Через шестнадцать лет после рождения четвертого ребенка появился Джонатан, когда мне было за сорок. Джонатан появился на свет очень маленьким, весил меньше пяти фунтов. Могут сказать, что рождение ребенка на пятом десятке – случайность или в луч шем случае "незапланированное благословение". Я же предпочитаю думать, что Бог послал нам Джонатана, чтобы дать нам возможность воспитывать ребенка с самого рождения как христианским родителям.
Когда мы привезли Джонатана домой из родильного дома, я заходил к нему в спальню каждый вечер, смотрел, как он лежит в кроватке, и восхищался, что это мой ребенок. Возможно, те же чувства ис пытывал Авраам, когда у него так поздно родился Исаак. "Как здорово! Мой ребенок, – говорил я. – По смотрите на этого малыша. Посмотрите на его светлые волосы. Мой ребенок – благодарю Тебя, Боже". Я делал это вечер за вечером, неделю за неделей, год за годом в течение шести лет. В Джонатане мы видели своего маленького "кронпринца".
Когда Джонатану исполнилось шесть лет, нам с Шарлоттой посчастливилось принять участие в большой евангелистической кампании, организованной в Корее "Кэмпус крусейд фор Крайст". Результаты кампании оказались совершенно феноменальными. В последний вечер на площади Иойдо для молитвы и прославления Бога собралось 2,7 миллиона христиан – самое боль шое собрание христиан в одном месте и в одно время. Пение "Аллилуйи" двумя с половиной милли онами голосов наполнило мои глаза слезами.
События того вечера произвели на меня громадное впечатление, но фактически не изменили мою жизнь. И все же во время этого посещения Кореи, за двадцать четыре часа до отлета в Соединенные Штаты, в моей жизни произошло радикальное изменение.
За день до отлета из Кореи дождливым воскресным утром мы с Шарлоттой оказались в детском доме на окраине Сеула. Почему мы пошли в детский дом? Я не нуждался в наследнике. У нас и так уже было пять детей. Четверо из них – мальчики, так что у меня хватало народу для Дня семьи. Было достаточно детей и для того, чтобы разделить то жалкое наследство, которое я могу оставить после себя.
Нет, детей у нас было достаточно, но хотелось дать любовь и семью ребенку, у которого нет ни того, ни другого. В конце концов директор привел пять детей и спросил: "Кого из них вы хотите?" Вопрос поставил перед нами выбор. Нас как будто окатили холодной водой – мы осознали, что можем взять только одного, а четверо остальных останутся здесь. Двое из них были еще младенцами, и мы решили, что это не те, которых хочет для нас Бог. Нам хотелось не создавать третью семью, а расширить вторую, то есть найти брата или сестру для Джонатана. Это сузило наш выбор до трех детей: четырехлетней девочки, пяти летнего мальчика и шестилетней девочки.
Не прошло и минуты, как четырехлетняя девочка залезла ко мне на колени, уютно свернулась на них и начала что-то по-своему говорить моему сердцу. Шестилетняя же девочка вела себя, как маленькая мама. Она начала заниматься куклами, пока их у нее не забрали. Она тоже казалась нежной, какой-то особенной. Потом мы обратили внимание на пятилетнего маль чика, который, казалось, относился ко всему этому довольно безучастно. Мы с Шарлоттой попросили из винения, вышли из комнаты и начали молиться. Потом расплакались. Помолились еще. Плакали, молились, опять плакали.
Благодарю Бога, что был дождливый день, я смог выйти на улицу и подставить лицо под дождь. Иначе директор детского дома мог подумать, что американцы ведут себя, как экзальтированные институтки, и вообще не отдать нам никого из детей.
Во время молитвы Бог указал нам, кого мы должны выбрать. Так сделать может только Бог – Он вложил одинаковый выбор в сердца Шарлотте и мне, хотя мы и не знали, какое решение принял каждый из нас. Мы стояли в нерешительности, пытаясь догадаться о сделанном выборе. Почти уже отчаявшись, мы решили применить собственный метод "жеребьевки". Мы договорились по сигналу вложить определенное количество пальцев в ладонь другой руки, показав тем самым свой выбор. Один палец означал четырехлетнего ребенка, два паль ца пятилетнего и три пальца шестилетнего.
Мы одновременно показали свой выбор и с удив лением увидели, что оба вложили два пальца. Хотя Шарлотте казалось, что я хотел четырехлетнюю де вочку, а я был уверен, что она остановилась на шестилетней девочке, в момент выбора оказалось, что Бог в оба наши сердца вложил пятилетнего мальчика.
Директор улыбнулся и пошел готовить документы на усыновление. После сделанного выбора мне казалось, что все остальное будет легким, но тут только для меня и начались настоящие трудности. Меня вдруг поразила мысль: Смогу ли я любить этого маленького мальчика столь же сильно, как Джонатана, моего "кронпринца'"! Потом я услышал тихий, спокойный голос: "Дик, а что ты постоянно говоришь при на ставничестве по вопросам брака и семьи? Любовь – это выбор. Это не зависит от чувств – вы просто выбираете любовь или нет".
Тогда я понял, что мне надо сделать шаг веры и принять выбор. Мне просто нужно было сделать выбор преданности этому ребенку, любить его до конца жизни, как я люблю Джонатана и других своих детей. Мы подписали документы и на следующий день полетели домой. Я мысленно возвращался к тому, что произошло, и в голове постепенно оформилась аналогия.
"Кронпринц" и "избранный"
В Джонатане мы видели своего "кронпринца", ро дившегося поздно в нашей жизни, как Исаак у Ав раама. А теперь у нас появился "избранный" – малыш Тимми, как мы назвали его. И вот у меня в голове все слепилось, и аналогия приобрела ясный смысл. Впервые теология, которую, как мне казалось, я хорошо изучил в семинарии, приобрела форму живой плоти и крови. По теологии я знал, что Бог – это Отец, Иисус Христос – Сын ("кронпринц"), а я, Дик Дей – "избранный". Не я избрал Бога, Он избрал меня. То же относится ко всякому верующему.
И что же с моей человеческой, ограниченной аналогией? Я играю роль отца, Джонатан – "крон принц", малыш Тимми – мой "избранный". Размышляя об этом, я увидел новую перспективу принятия. Бог избрал меня и любит безоговорочной, вечной любовью. Я избрал Тимми и принял на себя такую же безоговорочную, вечную любовь. Поскольку я чувствую себя уверенным, зная о Божьей безого ворочной любви, то могу развить такое же чувство уверенности в детях.
Эта книга рассказывает о многих замечательных истинах и предлагает многие ценные практические советы о том, как воспитывать детей. Но совершенной основой всему, о чем говорится в книге, является Богом данное чувство ценности каждого ребенка. Хри стиане нередко совершают ошибку, полагая, что они приобретают ценность, уверовав в Иисуса Христа и идентифицируя себя с Ним. По их представлению до этого времени они не имели никакой ценности, были испорченными грешниками, которых ждет ад. Нет ни чего дальше от правды. Наша ценность заключается не в отождествлении себя с Христом, наша ценность обеспечивается – то есть становится уверенностью в сердце и душе – через наше отождествление с Хри стом.
Возможно, кому-то это покажется не совсем верным с теологической точки зрения, но давайте немного подумаем вместе. Если ценность имеют только хри стиане, то зачем заботиться о голодающих африканцах или еще не рожденных детях? Они не отождествляют себя с Христом. Ответ в том, что несмотря на грехопадение человека, каждое человеческое существо продолжает иметь ценность, поскольку сотворено оно по образу Божьему. Да, конечно, образ этот ужасно искажен, запятнан и деформирован, но все равно образ и ценность остаются. Ценность человека уходит корнями в Божий творческий план, доказанный Его искуплением и обеспечивающийся через спасение. Бог не нуждается в нас. Но все равно по Своей милости Он любит нас, и это не потому, что Он нуждается в нас, а потому, что желает нас.
Будучи родителями, созданными по образу Божьему, мы должны по мере возможности демонстрировать этот образ детям. Наша главная задача – постоянно по казывать им, что они тоже созданы по образу Божьему, что они имеют бесконечную ценность.
Когда Тимми приехал в Америку и стал частью нашей семьи, потребовалось много месяцев, чтобы он приспособился к нам и к новой культуре. Однажды я спросил его:
"Тимми, хотелось бы тебе вернуться в Корею?"
"О, нет", – ответил он.
"Почему?" – спросил я, любопытствуя, что он скажет. Никогда не забуду его ответа:
"Потому что здесь я чувствую себя каким-то осо бенным".
Хорошо сказано, не находите? Мы можем объяснить принятие в идеологическом плане. Мы можем объяснить принятие психологическими терминами, но суть в том, когда говорят: "Здесь я у себя в семье, я чувствую себя каким-тo особенным".
Пусть каждый ребенок в своей семье сможет сказать такие слова.
Для обдумывания, обсуждения и практического применения
1. В этой главе Дик пишет, что дети настолько нуждаются в принятии, что готовы пойти на неприемлемое поведение, лишь бы добиться внимания к себе. Что это говорит вам о настоятельной потребности в принятии в каждом из нас?
2. В этой главе Дик перечисляет "ложные кар тинки", которыми многие пользуются для удовлетво рения своей потребности в принятии и обретения чувства уверенности: внешность, достижения, имуще ство и положение. Какие из этих картинок были проблемой для вас, а какие для ваших детей? По говорите с супругом и определите, были ли вы в этих делах положительным или отрицательным при мером. Что ваши дети воспринимают от вас в ваших действиях и поступках?
3. В конце главы рассказана история Тимми, ко рейского мальчика, в пятилетнем возрасте усыновлен ного Диком и Шарлоттой. Они окончательно поняли, что Тимми стал частью их семьи, когда он сказал, что не хочет возвращаться в Корею, потому что "здесь чувствует себя каким-то особенным". А как вы конкретно внушаете своим детям, что они "какие-то особенные"?