АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Эмоциональный интеллект. чтобы погрузиться туда и утонуть в нем

Прочитайте:
  1. Азбука эмоционального интеллекта
  2. Апрель: Интеллектуально-познавательная игра «Фото-кросс»
  3. Банщиков В.М., Мягков И.Ф. Медицинская психология. ИНТЕЛЛЕКТ
  4. Включение эмоционального интеллекта в медицинское обслуживание
  5. Вопрос: Как смирение избавляет от хватки интеллекта?
  6. Движение и интеллект
  7. Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития
  8. Зачатки социального интеллекта
  9. Интеллектуальные формы поведения и возможности научения животных
  10. Как формируется зомби-интеллект.


чтобы погрузиться туда и утонуть в нем. Существует очевидная разница, к примеру, между состояниями, когда один человек просто страшно разгневался на другого и когда этот человек, сохраняя способность к самоанализу, думает: «А ведь я взбе­шен», даже если им владеет приступ гнева. В аспекте нервных механизмов осознания такой незначительный сдвиг в менталь­ной деятельности, по-видимому, оповещает о том, что нео­кортикальные схемы активно следят за эмоциями, а это уже первый шаг к установлению некоторого контроля. Такое уме­ние разбираться в своих эмоциях составляет основополагаю­щую эмоциональную компетенцию как умение, способность, на которой формируются все остальные, например, эмоцио­нальный самоконтроль.

Самоосознание, таким образом, означает «осведомленность как о своем настроении, так и о мыслях об этом настроении», как выразился Джон Майер, психолог университета в Нью-Гэмп-шире, который вместе с профессором Йельского университе­та, Питером Сейлови, разработал теорию эмоционального ин­теллекта. Самоосознание бывает нереагирующим, не дающим никакой оценки слежением за внутренними состояниями. Од­нако Майер установил, что такого рода восприятие может ока­заться менее хладнокровным, поскольку обычный набор мыс­лей, свидетельствующих о включении самоосознания, включает и такие: «Мне не следовало поддаваться этому чувству», «Я ду­маю о хорошем, чтобы утешиться и приободриться» и — при более ограниченном самоосознании — мимолетную мысль: «Не думать об этом» как реакцию на что-то крайне неприятное или огорчительное.

Несмотря на то что существует логическое различие меж­ду осведомленностью о чувствах и действиями, направленны­ми на их изменение, Майер считает, что для достижения всех практических целей и осведомленность, и действия обычно тесно связаны друг с другом: осознать скверное настроение значит захотеть избавиться от него. Однако это осознание от­личается от усилий, которые мы прилагаем, чтобы удержать­ся от действий по эмоциональному импульсу. Приказывая «Перестань сейчас же!» ребенку, которого гнев довел до того, что он ударил товарища по игре, мы можем остановить по-



Дэниел Гоулман


бои, но гнев будет кипеть по-прежнему. Мысли ребенка будут все так же сосредоточены на спусковом крючке гнева: «Но ведь он же украл мою игрушку!» — и гнев не утихнет. Самоосозна­ние оказывает более мощное влияние на сильные враждебные чувства: осознание «А ведь я испытываю гнев» предоставляет ббльшую свободу выбора — не только не руководствоваться им в своих действиях, но и дополнительно постараться изба­виться от него. V Майер полагает, что люди склонны придерживаться следу­ющих характерных манер следить за своими эмоциями и справ­ляться с ними:

Знающие себя. Понятно, что, отдавая себе отчет в своих на­строениях, когда таковые у них есть, эти люди уже облада­ют некоторыми познаниями относительно своей эмоцио­нальной жизни. Их ясное представление об эмоциях, воз­можно, укрепляет другие характерные черты их личности: они автономны* и уверены в своих границах**, пребывают в добром психологическом здравии и склонны к позитив­ному взгляду на жизнь. Приходя в дурное расположение духа, они не размышляют о нем и не терзаются по его пово­ду, а способны быстрее отделаться от него. Короче говоря, их внимательность помогает им справляться со своими эмо­циями.

Поглощенные эмоциями. Это люди, часто ощущающие, что эмоции захлестывают их, а они не в силах избавиться от них, словно их настроения приняли руководство на себя. Они переменчивы и не слишком осведомлены о своих чувствах, так что они бывают погружены в них, вместо того чтобы видеть все в истинном свете. А в результате они почти не пытаются избежать дурных настроений, чувствуя, что не имеют никакого контроля над своей эмоциональной жиз­нью. Они часто ощущают, что переполнены эмоциями, и не владеют собой в эмоциональном плане.

* Автономия — способность личности к самостоятельным ответ­ственным решениям, независимым от внешнего давления.

** Имеются в виду границы между областями психологического про­странства.


Эмоциональный интеллект



Принимающие эмоции как нечто неизбежное. Хотя эти люди часто имеют ясное представление о том, что чувствуют, они при этом склонны принимать свои настроения как нечто неизбежное и поэтому не пытаются изменить их. По-види­мому, существуют два вида таких «примиренцев»: одни обычно пребывают в хорошем настроении и поэтому не имеют желания менять его; другие — несмотря на полную осведомленность о своих настроениях — подвержены дур­ным мыслям, но принимают их с полным попустительством, ничего не предпринимая, чтобы изменить их, несмотря на свой дистресс, — модель, распространенная среди, скажем, унылых людей, смирившихся со своим отчаянием.


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 549 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)