АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

РАБЫ СТРАСТЕЙ

Ты человек...

Что с равной благодарностью приемлет

Удары и подарки от судьбы...

Дай человека мне,

Которого бы страсть не сделала рабом,

И я его сокрою в сердце,

Нет, в глубоких тайниках души,

Где пребываешь ты...

Гамлет, обращаясь к Горацио

Самообладание, способность противостоять эмоциональ­ным бурям, которые приносят с собой удары судьбы, вместо того чтобы быть «рабом страстей», прославляли как доброде­тель еще со времен Платона. В древнегреческом языке этому понятию соответствовало слово sophrosyne, что в переводе зна­тока греческого языка Пажа Дюбуа означает «внимательность и ум в образе жизни; умеренную уравновешенность и мудрость». Христиане Древнего Рима и ранняя христианская церковь на­зывали это temperantia, умеренностью, обуздыванием эмоцио­нальных эксцессов. Цель — душевное равновесие, а не подав­ление эмоций: каждое чувство по-своему ценно и важно. Жизнь, лишенная страстности, превратилась бы в безрадост­ную пустыню безразличия, отрезанную и изолированную от богатства самой жизни. Но, как заметил Аристотель, то, что нужно, так это подобающая эмоция, чувствование, соразмерное обстоятельствам. Когда эмоции слишком приглушены, они вызывают подавленность и отчужденность; вышедшие из-под контроля, доходящие до крайностей и упорные, они превра­щаются в патологические, как при парализующей депрессии, непреодолимой тревоге, бушующем гневе, маниакальном воз­буждении.

И действительно, ключом к эмоциональному благополучию является сдерживание причиняющих страдание эмоций; край­ности — эмоции, которые нарастают слишком интенсивно или


Эмоциональный интеллект



слишком долго, подрывают нашу стабильность. Разумеется, это не означает, что мы должны испытывать эмоции какого-то од­ного вида; если человек все время счастлив, то это так или ина­че наводит на мысль о слащавости символов в виде улыбающе­гося лица, на которых все буквально помешались в 1970-е годы. Много можно сказать о конструктивном вкладе страдания в творческую и духовную жизнь; страдание смягчает душу.

Взлеты и падения, хотя и придают жизни своеобразную ост­роту, должны пребывать в равновесии. В душевных расчетах именно соотношение положительных и отрицательных эмо­ций определяет ощущение благополучия — по крайней мере так об этом свидетельствуют результаты исследований настро­ения сотен мужчин и женщин, которые постоянно носили с собой «пищалки», время от времени напоминавшие им, что­бы те записали свои эмоции на данный момент. От участни­ков эксперимента вовсе не требовалось, чтобы они всеми спо­собами старались избежать неприятных чувств и всегда были довольными, скорее надо было, чтобы неистовые чувства не бушевали бесконтрольно и не портили хорошее настроение. Люди, пережившие сильные приступы гнева или депрессии, все же способны испытывать ощущение благополучия, если у них случались в равной степени радостные и счастливые пе­риоды, сыгравшие роль своеобразной компенсации. Кроме всего прочего, результаты исследований доказали, что эмоцио­нальный интеллект не зависит от академического и практи­чески нет никакой взаимосвязи между оценками, или коэф­фициентом умственного развития, и эмоциональным благо­получием человека.

Но поскольку в уме происходит постоянное «журчание» мыслей, точно так же идет немолчное «гудение» эмоций. Зву­ковой сигнал может застать человека и в 6 утра, и в 7 вечера, и он всегда будет пребывать в каком-то настроении, и, уж ко­нечно, по утрам в разные дни и настроения у него будут раз­ные. Но если для человека на протяжении нескольких недель или месяцев характерно некое среднее настроение, это свиде­тельствует о том, что этот человек в целом здоров и благопо­лучен. Выходит, что у большинства людей относительно ред­ко случаются приступы бурных чувств и многие из нас если и



Дэниел Гоулман


впадают в мрачное уныние, то весьма среднего уровня, с по­логими ухабами на нашем эмоциональном аттракционе вроде «русских горок».

Однако управление собственными эмоциями становится для нас повседневной работой-, ибо большее из того, что мы делаем, — особенно в свободное время, — так это стараемся управиться со своим настроением. Читаем ли мы роман или смотрим телевизор и даже выбираем себе занятие или собесед­ников — все^имеет целью улучшить собственное самочувствие и настроение. Умение ублажить себя составляет качество пер­востепенной важности в жизни каждого человека. Некоторые теоретики психоанализа, например, Джон Баулби и Д.У. Уин-никотт, считают его одним из наиболее действенных психиче­ских инструментов. Существует теория, что эмоционально здо­ровые младенцы научаются успокаивать себя, повторяя дей­ствия тех, кто за ними ухаживает, что делает их менее уязвимы­ми к всплескам активности эмоционального мозга.

Как мы уже поняли, головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот мо­мент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Этот вопрос возникает не в связи с заурядными печалью, волнением или сильным раздражением; обычно подобные настроения про­ходят со временем и при наличии терпения. Но когда такие эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допус­тимого временного предела, они постепенно переходят в му­чительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, неукротимую ярость, депрессию. А при их наиболее тяжелых и упорных проявлениях для их снятия могут понадобиться лекар­ственная терапия, психотерапия или и то, и другое одновре­менно.

В таких случаях обнаруживается одна возможность эмоцио­нальной саморегуляции, когда хроническое возбуждение эмо­ционального мозга слишком сильно, чтобы его можно было преодолеть без фармакологической помощи. Например, две трети людей, страдающих маниакально-депрессивным синдро­мом, никогда не лечились от этого расстройства. Но соль ли-


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 555 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)