АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Задание на воображение. Задание на воображение позволяет оценить способность испытуемых к решению концептуальных задач невербальными средствами

Прочитайте:
  1. C - Задание 12
  2. C - Задание 16
  3. C - Задание 17.
  4. C - Задание 19.
  5. C - Задание 20
  6. C - Задание 21.
  7. C - Задание 22
  8. C - Задание 23
  9. C - Задание 24
  10. C - Задание 25

Задание на воображение позволяет оценить способность испытуемых к решению концептуальных задач невербальными средствами, в том числе их способность вы­бирать и комбинировать стимулы и представлять на их основе историю. Испы­туемым показывается серия из 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и различных предметов и предлагается, выбрав два рисунка, создать на их основе свой собственный рисунок, при желании что-то добавив к стимульным изображениям или что-то в них изменив.

После завершения рисования испытуемые должны дать своему рисунку назва­ние и сочинить короткую историю о том, что он изображает (если испытуемый не умеет писать, экспериментатор записывает, что тот говорит).

Способность выбирать (содержание рисунка): использование данного пункта оценки обосновывается Сильвер с точки зрения представления о том, что эта спо­собность может характеризоваться разным уровнем зрелости (перцептивным, функциональным или концептуальным, то есть абстрактным). «Задание на вооб­ражение, — пишет она, — основано на предположении о том, что испытуемые, ко­торые выбирают рисунки, исходя из того, чего нельзя увидеть, или представляя изображенные предметы или существа как относящиеся к определенному классу, обладают способностью выбирать на абстрактном уровне (5 баллов), и что более низкие уровни этой способности, основанной на перцептивных свойствах предме­тов или их функциональной группировке, могут быть также соответствующим образом оценены» (р. 13).

Способность комбинировать (форма рисунка): использование данного пункта оценки основано на том, что способность к восприятию и представлению предме­тов на основе их объединения в единую систему развивается постепенно. «Испы­туемые, которые объединяют элементы изображения в единую систему, имеют более высокий уровень данной способности (оцениваемый в 5 баллов), и что бо­лее низкие уровни развития данной способности... могут также быть оценены со­ответствующим образом» (р. 14). Так, например, при более низком развитии этой способности персонажи и предметы могут «плавать» в пространстве и быть свя­занными скорее близостью, а не их расположением на «базисной линии». Более низкие уровни развития этой способности также выражаются в том, что рисунок не передает глубину пространства и т. д.

Способность представлять историю (творческий потенциал): использование это­го пункта оценки основано на том, что способность ребенка представлять историю имеет сначала подражательный и пассивный характер, но постепенно приобрета­ет более активный характер. Кроме того, при использовании данного пункта оцен­ки Сильвер принимала во внимание некоторые результаты изучения особенно­стей мышления творческих личностей, указывающие на то, что эти люди отлича­ются оригинальностью, независимостью, развитой способностью к игровым видам деятельности, свободному обращению с идеями и понятиями, развитым чувством юмора и другими признаками (Тоггапсе, 1962, 1980). С учетом этого, оценка дан­ной способности предполагает идентификацию разных уровней ее развития, в том числе тех, которые связаны с подражанием и пассивным копированием стимульного материала (имитация), в его изменении и усложнении (реструктуризация), а также в большей или меньшей оригинальности и выразительности изображения, наличии в нем скрытого смысла и метафоричности, проявлении игрового начала и чувства юмора и т. д. «Задание на воображение, — пишет Сильвер, — основано на предположении, что испытуемый, в чьих рисунках проявляются оригиналь­ность, выразительность и игровое начало, имеет высокий уровень творческих спо­собностей (оцениваемый в 5 баллов) и что более низкие уровни развития творче­ских способностей, основанные на имитации и использовании стереотипов, так­же могут быть оценены соответствующим образом» (р. 15). Образцы стимульных рисунков к третьему заданию и различные примеры оценки результатов его вы­полнения приводятся в зарубежных (511уег, 1983а, 1990, 1996) и отечественных изданиях (Сильвер и Копытин, 2002) методического руководства по использова­нию теста.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 605 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)