Новая модель старости
Томас Манн подчеркивал, что старость не должна быть процессом упадка..., что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности.
Аналитики пытаются разработать возможные сценарии жизни общества пожилых. Существует множество точек зрения на стареющее общество. Наиболее распространенными являются два противоположных взгляда.
Первый — типичный, к сожалению, для большинства аналитиков — пессимистический взгляд, основанный на традиционной концепции "зависимости" нетрудоспособных граждан как экономически неактивного населения. Его основные положения состоят в следующих посылках:
1. Трудоспособное население сокращается. Вследствие падения рождаемости и увеличения продолжительности жизни оно вынуждено содержать все большее и большее число нетрудоспособных граждан.
2. В современных условиях развития технологической революции требуется все более продолжительное время на подготовку кадров. Поэтому с каждым годом оттягивается выход молодежи на рынок труда. Однако и обученной молодежи трудно будет внести новации в производство материальных благ, преодолеть консерватизм пожилых людей, занимающих на производстве руководящие ключевые посты. Отсюда напрашивается вывод о том, что общество пожилых прежде всего связано с ослаблением экономики в целом.
3. Негативное влияние на социально-экономическую жизнь общества усугубится тем, что это общество вынуждено будет тратить большие средства на уход за пожилыми, особенно за старыми и больными. Если раньше часть этого ухода или обслуживания обеспечивалась членами семьи, по большей части это были дочери (неформальный, неоплачиваемый уход), то в стареющем обществе будет возрастать роль формального обслуживания, т. е. сеть обслуживания за счет общественных средств. Рост числа нуждающихся в уходе пожилых людей повлечет за собой отвлечения все большего числа активных граждан от производственной сферы. Будет возрастать потребность и в стационарном обслуживании, особенно в самом дорогостоящем - клиническом.
4. Чтобы обеспечить возросшие потребности в расходах на пожилых, работающим будет необходимо платить все большие и большие налоги. Это, в свою очередь, вызовет снижение мотивации к труду, производительности труда и, в конце концов, приведет к серьезному конфликту между поколениями и к отказу молодого поколения от чувства коллективной ответственности за жизнь стариков.
Таковы основные из числа многих доводов пессимистически настроенных аналитиков от политики и экономики, которые считают пожилых людей тяжким бременем для общества.
Однако существует и вторая, полностью противоположная точка зрения. Ее сторонники считают, что пожилые люди могут стать фактором устойчивого развития современного общества, признают существующую демографическую ситуацию, однако не считают, что она обвально захватит весь мир сразу и одновременно. В качестве примера можно привести Великобританию и Данию, где число пожилых людей достигло своего пика — 15% в 90-е гг., и до 2020г. не ожидается роста этого показателя. Эти страны приспособились к ситуации и нашли соответствующее ей решение проблемы.
Многие демографы считают, что до 2020г. не ожидается глобального "пика коэффициента зависимости" (соотношение между трудоспособным и нетрудоспособным населением). У современного общества достаточно времени, чтобы адаптироваться к переменам в демографической ситуации и найти адекватные проблеме решения. Перемены в возрастной структуре общества настолько незначительны по сравнению с предстоящими за этот период времени переменами в экономической, социальной и политической жизни мира, что нет необходимости паниковать именно сейчас.
Сторонники первой точки зрения ошибаются, перенося в будущее нынешнюю социально-экономическую ситуацию. В перспективе, безусловно, изменится не только характер производства, но и само производство, и труд как таковые. Опыт послевоенных лет, особенно конец 70-х — начало 80-х, когда в странах Запада произошла технологическая революция, в корне изменившая характер трудовых отношений между человеком и обществом, убедительно свидетельствует об этом.
Можно подвергнуть сомнению и тезис о том, что стареющее общество связано с упадком в экономической жизни, с деградацией в социальном развитии общества. Этот тезис исходит из необоснованного утверждения о связи между старением индивида и инновацией, что вовсе не соответствует нынешней ситуации. Подрастающее поколение более зависимо и "энергоемко" в политическом, экономическом и социальном отношениях, чем пожилые члены общества. Пессимисты считают, что пожилые будут с трудом адаптироваться к технологическому прогрессу, в то время как технологические новшества должны, по идее, приносить все большую пользу обществу — повышать производительность труда, положительно влиять на общественное здоровье, улучшать условия жизни и индивидуальное здоровье гражданина, включая растущую массу пожилых людей.
Вызывает сомнение утверждение пессимистов об адаптации рынка труда к изменениям в возрастной структуре общества. Бездоказательно связывать экономическую активность с энергичностью молодых людей, равно как и привязывать к определенному возрасту уровень способности принятия решений. Неверно и основанное на прошлом производственном опыте утверждение о невозможности или крайней ограниченности в возможностях переподготовки и переквалификации пожилых трудящихся.
Новейшие исследования социальных геронтологов показывают, что, если умело подойти к проблеме переквалификации пожилых трудящихся (смоделировать и реализовать на практике принцип селективной оптимизации с компенсацией), то пожилые не уступят по многим показателям молодым.
Безусловно, традиции человеческого общества, формировавшиеся на протяжении многих веков в отношении к пожилым людям, сложившиеся в условиях индустриального этапа развития производства стереотипы, нашедшие свое отражение в современном менеджменте, повлияли на негативное отношение к профессиональной пригодности пожилого человека. Современный предприниматель стремится заменить более "дорогого" пожилого работника на молодого, которому можно выплачивать меньшую заработную плату, когда для этого есть возможности на рынке рабочей силы. Но ведь с учетом демографических структурных перемен конъюнктура рынка должна со временем измениться!
Проблема раннего выхода на пенсию или обязательного возрастного ценза, который существует в некоторых странах, будет решена положительно для желающих и могущих трудиться пожилых людей, поскольку сузятся возможности манипулирования на рынке труда. Нельзя относить в будущее практику последних лет, которая была отягощена проблемой безработицы.
Утверждение о нездоровье и зависимости пожилых людей чаще всего преувеличено. Исследования показывают, что, в целом, пожилые люди становятся более здоровыми по сравнению с предыдущими поколениями пожилых людей. Этому способствовали как социальные достижения последних лет в большинстве западных стран, особенно в связи с реализацией концепции "государства благосостояния", так и достижения современной медицины и фармакологии. Если функциональные способности пожилых, как показывают исследования западных геронтологов, возрастают пропорционально росту продолжительности жизни, то и проблема ухода за пожилыми людьми не может быть катастрофически тяжелой для общества. Наоборот, здоровые пожилые родители могут в большей степени помогать своим детям по дому, в уходе за внуками, что обществу материально выгодно. Часть социальных и материальных обязательств общества по отношению к защите семьи и детства может быть передана в неформальный сектор дорогостоящего социального обслуживания. Таким образом, к проблеме мнимой зависимости, которую муссируют пессимисты, можно будет подойти совсем с другого конца. Зависимость может превратиться в свою полную противоположность, помноженную на нравственные преимущества.
Все эти доводы свидетельствуют о том, что, несмотря на возрастающую пропорцию пожилого населения, общество не будет тяготиться этим бременем.
Поскольку многие трудовые ресурсы могут быть более эффективно использованы, технологические инновации будут сопровождаться большей производительностью и приведут к повышению жизненного уровня людей. Здоровье и физические способности пожилых людей будут неуклонно улучшаться. Отношения зависимости между поколениями не односторонни, поэтому и сама постановка вопроса о конфликте между старым и молодым поколением весьма проблематична.
Сторонники оптимистического взгляда на общество пожилых считают, что пенсионный возраст (в отличие от глубокой старости — довольно короткого периода зависимости) - это вершина жизни, период занятий культурой и деятельным отдыхом. Эта часть жизни человека свободна от проблем и стрессов, связанных с работой, ответственностью за себя и других, это период жизни, когда можно отдать себя общественной деятельности, можно поделиться своим опытом и накопленными знаниями.
Каковы же перспективы и прогнозы социального развития?
Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, насколько общество готово изменить свои стереотипы по отношению к старости и социально защитить старость от неблагоприятного фактора материального и морального порядка.
Какими могут быть основные подходы к возможностям социального развития в новых условиях?
Концептуальные взгляды мирового сообщества на место и роль пожилых людей нашли свое концентрированное выражение в документе ООН, озаглавленном "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста"1.
Общий смысл этого документа вписывается в контекст устойчивого социального развития, при котором люди старших возрастов рассматриваются как позитивный фактор, а не бремя для общества.
Обеспечение более благоприятных условий для пожилых людей, как одна из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям и как одно из обязательств государств и правительств подтверждены заключительными документами Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 6—12 марта 1995г.). В частности, подчеркивается необходимость информирования пожилых людей об их правах, в том числе путем предоставления бесплатной юридической помощи, предоставления физического доступа ко всем основным социальным услугам.
Логическую зависимость, в понимании проблемы старения и действий по ее разрешению, придает установление ежегодного Международного дня пожилых (1 октября) и решение о егопроведении в 1999г. Международного года пожилых людей как "знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни — не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии"2.
_______________________________
1 Принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1991г., резолюция 46/91.
2 По рекомендации 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, дек, 1990 г., A/RES/47/5. С. 5.
Поиск и реализация адекватных мер в поддержку пожилых людей остаются смыслом социальной деятельности на национальном уровне. Среди предлагаемых учеными-геронтологами и социальными антропологами конкретных мер, требующих пересмотра основных концептуальных параметров национальной социальной политики, на наш взгляд, особого внимания заслуживает концепция селективной оптимизации жизнедеятельности пожилых людей с компенсацией социальных амортизаторов.
Из чего она исходит?
1. Когда речь идет о пожилых людях, необходиморазличать нормальный, патологический и оптимальныйпроцесс старения.
2. Необходимо иметь в виду межличностноеразнообразие (гетерогенность) пожилого населения.
3. Учитывать гибкость в подходах к потенциальным резервным способностям пожилых людей.
4. Считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей и адаптации к изменяющейся окружающей среде.
5. Принимать во внимание обогащающие теорию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область новейших технологий.
6. Учитывать возрастные негативные изменения в соотношении парадигмы "обретений и утрат".
7. Принять во внимание пластичность или гибкость психики пожилого человека.
Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации.
Селекция (или отбор) подразумевает поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены в связи с возрастом.
В данной посылке речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь.
Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь, как в количественном, так и качественном отношениях 1.
Компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т. д.2
Таким образом, если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной практики в отношении пожилых людей, то результативность и общественная полезность все возрастающего числа пожилого населения, без сомнения, умножатся многократно. Речь тогда может идти только о том, как и насколько, будет действовать фактор развития общества за счет его пожилых членов. Однако первым и определяющим показателем развития общества станет не количество, а качество.
Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых людей есть одно качество, которого нет, и не может быть у других. Это - мудрость жизни, знаний, ценностей.
______________________________
1 Исследования геронтологов относительно возможностей пластичности у пожилых людей убедительно свидетельствуют о реальности такой стратегии. См., например, Bromley D. В., Behavioural Gerontology, CMcherter, Jria Wlky & Sons, 1994.
2 В материале настоящего сборника в разделе о социальной практике "Пожилые в темотронвом обществе" достаточно подробно изложены возможности новейших технологий для организации социальной работы с пожилыми людьми.
Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. А в обществе пожилых эта индивидуальная мудрость, возведенная в коллективную, возрастает многократно, придав социальному развитию общества новые качественные характеристики. Ведь мудрость — это не только экономика. Это и политика, и этика, и нравственность. Это созидание нового мира — мира без войн и насилия, мира разума и справедливости. Это - новое качество социального развития — единства развития общества и самого человека. Тогда, пожалуй, станут действительной реальностью пророческие слова древнеримского политического деятеля и философа Марка Туллия Цицерона о том, что мощь человеческого разума сможет победить стареющую плоть!
Известный американский психолог Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости - достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она тебя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной.
Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и невозможности начать все сначала 1.
Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное — не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.
______________________________
1 Кон И. С. В войсках себя. М., 1982.
Среди немногочисленных публикаций, посвященных своеобразию протекания изменений индивидуально-психологического развития лиц послепенсионного возраста, особенно обращают на себя внимание работы В. В. Болтенко, подкрепленные солидным экспериментальным материалом, полученном на базе исследования лиц, находящихся в домах-интернатах престарелых.
Согласно его концепции, в их жизни можно выделить ряд последовательных этапов, чередование и длительность которых не зависит от паспортного возраста человека 2.
На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с его профессией.
На втором этапе наблюдается своеобразное сужение ценностей человека пожилого возраста за счет выпадения ряда ценностей предыдущего этапа.
На третьем этапа на первое место, как правило, выходит забота о личном здоровье.
На четвертом этапе смысл жизни заключается в сохранении самой жизни. Подавляющая часть активности направлена на самообслуживающий труд по сохранению физического состояния.
И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального порядка (еда, покой, сон и т. п.).
Данный подход к проблемам личностных изменений лиц послепенсионного возраста представляется достаточно интересным. Однако вряд ли его можно считать абсолютным.
___________________________
2 См.: Болтенко В. В. Изменения личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах: Автореф. на соис. уч. ст. канд. псих. наук.МГУ, 1980
Таким образом, когда мы характеризуем господствующий сегодня общественный стереотип старого человека, то выделяем три слоя или аспекта этого понятия. Первый - какое поведение и отношение сами старые люди считают соответствующим своему возрасту и общественной роли;
Второй - существующее среди людей различного возраста представление о старости;
Наконец, третий аспект стереотипа, касающегося "третьего возраста", - это некоторые концепции, все еще бытующие в науке (речь идет о психологии), но не подтвержденные современными исследованиями.
Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.
Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью и видеть в ней естественную фазу своей будущей жизни.
Психологические исследования показывают, что представление о старости меняется вместе с возрастом исследуемых. Наиболее негативно оно у молодых людей, но по мере их приближения к старости это представление "улучшается". Оказывается, что многие старые люди отказываются от прежних интересов и действий не из-за недостатка сил на их ^выполнение, а из-за боязни показаться смешными. Это еще одно доказательство, подтверждающее тезис, что для поведения стариков решающее значение имеют взгляды, господствующие в данном обществе, а не биологические факторы. С этой точки зрения по-разному видится положение старых людей в различных условиях. По-прежнему, труднее всего стареть в деревне. Казалось бы, там человек может максимально долго продолжать свою работу и ему не грозит необходимость перехода на пенсию. Однако нередки случаи, когда ценность человека измеряется исключительно количеством выполняемой им работы, а также размером его имущества. Впрочем, несомненно, что система ценностей, ориентированная на приоритет материального, ни в одном обществе не способствовала уважению к пожилым людям. Гуманистическая основа уважения человеческого достоинства, терпимости к слабости, а также приоритета духовных ценностей позволяет реализовать эти ценности даже в этот драматический период жизни человека.
Выражением схематического подхода к старости и попыткой его научного подтверждения была так называемая "теория неучастия". Сторонники этой концепции утверждали, что старый человек любит известные формы изоляции, сам уменьшает число контактов с другими людьми. Создатели этой теории считали, что старый человек, чувствующий себя достаточно защищенным, избегает общественной активности, а если и выражает еще желание показаться нужным и полезным, то к такому поведению его склоняет страх.
Вышеуказанные утверждения содержат методологические ошибки. Такие формы поведения старых людей, как разрыв общественных контактов, спад активности, являются следствием действий, которые по отношению к старым людям предпринимает общество, а не выражением внутренних тенденций старости. Общественные стереотипы постоянно отождествляют старость с отстранением человека от выполняемой им социальной роли, с исключением его из сферы активной деятельности. У некоторых людей это может стать причиной усиления активности в тех сферах, которые еще остались (например, в семейной жизни), целью компенсации потерь в других областях деятельности. Однако у большинства старых людей утрата социально значимой роли равнозначна упадку активности. Исчезают задачи и цели, на которые можно было бы направить свою деятельность.
Теории неучастия противоречат результаты исследований, из которых видно, что существует тесная связь между уровнем активности человека и удовлетворенностью сегодняшним положением, а отсутствие активности сочетается с чувством неудовлетворенности и жалобами на свое положение. Подобная связь существует также между активностью и настроением человека. Степень социальной адаптации к пенсионному периоду зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельности, отыскать новые сферы и области, в которых он может активно реализовать свою социальную роль.
Предлагаемая модель жизни в старости наверняка нелегка и отходит от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это — стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и свое психическое развитие, о котором никогда не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определенный ее момент, необходимо всегда видеть в себе и в своем окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой. Сомнительная благотворительная помощь, состоящая в исключении старого человека из общественного окружения и в лишении его активности, наверняка наименее показана человеку.
Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, понимание, доброта.
"Постареть можно только ради того, чтобы стать более мягким, добрым; я не вижу ни одной ошибки, которую сам бы не мог совершить", - писал Гете. Выражением таких настроений является также спокойный отказ от прежних мечтаний и стремлений, согласие с природой и с самим собой. Примером такого мировоззрения может быть фрагмент стихотворения Леопольда Стаффа:
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1678 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |
|