Я подумал об этом. И чем больше я думал, тем больше ласковые слова Дотти становились похожи на нож, счищающий кожуру. Она была права. У меня всегда будут сроки сдачи материала. Всегда будут контракты, которые нужно выполнять, телефонные звон ки, на которые нужно отвечать, люди, с которыми нужно встречаться, путешествия. Но моему мальчику только один раз будет два года и скоро этот год пройдет, и ему будет три, и четыре, и пять лет, и будет ли у меня больше времени для него тогда! Я знал, каким будет ответ, если я не изменю своего поведения. Спокойно, без речей и фанфар, я принял решение. И с тех пор я всегда старался давать моим детям преимущество перед контрактами, роками и суетой мира. С тех пор у меня с ре дакторами достигнуто взаимопонимание, мои дети дол жны иметь преимущество перед всеми. Если нет, то мне придется постоянно говорить моему ребенку, что "книга важнее, чем ты".
Как я понял из случая с моим двухлетним сыном, вы не можете отложить общение с маленьким ребенком так, как откладываете заседание комитета или визит к врачу. Момент внимания маленького ребенка очень краток. И когда вы захотите быть доступным для него в соответствии с его собственным расписанием, вы даете ему разрешение на то, чтобы уделить вам этот краткий промежуток времени.
Часто ребенок хочет поиграть или сделать что-то еще, но через несколько минут он уже хочет делать что-то другое. Он может отвлечься, чтобы поиграть со своими игрушками или посмотреть, не началась ли по телевизору его любимая передача.
Я иногда разговариваю с родителями, которые рас страиваются потому, что их маленькие дети не хотят "заканчивать то, что мы с ними начали". Я стараюсь помочь им понять, что совершенно нормально оставить незаконченной игру и не завершенной забаву. Забава – это не то, что вы кончаете, это то, чем вы и ваш ребенок наслаждаетесь.
Да, все это требует терпения. В нашем семинаре Дик Дей любит указывать на то, что мы, родители, просто не можем подождать, пока наши дети что-то сделают, потому что теряем терпение. Мы вмешиваемся и за них заканчиваем их молитву или отсылаем их со словами: "дай-ка я помогу тебе".
Главным критерием того, что вы способны при способиться к расписанию ребенка, служит терпение. Мы должны уметь ждать, когда они будут готовы, выслушивать их до конца, давать им возможность попытаться сделать что-то самим, и если у них это не совсем хорошо получается или они не заканчивают то, что начали, нам не надо волноваться по этому поводу.
Мне кажется, что это Джон Уэсли сказал: "Если вы не знаете, как научить детей, тогда достаньте детские книжки и читайте их до тех пор, пока не научитесь". Джон Уэсли всего лишь хочет сказать, что если вы хотите иметь дело с ребенком, вы должны узнать, как ребенок думает, и суметь настроиться на его волну. Затем вы сможете начать видеть жизнь его глазами, в соответствии с его расписанием, и вот тогда-то вы и начнете общаться с ним.
Подростки тоже нуждаются в "незапланированном" времени
К счастью, урок, преподанный мне, когда Сину было два года, не забылся, хотя и прошло много лет. Как раз недавно я писал детскую книгу, и было это в нашем любимом пансионате на побережье недалеко от Мехико. Однажды утром я был что назы вается "в ударе", идеи буквально осаждали меня, слова текли из-под пера, но тут вошла моя шестнадцатилетняя дочь Келли и сказала:
"Папа, ты не отвезешь меня сделать маникюр?"
Первой моей мыслью было: Господи, только этого мне сейчас и недоставало.
Второй моей мыслью было: Джош, осуществи на практике то, что ты проповедуешь о доступности.
Третьей моей мыслью было: Господи, дай мне спокойствие духа.
Видите ли, я мог бы нахмуриться и нетерпеливо сказать: "Хорошо, я еду". Но тогда с таким же успехом я мог бы дать ей денег на такси и отослать одну. Вместо этого я сказал: "Дорогая, я буду очень рад. Я обязательно поеду с тобой".Я отложил недописанную главу, надеясь, что позже смогу "поймать вдохновение", и с радостью повез мою дочь делать маникюр. Дело было вовсе не в том, чтобы быть ее личным таксистом и отвезти ее куда-то. В действительности она хотела просто провести время со мной, и мы очень здорово поболтали на пути туда и обратно.
После этого Келли отблагодарила меня, по крайней мере, три или четыре раза. Почему? Из-за того, что я сказал ей: "Дорогая, ты настолько ценна для меня, что я охотно прерву свои занятия, сколь бы важны они ни были, чтобы провести время с тобой". Вот что в действительности означают принятие и признание! Это вовсе не громкие слова, которыми вы разбрасываетесь, пытаясь выглядеть хорошим родителем. Принятие и признание говорит ребенку о том, что он или она имеет потрясающую ценность. И я могу выразить мое принятие и признание, только будучи любящим и доступным!