Современные эпидемиологические концепции (трактовки, способы понимания) обусловлены необходимостью упорядочения всевозможных результатов воздействия на эпидемический процесс со стороны человека. Они включают не только биологические, но и социальные, экологические теории эпидемического процесса.
Социально-экологическая концепция основана на использовании системного подхода к анализу явлений в природе и обществе.
Согласно этой концепции, эпидемический процесс – это сложная социально-экологическая система, обеспечивающая существование и распространение паразитических видов микроорганизмов среди населения.
Каждое из звеньев эпидемического процесса имеет биологическую природу. Так, с источником возбудителя и механизмом его передачи связана биология возбудителя и его взаимодействие с макроорганизмом.
Каждый отдельный случай заражения имеет биологическую природу и является структурным элементом эпидемического процесса, движущей его силой.
Восприимчивая часть населения вовлекается в эпидемический процесс. Степень восприимчивости зависит от мощности иммунной прослойки населения. Иммунологическая структура населения (коллектива) – соотношение людей, восприимчивых и невосприимчивых к данной инфекции – оказывает влияние на интенсивность эпидемического процесса. Она подвержена изменчивости не только под влиянием динамики эпидемического процесса, но и в результате естественного движения населения (увеличение или снижение рождаемости или смертности), активизации миграционных процессов (приток неиммунных к данной инфекции контингентов) и широкомасштабной иммунопрофилактики.
Динамика эпидемического процесса во времени происходит под влиянием изменений паразита и изменений в иммунной системе его хозяина. Социальные и природные факторы способствуют или препятствуют формированию и распространению возбудителя.
Экосистема – совокупность популяций живых организмов и абиотической природной среды их обитания, связанных с ней и между собой.
Экосистемы могут быть природными очагами инфекции, в которых циркуляция возбудителя осуществляется непрерывно долго. Природные очаги возникли на Земле задолго до появления человека. Человек заражается природно-очаговой болезнью, попадая на территорию природного очага. При этом человек является случайным, временным хозяином, как правило, биологическим тупиком для паразита. Особенностью природно-очаговых болезней являются привязанность к территории и выраженная сезонность, обусловленная биологическими циклами жизнедеятельности животных-хозяев и переносчиков возбудителей (туляремия, чума). Основными хозяевами возбудителей являются дикие животные, человек может встретиться с природно-очаговой инфекцией в условиях девственной природы.
В результате преобразования человеком природной среды возникают новые очаги таких зоонозов (антропоургические очаги), как бешенство, сап, ящур, сальмонеллёз, бруцеллёз и др. Основными хозяевами возбудителей в этих очагах являются домашние животные. Антропоургические очаги имеют большую эпидемиологическую опасность по сравнению с природно-очаговыми болезнями из-за близости человека к домашним животным.
Природные катастрофы (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и т.д.) способны активизировать природные очаги инфекций. В период роста активности Солнца возникают засушливые года, и снижается урожай корма, что уменьшает численность грызунов – носителей возбудителя чумы. В период влажных лет увеличиваются корма и численность грызунов, а значит, опасность возникновения чумы, туляремии и т.д.
На эпидемический процесс природные факторы могут влиять опосредованно через социальные условия жизни населения, то есть, образ жизни, быта, производственной деятельности и поведение людей. Сезоны охоты, убоя, ухода за животными активизируют передачу возбудителя от животных к людям. Рыбаки могут заболеть лептоспирозом, сборщики ягод, грибов, трав – клещевым энцефалитом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом.
Основной концепцией современной экологии является осознание того, что человечество составляет часть сложных биогеохимических циклов природы. В связи с этим большее развитие получает социальная экология (экология общества). Модель окружающей человека среды состоит из трёх систем: общество – производство – окружающая среда (социальная, экономическая, экологическая). Социальная система зависит от численности и плотности населения, благоустройства населённых мест, бытовых условий, водоснабжения, характера быта и питания, состояния здравоохранения, уровня санитарной культуры и личной гигиены населения.
При инфекциях дыхательных путей из социальных факторов наиболее значимыми оказываются крупные поселения, большие коллективы, переполненный общественный транспорт, межгородское передвижение населения за счёт скоростных транспортных средств и т.д. Следствием этого является сокращение интервалов между подъёмами заболеваемости, возникновение локальных вспышек в коллективах и т.д.
При кишечных инфекциях из социальных факторов наиболее значимыми оказываются централизация водоснабжения и питания, увеличение объёма сточных вод, повышение материального благосостояния и т.д. Крупные городские овощные базы, склады нередко не защищены от грызунов (крыс, мышей), что ведёт к массовому загрязнению овощей возбудителями псевдотуберкулёза, особенностью которых является способность длительно до 6 месяцев сохраняться, размножаться и накапливаться на овощах и корнеплодах.
При кровяных инфекциях наибольшую эпидемиологическую значимость приобретает расширение сети садово-огородных участков и вовлечение горожан в сельскохозяйственные работы. Потепление климата в Российской Федерации в последние годы привёло к тому, что на её территории стали появляться и выживать комары рода Anopheles, и, как следствие этого, – спорадические случаи малярии.
Активизация международной миграции населения и развития торговли приводит к обмену животными, продуктами питания, сырьем, кормами животного и растительного происхождения, что в свою очередь ведёт к риску заражения, в том числе и экзотическими болезнями.
Иммунопрофилактика является основной мерой борьбы со многими заразными заболеваниями. Но в популяции паразита происходит отбор особей, обладающих приспособительными реакциями, и потому устойчивыми к иммунологическому прессу, что ведет к изменению его вирулентности в целом. На уровне макроорганизма это приводит к резкому изменению клинической картины, в частности цикличности инфекций у привитых, увеличивается частота атипичных, легких, стертых форм заболевания, снижается летальность.
К социальным факторам относят и понятие «общественный (коллективный, социальный) иммунитет», под которым подразумевается невосприимчивость общества (коллектива) к той или иной инфекционной болезни. Общественный иммунитет возникает в результате мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи (например, санитарная охрана внешней среды от загрязнения её возбудителями кишечных инфекций, ликвидация переносчиков трансмиссивных инфекций и т.д.). Так возможен общественный иммунитет к вшивым тифам у населения, свободного от вшей, даже при полном отсутствии индивидуального иммунитета к этим инфекциям у членов данного коллектива. При зоонозных инфекциях общественный иммунитет может быть достигнут в результате предупреждения завоза больных животных (например, профилактика «коровьего бешенства» при отказе завоза мяса из Великобритания), уничтожения больных сельскохозяйственных животных.
Комплексное изучение биологического, природного и социального аспектов эпидемиологического процесса может помощь человеческому обществу в профилактике и ликвидации инфекционных болезней.