ДВБ ПОЗЫ
Это упражнение рассчитано на детей старшего возраста и подростков.
Расположившись кружком на полу, я беседую с детьми о том, какие интересные события произошли с ними в субботу и воскресенье. Когда беседа приближается к концу, я внезапно говорю: «Оставайтесь сидеть в той позе, в какой вы сейчас находитесь, даже если она не очень удобная. Ощутите, хорошо или плохо вам дышится, наклонена ли голова или же вы держите ее прямо, в каком положении находятся спина, руки и ноги. Попробуйте осознать, что именно выражает ваша поза, как вы себя в ней чувствуете. Назовите или опишите ее. Например, «трусливый заяц», «тигр в прыжке» или «паук в паутине». Задержитесь в этой позе на некоторое время и подыщите ей нужное определение».
(Пауза).
«Теперь примите совершенно противоположную позу. Если, например, ноги были согнутыми, можно их вытянуть. Осознайте теперь свою новую позу, какая она, что выражает. Найдите ей имя или название».
(Пауза).
«А сейчас возьмем краски или карандаш и и нарисуем обе позы. На рисунке вас быть не должно. Он должен быть совершенно абстрактным или изображать персонаж, которого вы увидели, или выражат ь настроение, полученное от каждой позы».
Это удивительно, наскольк о явственн о прочитываетс я в поза х отношени е человек а к жизни. Прежде всего, подростк и в пубертатны й период бьютс я на д проблемо й своих внутренни х противоречий, что имее т прямо е отношени е к тому кризис у идентичности, в которо м они находятся.
На одном из рисунков Каролы — вьючный осел.
— Осел тяжело нагружен и давно уже выбился из сил. У него подкосились ноги, и он лег на землю. Его груз так тяжел, что он едва может встать.
— Тебе это чувство тоже знакомо?
— Да, я часто чувствую себя такой перегруженной и уставшей. Рано утром я обычно думаю, что не смогу подняться с постели.
— Тебя слишком многое угнетает. Возьми из этой кучи несколько подушек и положи на твой рисунок осла. Представь себе, что каждая из них — груз, который ты несешь. Возьми столько, сколько нужно. И все клади на осла.
Девочка наваливает на рисунок целую гору подушек.
— Это действительно много! А теперь снимай одну за другой и говори, что это за груз. Описывай его.
Карола перечисляет самые разнообразные «тяжести»: ответственность за младших
брата и сестру (оба родителя работают); хворающая мать, которая преждевременно использует Каролу как опору; школа (домашние проблемы настолько загружают девочку, что на уроки у нее не остается времени) и т. д. Да, это действительно много.
Затем я прошу Каролу принять позу, копирующую другой ее рисунок.
На нем изображен человек с высоко поднятыми руками. Девочка глубоко дышит, на бледном лице выступает румянец.
— Как ты чувствуешь себя в этой позе?
— Большой и легкой!
— Хорошо, походи так немного вокруг. Карола начинает ходить.
— Вспомни свои самые любимые занятия.
— Я люблю бывать на лугу и в лесу. Я люблю петь. Люблю гулять со своей подругой. — Карола продолжает перечислять то, что доставляет ей радость.
— Думаешь ли ты обо всем этом по утрам, когда тебе не хочется вставать с постели?
— Нет, никогда.
— Ты иногда вообще забываешь о том
хорошем, что случается в твоей жизни. -Да.
КАКОЙ Я ЕС Т Ь, КАКИМ БЫ ХО Т ЕЛ БЫ Т Ь И КАКИМ НЕ ДОЛЖЕН БЫ Т Ь
Фантазию «Дверь» (стр. 39} тоже можно преобразовать так, что ее темой станет борьба противоположных начал.
«Направо от тебя дверь, налево — тоже дверь. За одной дверью находится то, что доставляет тебе в жизни радость, за другой — то, чего ты не любишь и что мучит тебя. Открой одну дверь и осмотри все, что за ней находится». (Пауза). «Теперь открой другую дверь и разведай, что находится за ней».
Практика может выглядеть и так:
«За одной дверью находится зеркало, и в нем ты выглядишь таким, каким хотел бы стать. За другой — зеркало, в котором отражается все, что ты не любишь. Это особенное зеркало, в нем ты можешь увидеть не только свой внешний облик, но и то, что у тебя внутри.
Подойди к первому зеркалу, которое отражает тебя таким, каким ты хотел бы стать, и тщательно рассмотри себя — тело, выражение лица. Теперь шагни прямо сквозь зеркало. Ты окажешься в мире, где мечтал бы поселиться, где сбудутся все твои самые заветные желания. Что ты обнаружил там? Как тебя встретили? Теперь возвращайся назад, к другому зеркалу. Что ты обнаружил за ним? Как в этом Зазеркалье к тебе относятся? Нарисуй себя в обоих мирах!»
Существует и более простой вариант упражнений — постановка двух тем рисования.
1. 1. «Нарисуй себя таким, каким ты хотел бы стать, каким ты выглядишь, когда представляешь себя самым лучшим и самым красивым. Нарисуй также, что у тебя есть и что тебе нужно, чтобы стать таким красивым и хорошим».
2. 2. «Нарисуй свои самые безобразные стороны, то, что ты больше всего не любишь и чего боишься».
«Не старайтесь нарисовать что-то конкретное и узнаваемое. Пусть это будут простые линии, цветные узоры и фигуры. После вы всегда сможете пояснить свою картину».
Много раз мне приходилось сталкиваться с рисунками, где ребенок отражает свои негативные стороны, однако сквозь негатив и агрессию пробиваются очень сильные и полные жизни импульсы. Поэтому не нужно спешить с трактовкой картин, особенно если ребенок, попавший на занятия с одним диагнозом, неожиданно проявляет совершенно противоположные качества. Случается, что даже самые неприспособленные и замкнутые дети вдруг выплескивают целую гамму положительных эмоций. Таким образом, первичная самооценка ребенка есть отражение искаженных общественных оценок. В то время как результаты практики открывают то, что скрывается за внешне безжизненным и анемичным.
Мария [17 лет) — очень боязливая, замкнутая девушка, она постоянно мучила себя всевозможными упреками. Попав ко мне на занятия, Мария сделала два рисунка, попытавшись очертить саму себя. Первый рисунок (рис. 13 а, стр. 111} изображает безобидное, печальное, бледное лицо, нарисованное робко и осторожно. Второй рисунок
[рис. 13 б) — пламенное, сильное по краскам (прежде всего, красный и зеленый) лицо с горящими глазами и внушающим страх оскаленным ртом. Такой образ явно не соответствует идеалу женской красоты, а скорее совпадает с представлением о демоне. Я предложила Марии побыть по очереди каждым из этих образов.
Первый рисунок.
.— Такой меня любят окружающие. Я мила и послушна. Я никому не в тягость. Люди полагают, что я в порядке и мне всего хватает. Я легко могу надеть эту маску, не боясь подействовать кому-то на нервы.
.— Кому ты могла бы действовать на нервы?
.— Моей матери, — не задумываясь, ответила Мария. (Пауза). — Она не переносит, когда я шумлю.
Второй рисунок.
— У меня огромная зубастая пасть. Я могу всех покусать. Люди боятся меня. Я очень сильная и живу в мрачном лесу. Я прихожу чаще всего ночью, когда люди думают, что я сплю. Тогда я хожу по округе и всех кусаю.
Мария делает сначала легкие, затем сильные движения челюстью. Я поддерживаю ее:
— Давай! Хватай зубами! Издавай при страшные этом звуки!
Я держу рисунок у Марии на виду, и пытаюсь формулировать свои указания таким образом, чтобы они помогли ей раскрыться, выплеснуть эмоции. Я вижу, что ее тело хочет действовать и одновременно
не может. Я пытаюсь дать ей возможность освободиться от подавляемых импульсов.
Девушка громко щелкает зубами. Ее тело полностью напряжено и сведено судорогами от подавленной ярости. Она сжимает кулаки, прижимает их к бедрам.
— Позволь своим рукам делать то, что они хотят!
Почти обморочным жестом Мария поднимает руки под прямым углом, бессильно роняет, поднимает вновь, встает на цыпочки и опускается.
— Топай ногами!
Она топает ногами и размахивает руками, затем падает на пол. Я предлагаю ей толстую подушку.
.— Используй это! Она принимается бить подушку.
.— Мне это надоело, надоело! Я больше не хочу! Я не хочу, не хочу! Я не хочу-у-у! Дай мне, в конце концов, быть такой, какая я есть!
Ее обычно робкий и писклявый голос вдруг обретает широкий диапазон. Наконец-то она реально пережила приступ настоящей ярости и упрямства, которые должна была избыть еще до 15 лет. Наконец прорвались ее жизненные силы, хотя естественным образом они выходят наружу в так называемом «упрямом» возрасте, приводят к отмежеванию от окружающей среды, от наносных личностей и к возникновению собственной личности. На Марию же давили различного рода запреты.
Если в фазе «упрямства» вспышки ярости полностью подавляются силой или угрозами, то ребенок утрачивает контакт с самим собой, и следствием этого становятся серьезные расстройства личности. Таким образом, для успешной терапии часто бывает просто необходимым «наверстать упущенное» и спровоцировать вспышки ярости, причем в защищенном пространстве, где никто не может пораниться или ушибиться. Только тогда человек получает возможность расстаться со страхом перед собственной яростью.
В дальнейшей работе с «диким зверем», «демоном», как называла Мария одну из картин, девушка поняла связь со своими ночными страхами.
«Я прихожу чаще всего ночью» — ключевая фраза, которую она спонтанно дополнила: «... и терзаю, пугаю себя».
Мария поняла, что вся ярость по отношению к родителям, к младшим братьям и сестрам, тщательно сдерживаемая, скрываемая ярость, оставалась внутри нее, преображалась и снова приходила, только уже в виде страха.
Она получила представление о своей силе и своих возможностях освободиться, полюбить саму себя. Правда, в случае с Марией, язык бессознательного оказался сильнее ее способности интегрировать это новое открытие. Ее зависимость от семьи, страх быть отвергнутой близкими, если она покажет себя в полную силу, были настолько велики, что она не использовала свой опыт.
Разумеется, Мария сумела осознать, насколько сильно она ориентирована на мнение посторонних, как часто отказывается от себя самой. Поэтому есть надежда, что однажды она извлечет из этого знания пользу. Но такое становление — весьма длительный процесс.
Мне хотелось бы описать еще одно упражнение на тему управляемой фантазии, поскольку подобна я практика предоставляет богатый опыт для работы с полярностью.
Практика выглядит следующим образом.
«Представь себе, что ты идешь по дороге. Рассмотри окрестности. Какая стоит погода? Какое у тебя настроение? Ты приближаешься к пещере. Она заперта на засов. Подойди поближе и ты увидишь, что в этой пещере находится некое существо, оно пытается вырваться наружу. Ты стоишь перед закрытыми воротами и стараешься представить, как выглядит это существо. Почему оно находится в пещере? Кто его запер и почему? Сможет ли оно вырваться наружу, есть ли у него надежда? (Пауза). Теперь предположим, будто бы ты могла его выпустить. Что бы произошло? (Пауза.) Теперь выпусти его! Что происходит? (Пауза.)
Нарисуй существо, живущее в пещере, и себя рядом со входом».
Мария увидела в пещере чуть живое от голода, одинокое существо — полуживотное, получеловека, у него практически не было сил самому освободиться. Несмотря на это, оно снова и снова пыталось выбраться из своего заточения. Насколько мало Мария жалеет свою инстинктивную, витальную часть личности, стало ясно, когда она отказалась освободить существо, объяснив это тем, что не знает, кто его запер, и что она должна сначала попросить разрешения у запершего.
Работу с полярностями можно расширить пластически, когда дети и подростки изображают полюса (например, на два лица) в виде маски, которую также можно носить и использовать в игре. Маски легко изготовить из бумаги, папье-маше или гипсовых бинтов. Их можно раскрасить или оставить бесцветными.
Игра с масками открывает множество возможностей: вторым полюсом по просьбе создателя маски может быть другой ученик. Дети могут подбирать себе маски, выражающие особенно привлекательные черты или, напротив, отталкивающие. Такая практика позволяет быстрее понять, что является для ребенка идеалом, а что он отклоняет и подавляет.
Для детей младшего возраста упражнения следует несколько упростить, например:
«Представь себе, что ты милое, доброе животное, ты всем приносишь только радость. Расскажи, как ты выглядишь? Что ты делаешь? Как
относятся к тебе люди?» (Пауза). «Теперь представь, что ты злое, отвратительное животное. Как ты выглядишь? Как с тобой обходятся? Как ты живешь?»
И так далее.
Другой вариант практики состоит в том, что детей просят выбрать «хорошую» и «плохую» куклу и поиграть с ними.
Или еще пример:
«Представь себе, что ты стал таким милым и хорошим, что все тебя любят. Возьми подходящие цвета и начерти линии и формы, которые это полностью отражают». (Пауза). «А теперь представь, что ты очень злой и тебя никто не любит. Снова выбери нужные краски и отобрази линиями и формами свои ощущения. Старайся при этом специально не обдумывать рисунок».
Я могу также предложить детям издавать во время рисования различные звуки и согласовывать их с движениями кисти или карандаша. При таком способе практики в начале я сама рисую с детьми, чтобы показать им, как это делается, и приободрить их.
Метод трехмерного отображения полярности «внутри — снаружи» заключается в следующем. Дети или подростки получают обувной картон (коробки), кисти, краски, клей и материал для коллажа. Каждый оформляет коробку изнутри так, каким он себя внутренне ощущает и как выглядит. С той же установкой оформляется внешняя часть коробки — каким образом ребенок проявляет себя вовне, какие, по его мнению, чувства испытывают к нему другие люди.
Дети младшего возраста довольно часто бывают не готовы изобразить себя в открытую, однако, вполне в состоянии сделать это косвенно. Они отождествляются с каким-нибудь объектом из внешнего мира и, подобно тому, как их куклы и животные, высказывают глубочайшие детские секреты, которые сами дети никогда никому напрямую не доверят. Они с большим удовольствием в кого-нибудь превращаются, например в ковбоя или индейца, и в таком новом обличье открывают свои потаенные мысли и чувства.
Им гораздо легче выполнить задание, когда оно сформулировано, к примеру, следующим образом:
«Ночью пришла фея и превратила тебя в дом. Как этот дом выглядит внутри и снаружи? Возьми коробку, разрисуй и оклей ее внутри так, будто бы это твой дом».
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 636 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|