АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Эмпатия и этика: источник альтруизма

Прочитайте:
  1. S: Главное вещество, которое является источником энергии в клетке – это
  2. S: Источник электронов в электронном микроскопе
  3. Билет 10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.
  4. В эндемической зоне лептоспироза население болеет этой опасной болезнью. Какой источник инфекции прдставляет наибольшую опасность?
  5. Виды вооисточников
  6. Виды заболеваемости. Методы и источники изучения заболеваемости
  7. Возбудители чумы морфологические и культуральные особенности. Источники инфекции. Лабораторная диагностика. Особенности работы с чумным материалом.
  8. Вы советуете в качестве источника ферментов употреблять все сырые продукты?
  9. Гликолиз является источником энергии в клетках
  10. Заполнение (загрузка) БД с документов-источников

«Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе». Эта фраза — одна из самых знаменитых во всей английской литературе. Изречение Джона Донна обращается к сути связующего звена между эмпатией и заботой: страдание другого человека становится твоим собственным. Переживать вместе с другим человеком значит проявлять заботу. В этом смысле противоположностью эмпатии является антипатия. Эмпатическая установка то и дело входит в соприкосновение с моральными оценками, ибо моральные дилеммы требуют по­тенциальных жертв: должны ли вы лгать, чтобы пощадить чув-



Дэниел Гоулман


ства друга? Сдержите ли вы обещание навестить больного дру­га или вместо этого примете поступившее в последнюю минуту приглашение на званый обед? Когда следует поддерживать ра­боту системы жизнеобеспечения человека, который в против­ном случае умер бы?

Эти вопросы морали сформулированы исследователем эм­патии Мартином Хоффманом, который утверждает, что корни нравственного поведения следует искать в эмпатии, поскольку именно умение поставить себя на место потенциальных жертв, — скажем, человека страдающего, оказавшегося в опас­ности или испытывающего лишения, — и таким образом раз­делить их горе и побуждает людей действовать так, чтобы по­мочь им. Помимо этой непосредственной связи между эмпати­ей и альтруизмом, обнаруживающейся при личных встречах, та же самая способность к эмпатической эмоциональной реак­ции, способность поставить себя на место другого человека, как полагает Хоффман, и заставляет людей следовать определен­ным моральным принципам.

Хоффман считает, что развитие эмпатии происходит ес­тественным путем, начиная с младенчества. Как мы уже зна­ем, годовалый ребенок ощущает беспокойство, увидев, что рядом с ним упал и заплакал какой-то малыш; восприятие бывает столь острым и быстрым, что он сразу же сует в рот большой палец руки и прячет голову в коленях у матери, как если бы ушибся он сам. Младенцы старше одного года, начи­ная лучше понимать, что отделены от других людей, старают­ся более активно утешить другого плачущего ребенка, напри­мер, предлагая ему своег® плюшевого мишку. Уже в два года дети начинают осознавать, что чувства другого человека от­личаются от их собственных чувств, и поэтому становятся бо­лее восприимчивыми к знакам, раскрывающим истинные чув­ства того, кто находится рядом. В этот период они, возможно, понимают, что у других детей есть чувство собственного до­стоинства, и поэтому наилучшим способом помочь им спра­виться со слезами будет не привлекать к ним излишнего вни­мания.

К концу детства эмпатия достигает наивысшего уровня, когда дети научаются предполагать, что страдание существует


Эмоциональный интеллект



и за рамками конкретной сиюминутной ситуации, и понимать, что чье-то состояние или положение в жизни могут явиться источником хронического дистресса. В этом возрасте они спо­собны сочувствовать положению целой группы людей, напри­мер, бедным, угнетенным, отверженным. И когда они станут подростками, не исключено, что такое понимание подкрепит моральные убеждения, обратив их в стремление смягчить не­счастье и несправедливость.

Эмпатия лежит в основе многих аспектов нравственной оценки и поступка. Примером тому может послужить «эмпа­тический гнев», который Джон Стюарт Милл описывает как «естественное чувство возмездия... порожденное интеллектом и симпатией в отношении... тех оскорблений, которые ранят нас тем, что причиняют боль другим». Милл называет его так­же «защитником справедливости». Другим примером того, что эмпатия побуждает к нравственному поступку, является ситуа­ция, когда у стороннего наблюдателя возникает стремление вмешаться в происходящее и прийти на помощь жертве. Как показывают исследования, чем большую эмпатию случайный свидетель испытывает к жертве, тем больше вероятность его вмешательства. Есть, однако, некоторые свидетельства в пользу того, что эмпатия, которую чувствуют люди, подчас отодвигает на второй план и моральные соображения. Так, по результатам исследований, проведенных в Германии и США, установлено, что чем больше люди сопереживают другим, тем в большей сте­пени они привержены нравственному принципу, согласно ко­торому материальные ресурсы следует распределять в соответ­ствии с потребностями.

Жизнь без эмпатии: мышление растлителя, нравственный облик социопата*

Эрика Экардта втянули в позорное преступление: тело­хранитель фигуристки Тони Хардинг Экардт подстроил напа­дение бандитов на Нэнси Карриган, главную соперницу Хар-

* Социопат — человек, находящийся в разладе с обществом, склон­ный к антиобщественным поступкам.


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 501 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.022 сек.)