Проблемы долголетия
Процесс старения присущ всему живому в природе. Остановить его невозможно. Но можно, хотя это не просто, другое — замедлить этот процесс, продлить человеческую жизнь на годы, десятилетия.
Старение — длительный процесс, когда в организме постепенно накапливаются изменения, которые в дальнейшем проявятся как признаки старости. У человека седеют волосы, замедляются движения, слабеют мышцы, расслабляется походка. Причем очень трудно говорить о какой-то определенной границе наступления старости. У разных людей она происходит по-разному и в разные сроки. Процесс старения нельзя, неправильно представлять как изнашивание внутренних органов и систем, постепенное угасание их функций. Организм сопротивляется времени, создает своеобразные защитные механизмы, по-новому приспосабливается к окружающему миру. На протяжении всей жизни человека происходят очень сложные изменения: меняется клеточная структура органов, их функции. В результате потеря или уменьшение одних функций восполняется выработкой новых компенсаторных механизмов.
Как долго может протекать этот процесс? Накопило ли человечество за тысячелетия своего существования какой-либо опыт продления жизни? Можно ли использовать этот опыт для достижения активного долголетия? Казалось бы да! Это опыт долгожительства, который геронтологи называют феноменом долгожительства человека
Долголетие - социально-биологическое явление, доживание человека до высоких возрастных рубежей. В его основе изменчивость нормальной продолжительности человеческой жизни. Порогом долголетия иногда считается достижение 80 лет и более, зависящее от многих факторов - наследственности, социально-экономических условий, природных воздействий и других. В геронтологии выделяют высший уровень долголетия - долгожительство: 90 лет и выше. Долгожителями обычно становятся люди, у которых существует оптимальный уровень функционирования большинства важнейших физиологических систем; им свойственны широкие адаптивные возможности, что является предпосылкой здоровья и жизнеспособности.
Характеристика здоровья долгожителей в наибольшей степени приближается к эталону физиологического старения. Состояние сердечно-сосудистой системы, например, характеризуется значительной сохранностью, по сравнению с лицами из недолго-жительских семей. Реже встречается стенокардия, гипертония;
существует тенденция к пониженному содержанию холестерина. Низкое содержание холестерина крови считается одним из показателей предрасположения к долголетию. Другой прогностический признак долголетия - возраст начала разрушения зубов; у лиц с семейным долголетием отмечается более позднее, после 60-69 лет начало их разрушения.
Факторы долгожительства (сельские абхазы, сельские балкарцы, коренное население Якутии) активно изучались последние десятилетия. Коротко остановимся на них, чтобы лучше понимать природу этого явления.
Генетический фактор. Долголетие обусловлено генетическими факторами. Эта гипотеза со времен английских ученых М. Битони и К. Пирсона, которые установили существенную связь между долголетием предков и потомков во многих семьях английских аристократов, не вызывает серьезных сомнений. Доказана наследственная предрасположенность как к долгожительству, так и к вероятности появления болезней старости (атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и др.). Но также известно, что сочетание благоприятных факторов способствует долголетию и даже несколько сглаживает значение наследственных основ. И, наоборот, в менее благоприятных условиях "плохие" генные изменения реализуются быстрее.
Экологические факторы. Климато-географические особенности среднегорья Кавказа, почвы, воды, флоры, фауны, близость моря способствуют доживанию людей до самых старших возрастов, чего не скажешь про другие регионы. Напомним, что тенденция долгожительства иногда объясняется тем, что в горном воздухе много отрицательно заряженных "аэроионов", сдерживающих старение клеток, особенно при рациональном образе жизни. В опытах А. Л. Чижевского продолжительность жизни мыши, дышавшей ионизированным воздухом, увеличивалась почти в полтора раза, причем, продлевалась не старость, а активный период жизни — молодость.
Традиционное питание также является очень важной слагаемой долголетия. У абхазов и многих других долгожительских групп основу питания составляют продукты земледелия и скотоводства. Рацион включает много фруктов, ягод, орехов, меда, различных овощей, дикорастущих трав и растений, т. е. того, что обеспечивает высокую антиоксидантную защиту организма (увеличенное потребление витамина Е, аскорбиновой кислоты, витаминов группы В и РР, глутаминовой кислоты и ряда других веществ).
Высокий уровень потребления традиционных молочно-кислых продуктов способствует формированию "здоровой" микрофлоры кишечника, что, как известно, способствует удовлетворению потребностей организма в витаминах и выполняет важную дезинток-сикационную (очищающую) функцию. Своевременное выведение токсинов способствует продлению жизни.
К благоприятным особенностям питания долгожителей Кавказа геронтологи относят низкое содержания сахара, соли, мяса и мясопродуктов, консервативность (строгое соблюдение национальных привычек и традиций кухни соответствует специфической активности ферментов желудочно-кишечного тракта).
Среди долгожителей не бывает людей с избыточной массой тела, потому что калорийность их пищи невысока (не выше 2200 ккал).
Как показали исследования геронтологов, из алкогольных напитков долгожители употребляли только натуральное вино в умеренных количествах от 1 до 3 стаканов, курили только 6%.
Трудовой фактор. Типично раннее начало и позднее окончание трудовой деятельности долгожителей. По материалам, собранным в Абхазии, почти все долгожители продолжали работать, их трудовой стаж нередко превышал 60 лет. Нагрузка характеризовалась постоянством и умеренностью. Работа прерывалась отдыхом с обязательным дневным сном не менее чем 1,5-2 ч.
Психологический климат. Старикам-долгожителям обеспечивался особый психологический климат, высокое уважение с придачей реальной или номинальной власти. Они живут чаще всего с детьми, дружными семьями в хороших жилищно-бытовых условиях.
Исследования феномена долгожительства и его факторов легли в основу современных рекомендаций сохранения активного долголетия, рационального образа жизни. В свое время фундаментальными исследованиями Института геронтологии АМН СССР (Сачук Н. Н., 1984.), проведенного среди долгожителей многих регионов страны, установлен ряд важных закономерностей формирования и региональных особенностей их образа жизни. Анализ значимости социальных и наследственных (семейных) факторов в достижении активного долголетия позволил установить, на первый взгляд пародоксальный факт, что, например, на Украине выше относительная роль наследственности, а в Абхазии - социальных условий жизни. Был сделан вывод, что благоприятные средовые факторы и связанные с ними особенности образа жизни (климато-географические условия, характер труда и питания, национальные традиции) оказывают влияние на сохранение относительно крепкого здоровья абхазских долгожителей. При этом требуется меньшая генетическая защита. На Украине, где были менее благоприятные природные условия и сказались тяжелые последствия первой и второй мировых войн с разрухой, голодом, эпидемиями, только люди с очень надежной наследственностью могли достичь долголетия. Значит, чем благоприятнее климатические и социальные условия и рациональнее образ жизни, тем меньше относительная роль наследственных факторов в достижении активного долголетия.
Поэтому ожидается, что одной из характерных черт глобального старения населения планеты будет увеличение количества людей 75 лет и старше в популяции пожилых людей развитых стран. По мнению европейских экспертов, число пожилых людей старше 80 лет в Европе будет возрастать в течение следующих 25—30 лет и предполагается, что 65 из 35,2% всей популяции пожилых в Европе к 2030 г. составят лица старше 80 лет (D. Callahan et al, 1995).
В России абсолютная численность лиц в возрасте 80 лет и старше возросла с 1,8 млн в 1989 г. до 3 млн в 1999 г. и составила 2% от всего населения. Около 90% самых старых составляют 80-летние. Доля 100-летних до последнего времени снижалась и составила в 2000 г. 0,4% во всем населении (0,8% в 1979 г.). Этот спад носит временный характер. В целом число и доля самых старых в России растет. Характерно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей переписи 1979 г.) численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно. Но масштабы распространенности старости в России еще невелики. Пожилое население России относительно молодо, но это не исключает скорого роста груза проблем, которые предстоит решать обществу, в связи с ожидаемым увеличением потребности старых людей в социальном и медицинском обслуживании. Среди них:
• проблема проживающих одиноко;
• проблема состояния подвижности;
• проблема самостоятельности старого человека и его потребности в посторонней помощи;
• проблема состояния зрения и слуха;
• проблема состояния зубов;
• проблема заболеваний, число которых у лиц старше 75 лет, как правило, 5 и более.
Из перечисленных проблем старых людей, проблемы здоровья являются главными. Эта возрастная группа больше, чем какая-либо другая, пользуется службами здравоохранения и социальной помощи. В конечном итоге его состоянием определяется уровень потребностей в различных видах социально-медицинской помощи, качество жизни старого человека или долгожителя. Сейчас уже всем ясно, что прогресс возможен только в том случае, если обеспечить людям здоровую старость.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается сущность рационального питания?
2. Расскажите о вреде высококаллорийного питания.
3. Как трактует современная геронтология сущность процессов, происходящих при старении?
4. Как можно активизировать систему антистарения или витаукт?
5. Рациональный образ жизни! Как вы его понимаете?
6. Кто такие долгожители и где они проживают?
7. Назовите основные факторы долгожительства?
8. Социальные проблемы долгожительства?
Рекомендуемая литература
1. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М., 2003.
2. Анисимов В. И., Соловьев М. В. Эволюция концепций в геронтологии. СПб: Эскулап, 1999.
3. Горбачев В. В., Горбачева В. Н. Витамины, микро- и макроэлементы: Справочник. М., 2002.
4. Доскин В. А., Лаврентьева И. А. Ритмы жизни М-Медицина, 1980.
Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. М.: Медицина,
6. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Мачерет Е. Л., Замостьян В. П., Лысенюк В. П. Старение и двигательные возможности.
8. Путилов А. А. "Совы", "жаворонки" и другие. О наших внутренних часах и их влиянии на здоровье и характер Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. М.: Совершенство, 1997.
9. Сыч В. Ф. Единственный путь к здоровью. Ульяновск: Средне-волжский научный центр, 1998.
10. Ужегов Г. Н. Биоритмы. Смоленск: Русич, 1977.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 6904 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |
|