзья — подключает систему отторжения и неприятия любых внешних проявлений.
Отнюдь не секрет, что в большинстве современных семей имеют место разнообразные табу, запреты на различного рода темы, вызывающие негативные эмоции, такие как гнев, ревность или обида. В первую очередь влияние этих запретов сказывается на ребенке, поскольку он еще не научился правильно избегать негативных ощущений.
К сожалению, подавляющее большинство взрослых не умеют и не могут выразить сложность своих взаимоотношений в легкой, доступной для восприятия ребенка форме. Именно в этой неспособности кроется источник большинства детских комплексов и конфликтов.
Через рисование и соединительную работу с рисунками дети и подростки учатся показывать свои чувства. Такой опыт (как свой собственный, так и присутствие при работе с другими членами группы) убеждает их в том, что испытывать чувства и выражать их — вовсе не катастрофа. Именно процесс осознавания является основой овладения своими чувствами.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 570 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|