АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Интеркультуральные исследования в арт-терапии и российская стандартизация рисуночного теста Сильвер
В этой главе будут представлены некоторые результаты интеркультурального арт-терапевтического исследования с использованием рисуночного теста Сильвер (511-уег, 1983а, 1983Б, 1990, 1996). Данный материал может представлять интерес по целому ряду причин:
1) он знакомит отечественных читателей с новой и имеющей чрезвычайно большие возможности диагностической арт-терапевтической методикой;
2) он является примером сотрудничества специалистов разных стран и регионов Российской Федерации в рамках общего исследовательского проекта;
3) он демонстрирует возможности количественных методов исследований в арт-терапии;
4) на примере одной из диагностических методик показывается богатый потенциал арт-терапии в плане ее использования не только в клинической практике, но и в системе образования, где она применяется в последние годы все более активно;
5) с точки зрения развиваемой нами системной концепции арт-терапии результаты данного исследования красноречиво свидетельствуют о том, сколь большое влияние на процесс и результаты изобразительной деятельности оказывают культуральные и социальные факторы, а также пол, возраст клиента и иные переменные.
Согласно имеющимся публикациям (51К'сг, 1983а, 1983Ь, 1990,1996, Аллессандрини и др., 2001), рисуночный тест Сильвер (РТС) показал свою ценность в оценке невербального, пространственного мышления, а также эмоциональной сферы и отношения испытуемых к самим себе и окружающим. Благодаря проведенным исследованиям удалось показать обоснованность лежащего в основе теста конструкта невербального, пространственного мышления (операционального мышления, по Ж. Пиаже), которое, наряду с вербальным мышлением, является инструментом переработки различной информации. В рамках новых концепций познавательной деятельности, в частности концепции «множественного интеллекта», этот вид мышления не только может являться составной частью интеллекта большинства людей, но в некоторых случаях получает преимущественное развитие (например, у лиц «художественного склада», при наличии нарушений речи или слуха и в других случаях). В связи с этим РТС может быть использован для выявления лиц с художественными способностями, а также тех лиц, у которых при невысоких показателях вербального мышления или нарушениях вербальной коммуникации имеется высокий уровень невербального мышления.
Как отмечает Сильвер (ЗПуег, 1996), «цель разработки теста состояла в том, чтобы создать инструмент для оценки когнитивных способностей у тех людей, которым из-за речевых нарушений тяжело понимать других или быть ими понятыми. Тест позволяет решать четыре задачи: "обходить" язык в оценке способности решать концептуальные проблемы; обеспечить большую точность в оценке когнитивных способностей и недостатков, которые могут остаться незамеченными при использовании вербальных тестов; облегчать раннюю идентификацию детей и подростков, подверженных депрессии, и оценивать динамику когнитивного развития, а также эффективность образовательных и психотерапевтических программ» (р. 1).
Несмотря на значительный объем работы по стандартизации и валидизации РТС в США (511уег, 1983а, 1990,1996) ив Бразилии (Аллессандрини и др., 2001), его вряд ли можно считать достаточным. Так, в последнем издании Методического руководства РТС (5Пуег, 1996) приводятся сведения о нормативных данных в разных возрастных группах. Хотя некоторые возрастные группы включают более 100 испытуемых, отдельные группы состоят всего из 16-30 человек. Кроме того, есть основания полагать, что показатели теста зависят не только от индивидуальных особенностей испытуемых, но и от культуральных и иных контекстуальных влияний. С точки зрения системной концепции арт-терапии (Копытин, 2001) на процесс и результаты художественной экспрессии влияют не только внутренние (состояние, личностные особенности, установки и ожидания клиента и его отношения со специалистом и т. д.), но и внешние факторы, связанные с институциональным и семейным окружением, экономикой, политикой, культурой, правовым контекстом и т. д. На необходимость учета контекстуальных факторов, влияющих на результаты исследований интеллекта, указывают многие занимающиеся психодиагностикой авторы, в частности Анастази (Анастази и Урбина, 2001). Проведенная в Бразилии стандартизация РТС свидетельствует о значимых отличиях показателей теста у бразильских испытуемых от американцев. Обращают на себя, в частности, более низкие результаты выполнения всех трех заданий, а также общие оценки теста в большинстве возрастных групп бразильцев. Вместе с тем бразильские авторы, так же как и Сильвер, указывают на общий рост показателей теста с возрастом и уровнем образования. Кроме того, они обращают внимание на связь этих показателей с типом школы (государственная или частная).
Результаты выполнения заданий РТС у лиц мужского и женского пола в разных странах (США, Бразилия, Австралия) имеют противоречивый характер. Так, Аллессандрини с соавторами (2001) указывают на более высокие показатели задания на прогнозирование у лиц мужского пола, в то время как результаты австралийских исследований имеют противоположный характер (НипГег, 1992). При этом бразильские исследователи указывают на отсутствие каких-либо различий между мужчинами и женщинами по шкале эмоционального содержания рисунков, хотя Сильвер (1996) констатирует более частое появление у испытуемых мужского пола рисунков с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 913 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
|