АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Теории старения

Прочитайте:
  1. Виды старения
  2. Влияние цитаминов на степень постарения ССС, определяемую через БВ по показателям ФР
  3. Влияние цитаминов на степень постарения ЦНС, определяемую через БВ по показателям УР
  4. ВОЗРАСТНОЕ ОЖИРЕНИЕ - ПРОЯВЛЕНИЕ СТАРЕНИЯ?
  5. Глава 1. Основания теории случайных процессов.
  6. Глава 4. Приложения теории точечных процессов.
  7. Две предельные теоремы теории очередей.
  8. Значение патопсихологии для общепсихологической теории.
  9. ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАРЕНИЯ.
  10. К Теории Патологии

На сегодняшний день существует несколько теорий ста­рения. Определенный интерес представляют исследования те­орий старения населения, изложенные Н. Е. Усковой,1 которая отмечает, что с 60-х гг. XX в. предпринимаются попытки сформулировать теоретические взгляды и наблюдения за хо­дом процесса старения населения, трактующие роль и место пожилых людей в современном обществе. Можно выделить следующие теории процесса старения:

 

_________________________________

1 Ускова Н. Е. Институциональное обеспечение социальной актив­ности пожилых людей (геронто-социологический анализ): Дис. канд. социол. наук. М., 2000. С. 20—23.

 

1. Теория разъединения, предложенная американскими психологами Э.Камминзом и У. Генри в 1961г. Суть ее зак­лючается в том, что "старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению вза­имодействия между стареющей личностью и другими лично­стями в той же социальной системе. Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в конкретную ситуацию. Когда процесс завер­шается, равновесие, существовавшее в среднем возрасте меж­ду личностью и обществом, уступает новому виду равновесия, характеризующемуся большим дистанцированием и видоизме­нением характера отношений".

Эту теорию еще называют "теорией освобождения", пото­му что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пен­сионера ото всех обязательств перед обществом. Социолог Роберт Ватлер ввел в научный оборот термин "эйджеизм", обозначив этим дискриминацию, осуществляемую одними воз­растными группами по отношению к другим, предположив, что в наибольшей степени эйджеизм затрагивает пожилых лю­дей. Эйджеизм перекликается с теорией разъединения.

Процесс "социального ухода" характеризуется утратой со­циальных ролей, ограничением социальных контактов, ослаб­лением приверженности к материальным ценностям, уходом в себя. При этом человек освобождается от привычного давле­ния со стороны социума и позволяет более молодым и энер­гичным принять на себя ставшие вакантными роли и функции.

Разъединение старика и общества происходит по принципу однополюсных зарядов: старый человек отходит от общества, а оно, в свою очередь, отталкивает его от себя. Господствующим мотивом отношений становится взаимное отчуждение и дистанцирование. Таким образом, люди этого возраста при­спосабливаются к новым обстоятельствам с ограниченными возможностями, наступает своего рода равновесие в отно­шениях личности и общества.

В западной социологической литературе эта теория вызва­ла основательную критику, подвергшую сомнению универсальность такого объяснения ситуации и с точки зрения ее есте­ственности, и с точки зрения морали. Большинство геронтоло­гов в итоге ее отвергли.

2. Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в сред­нем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерени­ям, имеющим целью исключить их из общества. Сторонники этой теории считают, что в среднем возрасте, при нор­мальном старении, должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. При наступлении старо­сти личность должна сохранять те же потребности и жела­ния, которые были свойственны ей ранее, сопротивляться любым изменениям, намерениям исключить ее из общества.

Чтобы "не потерять лицо" и сохранить психологическое рав­новесие, личность после ухода на пенсию стремится найти себя на каком-нибудь новом поприще. Многое зависит от того, ка­ким был предыдущий жизненный путь, какие социальные роли и как исполнялись человеком. Эта теория одна из тех, которые имеют прогрессивный подход к проблеме старения населения.

3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. Эта теория предполагает знание жизненного пути пожилого человека, предшествовавшего старости с целью подготовки к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремится сохранить прежние предпочтения и привычки, ус­военные роли и функции. Нормальное, "успешное" старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым усло­виям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.

4. Теория наименования и маргинальности, представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков — это положение изгоев, удел которых — низкие доходы и огра­ниченные возможности. Молодые члены общества считают представителей старшего поколения бесполезными, маргиналь­ными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основ­ной характерной чертой старости является пассивность. Поэто­му, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни "пассивных" старых людей.

5. Теория социального статуса трактует старость, как по­казатель положения человека в социальной иерархии общества. Социальный статус включает в себя: пол - "предписанный" статус; профессию и положение, приобретенные в течение жиз­ни, - "достигнутый" статус; календарный возраст, определя­ющий права, обязанности и социальные функции личности.

6. Теория субкультуры. Согласно этой теории культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возра­ста, создает особую близость между ними и в то же время обосабливает их от других возрастных когорт. Ее автор А. Роуз утверждает, что у людей старших возрастов суще­ствует особая культура, отличная от других возрастных групп — собственная субкультура. Если пенсионер обладает ею, т. е. заводит новых друзей, сохраняя по возможности прежних, проникается чувством принадлежности к опреде­ленной группе с характерными для этого возраста нормами морали, поведения, общения, традициями, духовными цен­ностями, то он обретает психологическую устойчивость. Об­щество, чтобы способствовать этому, должно создавать соответствующие структуры: жилищные комплексы, учреж­дения культуры, клубы, поликлиники. В практическом пла­не А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

7. Теория возрастной стратификации. Эта теория пред­полагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материаль­ному положению. По мысли ее авторов, общество разделено на различные социально-возрастные группы, различающие­ся как образом жизни, так и материальным положением. При этом каждое старшее поколение уникально, оно обладает толь­ко ему одному присущим опытом. Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может иметь формальный и неформальный характер. Данные соци­альные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их при­нимать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы и самое главное отношение между этими возрастными группами.

Приходится констатировать, что существующие социо­логические теории старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты феномена старости, при отсутствии со­лидной теоретической систематизации.

Наиболее продуктивными, объясняющими проблемы старе­ния и старости могут быть положения теории символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде всего, привлекает построение концепции на фундаменте идей из различных обла­стей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, тео­рии и методики социальной работы. Межпредметность - спе­цифическая черта социальной геронтологии.

Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимо­приспособления индивидов, являющегося важнейшим услови­ем существования и развития общества. Для пожилого человека это приспособление: а) к представителям новых, молодых ко­горт; б) к "обобщенным другим", которые в данном случае вы­ступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, т. е. к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью являются люди старших возрас­тов, что его демографическая структура приняла новый вид — "седого общества". Если приспособительные способности ста­риков вырабатывались

веками Дж. Мид отмечал, что челове­ческое поведение вообще имеет адаптивный характер), то общество с необходимостью приспособиться к собственной ста­рости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому не­готовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов. Мид считал, что адаптация общества к новой демогра­фической ситуации носит созидательный, стабилизирующий ха­рактер. В-третьих, положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребе­нок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязы­вают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает возможность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третьей стадии чело­век входит в определенную группу, осваивает систему отноше­ний и тем самым определяет свое место в общественной иерархии. Нам представляется, что схему Дж. Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На первой стадии, еще задолго до наступления реальной старо­сти, человек подспудно "примеряет" на себя образ старика в общении с людьми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрас­те, человек осваивает правила поведения в сообществе пенсио­неров - принимает моду, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает принятые правила поведения стариков. На третьей стадии, собственно пенсионной, он ис­пользует приобретенное на второй стадии, обретает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевременность вступления во вторую и третью стадию, чреваты и преждевре­менность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек оказывается вне собственной возрастной группы, как бы заст­ревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковс­кого поведения равносильно раннему старению, запаздывание когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался пре­жним, но прежнее ему не шло".

В целом теории старения можно представить в виде схе­мы, приведенной на рисунке.

 

Теории старения

Теории социально-психологических проблем пожилых лю­дей показаны в таблице.

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 3930 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)