АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Переучивание эмоционального мозга

Прочитайте:
  1. E. доплерографию сосудов мозга
  2. E. поражение нейронов коры головного мозга
  3. I. Синдромы поражения коры головного мозга.
  4. III. Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга
  5. IV. Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга
  6. V Для обеспечения нормального эритропоэза нормобласты костного мозга используют железо примерно 25 мг/сутки
  7. V. Синдромы поражения основания мозга
  8. VI. Синдромы поражения спинного мозга
  9. VI. Установление диагноза смерти мозга и документация
  10. А — верхняя половина мозга. Б—нижняя половина мозга.

Одно из наиболее обнадеживающих открытий, касающих­ся расстройств вследствие посттравматического стресса, было сделано во время исследования людей, переживших холокост, примерно у трех четвертей которых активные симптомы тако­го расстройства сохранялись даже спустя полвека. Позитивный результат заключался в том, что у четверти выживших, кото­рых в свое время беспокоили подобные симптомы, их больше не было; каким-то образом естественный ход событий их жиз­ни свел на нет эту проблему. Те, у кого все еще обнаруживались симптомы, предоставляли доказательство связанных с катехо-ламинами изменений в головном мозге, типичных для рас-


Эмоциональный интеллект



стройств вследствие посттравматического стресса, но у тех, кто оправился от пережитого, подобных изменений не было. Это открытие и другие, ему подобные, подают надежду, что изме­нения в головном мозге при расстройствах вследствие посттрав­матического стресса не являются неустранимыми и что люди могут оправиться даже от самого ужасного эмоционального за-печатления события в памяти, короче говоря, что эмоциональ­ный контур можно повторно обучить. Итак, это хорошие ново­сти, что психические травмы, даже такие серьезные, как те, что вызывают расстройство вследствие посттравматического стрес­са, можно излечивать и что путь к такому исцелению пролегает через повторное обучение.

Вероятно, одним из способов спонтанного осуществления этого эмоционального исцеления — по крайней мере у детей — являются игры, например, такие, как игра в Парди. Такие игры, когда в них играют снова и снова, позволяют детям без всякого риска вновь пережить травмировавшее событие как игру. Это указывает два пути к исцелению: с одной стороны, воспомина­ние повторяется в обстановке, почти не вызывающей тревоги, возвращающей в нормальное психическое состояние и дающей возможность связать с ней набор не затронутых травмой реак­ций. Другой способ излечиться заключается в том, что дети мысленно умеют каким-то волшебным образом придавать тра­гедии иной, лучший исход: иногда, играя в Парди, дети убива­ют его, поддерживая в себе чувство преодоления травмирую­щего момента беспомощности.

Нет ничего удивительного втом, что удетей, подвергшихся такого рода насилию, обнаруживается склонность к играм в Парди. Тот факт, что дети, получившие психическую травму, играют в страшные игры, впервые заметила д-р Линор Терр, детский психиатр из Сан-Франциско. Она обнаружила при­страстие к таким играм у детей вЧаучилле, штат Калифорния, что в часе езды по Центральной равнине от Стоктона, где Пар­ди устроил тот трагический хаос. В 1973 году бандиты взяли их взаложники, когда они автобусом возвращались домой излет-него лагеря. Похитители закрыли автобус, детей и тех, кто их сопровождал, подвергнув суровому испытанию, продолжавше­муся двадцать семь часов.



Дэниел Гоулллан


Пять лет спустя Терр наблюдала проявления последствий этого похищения в играх детей. Так, девочки проигрывали символическое похищение с куклами Барби. Одна из них, на­пример, с омерзением вспоминавшая ощущение от залившей ее кожу мочи других детей, когда они, сваленные в кучу, ле­жали друг на друге, едва дыша от ужаса, все снова и снова мыла свою Барби. Другая придумала игру в Барби-путешественни-цу, в ходе которой кукла отправляется в путешествие — не важ­но куда именно — и благополучно возвращается домой, что и составляло кульминацию всего игрового процесса. Согласно любимому сценарию третьей, куклу сажали в яму, где она за­дыхалась.

Тогда как у взрослых людей, получивших эмоциональную травму, может возникнуть психическая нечувствительность (или анестезия), блокирующая память или чувства, связанные с катастрофой, детская психика отзывается на такое происше­ствие совсем по-другому. По мнению Терр, у них подобная пси­хическая анестезия в отношении эмоциональной травмы об­наруживается гораздо реже, поскольку они, используя разные средства, а именно, собственное воображение, игру и сны на­яву, воскрешают в памяти и по нескольку раз обдумывают случившееся с ними трагическое происшествие. Эти много­кратные добровольные проигрывания эмоционально травми­рующего эпизода, видимо, исключают для них необходимость подавлять «сильнодействующие» воспоминания, которые впо­следствии могут прорваться в виде ярких картин прошлых со­бытий. Если психическая травма не слишком сильна, как на­пример, от похода к зубному врачу, чтобы поставить пломбу, вполне достаточно бывает одного или двух «проигрываний» ситуации. Но если ребенок испытал сильное потрясение, ему требуется по многу раз проигрывать травмирующую ситуацию, совершая все тот же однообразный зловещий ритуал.

Один из способов добраться до картины, прочно запечат­левшейся в миндалевидном теле, предоставляется искусством, которое само по себе служит средством выражения подсозна­тельной психической деятельности. Эмоциональный мозг тон­ко настроен на символические значения и на режим работы, который Фрейд называл «первичным процессом»: информацию


Эмоциональный интеллект



в виде метафор, сказок, мифов, изобразительных искусств. Этот способ часто используется при лечении психически травмиро­ванных детей. Иногда искусство может предоставить детям воз­можность поведать о пережитом ужасе, о котором они не осме­ливаются говорить иным образом.

Спенсер Эт, детский психиатр из Лос-Анджелеса, специа­лизирующийся в лечении таких детей, сообщил о пятилетнем мальчике, похищенном вместе с матерью ее бывшим любовни­ком. Этот человек привез их в номер в мотеле и приказал ре­бенку спрятаться под одеялом, а сам в это время забил его мать до смерти. Мальчик, что вполне понятно, не хотел говорить с Этом об избиении и о том, что он слышал и видел, сидя под одеялом. Поэтому Эт предложил ему нарисовать картинку — любую картинку.

На рисунке был изображен водитель гоночного автомоби­ля с парой непомерно больших глаз, вспоминает Эт. Он решил, что огромные глаза имеют отношение к самому мальчику, риск­нувшему украдкой разглядывать убийцу. Такие скрытые связи с травмировавшим происшествием почти всегда возникают в творчестве детей, перенесших психическую травму; и первым шагом, который Эт делал при лечении таких детей, была его просьба что-нибудь нарисовать. Поглощающие их «сильнодей­ствующие» воспоминания вторгаются в их рисунки точно так же, как и в их мысли. Помимо этого, создание рисунка уже само по себе оказывает терапевтическое действие и знаменует нача­ло процесса исцеления от травмы.


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 558 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)