АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ФАНТАЗИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 26 страница

Прочитайте:
  1. A. дисфагия 1 страница
  2. A. дисфагия 1 страница
  3. A. дисфагия 2 страница
  4. A. дисфагия 2 страница
  5. A. дисфагия 3 страница
  6. A. дисфагия 3 страница
  7. A. дисфагия 4 страница
  8. A. дисфагия 4 страница
  9. A. дисфагия 5 страница
  10. A. дисфагия 5 страница

Очень важно, чтобы прежде ребенок учился выходить из этого замкнутого круга в фантазиях. Воспитатель и терапевт может его в этом под­держать. Это можно проследить на следующем примере: Габи, семилетняя заброшенная девочка, должна была поступить в дом лечебной педаго­гики, так как ее мать была не в состоянии о ней позаботиться. В течение нескольких встреч я хо­тела подготовить девочку к переходу. Но говорить с ней на эту тему было совершенно невозможно. Она упорно отказывалась принять к сведению свой переезд в новый дом и вела себя так, будто ничего не случилось. Тогда я попросила ее нари­совать, как она представляет себе то, как выгля­дит этот дом. Она взяла бумагу и энергично нарисовала план дома, «свою» комнату, но потом вдруг заколебалась: «Там есть кровати для сна?». «Да, и одна уже специально приготовлена для тебя». Спустя некоторое время я сказала: «Фрау С. (директор дома, с которой Габи познакомилась и уже успела ее полюбить) радуется тому, что ты придешь». Габи крайне удивилась: «Радуется? Мне?». Она молчала, задумавшись, долгое время. «А можно мне будет потом спать с этой фрау в постели?». В этом вопросе прорывалась ее тоска

по теплу гнезда, которую она в двухлетнем воз­расте удовлетворяла тем, что вместе с мальчиками ложилась спать под бок овчарке, в то время как родители искали ее через полицию.

Внезапно она решила при помощи изображе­ния выразить, наконец, то, чего никогда выразить не могла.

Для меня было полной неожиданностью, когда она вдруг решительно произнесла: «Я напишу маме письмо». «Пиши!» Она сама еще не умеет писать, но усиленно водит карандашом по бумаге, возбужденно приговаривая: «Злая, злая женщина, я убиваю тебя, всегда злишь меня, я убиваю тебя. Я никогда не хочу больше тебя видеть. Злая, злая. Я никогда не вернусь домой. Я не хочу домой. Я ухожу, совсем ухожу. Готово».

Я пишу вместе с ней.

— Так, прочитай мне, — просит она. (Я читаю.) — Хорошо, — она удовлетворенно взды­хает. — Дай мне огня. — Она сжигает письмо. Со вздохом облегчения смотрит на письмо, рас­сыпающееся в прах, будто она что-то завершила.

Потом она снова взяла свой рисунок и ожив­ленно спросила: «А там есть животные? Есть со­баки?» На меня обрушился град вопросов; вне­запно Габи стала очень заинтересованной, будто развязался какой-то узел. До этих пор она чрез­мерно подчеркнуто говорила о любимой маме и в своих играх готовила ей и заботилась о ней в роли отца. Никогда, никогда она не хотела с ней расстаться. Только в играх с куклами стало оче­видным все, что ей приходилось терпеть от «лю­бимой мамы». И лишь после того, как девочка смогла выразить негативные чувства по отноше­нию ic матери, она смогла с интересом взглянуть на будущее без матери и нарисовать себе его картину, которая не загораживалась привычными образами. Дальше она спросила: «Мне дадут там маленькое радио? Еще я хочу ездить верхом на лошадях!» Потом она сделала совершенно серьез­ное лицо и сказала: «Я хочу там еще и работать. Я могу убирать навоз за лошадьми!» Я попросила ее нарисовать портрет фрау С, и она с большим усердием и увлечением рисовала портрет «пре­красной женщины»

 

ВЫРАЖЕНИЕ В РИСУНКЕ КОНФ Л ИК Т НОЙ СИ Т УАЦИИ

Некоторые рисунки могут показать, насколько ярко в них бессознательно проявляются содержа­ние жизни и психическое состояние ребенка. Ри­сунок 1 [стр., 24) и рисунок 3 [см. обложку), оба были спонтанно нарисованы четырехлетними детьми и представляют их самих.

Первый рисунок [рис. 1, стр. 24) создал Гель­мут — мальчик с сильно выраженной зависи­мостью. Он изобразил себя в некоем пузыре. И хотя на картине, по его словам, изображен «только Гельмут», однако в пузыре находятся две фигуры: маленькая фигурка — это сам Гельмут, и боль­шая — «мамочка». Этот рисунок отражает психи­ческое состояние ребенка. Кажется, что он все еще связан с матерью невидимой пуповиной и не желает отпускать материнский подол. Он от­казывается от любой деятельности и выглядит как слишком крупный грудной ребенок, который в отсутствие мамы всегда плачет. В обычной жизни его мать, одинокая женщина, буквально

Рис. 1. Гельмут (4 года). 39,5 х 29,7 см

Рис. 2. Йонас (9 лет). 29,5 х 21 см 24

«цепляется» за него. Если пронаблюдать их пси­хологическое взаимодействие, может показаться, что они — одно целое.

Автор другого рисунка [рис. 3, см. обложку) — очень самостоятельная девочка. Она стоит одна в светлом, просторном, открытом пространстве рисунка, полностью выдержанном в желтом цвете, готовая приступить к делам. Ей еще не хватает рук, но нет сомнения в том, что они вырастут. Сразу после этой картинки она нарисовала «сад» [рис. 4, см. обложку), который стоит сам по себе, и который она в любое время может посетить или покинуть. Кажется, она справилась с пробле­мой «зависимость—независимость».

Пусть дети и подростки рассказывают истории по своим спонтанным рисункам, это установит вербальную связь, позволит самому автору объ­яснить и интерпретировать рисунок.

Далее в книге вы увидите множество примеров тому, как четко дети могут изображать свои про­блемы посредством рисунка и насколько их ком­ментарии и истории растолковывают рисунок, облегчая взрослым понимание того, что происхо­дит в их жизни на самом деле. Эта форма делает возможным разговор с ребенком о его бессозна­тельных конфликтах и желаниях даже педагогам, не имеющим специальной подготовки. При этом взрослый не втискивается со своими собственны­ми представлениями и проекциями между ребен­ком и картиной. Он лишь помогает ребенку вы­разить словами то, что оживилось рисованием в бессознательном и предсознательном и вот-вот готово обнаружиться. Как показывает опыт, ре­бенку при этом нужно разъяснить, что через рисунок и свой рассказ о нем он сообщает о своей проблеме. В таком случае он способен присвоить себе переживание, осознать как свое собственное

(S. Fraiberg, 1975).

Ионас, девяти лет, спонтанно рисует цветной луг, большое солнце и синюю тучу и говорит при этом: «А здесь туча и солнце сталкиваются» [рис. 2, стр. 24). Теперь можно рассуждать, что происхо­дит, когда туча сталкивается с солнцем: туча испаряется! По-прежнему цветут цветы, ярко све­тит солнце, которое, вероятно, и не заметило уничтожения тучи. Только тучи больше нет.

 

Рис. 3. Таня (9 лет). 29,7х 42 см

 

На этом рисунке солнце представляет папу Йонаса, цветущий луг — «светлый» мир мачехи. Ни один из красных цветов не повесил головку, все стоят прямо в строю, аккуратно друг возле друга. Солнце закрашено желтыми равномерными штрихами. Только туча закрашена беспокойными и перекрещивающимися штрихами, внутри нее все запутано. Она втиснута между лугом и ги гантским солнцем и, естественно, не имеет ни­какой опоры ни сверху, ни снизу. Так Ионас изобразил свою беззащитность и бесформенность, которые ощущает при попытке приспособиться к жестким формам. Рисунок тучи содержит яркие штрихи — так Йонас заявляет о своих динамич­ности и жизненной силе. Однако сама по себе туча не имеет веса и полностью зависит от при­хотей погоды, таким образом, в рисунке она сим­волизирует беспомощность. Если туча (Йонас) со­жмется и соприкоснется с отцом, со всемогущим солнцем, она (он) незаметно растворится, и мир (семья) может сохраниться в своем кажущемся веселье, без печали и злости. Но Йонас нуждается в позитивном столкновении, чтобы почувствовать почву под ногами. Этот рисунок содержит в себе

много материала для работы с Йонасом и его семьей над их отношениями и конфликтами.

Таня (9 лет) спонтанно сделала рисунок жи­рафа [рис. 3, стр. 26). К этому она добавила: «Я выполняю на жирафе сложный трюк. Кругом очень много зрителей и все в восторге от меня, все считают меня прекрасной. Я напрягаюсь, и поэтому у меня такая красная голова. Моему жи­рафу трудно идти, он болен. У него болит шея и еще насморк. Из его носа течет. Поэтому на нем шапка и шарф. Он не может быстро двигаться, и это хорошо для меня, потому что так я не упаду.».

Посмотрев на Танину реальность, замечаешь, что дела у нее самой идут совсем нехорошо. Однако она пытается всеми средствами это скрыть, что стоит ей большого напряжения (крас­ная голова). Помимо прочих трудностей, она един­ственная девочка в классе и аутсайдер. Никто не хочет с ней играть, хотя она достаточно смелая и знает множество сложных акробатических трю­ков. Она выполняет их, чтобы казаться интерес­ной и привлекательной. В рисунке жираф сим­волизирует ту часть ее, которая болеет и страдает. Насколько фундаментальна эта часть, становится видным из того, что она изображает то, что де­вочку несет. Тане принесло бы облегчение, если бы в дополнение к рисунку с ней поговорили бы о том, что она страдает от этой ситуации и что напряжение, возникающее при попытке скрыть это, нужно снять.

Следующий рисунок [рис. 4, стр. 29) показы­вает, как семилетний Штефан совершенно спон­танно, без предложений и побуждений, рассмат­ривает свой страх перед привидениями. Он рисует

книгу о призрачной дороге и при этом прогова­ривает текст. «Обрамляющее повествование» на­рисовано коричневым фломастером, часть при­видений, ведьм и пиратов — черным цветом.

При спонтанном рисовании очень часто всплы­вают агрессивные мотивы, и как раз у детей, которые зачастую очень сдержанны в поведении и выражении эмоций. Ульрика (8 лет) рисовала красками (рис. 5, стр. 31), рассказывая при этом: «Они друг друга бьют. Они бьют друг друга так жестоко, что уже все истекают кровью. Один из них смеется, когда другой злится и дерется. Он вырвал ему все волосы, так что теперь тот лысый. Вот так».

Михаэль (7 лет) комментирует рисунок, на ко­тором он изобразил кошку {рис. 6, стр. 31): «Это дикая кошка. Она опасна, очень опасна. Она может укусить. Там, где она укусит, страшно течет кровь». Тело кошки застыло в напряжении. У нее острый хвост, ее ступни — скорее крючки, чем лапы. Выражение ее морды внушает страх.

Двенадцатилетний Свен очень нежен, мал и изящен. В своей сокровенной фантазии он фан­тастическое существо (рис. 7, стр. 33), которое побеждает динозавров и крокодилов лазерными лучами. Красным цветом он нарисовал ранящие лучи. На рисунке 6 (см. обложки) он снова стре­ляет. Красные штрихи — линии обстрела, кото­рые направлены против людей и человеко-птиц. В него тоже стреляют. Выстрелы летят не только в сторону врагов, иногда они возвращаются об­ратно, что он наглядно изобразил при помощи стрел. На рисунке его удары численно превосходят ответные.

Рис. 5. Улърика (8 лет). 29,7 х 21 см

Грубую агрессию демонстрирует рисунок Гайо — 12 лет {рис. 5, см. обложку). Гайо посе­щает спецшколу для трудновоспитуемых детей. Он часто приносит с собой военные игрушки, будто школьный ранец — ящик боеприпасов Бун­десвера. На некоторых игрушках — военный крест, который можно увидеть и на рисунке. Дра-коноподобное сооружение — исходный путь хао­тической агрессии. Почти под каждым клубком линий скрыт человек, красный расстрелянный. Кажется, что это настигает всех без разбора. Черным «ранят» даже самого дракона. Невольно напрашиваются рокерские ассоциации. Бесфор­менность и недифференцированность этого ри­сунка, которые легко определяются в сравнении с рисунком Свена [рис. 6, см. обложку) заставля­ют предположить, что конструктивная работа с этим ребенком будет очень трудна.

Для каждого из нас важно умение обличать в явную форму нечто, находящееся внутри нас самих, что наполняет нас ужасом. Это помогает отделить устрашающее событие от того, что мы о нем думаем. Сложно справиться со своими соб­ственными путающими мыслями. Заключив их в видимую форму, гораздо легче понять и преодо­леть страх. Важно осознавать, что многое, чего я «снаружи» боюсь, в действительности находится во мне самом. Так, например, корень страха при­видений чаще всего лежит в собственной, не допускаемой агрессии, которая проецируется во вне и там проявляется в устрашающей форме или преодолевается. В рисунке все импульсы ярос­ти могут облекаться в явную форму, не раня кого-либо. Это позволяет не затаивать импульсы в глубине души, но и не разряжать их открыто.

Рис. 7. Свен (12 лет). 42 х 29,7 см

Христиана Лутц в своей книге «Ребенок и злость» (Ch. Lutz, 1980) очень интересно описала возможность конфронтации со «злостью» на ос­нове рисунка, приведя в пример работу с группой детей, простроенную подобным образом.

Очень близко к «злости» расположено чувство вины, страх и депрессия, которые тоже находят свое отражение в рисунке. Рисунок 16-летней девочки [рис. 1, см. обложки), страдающей от депрессии, отчетливо демонстрирует ее внутрен­ний разлад. Немного мрачный, подобный сну ландшафт состоит, прежде всего, из женских сим­волов, чьи серые округлости частично отклоня­ются и заостряются. Вершины гор подобны со­скам груди. Она сама изображена трижды. Пер­вый раз (в левой части рисунка) она сидит в тесной, красной пещере в эмбриональной позе, где состояние безопасности равносильно тюрьме. Пещера едва способна предоставить защиту от напирающей темноты, которая уже разлилась по­зади нее. Вторая фигура, символизирующая де­вочку, показывает противоположный полюс: она стоит во весь рост на куполе горы, в правой части вверху, руки подняты как призыв о помощи. Ее положение выглядит опасным: купол горы пока­тый и скользкий, перед ней туманно-облачное Ничто. Неизвестно, услышат ли ее крик о помощи. Под ней купол открывает свои ворота, что пока­зывает ей третью возможность: появляется замок, цветы и сказочные формы. Это символизирует волшебный мир, в который она убегает прочь от серо-синей тяжести левой части. «Мысли как пес­трые птицы, — сказала она, комментируя свой рисунок. — Они легкие и летают в небе. Земля не захватит их, они могут в любой момент вос­парить в воздух». «Мысли», как показывает кар­тина, не имеют прочного фундамента. Купол, в котором они живут, нависает над пропастью, куда вторгается туманное Ничто.

Эти три возможности действуют отдельно друг от друга. На картине нет жизни, за исключением дерева (слева), которое внушает надежду, — почти голое, оно простирает над пещерой одну ветку, и на конце ветки, как раз над формой, распус­каются три зеленых листа.

Автор следующего рисунка — девятилетний Мартин (рис. 8, см. обложки). Картинка возникла спонтанно и совершенно непохожа на его обыч­ные, крайне невыразительные рисунки-отписки. Рисунок показывает, с какой болью мальчик от­носится к своему положению: «Он плачет, потому что он такой большой... Он хочет быть таким, как другие». Психическая нагрузка, которую ис­пытывает Мартин дома, слишком велика для де­вятилетнего мальчика. Для своей незамужней ма­тери он одновременно является и заместителем партнера — «единственным мужчиной в доме», и ребенком — с него спрашивается слишком много. Бремя ответственности изолирует его от сверст­ников. Среди детей он аутсайдер. Он хотел бы быть таким, как они.

Мартин еще не обрел своей идентичности -ему просто хочется быть совершенно иным, не таким, каков он есть. Пока что это его единст­венное желание. И это желание хорошо просмат­ривается в рисунке. Комментируя изображение, он приговаривает: «Ему хочется, чтобы пришла фея и избавила его от всех рогов, длинных ушей и волос на животе... Еще ему мешают длинная шея, волосы и грустный рот. Он хочет, чтобы волосы стали красивыми. У него дырка в брюках, через нее виден хвост. Ему хочется иметь краси­вый дом. Если бы он мог двигаться, то утер бы слезы и побежал играть с другими детьми. Он чувствует себя очень одиноким».

В рисунке и в словах Мартин более чем ясно показал, что испытывает большие трудности в процессе своей половой идентификации. Его фи­гура расположена между домом (символом жен­ственности) и церковью с высокой, острой башней (мужским символом). Он стоит между двумя этими принципами. Похоже, что сознательно он скло­няется к слиянию с мужским принципом — такие выводы можно сделать из распространенного мне­ния о том, что, как правило, левая часть рисун­ка — скорее сторона бессознательного, а правая воплощает более близкие сознанию вещи. Если же вспомнить, какие комментарии он предоставил к своему рисунку, то окажется, что на словах он частично отклоняет мужские символы (см. выше): он не хочет рогов, длинных ушей и волос на животе. Его образ содержит нанесенные красным цветом женские груди и одновременно чахлый «хвост». Обе сильные коричневые ноги выглядят как большие фаллосы, так как на каждой из них справа и слева внизу находятся два красных мя­чика — для сознания это ступни. Можно было бы сказать: фигура стоит на мужском принципе. Внезапно в контуре ног появляется фиолетовый цвет. Он повторяется в грустном рте и двух на­грудных карманах (снова женский символ), прямо под грудью. Причем, карманы имеют ту же форму, что и хвост. Фиолетовый — цвет большой сензи-тивности, в христианстве это также цвет страда­ния и покаяния. Он может рассматриваться как попытка объединить противоположную пару крас­ного и синего принципов (Ch. Lutz, 1980). Крас­ный — символ витального импульсивного захва­тывания, синий — символ сдержанности и воз­можной нежной преданности. В случае с Мартином скорее можно предположить, что он пытается принять, не разделяя, эти два принци­па — мужской и женский, не дифференцируя их, и, таким образом, не определять себя самого в

половом отношении и не идентифицировать.

Преобладающий в образе цвет — коричневый. Земляной коричневый символизирует материнс­кое начало в его спасительном плодородии, в его силе и стремлении к росту. Одновременно это элемент, порождающий жизнь и снова принима­ющий ее в себя. Усиленное употребление этого цвета указывает на интенсивность пристрастия Мартина к материнской области. Сам он форму­лирует это так: «Ему хочется иметь красивый дом».

Вдобавок к этому, коричневая фигура будто застыла в черной линии контура. Она производит впечатление парализованной, не способной дви­гаться.

Чтобы стать мужчиной, ему необходимо вы­расти из материнской утробы. Без отца Мартину не хватает духовного руководящего принципа, ко­торый поддержал бы его при этом болезненном разделении. Так, Мартин хотел бы остаться ма­леньким, не становиться мужчиной; он мечтает о доброй фее (доброй матери), которая сделает возможным вечное детство. Возраст заставляет его обратить внимание на наличие этого конф­ликта, начать решать его. Своим рисунком он дает воспитателям и учителям ясный сигнал о том, что нуждается в поддержке и помощи.

УПРАВ Л ЯЕМЫЕ ФАН Т АЗИИ, или «ПУТЕШЕСТВИЯ»

Исследования показали, что дети с хорошо раз­витым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандар­тных ситуациях и успешнее учатся. В течение многих лет практики мне частенько встречались дети с убогой, скудной фантазией, однако при помощи упражнений, исполняемых с надлежа­щим терпением, их фантазию удалось развить.

Гуманистическая психология использует ши­рокий спектр упражнений, чтобы пробудить силу воображения. Весьма плодотворны так называе-мые фантастические путешествия, или управляе­мые фантазии. Ребенку предлагаются внешние рамки повествования, которые он наполняет своим собственным содержанием. Действенность упражнений усиливается благодаря приобщению к рисованию карандашом, красками, а также лепке из глины. Разумеется, когда фантазии при­нимают видимую и осязаемую форму, о них легче разговаривать с детьми, удобнее продолжать ра­боту с ними.

Собственно говоря, каждый отдельный рисунок показывает, где в эту секунду ребенок психически находится. Поэтому понимание ребенком своего состояния повышает его способность справляться с ситуацией и ускоряет его внутренний рост.

Перед каждым подобным «путешествием» я за­ранее готовлю для ребенка рисовальные принад­лежности, чтобы потом не тратить энергию на их поиски.

Тексты следует пересказывать нарочито теат­ральным, «сказочным» голосом в спокойной, не­принужденной обстановке. Тексты действительно подобны сказкам, но они не предлагают никакого решения, однако, вводят в ситуацию, которую ребенок преобразует и развивает силой собствен­ного воображения. Дети могут удобно сидеть или лежать. Предварительные упражнения на рас­слабление или дыхательная медитация помогают отдаться бессознательному.

Во время «путешествия» глаза у детей закрыты. Помещение должно быть защищено так, чтобы детей не напугал внезапный резкий шум или появление кого-нибудь постороннего. Рассказы­вать нужно медленно, с паузами, чтобы дать время возникнуть представлениям. Поскольку многим детям и подросткам поначалу трудно по­родить активные воображаемые картины, я могу начать с простых упражнений, позволяющих детям воображать еще не собственное содержа­ние. Сначала я предлагаю представить хорошо знакомые вещи. Например:

«Представь себе дверь вашего дома снаружи: ручку, звонок, табличку с именем, порог, коврик для ног. Цвет двери или просто ее поверхность. Теперь открой ее и рассмотри изнутри. Ручку, цвет и т. д. Теперь рисуй ее — снаружи и из­нутри».

Я могу взять любой другой хорошо знакомый предмет: кровать, обувь, в которую обут сегодня ребенок, школьную сумку и прочее. Можно дать и такую инструкцию:

«Представь себе свою любимую куклу, плюше­вого зверька или солдатика. Представь, как ты берешь ее в руки. Ты можешь ее подробно рас­смотреть. Тщательно разгляди лицо: глаза, нос, рот, волосы (или шерсть). Мысленно дотронься пальцами до лица, углей. Рассмотри шею, руки, кисти, ноги, верхнюю и нижнюю часть туловища. Если на игрушке платье, то рассмотри его. Теперь поверни ее в своем воображении и рассмотри сзади (снова просматриваются все части). Снова поверни и посади перед собой на край стола. Какая у нее сейчас поза? Подробно рассмотри ноги. Теперь представь себе, что ты позади нее. Как она выглядит сзади, когда сидит? Положи ее на стол. Как она там лежит? Подними ее руки вверх, над головой. Как она сейчас выглядит?»

Можно продолжить движение фантазии, если дети уже овладели определенными навыками.

«Теперь представь себе ситуацию, в которой очутилась твоя любимая кукла (игрушечная зве­рушка). Она может куда-нибудь пойти или кого-то встретить, она что-то получает в подарок, или ей чего-то не хватает, она что-то потеряла. По­смотри, что происходит с твоей куклой (зверуш­кой). Опиши подробно эту ситуацию. Представь, что кукла может говорить и действовать, как ты. Что она делает? Что она говорит?

Теперь вернись в эту комнату и открой глаза!»

Ситуация, в которую ребенок помещает свою игрушку, так или иначе имеет отношение к его собственному состоянию.

Например, Корнелия (8 лет) рисует ми­ловидную принцессу. Я предлагаю ей поиг­рать в принцессу. Она — принцесса.

— Как у принцессы дела?

— Хорошо, все любят меня, потому что я такая хорошенькая.

— Знаешь ли ты кого-нибудь, у кого дела так же хороши, как твои?

— Да, Рита. (Маленькая двухлетняя сест­ренка). Она мне все портит. Но все ее любят и никогда не ругают.

— Ты думаешь, это из-за того, что она такая хорошенькая?

— Да. И еще она маленькая.

— А ты должна мучиться, чтобы тебя

 

полюбили?
-Да ­

 

— Как?

— Должна присматривать за Ритой, чтобы она не плакала.

— А здесь ты тоже должна мучиться?

Корнелия смотрит удивленно и отвечает: «Нет!»

Многим детям бывает трудно подолгу держать глаза закрытыми. Поэтому работу можно начать с упражнения, где данное условие вовсе необяза­тельно. Например, я говорю: «У каждого из вас есть свой внутренний мир, где он может пред­ставить себе все, что захочет. Вы немного знаете об этом мире из снов. Там все возможно, дал^е самые невероятные вещи, каких не бывает во внешнем мире. Вы можете летать или стать не­видимкой, быть великаном или карликом. Во внутреннем мире вещи могут изменить свою форму и цвет. Мы постараемся почаще совершать туда прогулки, чтобы разведать этот мир. Чем больше вы о нем узнаете, тем легче вам будет жить во внешнем мире.

Для начала неплохо бы закрыть глаза. Если вы делаете это не совсем охотно, тогда закройте их наполовину и снова откройте, когда станет неприятно. Вы сами увидите: пока глаза у вас были закрыты, ничего страшного или необычного не произошло.

Теперь представьте себе, что в центре комнаты висит маленький белый мяч, приблизительно на высоте вашего роста. Пару раз он подпрыгивает вверх и вниз. Потом мячик подпрыгивает до по­толка. От потолка — к полу, от пола — к потолку. Вниз — вверх, вниз — вверх. Вот мячей уже два, вниз — вверх, вниз — вверх».

Если дети все-таки открыли глаза, скажите:

«Попытайтесь увидеть мячики с закрытыми глазами. Если это вам неприятно, можете снова открыть глаза. Пусть мячики станут красными. Вниз, вверх, прыгают красные мячи, вниз, вверх. Появилось уже три красных мяча. Все три пры­гают до середины комнаты. Вниз, вверх, вниз, вверх. Теперь они превратились в синие. Вниз, вверх, вниз, вверх. Снова остался один мячик, он прыгает к полу, потом поперек комнаты в верхний угол, потом в противоположный нижний угол, туда, сюда, туда, сюда, туда, сюда.

Сейчас мячик в центре комнаты, он начинает летать по кругу, все время по кругу; следите за ним. Вот он останавливается. А сейчас мячик исчезает».

Это упражнение можно сократить при работе с очень маленькими и несобранными детьми. Уп­ражнение можно слегка изменить. Например, вместо мячей пусть появятся белые мышки, ко­торые прыгают соответственно на пол, на стол и т. д.

Иногда в начале практики весьма полезно ис­пользовать наглядные образцы. Это могут быть совершенно простые образцы, с которых я для каждого ребенка делаю фотокопию. Например, различные геометрические формы, простые или составные. В определенный момент каждый раз показывается только одна фигура. Впрочем, всег­да есть возможность усложнить упражнение.

В качестве упрощенных конкретных форм могут быть взяты медвежонок, машинки и т. д. Потом используют комбинированные фигуры, например, машина рядом с домом. Как вариант годятся образцы детских книг с картинками. Кон­туры калькируются карандашом или фотокопи­руются. Как правило, визуальная память ребенка существенно лучше, чем у взрослого человека.

Я подбираю нужный образец и даю его в руки каждому из детей со словами: «Подробно рассмот­рите фигуру». Приблизительно через минуту (время зависит от сложности образца) я говорю: «Переверните лист, закройте глаза и посмотрите на эту же фигуру своим внутренним взглядом, представьте ее в своем воображении». (Пауза). «Переверните лист, откройте глаза и сравните свою внутреннюю картину с образцом. Снова вни­мательно рассмотрите фигуру». (Пауза). «Закройте глаза, переверните лист. Снова представьте себе фигуру». (Пауза).

Если дети находятся в том возрасте, когда их тонкая моторика достаточно развита, я предлагаю им нарисовать фигуру по памяти.

«Как только вы откроете глаза, возьмите бумагу и карандаш, оставьте фигуру закрытой и нари­суйте ее такой, какой она вам запомнилась».

Это упражнение повышает способность кон­центрироваться на представляемой в воображе­нии картине. Оно не требует деятельности фан­тазии, которая порождает собственное содержа­ние. Напротив, при вмешательстве собственного содержания ребенок не сможет выполнить зада­ние, так как восприятие исказится. Так, в серии картинок из Вартегг-теста, которые показывают различные социальные ситуации, 7-летняя девоч­ка на каждую картинку давала стереотипный ответ: «Его там бьют», хотя объективно на кар­тинке этого не было. Ее саму часто бьют палкой.

Непереработанные впечатления, нерешенные конфликты искажают «Я» в такой мере, что оно не может объективно воспринимать внешнюю действительность.

В таких случаях не имеет смысла указывать ребенку снова и снова на то, что он делает, или предлагать нарисовать что-нибудь другое; мозг должен, та к сказать, освободиться от этих навяз­чивых мыслей, или очиститься. Всего за мгнове­ние можно завершить длительный нерешенный конфликт.

Мальчик Томас [9 лет), с неудовлетво­ренным сексуальным любопытством и зна­чительной анальной проблематикой, рисо­вал при любой возможности какающих человечков.

С ним проводилось несколько отдельных занятий. Сначала он вновь нарисовал свои «какающие» фигуры. Тогда я предложила ему: «Томас, представь себе, что ты тот мальчик, который там какает. Что бы он сказал?»

— Каки, каки, каки, хи-хи-хи.

— Что так веселит мальчика?

— То, что он все обкакивает, хи-хи-хи.

 

— Хорошо. Представь себе, ты этот маль­чик, который все обкакивает. Что тебя так радует?

— Что они злятся. Они боятся, что я все обкакаю, а я делаю то, что хочу.

 

По мере работы с мальчиком выяснилось, что мама содержит Томаса в чрезмерной строгости. Чистота, аккуратность, пункту­альность — основные принципы, и в их семье они должны неукоснительно соблю­даться. Он чувствует себя стесненным за­претами и требованиями. В реальной жизни


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 719 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.015 сек.)