АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Москва Харьков Минск

Прочитайте:
  1. Авдеева Ж.И. (Москва)
  2. Балмасова И.П. (Москва)
  3. Болховитина Е.Л., Сапожников А.М., Шевченко М.А. (Москва)
  4. В «Стандартах практической деятельности медицинской сестры» (Москва, 1998 г.) отведен целый раздел универсальным мерам профилактики
  5. Виднейшие отечественные гинекологи (М.Л. Выдрин, Л.С. Персианинов, В.И. Бодяжина, Е.В. Клумов, И.М. Старовойтов, В.Т. Каминская, Г.И. Герасимович, К.И. Малевич).
  6. Виднейшие отечественные гинекологи (М.Л. Выдрин, Л.С. Персианинов, В.И. Бодяжина, Е.В. Клумов, И.М. Старовойтов, В.Т. Каминская, Г.И. Герасимович, К.И. Малевич).
  7. Виднейшие отечественные гинекологи (М.Л. Выдрин, Л.С. Персианинов, В.И. Бодяжина, Е.В. Клумов, И.М. Старовойтов, В.Т. Каминская, Г.И. Герасимович, К.И. Малевич).
  8. Гариб Ф.Ю. (Москва)
  9. Голосовой сервис, Москва
  10. Казимирский А.Н., Порядин Г.В., Салмаси Ж.М. (Москва)

А.И. Копытин

 

Теория

И практика

АРТ-ТЕРАПИИ

 

 

«Питер»

Санкт-Петербург

Москва Харьков Минск

2002
Содержание

Введение........................................................................................... ………9

Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава 1. Определение арт-терапии............................................... ……….14

Заключение..................................................................................... ……….20

Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование 21

Предшественники и пионеры арт-терапии................................. ……….22

Создание первых профессиональных объединений.................. ……….31

Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения

в условиях и оплате труда арт-терапевтов.................................. ……….34

Арт-терапевтическое образование............................................... ……….37

Заключение..................................................................................... ……….43

Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия

в арт-терапии................................................................................. ……….45

Фактор художественной экспрессии.......................................... ……….45

Резюме............................................................................................ ……….53

Фактор психотерапевтических отношений............................... ……….54

Резюме............................................................................................ ……….62

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.............. ……….62

Резюме............................................................................................ ……….66

Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание……67

Подготовительный этап............................................................... ……….70

Этап формирования системы психотерапевтических

отношений и начала изобразительной деятельности клиента…………74

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений

и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента……79

Завершающий этап (терминация)................................................... ……..87

Заключение....................................................................................... ……..92

Часть II. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

Глава 5. Формы групповой арт-терапии....................................... ……..96

Студийная открытая группа........................................................... ……..98

Динамическая (аналитическая) закрытая группа....................... ………102

Тематическая группа..................................................................... ………105

Заключение.................................................................................... ………108

Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия

в групповой арт-терапии............................................................. ……….109

Фактор художественной экспрессии.......................................... ……….109

Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений.130

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи............. ………..138

Заключение................................................................................... ………..153

Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии.............. ……….154

Бикини, богини и Микки Рурк................................................... ………..155

Град земной и небесный.............................................................. ………..163

Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого

самовыражения в групповой арт-терапии................................ ………..174

Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого

самовыражения в арт-терапии................................................... ……….174

Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой

экспрессии с групповыми процессами..................................... ………. 177

Мультимодальный подход в арт-терапии и роль психотерапевта

в невербальной коммуникации................................................. ………. 186

Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт..... ………..196

Заключение.................................................................................. ………..217

Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами……..221

Краткий обзор истории и основных подходов к использованию

арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами........ …………221

Основные проблемы использования арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами............................................. …………223

Исследование эффектов применения арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами: основные задачи.............. ………….230

Выбор моделей арт-терапии..................................................... ………….231

Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность, структура

и содержание сессий………………………………………………………233

Состав групп и порядок направления на арт-терапию………………….235

Задачи арт-терапевтической работы.................................. ……………..237

Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической

работы и ее результатов....................................................... ……………...238

Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы ………240

Пример1................................................................................. ……………..240

Пример 2................................................................................ ……………..261

Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных

эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими

пациентами…………………………………………………………………268

Фактор художественной экспрессии……………………………………..270

Фактор психотерапевтических и внутригрупповых коммуникативных

процессов и отношений……………………………………………………274

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи …………………279

Условия поддержания положительных эффектов

применения арт-терапии во времени……………………………………..282

Заключение............................................................................. …………….287

274 279

Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии

и российская стандартизация рисуночного теста Сильвер…………….289

Цели и задачи исследования.................................................. ……………291

Краткое описание рисуночного теста Сильвер....................... …………292

Когнитивный аспект.................................................................. …………293

Задание на прогнозирование..................................................... …………293

Задание на рисование с натуры................................................. …………293

Задание на воображение............................................................. …………293

Эмоциональный аспект.............................................................. …………294

Шкала оценки эмоционального содержания рисунков.......... …………295

Шкала оценки образа «Я»........................................................... …………296

Характеристика респондентов................................................... …………296

Результаты и их обсуждение...................................................... …………299

Выводы.......................................................................................... …………310

Заключение…………………………………………………………………312


 

Введение

Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия — метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Впрочем, вплоть до последнего вре­мени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении бы­ло известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его тол­кований. Появилось немало людей, которые без всяких на то оснований именуют себя арт-терапевтами.

Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в ака­демических кругах, увы, пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на стрем­ление составителей «Психотерапевтической энциклопедии» (Карвасарский, 2000) «с максимальной полнотой и объективностью» представить «все основные сведе­ния о психотерапии и ее методах» (с. 9), приводимую в ней информацию об арт-терапии вряд ли можно назвать полной и объективной. Большая ее часть почерп­нута из зарубежных изданий 25-30-летней давности. При описании же отечест­венных достижений в этой области ничего не говорится о существовании в нашей стране арт-терапевтической ассоциации, издаваемом ею журнале «Исцеляющее искусство», о проведении курсов базовой арт-терапевтической подготовки и суще­ствовании весьма интересных практических центров, использующих методы арт-терапии.

Не упомянуты и появившиеся в последние годы книги по арт-терапии на рус­ском языке (Копытин, 1999; Копытин, 2000), благодаря которым многие впервые узнали о реальной арт-терапии. Их, конечно же, явно недостаточно, и существует настоятельная потребность в ознакомлении отечественных читателей с историей развития, теоретическими основами и методами арт-терапии в рамках ее всесто­роннего, системного описания.

На наш взгляд, такое системное описание должно было бы включать:

• характеристику арт-терапии в качестве самостоятельного психотерапевти­ческого направления, органически связанного с социальным, культурным, политическим и институциональным контекстами;

• представление об арт-терапии как о профессиональном движении, связан­ном с сообществом специалистов, объединенных на основе определенной системы теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов;

• анализ разнообразных лечебно-коррекционных факторов арт-терапии;

• описание арт-терапевтического процесса как ряда закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом;

• характеристику особенностей групповой арт-терапии и арт-терапевтической группы.

Данная книга представляет собой попытку подобного системного описания арт-терапии. Поскольку оно включает в себя несколько аспектов системного анализа, было бы ошибочно рассматривать используемое нами понятие «системная арт-те­рапия» в качестве прямого аналога системной семейной психотерапии. Стремясь к наиболее полному и всестороннему анализу арт-терапии как метода с характер­ными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия и динамикой раз­нообразных происходящих в процессе работы изменений, автор использовал различные теоретические модели. Поэтому его подход можно было бы также назвать эклектическим. Автор считает использование этого подхода наиболее оправданным, с учетом как особенностей самого метода, появившегося на стыке различных дисциплин и форм праксиса, так и современного этапа развития арт-терапии.

В последние годы активно разрабатываются новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевиоральные и гуманистические представления о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При их разработке широко привлекаются элементы общей теории систем, социальных теорий и теории культуры. Так, например, в значительной мере благодаря использованию представлений общей теории систем и постмодернистских концепций в арт-терпевтической среде растет осознание ограниченности любых «зонтичных» теорий ортодоксальной психологии и психиатрии с их стремлением объяснять человеческое поведе­те и опыт в рамках какой-либо одной теоретической модели. Методологический плюрализм при анализе проблем современного человека и определении подходов их решению оказывается более адекватным существующим реалиям жизни и способствует развитию таких форм арт-терапии, которые учитывают пол и возраст, расовую и этническую принадлежность, культурный и социальный опыт и иные особенности пациентов. Эта тенденция связана с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание этих понятий в значительной мере определяется социальными институтами, дискурсивными мо­лями культуры, системой ценностей и установок представителей различных профессиональных групп. Современная арт-терапевтическая теория, а также эф­фективное использование методов практической работы и исследований невоз­можны без критического изучения социальных структур и принятых в обществе способов репрезентации психического опыта. Это, в свою очередь, требует освое­ния арт-терапевтами тех «территорий», которые традиционно занимали социоло­ги и теоретики культуры, а также всестороннего анализа языковых и невербаль­ных (в частности, визуальных) дискурсивных моделей.

Большое внимание уделяется в последнее время изучению невербальной ком­муникации, в связи с чем в поле зрения специалистов включаются различные фор­мы творческой экспрессии участников арт-терапевтического процесса. Есть вес­кие основания считать, что более глубокое понимание ими механизмов невербаль­ной коммуникации и разных форм творческого самовыражения позволит сделать арт-терапевтическую работу более эффективной. Этому может способствовать освоение арт-терапевтами некоторых форм и стратегий современного искусства, в частности таких как инсталляция, перформанс, работа с объектами и др. К со­жалению, в современной арт-терапевтической литературе всем этим вопросам уде­ляется явно недостаточное внимание. С учетом этого одна из глав книги целиком посвящена их обсуждению и содержит многочисленные примеры, иллюстрирую­щие особенности невербальной коммуникации в арт-терапии и использование ин­новационных форм работы мультимодального характера.

Книга отражает теоретические взгляды, клинический и исследовательский опыт автора. В первых двух ее частях изложены исходные арт-терапевтические представления и авторская концепция арт-терапии, а третья часть посвящена результатам клинического применения этой концепции и исследованию по стан­дартизации рисуночного теста Сильвер. В главе 9 приводится описание арт-тера­певтической работы в клинических условиях, начиная с этапа ее планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов и выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию избранных форм арт-терапевтической работы, а также расширению ее клинической и социальной базы. Этот материал отражает проделанную автором книги работу по практической реализации системного под­хода и связанных с ним моделей научных исследований в арт-терапии. Так, напри­мер, при изучении эффектов применения арт-терапии в работе с душевнобольны­ми автор стремился учесть особенности институциональной культуры и полити­ки государственного психиатрического учреждения, систему отношений и опыт пациентов, имеющиеся в их распоряжении культурные, социальные, микросоци­альные и экономические ресурсы, а также множество других факторов контексту­ального характера.

При проведении российской стандартизации рисуночного теста Сильвер осо­бое внимание обращалось на изучение культурно-зависимых и культурно-незави­симых переменных графической продукции. Результаты этого исследования ука­зывают на значительные различия между рисунками респондентов разного пола, возраста и культурной принадлежности и подтверждают то, насколько важным для любого современного исследования является сохранение «постмодернистской сенсибильности», связанной с пристальным вниманием к различным системным п внесистемным феноменам.

В последние годы заметно активизировались контакты между представителя­ми арт-терапевтических сообществ разных стран. Осуществление международных образовательных и исследовательских проектов, интенсивный обмен информаци­ей в этой области диктуют необходимость в выработке единых принципов и стан­дартов арт-терапевтической деятельности и такой системы теоретических пред­ставлений, которая обладала бы высокой «конвертируемостью». Автор книги убежден в том, что теоретическая «нейтральность» системного подхода в сочета­ли с постмодернистской «интертекстуальностью» могла бы служить основой профессиональной коммуникации и использования стратегии «метаописаний» в современной арт-терапии.

Данные особенности системного подхода и постмодернистской парадигмы выступают в качестве предпосылки интерактивности арт-терапии, а также высокой самокритичности, мобильности и профессионализма специалистов и их способности к эффективной работе в условиях современного мультикультурного общества. В качестве самостоятельного направления в психотерапевтической работе и вида профессиональной деятельности арт-терапия стала развиваться сравнительно недавно. Чутко реагируя на происходящие в обществе в последние несколько десятилетий изменения, представители арт-терапевтического направления смогли создать не только определенную систему теоретических представлений, но и раз­ную сеть услуг, предлагаемую представителям самых разных социальных групп, а современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание многообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных мо­лях культурного и профессионального дискурса. В контексте постмодернизма г одна из существующих ныне теорий психологии или психотерапии не может считаться достаточной и более «истинной», чем другие. А потому автор книги надеется, что, воспользовавшись его опытом и мыслями, читатели будут искать свои ответы на вопросы, что такое арт-терапия и как ее можно было бы использовать.

Признавая относительность любой системы взглядов, он также надеется на то, что читатели смогут выходить за пределы существующих теоретических и идеологических схем и обращаться к практике как основному средству проверки эффективности выбранных ими методов. В этом смысле позицию автора можно было назвать прагматичной и открытой для освоения новых представлений и форм опыта. «Самое важное в структуре — не структура, а то, что выводит за ее пределы... За пределы структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, событие, свобода» (Автономова, 1991). Для автора этой книги арт-терапия как раз является таким случаем, шансом, событием и свободой, и он хотел бы, чтобы она стала тем же самым для многих других — клиентов и тех специалистов, которые осваивают или уже используют арт-терапевтические методы.

 

Часть I

Основные понятия.

Концепция системной арт-терапии

 

Глава1 Определение арт-терапии

 

...Коль скоро нечто важное, однако, совершается... значит, самое главное в структуре — не структура, а то, что вы­водит за ее пределы.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 863 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)