ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК СООБЩЕНИЕ
ГРУППОВАЯ ОБРА Т НАЯ СВЯЗЬ И ПРОЕКЦИЯ
В данном контексте термин «обратная связь» подчеркивает, что участник группы может рассказать другим о том, как он их воспринимает и ощущает. Это тренирует способность социального восприятия. Кроме того, ученик сообщает, какие чувства вызывает у него это восприятие. Это информация очень важна для того, чтобы научиться оценивать себя и свое влияние на других.
Подростки часто испытывают большие проблемы с реальным видением себя. Они находятся в состоянии кризиса идентичности, они уже больше не дети и еще не взрослые. Роль, которую предписывает им семья, теряет свою устойчивость. В этом состоянии они, конечно, очень чувствительны к критике, и поэтому упражнения на обратную связь предъявляют высокие требования к ведущему группы. Он создает атмосферу доверия и показывает, в какой форме негативная обратная связь может быть принята другим.
Ученик должен позволить критиковать себя и уметь соответствующим образом обходиться с критикой. Необходимо, чтобы он понимал, когда негативная обратная связь в большей степени ОТНОСИТСЯ к тому, кто ее выражает, чем к тому, против кого она направлена.
Так, Гизела говорит Габи, старательно подбирающей нужные слова:
— Мне мешает, что ты так медленно говоришь. Габи краснеет, чувствуя, что ее крити
куют. Я спрашиваю Гизелу:
.— Что с тобой происходит, пока ты ждешь, когда выскажется Габи?
.— Я думаю о том, что следующая очередь моя.
.— Тебе хочется поскорее выступить?
.— Нет, я хочу, чтобы все уже было позади, потому что... боюсь.
.— Так это проблема твоя или Габи? Она медлит:
.— Но ведь ей не обязательно так медлить.
.— Проблема в том, что ты озабочена своим нетерпением и страхом. И поэтому не в состоянии выслушать до конца.
.— Ну да... это правда...
После этой интермедии Габи может беспрепятственно продолжать.
Ведущему группы важно обратить внимание учеников, что не следует принимат ь всю получаемую от партнера информацию. Часто кто-нибудь видит своего собеседника сквозь пелену собственных переживаний. Так, маленький ребенок, однажды укушенный овчаркой, будет думать, что все овчарки кусаются, и избегать их. У другого, возможно, были неприятные переживания, связанные с матерью, «первой женщиной» в его жизни, и теперь он считает, что все женщин ы — его враги.
Девочка, отвергнутая отцом, будет, вероятно, думать, что все мужчины отвергают ее. Другой связывает тот или иной тип внешности с определенной манерой поведения. Для взрослых тоже характерны подобные искажения восприятия. Очень важно научиться различать, что имеет отношение к данному человеку, а что нет. И не менее важно узнать о своих собственных заблуждениях.
Помимо этого, ведущий группы должен уметь замечать, когда участник проецирует на другого свои подавленные желания, агрессию или страх и начинает с ним и бороться.
Утэ выражает протест Клаусу:
— Ты опять выбрал мой рисунок. Я вижу, ты преследуешь меня и еще все время строишь глазки.
Клаус пожимает плечами:
— Мне кажется, ты все выдумываешь.
Чтобы понять, кто сейчас защищается, мы продолжаем беседу, и постепенно выясняется, что Утэ «преследовала» Клауса, но не хотела себе в этом признаваться, потому что Клаус вел себя нейтрально. И тут сработал простой механизм (который может привести к стольким осложнениям): она спроецировала свое собственное желание на Клауса и потом напала на него.
Разъяснить подросткам действие этих механизмов (наглядных примеров в любой группе бывает достаточно) — значит дать им возможность стать более независимыми от мнения других и критически отнестись к собственным убеждениям, которые подчас становятся предубеждениями.
Т РИ ВОПРОСА — Т РИ О Т ВЕ Т А
Это одна из форм групповой обратной связи. Участники сидят в кругу или стоят вокруг стола. Перед каждым лежит коробка мелков и лист бумаги.
«Нарисуйте на одной стороне листа, как вы себя чувствуете в данный момент. Не используйте лист целиком, оставьте место, чтобы можно было кое-что добавить».
На это дается примерно 5 минут.
«Теперь подпишите лист своим именем и передайте соседу справа... Сейчас перед вами лист вашего соседа. Дополните его рисунок, ответив на вопрос: «Как я тебя воспринимаю?» (автора данного рисунка).
Еще через 5 минут:
«Снова передайте лист дальше. На этот раз, дополняя рисунок, ответьте на вопрос: «Что я чувствую по отношению к тебе, чего мне хотелось бы от тебя?», имея в виду того, чье имя написано на рисунке».
Последнее задание после обмена листами по истечении времени: «Добавьте то, что приходит вам в голову в ответ на вопрос: «Что я хотел бы тебе дать?»
Теперь каждое изображение состоит из первоначального рисунка и трех дополнений. Чем более развита группа в социальном отношении, тем богаче результат. Практика обостряет восприятие, а также учит подростков давать и принимать. Каждый в заключение дает что-то от себя. Каждый уносит с собой домой подарок и материал для размышлений о себе и своих отношениях с другими.
Т Ы — КАК. ..
Это упражнение проясняет отношения в группе и, кроме того, побуждает говорить о них открыто. Ребятам предлагается символически изобразить каждого участника группы — в форме знака, цвета или образа. Символ может быть абстрактным, а также изображать животное или предмет. Иногда другой человек ассоциируется у нас, например, с черепахой или скалой, или солнцем и т.д. Затем изображения обсуждаются. Участники могут расспросить друг друга, что именно подразумевалось на рисунке. Это упражнение очень сложное и больше рассчитано на детей старшего возраста и подростков. Оно стимулирует более точное восприятие себя и других.
РИСУНОК КАК О Т ВЕ Т
В следующем упражнении я предлагаю ребятам задуматься в равной степени о себе и о других. Каждый рисует картину, где изображает, к примеру, свое настроение в данный момент. Можно дать ученикам какую-нибудь конкретную тему, соответственно общему состоянию группы.
Затем все ходят и смотрят рисунки друг у друга. Каждый выбирает понравившийся рисунок и дает автору ответ тоже посредством рисунка
[рис. 18 и 19, см. обложку).
Затем происходит обсуждение. Каждый раз рисунок и ответ к нему кладутся в центр крута. Получивший ответ сообщает о своей реакции: как он понимает ответ, о чем он ему говорит или что дает — радует, сердит или остается непонятным. Автор ответа рассказывает, что увидел в чужом рисунке и как его понял. Он объясняет, что хотел ответить и дать. Затем его рисунок обсуждается. Во время обсуждений выясняется, что почти всегда данный ответ является одновременно ответом на собственные желания, которые легче обнаружить в другом, чем в себе самом.
Можно также проводить практику, разбившись на пары: одна пара рисует картину на какую-либо тему, а другая пара — ответ к ней.
Возможен и такой вариант: рисунки на одну тему собираются и затем раздаются так, чтобы ни у кого не оказалось его собственного. Задание состоит в том, чтобы дорисовать каждую картину, прочувствовав ее своеобразие, ответив на нее.
РИСУНКИ ВМЕС Т О СЛОВ
Всем известно, что при помощи рисунка можно передать значительный объем информации, требующий при речевой передаче большого количества слов. Целенаправленно это свойство используется, например, в карикатуре. Здесь картинка служит в первую очередь не средством самовыражения, а создается с целью что-либо сообщить.
Если ко мне обращаются в случаях тяжелых кризисов семейных или партнерских отношений, когда люди не могут найти взаимопонимания при помощи слов, я нередко предлагаю написать письмо или нарисовать картину, отражающую ситуацию или их желание. Это часто помогает восстановить взаимопонимание.
Один отчаявшийся отец дошел в отношениях со своей 17-летней дочерью до того, что они перестали разговаривать друг с другом. Отец не разрешал девушке гулять по вечерам с друзьями. После продолжительной беседы он увидел, что у него слишком сильные собственнические притязания, и он еще больше отдалит дочь, если и впредь будет ее ограничивать. Однако он был слишком горд, чтобы первым сделать шаг к примирению, и девушка, наверное, так ничего бы и не узнала о его изменившемся мнении. Принять предложение нарисовать картину он тоже не мог, так как считал, что не умеет рисовать. Однако он нашел оригинальное решение в форме картины Пауля Клее «Найденный выход». Он подарил ее дочери и тем самым снял запрет.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 671 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|