АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
На Кубе пирамиды используются официальной медициной уже больше 8 лет. Почему?... 3 страница
страниц. 1925 G. S., т. 1, 3—238. (Без статей Брейера; с дополнительными
примечаниями Фрейда.)
1952 G. W., т. 1, 75—312. (Перепечатка издания 1925 года.) 1987 G. W., дополнительный том, 221-310 (статьи Брейера); 217-218
(предисловие); 219-220 (Предисловие ко второму изданию).
В других томах «Учебного издания» мы отказались перепечатывать фрагменты из трудов Зигмунда Фрейда. В данном томе мы дважды отступаем от этого правила (см. далее с. 409 и далее, ниже). Чтобы представить читателю воззрения Фрейда на технику и теорию терапии
в эпоху «катартического метода», то есть в период его сотрудничества с Йозефом Брейером, мы воспроизводим здесь статью Фрейда «О психотерапии истерии», часть IV «Этюдов об истерии». В «Комментариях к изданию» (Studienausgabe, т. 1, с. 27 и далее) Анжела Ричарде объяснила причины того, почему пришлось отказаться от публикации этого важного произведения в «Учебном издании». Однако в т. 6 «Учебного издания» (с. 9 и далее) содержится доклад Фрейда «О психическом механизме истерических феноменов» (1893/г), содержание которого в значительной степени, а иногда и полностью соответствует совместно написанному Фрейдом и Брейером «Предварительному сообщению» (1893а), вступительной главе «Этюдов». Кроме того, этот доклад содержит дальнейшее описание катартического лечебного метода.
Поскольку в настоящее время «Этюды об истерии» на немецком языке доступны лишь в двух изданиях, в которых отсутствуют комментарии1, мы пользуемся здесь возможностью дать читателю несколько более подробных редакторских замечаний, относящихся ко всему произведению, а не только к перепечатанной здесь части. Это кажется тем более оправданным, поскольку для тогдашнего уровня развития теоретических представлений Фрейда особенно характерна тесная связь между новшествами, касающимися техники лечения, и фундаментальными клиническими открытиями. Также следует обратить внимание на то, что содержащиеся в «Этюдах об истерии» истории больных, разумеется, включают в себя многочисленные дополнительные указания, касающиеся техники лечения, теории терапии и структуры психического материала.
(1) Исторические аспекты
Об истории возникновения «Этюдов» мы осведомлены достаточно хорошо. Лечением фрейлейн Анны О., к которому восходит вся книга, Йозеф Брейер занимался между 1880 и 1882 годами. Уже тогда Брейер (1842-1925) пользовался в Вене большим авторитетом, причем и как домашний врач, имевший обширную практику, и как ученый муж, в то время как младший почти на пятнадцать лет Фрейд только готовился заняться врачебной практикой1. К тому
1 А именно один раз в G. W., см. библиографические данный выше, другой раз в издании карманного формата, которое содержит также работы Брейера. — В главе IV статьи «О психотерапии истерии» Фрейд неоднократно ссылается на другие части «Этюдов». Эти ссылки относятся здесь к т. 1 «Собрания сочинений», а также к изданию карманного формата 1970 года (Та.). Об этом также можно узнать из сносок, добавленных издателями. Дополнение, сделанное в 1989 году: тем временем в вышедшем в 1987 году дополнительном томе G. W. были перепечатаны ранее отсутствовавшие части «Этюдов» (ср. выше, с. 39, последняя запись в библиографических данных). Между тем в только что описанной системе сносок в настоящем томе ничего не было изменено.
времени Брейер и Фрейд уже несколько лет дружили друг с другом. Лечение Анны О. закончилось в начале июня 1882 года, а в ноябре Брейер рассказал Фрейду о его необычном течении. Хотя тогда его пока еще больше всего интересовала анатомия нервной системы, этот случай произвел на Фрейда глубокое впечатление — настолько глубокое, что примерно через три года, обучаясь в Париже, он рассказал о нем Шарко. «Однако к моим первым намекам мэтр никакого интереса не проявил, так что к этому вопросу я больше не возвращался и оставил его при себе» (1925*/, в начале раздела II.)
Исследования Фрейда у Шарко относились прежде всего к истерии. И когда в 1886 году он вернулся в Вену и начал работать врачом нервных болезней, истерические больные составляли значительную часть его клиентуры. Относительно методов лечения, которыми он пользовался вначале, см. «Предварительные замечания издателей» к первой работе данного тома (выше, с. 15—16). Но втайне он по-прежнему занимался случаем Анны О., и он сообщает нам, «что я с самого начала помимо гипнотического внушения находил другое применение гипноза» (1925*/, начало раздела II). Этим «другим применением» был катартический метод, являющийся темой «Этюдов».
Случай фрау Эмми фон Н. был первым, который Фрейд, как мы узнаем от него самого (1895*/, с. 99, Та., с. 40, и ниже, с. 77), лечил катартическим методом. В примечании, добавленном к издании 1925 года, Фрейд корректирует эти сведения и говорит, что это была первая терапия, в которой он «в изрядной степени» (18954 с. 162, Та., с. 85) пользовался этим методом; на самом деле в этот ранний период Фрейд все еще постоянно пользовался гипнозом традиционным способом, то есть для передачи прямого терапевтического внушения2. В каком объеме это происходило и в случае фрау Эмми, весьма отчетливо вытекает из ежедневного отчета о первых двух-трех неделях лечения, воспроизводившихся Фрейдом на основе записей, «которые делались... каждый вечер» (там же, с. 99, Та., с. 40). К сожалению, мы не знаем точно, когда Фрейд приступил к лечению; это было в мае либо 1888 либо 1889 года, то есть примерно через четыре или шестнадцать месяцев после того, как он «набросился на гипноз», как он написал Флиссу 28 декабря 1887 года (письмо № 2) (1950*/, с. 53). Лечение закончилось годом позже, летом 1889-го или 1890 года. В любом случае до следующего описания случая (имеется в виду хронологическая последовательность, а не последовательность презентации в «Этюдах») прошел значительный срок. Речь идет о фрейлейн Элизабет фон Р.; лечение
^ Последующая информация большей частью заимствована из биографии Фрейда, которую написал Эрнест Джонс (1960; прежде всего глава XI).
В «Предварительных замечаниях издателей» к предыдущей работе указывается на то, сколь интенсивно Фрейд по-прежнему занимался тогда гипнозом (см. выше, с. 15-116).
началось осенью 1892 года (18954 с. 196, Та., с. 108), и Фрейд характеризует его как свой первый полноценный анализ истерии (там же, с. 201, Та., с. 112). Немного позже, в конце этого же года, началось лечение мисс Люси Р (там же, с. 163, Та., с. 85). Остающемуся случаю Катарины (там же, с. 184 и далее, Та., с. 100 и далее) нельзя приписать точную дату. Разумеется, в интервале между 1889 и 1892 годами Фрейд сумел накопить опыт работы с другими случаями. Прежде всего это относится к пациентке фрау Сесиль М., «с которой я познакомился гораздо основательней, чем с любой другой упомянутой здесь больной» (там же, с. 123, прим., Та., с. 57, прим.), чей случай он, «связанный личными обстоятельствами» (там же), все-таки не мог сообщить подробно. Между тем он неоднократно обсуждается в «Этюдах» как Фрейдом, так и Брейером, и мы узнаем от Фрейда (там же, с. 247, Та., с. 145), что «наблюдение этого удивительного случая в содружестве с Брейером явилось ближайшим поводом к публикации нашего "Предварительного сообщения"» (1893а)'.
К написанию этой эпохальной работы (составляющую первую часть «Этюдов») авторы приступили в июне 1892 года. В письме Флиссу от 28 июня (1950а, письмо № 9, с. 59) Фрейд извещает, что «Брейер объявил себя готовым вместе со мной подробно предста-
' Вопрос, когда Фрейд начал использовать катартический метод, еще больше усложняется сведениями о нем, относящимися к 1916 году. Речь идет о следующем: на состоявшемся в 1913 году в Лондоне Международном медицинском конгрессе Пьер Жане с неквалифицированными и некорректными нападками на Фрейда и психоанализ. В ответ на это Эрнест Джонс опубликовал в «Journal of abnormal Psychology» (т. 9, 1915, 400) реплику, перепечатанную затем в немецком переводе в «Internationale Zeitschrift fur arztliche Psychoanalyse» (т. 4, 1916, 34). В своей порочащей речи Жане сказал, что все, что имеет хоть малейшую ценность в психоанализе», целиком происходит из его собственных ранних произведений. Опровергая это утверждение, Джонс подчеркнул: действительно, данные Брейера и Фрейда были опубликованы позже, чем данные Жане (он опубликовал их еще в 1889 году), однако исследовательская работа, на которой основывается первое сообщение Фрейда и Брейера, проводилась несколькими раньше, чем исследования самого Жане. «Сотрудничество обоих авторов началось за полные десять лет до их первой публикации, и в "Этюдах" мы находим недвусмысленное подтверждение того, что в одном из представленных случаев больную лечили катартическим методом за четырнадцать лет до публикации». В «Международном журнале» (там же, 42) находится подписанное фамилией «Фрейд» «примечание издателя» к этому месту: «Я вынужден поправить доктора Джонса в одном несущественном для его полемике, но важном для меня пункте. Все сказанное о приоритете и независимости работы, впоследствии названной психоаналитической, остается верным, но относится только к тому, что было сделано Брейером. Мое участие началось только в 1891—1892 году. То, что я перенял, получено мною не от Жане, а от Брейера, в чем я не раз признавался публично». Дата, указанная здесь Фрейдом, остается загадкой. 1891 год — дата, на два или на три года слишком поздняя для начала лечения фрау Эмми и на один год слишком ранняя для начала работы с фрейлейн Элизабет.
вить общественности теорию отреагирования и прочие наши совместные сообщения об истерии». Он продолжает: «Часть из того, что я изволил написать самостоятельно, готова...» К этой готовой части работы, очевидно, относится также письмо, которое на следующий день, 29 июня 1892 года, Фрейд написал Брейеру (Freud, 1941а, с. 5): «Удовлетворение, с которым я простодушно передал Вам пару моих страниц, избегло чувства неловкости...» В этом письме дается очень сжатое резюме того, что должно было содержаться в статье. Далее следует упомянуть сноску, которую Фрейд добавил к своему переводу книги Шарко «Legons du mardi» (Freud, 1892-1894, с. 107); в ней в трех кратких абзацах приводятся тезисы «Предварительного сообщения» и указывается, что работа над ним началась. Кроме того, сохранились еще два значительно более подробных черновика. Первый (Freud, 1940a) (в рукописи Фрейда, хотя в ней помечено, что он написан совместно с Брейером) имеет дату «конец ноября 1892 года». В нем идет речь об истерических припадках, и его содержание, хотя и в другой редакции, большей частью вошло в раздел IV «Предварительного сообщения» (18954 с. 93 и далее, Та., с. 15 и далее). Но, к удивлению, в нем пропал важный абзац, в котором рассматривается «принцип константности», а в «Этюдах» эта тема обсуждается затем только Брейером в более позднем разделе книги (1895а1, Та., с. 158 и далее). Наконец, имеется еще не помеченная датой запись Фрейда (19416), носящая заголовок «III». В ней обсуждаются «гипноидные состояния» и истерическая диссоциация, и она тесно связана с разделом III «Предварительного сообщения» (1895а", с. 90 и далее, Та., с. 14-15).
18 декабря 1892 года Фрейд писал Флиссу (1950а, письмо № 11, с. 60): «Радуюсь возможности сообщить тебе, что о нашей теории истерии (реминисценция, отреагирование и т. д.) можно будет прочесть 1 января 93 года в "Неврологическом бюллетене", а именно в форме подробного предварительного сообщения. Это стоило немалой борьбы с господином компаньоном». На самом деле работа, носящая дату «декабрь 1892 года», была опубликована в двух номерах «Неврологического бюллетеня» (от 1 и 15 января), выходившего тогда в Берлине раз в две недели; вскоре после этого она без изменений была перепечатана в «Венском медицинском журнале» (в номерах от 19 и 26 января). 11 января, когда работа была опубликована только наполовину, Фрейд выступил в Венском медицинском клубе с докладом на эту тему (который, как упоминалось, перепечатан в т. 6 «Учебного издания).
Следующая задача авторов теперь состояла в подготовке материала случаев, и уже 7 февраля 1894 года Фрейд говорит о книге как «наполовину готовой, не хватает гораздо меньшего числа историй больных и двух общих глав». (1950а, письмо № 16, с. 74.) 22 июня он
перечисляет, что должно войти в «работу с Брейером»: «Пять историй больных, статья от него, из которой я себя полностью исключаю, о теории истерии (резюме, критика) и еще не начатая мною статья о терапии». (Там же, письмо № 19, с. 86.) Затем, очевидно, произошел перерыв, ибо только 4 марта 1895 года (там же, письмо № 22) Фрейд сообщает, что он «спешно пишет статью о терапии истерии» (там же, с. 103). 13 марта он ее закончил (согласно неопубликованному письму). Вместе с другим неопубликованным письмом от 10 апреля он отослал Флиссу вторую половину гранок книги, а на другой день он ему сообщил, что в течение трех недель книга будет опубликована.
Очевидно, «Этюды об истерии» появились именно в мае 1895 года, хотя точная дата не установлена. В кругах немецких медиков книга была принята неблагожелательно; например, она была очень резко раскритикована известным неврологом Адольфом фон Штрюмпелем («Deutsche Zeitschrift fkr Nervenheilkunde», 1896, 159). С другой стороны, Альфред фон Бергер, не медик по образованию, впоследствии директор венского Бургтеатра, в газете «Nette Freie Presse» (номер от 2 февраля 1896 года) отозвался о ней с похвалой.
Только более чем через десять лет после первой публикации дело дошло до подготовки второго издания. К этому времени пути двух авторов уже разошлись. Тем не менее в мае 1906 года Брейер в письменном виде дал согласие на переиздание. Вместе с тем авторам пришлось обсудить, желательно ли новое совместное предисловие. В конечном счете были написаны два отделенных предисловия. Они датированы июлем 1908 года; однако второе издание было опубликовано лишь в 1909 году.
По поводу научных причин размолвки между обоими авторами: в предисловии к первому изданию уже говорится о том, что «в некоторых местах представлены различные, более того, противоречащие друг другу мнения» (1895^, с. 78). Но в самой книге, что несколько странно, это проявляется очень редко; и хотя, за исключением «Предварительного сообщения», отдельные части «Этюдов» подписаны одним из авторов, все-таки трудно сказать определенно, за какие именно представленные во всей книге идеи они действительно отвечают. Многие из теоретических выводов «Этюдов» являются, пожалуй, результатом общих рассуждений обоих авторов в годы их сотрудничества. Однако более поздние разработки, касающиеся техники лечения, вместе с вытекающими отсюда основными теоретическими концепциями, такими, как «сопротивление», «защита» и «вытеснение», мы с уверенностью можем приписать Фрейду. В сообщении на с. 62 и далее, ниже, не составляет труда проследить, как возникли эти понятия в процессе замены гипноза
техникой давления. С другой стороны, также не подлежит никакому сомнению, что понятие «гипноидные состояния» происходит от Брейер; вполне возможно, что ему также принадлежали термины «катарсис» и «отреагирование».
В своем «Автопортрете» (1925^, примерно в середине II)1 Фрейд сказал, что расхождения во мнениях касались прежде всего этиологии истерии и их можно было бы охарактеризовать как противопоставление «гипноидной истерии» и «защитного невроза. «В вопросе, когда душевное течение становится патогенным, то есть исключенным из нормального функционирования, Брейер предпочитал, так сказать, физиологическую теорию; он полагал, что такие процессы.избежали нормальной участи, возникли в необычных — гипноидных — душевных состояниях... Я же скорее предполагал взаимодействие сил, воздействие намерений и тенденций, которые можно наблюдать в нормальной жизни». (Там же.)2 В самих «Этюдах» эта противоположность становится заметной не сразу; в совместно написанном «Предварительном сообщении» (1895^, с. 89-90, Та., с. 12-13) оба этиологических объяснения принимаются равным образом. В своей теоретической главе Брейер, несомненно, придает большее значение гипноидным состояниям, но он подчеркивает, хотя и не совсем искренне, также значение «защиты». С другой стороны, Фрейд, по-видимому, признает понятие «гипноидные состояния» в своем описании случая «Катарины» — и, хотя не столь однозначно, также в истории болезни фрейлейн Элизабет. Только перепечатанной в данном томе последней главе его скепсис постепенно становится очевидным (см. ниже, с. 79). В его работе «Об этиологии истерии», появившейся через год после «Этюдов» (1896с), он выражается еще отчетливее, а в примечании к описанию случая «Доры» (1905е) он объявляет термин «гипноидные состояния» «излишним и способным привести к заблуждениям» {Studienausgabe, т. 6, с. 104, прим. 2) и подчеркивает, что он «обязан исключительной инициативе Брейера» (там же).
Но главное расхождение во мнениях между обоими авторами, которое впоследствии постоянно подчеркивал Фрейд, касалось роли импульсов сексуального влечения в возникновении истерии. Также и это различие не так просто обнаружить в «Этюдах», как это можно было бы ожидать. Убежденность Фрейда в сексуальном происхожде-
' Фрейд и в других сочинениях возвращается к периоду своего сотрудничества с Брейером и «Этюдов», например, в работах «О психоанализ» (1910е; особенно в первых двух лекциях), «Об истории психоаналитического движения» (1914rf), «Бессознательное» (1915е), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920g), «"Психоанализ" и "теория либидо"» (1923а), «Краткий очерк психоанализа» (1924/), в некрологе «Йозеф Брейер» (1925g).
2 Ср. также ниже, с. 78-79.
ния истерии отчетливо проявляется в написанной им главе о психотерапии (с. 51 и далее), но в ней он нигде не утверждает, как это делал потом, что в случаях истерии имела место исключительно сексуальная этиология1. С другой стороны, в нескольких пассажах (прежде всего в 18954 Та., с. 198-200) в четких формулировках Брейер подчеркивает, сколь важная роль в неврозах принадлежит сексуальности.
Таким образом, по всей видимости, мы должны читать между строк, если хотим найти удовлетворительное объяснение, почему прекратилось это научное сотрудничество. В письмах Фрейда Флиссу Брейер предстает человеком больших интеллектуальных способностей, но полным сомнений и предубеждений. Яркий пример такой нерешительности содержится в письме от 8 ноября 1895 года (1950й, письмо № 35, с. 119), написанном примерно через шесть месяцев после публикации «Этюдов»: «Недавно в коллегии врачей Брейер выступил с большой речью в мою поддержку и представил себя обращенным приверженцем сексуальной этиологии. Когда в частной беседе я его за это поблагодарил, он разрушил мне удовольствие, сказав: "Все-таки я так не думаю". Ты можешь это понять? Я — нет». Кое-что об этом мы можем также прочесть между строк в статьях Брейера в «Этюдах». Таким образом, оказалось неизбежным, что предчувствие предстоящих, еще более неожиданных открытий пугало его все больше и больше; и точно так же было неизбежным, что Фрейд ощущал, что нерешительное поведение его боевого товарища ему все больше мешало и все больше его раздражало.
(2) Значение «Этюдов» для практики психоанализа
Обычно «Этюды об истерии» называют началом психоанализа. Пожалуй, имеет смысл немного поразмыслить о том, действительно ли это так и если да, до с какой точки зрения. При этом вопрос, какое влияние фактически оказала эта книга на последующее развитие психоанализа, разделить на два частных вопроса, хотя такое разделение неизбежно будет несколько искусственным. Первый звучал бы так: в какой степени и каким образом технические методы, описанные в «Этюдах», а также клинические открытия, к которым они привели, проложили путь практике психоанализа? Второй: в каком объеме изложенные здесь теоретические представления Фрейда вошли в его последующие теории? Здесь мы попытаемся
1 В четвертой из пяти лекций о психоанализе (1910а) он даже категорически заявляет, что в то время, когда были опубликованы «Этюды», он так еще не считал.
разобраться только в первом1, поскольку он непосредственно связан с тематикой данного тома.
Лишь изредка получает должную оценку тот факт, что изобретение первого инструмента для научного исследования душевной жизни человека, вероятно, представляет собой самое важное достижение Фрейда. Читать «Этюды» во многом интересно еще и потому, что они дают нам возможность проследить первые шаги при разработке этого инструмента. То, что мы при этом узнаем, — не просто история преодоления цепи преград; это история открытия цепи преград, которые нужно было преодолеть. Пациентка Брейера Анна О. сама продемонстрировала и преодолела первую из этих преград — амнезию, характерную для истерических пациентов. После того как однажды наличие этой амнезии было разоблачено, сразу стало понятно, что очевидная душевная жизнь пациента — это еще далеко не всё, напротив, за нею скрывается бессознательная душевная жизнь (1895af, Та., с. 38 и далее). Таким образом, уже с самого начала было ясно, что задача состояла не только в исследования сознательных психических процессов, для чего, собственно говоря, было бы достаточно обычных методов исследования, использовавшихся в повседневной жизни. Если, кроме того, имелось нечто похожее на бессознательные психические процессы, то для их прояснения явно требовался некий особенный инструмент. Гипнотическое внушение, несомненно, было пригодным средством для этой цели — но гипнотическое внушение, не нацеленное на непосредственное терапевтическое воздействие, а стремящееся побудить пациента освободить материал из бессознательной душевной сферы. В случае Анны О., к этому инструменту нужно было прибегать, пожалуй, лишь изредка. Она продуцировала потоки материала из своего «бессознательного», и все, что должен был делать Брейер, — это сидеть и слушать, не прерывая ее. И все же все было не так просто, как может казаться, и в описании случая фрау Эмми мы не раз обнаруживаем, как тяжело было Фрейду приучить себя к этому новому способу применения гипнотического внушения и внимательно выслушивать все, что собирался сказать пациент, не пытаясь каким-либо образом вмешаться или сократить метод (ср. 1895д", например, с. 113, прим., и с. 115, прим., Та., с. 50, прим. 13, и с. 51, прим. 15). Кроме того, не все истери-
1 По поводу второго см. статью Джеймса Стрейчи «Зигмунд Фрейд — очерк жизни и мышления», Studienausgabe, т. 1, с. 10 и с. 13 и далее; затем доклад Фрейда «О психическом механизме истерических феноменов» (1893ЙЛ Studienausgabe, т. 6, с. 13 и далее, и «Предварительные замечания издателей» к этой работе. О том, как теоретические представления, изложенные в «Этюдах», развивались или модифицировались в более поздних произведениях Фрейда, читатель может узнать из работы «По ту сторону принципа удовольствия» (1920^, прежде всего главы I, IV, V и VII).
ческие пациенты были такими доступными, как Анна О.; в глубокий гипноз, в который она явно была готова впасть по своей доброй воле, можно сразу ввести отнюдь не каждого. И здесь возникает вторая преграда: Фрейд сообщает нам, что в искусстве гипнотизирования он далеко не мастер. В нескольких местах «Этюдов» (например, там же, с. 165 и далее, Та., с. 87 и далее) он показывает, как он научился обходить эту трудность; постепенно он вообще отказался от попыток применять гипноз и скорее ограничивался тем, что иногда помогал своим пациентам войти в состояние «концентрации», кладя им руку на лоб. И именно отказ от гипноза позволил ему теперь глубже понять то, как функционируют психические процессы. Вследствие этого первым делом стала очевидной другая преграда — «сопротивление», которое пациент противопоставляет лечению (см. там же, с. 219, Та., с. 125, и ниже, с. 62 и далее), его нежелание сотрудничать при собственном излечении. Что нужно было делать с этим противодействием? Нужно ли было его подавлять и устранять посредством внушения? Или нужно было просто его исследовать, подобно другим психическим феноменам? Выбор Фрейдом второго пути непосредственно привел его в ту еще не изданную страну, разведыванию которой он затем посвятил всю свою жизнь.
В годы непосредственно после публикации «Этюдов» Фрейд все больше и больше отказывался от использования целенаправленной суггестии (ср. «Предварительные замечания издателей» к предыдущей работе, выше, с. 15-166) и начал все более полагаться на поток «свободных ассоциаций» пациента. Тем самым открылся путь к анализу сновидений. В свою очередь анализ сновидений позволил ему, во-первых, получить представление о том, как функционирует «первичный процесс», а также познакомиться с формами и способами его влияния на продукты нашего более доступного мышления; тем самым в его арсенале появился новый технический инструмент — «толкование». Во-вторых, анализ сновидений открыл ему доступ к своему самоанализу, впоследствии приведшему к открытию инфантильной сексуальности и эдипова комплекса. Все это, если не считать нескольких указаний1, при появлении «Этюдов» еще предстояло совершить Фрейду. Но на последних страницах еще книги он натолкнулся еще на одну преграду на своем исследовательском пути — на «перенос» (см. ниже, с. 93 и далее). Он уже получил некоторое впечатление о его силе и, наверное, начал понимать, что перенос может оказаться не только преградой, но и еще одним основным инструментом психоаналитической техники лечения.
' Ср., например, в «Этюдах» замечания по поводу сновидений (G. W., с. 122—123, прим., Та., с. 57, прим.), а также ссылку на концепцию свободных ассоциаций на с. 108, там же. (Та., с. 46—47).
В «Предварительном сообщении»1 мы указали, что в ходе исследования этиологии истерических у нас также появился терапевтический метод, который мы считаем важным в практическом отношении. «К нашему величайшему удивлению, мы перво-наперво обнаружили, что если у больного удавалось пробудить совершенно отчетливые воспоминания о событиях, послуживших причиной болезни, вызывая также и сопровождающий эти воспоминания аффект, и если больной подробнейшим образом описывал это событие и выражал аффект, то некоторые симптомы истерии сразу же исчезали и больше не появлялись» ([\895d], с. 85 [Та., с. 9-10]).
Далее мы попытались понять, каким образом действует наш психотерапевтический метод: «Он лишает действенности первоначально не отреагированное представление тем, что обеспечивает с помощью слов отвод связанному с ним защемленному аффекту и предоставляет возможность для его ассоциативной коррекции, привнося его в нормальное сознание (в состоянии легкого гипноза) или устраняя при помощи врачебной суггестии, как это происходит при сомнамбулизме, сопровождающейся амнезией» ([тамже] с. 97 [Та., с. 18]).
Теперь я хочу попытаться обстоятельно показать, как далеко простирается этот метод, насколько более он эффективен, чем другой, с помощью какой техники и с какими трудностями он работает, хотя все самое важное на этот счет уже содержится в предшествующих историях больных, и в этом изложении я не смогу избежать повторов.
Про себя я смею сказать, что могу придерживаться содержания «Предварительного сообщения»; но должен признаться, что за годы, прошедшие с той поры — при непрерывном занятии затронутыми там проблемами, — у меня невольно возникли новые представле-
1 [1893а, в качестве первой части перепечатано в «Этюдах об истерии» U895J).]
ния, имевшие следствием, по крайней мере отчасти, иную группировку и иное объяснение известного тогда фактического материала. Было бы неправильно, если бы я попытался возложить слишком большую ответственность за такой ход событий на моего уважаемого друга Й. Брейера. Поэтому дальнейшие рассуждения я привожу главным образом от собственного имени.
Когда я попытался использовать придуманный Брейером метод лечения истерических симптомов через выведывание и отреа-гирование в гипнозе на большем числе больных, мне пришлось столкнуться с двумя трудностями, прослеживая которые, я пришел к необходимости изменения как техники, так и своей позиции. (1) Не все люди, которые демонстрировали несомненные истерические симптомы и у которых, по всей вероятности, преобладал один и тот же психический механизм, поддавались гипнозу; (2) я должен был занять определенную позицию в вопросе, что же, в сущности, характеризует истерию и чем она отличается от других неврозов.
Чуть позже я сообщу, как преодолел первую трудность и чему она меня научила. Сначала я остановлюсь на том, какую позицию в ежедневной практике я занял в отношении второй проблемы. Очень трудно правильно понять случай невроза, пока он не был подвергнут основательному анализу; анализу, который вытекает как раз из применения метода Брейера. Однако решение, касающееся диагноза и вида терапии должно быть вынесено до того, как получено такое глубокое знание. Поэтому мне не оставалось ничего другого, как подбирать такие случаи для катартического метода, которые предварительно можно было диагностировать как истерию, которые позволяли распознать отдельные или многочисленные признаки или характерные симптомы истерии. И тогда иной раз случалась, что терапевтические результаты вопреки диагнозу истерии оказывались весьма скудными, что даже анализ ничего важного не выявлял. В других случаях я с помощью метода Брейера пытался лечить неврозы, которые, несомненно, ни на кого не произвели бы впечатления истерии, и я обнаружил, что на них можно было повлиять, более того, их можно даже разрешить этим способом. Так, например, это у меня получалось с навязчивыми идеями, истинными навязчивыми представлениями по классификации Вестфаля1,
Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 628 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
|