АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Глава 4. процесс и его системное описание

Прочитайте:
  1. I. Общая часть Глава 1. Исторический очерк
  2. III. Профилактика и лечение туберкулеза Глава 22. Профилактика туберкулеза
  3. L Глава 2. Светолечение (фототерапия)
  4. Глава (Now)
  5. глава (Now)
  6. Глава (Then)
  7. ГЛАВА 1
  8. Глава 1
  9. Глава 1
  10. Глава 1

Арт-терапевтическии

процесс и его системное описание

В современной арт-терапевтической литературе понятие арт-терапевтического процесса обозначает разнообразные изменения в поведении, состоянии и отноше­ниях клиента и психотерапевта в ходе их совместной работы, приводящие в конеч­ном счете к достижению определенных психотерапевтических результатов. Пред­полагается, что, как и любая психотерапевтическая работа, арт-терапевтический процесс также имеет начало, середину, совпадающую с моментом наиболее значи­мых для успеха психотерапии изменений, и завершение (терминацию). Признает­ся также, что на динамику арт-терапевтического процесса оказывают влияние са­мые разные факторы, в связи с чем в одних случаях она может быть наиболее вы­раженной, а в других — минимальной.

Имея много общего с любым процессом психотерапии, арт-терапевтический процесс обладает своими особенностями. Они в значительной степени связаны с тем, что отношения клиента и психотерапевта опосредуются изобразительной де­ятельностью клиента и отражают процесс художественной экспрессии. Посколь­ку этот процесс, как было отмечено в первой главе, имеет стадийный характер, это так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса. В свою очередь отношения клиента и психотерапевта и их изменения в арт-терапевтическом про­цессе отражаются на художественной экспрессии клиента.

В истории арт-терапии имели место попытки описания происходящих в арт-те-рапевтическом процессе изменений с использованием тех или иных подходов, од­нако они трактовались при этом весьма противоречивым образом, что было связано со стремлением исследователей следовать достаточно жесткой системе представлений и рассматривать эти изменения в рамках какой-либо одной теории. Вме­сте с тем, как отмечает Б. Болл (2001), «имеется явный дефицит системных иссле­дований тех моментов арт-терапевтического процесса, которые связаны с реаль­ными изменениями в состоянии и взаимоотношениях пациента и арт-терапевта. Именно такие исследования могли бы помочь нам приблизиться к пониманию за­гадочных механизмов лечебного воздействия арт-терапии. В прошлом необходи­мость в наблюдениях за изменениями в ходе арт-терапевтического процесса, как правило, игнорировалась. При этом для его описания автоматически применялись определенные теоретические представления. Между наблюдениями за реальным арт-терапевтическим процессом и его теоретическим обоснованием существует тесная диалектическая связь... Наблюдения <...> обусловлены личным и профес­сиональным опытом специалиста, а также его теоретическими представлениями... В то же время он должен сохранить высокую степень восприимчивости к тому, что происходит в ходе сессий между психотерапевтом и клиентом, а также в их внут­реннем опыте» (с. 14-15).

Новые подходы к исследованию арт-терапевтического процесса, таким обра­зом, могли бы предполагать:

• во-первых, наблюдение за самыми различными проявлениями в поведении и состоянии его участников;

• во-вторых, осторожность в использовании тех или иных теоретических мо­делей, необходимую для того, чтобы сохранить высокую степень открыто­сти исследователя к изучению новых явлений и того, что он не может объяс­нить в рамках существующей теории.

В данной главе делается попытка системного описания арт-терапевтического процесса. При этом наряду с эклектическим использованием элементов разных теоретических подходов нами применяются некоторые положения общей теории систем, дополняемые стратегией постмодернистского «деконструирования», ко­торое можно рассматривать в качестве одного из метаметодов современного научного познания. Несмотря на то что использование общей теории систем не мо­жет являться «исчерпывающим», одно из ее несомненных достоинств, по мнению Д. Фримена (2001), «заключается в том, что она дает достаточно широкую и де­тально разработанную теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с дру­гом разные теории и сформировать целостную картину разного уровня сложно­сти» (с. 57). Он также отмечает, что «одним из достижений системного подхода является то, что он позволил определить системный характер поведения, не стре­мясь при этом к уточнению преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход, подчеркивая таким образом общность системных принципов поведения, отличается теоретической "нейтральностью"» (там же, с. 58).

На сегодняшний день системный подход с успехом реализуется, в частности, в системной семейной психотерапии (МтисЫп & ПзЬтап, 1981; На1еу, 1971; Фримен, 2001), а также в некоторых направлениях групповой динамической пси­хотерапии (см., например, МсКегше, 1997). Системный подход также реализу­ется в контексте новых микроаналитических качественных исследований психо­терапевтического процесса (ИЬо^ез & СгеепЬег§, 1994; Заггап & Мигап, 1994).

В последние годы стали появляться и отдельные публикации, посвященные сис­темным исследованиям в арт-терапии (Ва11, 2000; Болл, 2001). Вместе с тем этих работ явно недостаточно.

При системном описании арт-терапевтического процесса автор исходил из следуюших основных представлений.

1 Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента, пси­хотерапевта и изобразительный материал/продукцию и обладающую раз­ными системными характеристиками (открытость, наличие информацион­ных каналов, связывающих составляющие ее элементы друг с другом и с внешней средой, способностью к целеполаганию)[2].

В качестве иллюстрации данного представления предлагаем воспользо­ваться рис. 1.

2. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-те­рапии имеют определенные структурные, функциональные и генетиче­ские характеристики. Ее структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиен­та и психотерапевта и ролевыми аспектами их взаимодействия. К функци­ональным характеристикам данной системы можно отнести многообразиеформ поведения и состояния клиента и психотерапевта в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессией клиента интеракции, направ­ленной в конечном счете на достижение психотерапевтического результа­та. К генетическим характеристикам данной системы относится изменение характера психотерапевтических отношений, а также поведения и состо­яния клиента и психотерапевта на разных этапах психотерапевтического процесса.

3. Различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт-терапевтическом процессе интервенции могут рассматриваться в ка­честве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов, что связано с прогрессивной дифференциацией данной системы и проявлением механизма динамического равновесия.

4. Связанная с арт-терапевтическим процессом прогрессивная дифференци­ация данной системы проявляется в формировании каналов энергоинфор­мационной связи с окружающей средой; распределении функций между ее элементами; совершенствовании механизмов обратной связи; повышении степени структурности и т. д. Происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях — внутриличностном (изменения в состоянии, установ­ках, способах психического реагирования клиента и психотерапевта); меж­личностном (изменения в отношениях клиента и психотерапевта); социаль­ном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).

5. С учетом того, что изобразительные материалы/продукция являются тре­тьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии, опосредующим взаимодействие клиента и специалиста и в то же время вы­ступающим в качестве одного из механизмов их связи друг с другом и с вне­шним миром, художественная экспрессия клиента и создаваемая им изо­бразительная продукция в значительной мере отражают происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения разно­го уровня: внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений.

На основе наблюдений за реальным арт-терапевтическим процессом можно го­ворить о его следующих основных этапах:

• подготовительном этапе;

• этапе формирования отношений и начала изобразительной деятельности клиента;

• этапе укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента;

• завершающем этапе (терминации).

 

Подготовительный этап

Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает:

• первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и опре­деление показаний для арт-терапии;

• разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической ра­боты, основных правил его поведения и тех возможностей для художествен­ной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;

• заключение психотерапевтического контракта, регламентирующего общие
цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продол­жительность сессий и другие моменты;

• создание «безопасного пространства».

Несмотря на то, что арт-терапия может использоваться максимально широким кругом клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целе­сообразным может быть ее использование с тем или иным клиентом. Показания для применения арт-терапии определяются характером проблем или заболевания клиента, степенью имеющихся у него психических или физических ограничений, возрастом, его коммуникативными возможностями, уровнем мотивации к арт-те­рапевтической работе, ожиданиями от нее и рядом других факторов. Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психотерапии (например, олигофрены, лица с тяжелыми психическими заболева­ниями или речевыми нарушениями, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно зани­маться с арт-терапевтом индивидуально или в группе. Это связано с тем, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выра­жать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, развития невербального мыш­ления и других функций.

Тем не менее принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-кор-рекционного метода арт-терапия подходит прежде всего клиентам с негрубой пси­хической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серь­езные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже с ними арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реаби­литационной программы, дополняя методы биологической терапии, социальную работу и иные формы психотерапии.

Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрос­лыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних ба­рьеров для их выражения (например, у лиц с посттравматическим стрессовым рас­стройством, наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.). Это не значит, конечно же, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей ху­дожественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выразить свои мысли и переживания с большей полнотой и убе­дительностью.

Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной работы сколь-либо большого значения при этом не имеет. При определении пока­заний к проведению арт-терапии специалист может отчасти ориентироваться на те критерии, которые используются при отборе клиентов для использования иных форм психотерапевтической работы. При этом он учитывает ту информацию, ко­торая содержится в направлении, и то, что сообщает ему сам клиент (или его род­ственники и прочие лица). В некоторых случаях могут использоваться иные ис­точники информации: так, при работе психотерапевта в социальной сфере это могут быть сведения от социального работника; при работе в школе — сведения от педагога или психолога и т. д.

Многое может проясниться в ходе первой встречи с клиентом, когда психоте­рапевт выясняет его основные жалобы или проблемы, собирает сведения об истории его жизни, оценивает его биопсихосоциальный статус, время появления у клиента тех или иных нарушений и их изменение с течением времени, а также опреде­ляет ожидания клиента относительно арт-терапевтической работы. Кроме того, в хо­де первой встречи с клиентом психотерапевт также объясняет ему основные прави­ла и условия проведения арт-терапии, а также содержание и общие задачи работы. Принципиально важным моментом подготовительного этапа арт-терапевтического процесса является получение от клиента добровольного согласия на прове­дение арт-терапии, что, конечно же, невозможно без его информированности о ха­рактере, задачах и содержании арт-терапевтической работы. Поэтому психотера­певт должен предоставить клиенту эту информацию. Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными пред­ставителями, если клиент несовершеннолетний или имеет ограничения дееспособ­ности) условий психотерапевтического контракта. Контракт регламентирует ос­новные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, общее число сессий, их частоту и продолжительность, взаимные обязательства сто­рон, порядок и размер оплаты услуг специалиста и другие моменты. Хотя соблю­дение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом является одним из основополагающих этических принципов его деятельности, этот момент может быть дополнительно оговорен в контракте. То же самое относится и к условиям хранения художественных работ клиента и праву его собственности на свою изоб­разительную продукцию.

В ходе первой встречи с клиентом психотерапевт обычно объясняет, в чем бу­дет заключаться их совместная работа; что клиент может, а чего не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета, использовать изоб­разительные материалы опасным для себя и окружающих образом). Как правило, психотерапевт подчеркивает, что эта работа не предполагает наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений». Он дает клиенту понять, что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом сво­их чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении изобразительных материалов. При этом целесообразно добавить, что это будет необходимо или весь­ма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.

К подготовительному этапу арт-терапевтического процесса относится также создание «безопасного» пространства, что является важным условием установле­ния психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной де­ятельности. Безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и психотерапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости. Поскольку арт-терапевтическая работа связана с использованием различных изобразительных материалов, они также могут рас­сматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтического про­странства. Это имеет непосредственное отношение к оформлению арт-терапевти­ческого кабинета и его оснащению соответствующими инструментами и материа­лами. К. Кейз и Т. Делли отмечают, что «каждый приходящий в арт-терапевтический кабинет человек использует его по-разному и устанавливает с арт-терапевтом уникальные отношения. И хотя одно и то же пространство каждый клиент воспринимает по-своему, оно всегда будет играть одинаковую роль, являясь не только фактическим местом пребывания клиента, арт-терапевта и изобразительных материалов, но и символическим пространством» (Сазе & Оа11еу, 1992, р. 20).

Арт-терапевтический кабинет обладает уникальной атмосферой, обусловлен ной тем, что клиенту здесь предоставлены такие условия и средства для выражения им своих чувств и мыслей и действуют такие правила, которые отсутствуют за его пределами. Немаловажное значение имеет и позиция самого психотерапевта и хотя стиль его работы и используемые им методы могут быть различны, эта позиция, как правило, отличается недирективностью и мягкостью. С этой точки зрения арт-терапевтический кабинет можно рассматривать в качестве своего рода «фасилитирующей среды». Понятие «фасилитирующая среда», как известно, было введено Д. Винникоттом для обозначения той среды, которая создается матерью в ее отношениях с ребенком в первые годы его жизни и позволяет ребенку свободно манипулировать «транзитными объектами». Арт-терапевтический кабинет и его оснащение могут поэтому рассматриваться как то пространство, в котором роль «транзитных объектов» выполняют различные изобразительные материалы средства изобразительной деятельности.

Все это, по-видимому, дало основание Д. Шаверьен описать арт-терапевтиче­ский кабинет следующим образом: «Что бы здесь ни происходило, оно будет в ток или иной степени отделено от повседневной жизни и является предметом для на­блюдения. Это имеет очень большое значение, так как без ощущения вынесенной: за пределы внешнего мира пространства будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно — то есть так же, как мы ведем себя в по­вседневной жизни. Наличие определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту от­страниться от внешнего мира и дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за своим собственным поведением» (ЗсЬауепеп, 1989, р. 149).

Таким образом, основными задачами психотерапевта на подготовительном эта­пе арт-терапевтического процесса являются следующие.

1. Создание атмосферы высокой терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и пере­хода клиента к изобразительной деятельности, что достигается за счет за­ключения психотерапевтического контракта, эмпатических качеств психо­терапевта, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета.

2. Структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психотерапевтом посредством разъяснения клиенту правил поведения в арт-терапевтическом кабинете, основных задач и содержания работы, опре­деления взаимных обязательств сторон и знакомства клиента с оборудова­нием арт-терапевтического кабинета.

Пользуясь системными определениями, можно сказать, что на данном этапе арт-терапевтиченского процесса происходит следующее:

• моделирование системы психотерапевтических отношений и ее структур­но-функциональных параметров (что связано со знакомством клиента и психотерапевта, обозначением пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, определением взаимных обязательств сторон и ос­новных правил их поведения);

• определение информационных, энергетических и материальных ресурсов системы, что связано со сбором психотерапевтом исходной информации о клиенте и оценкой его биопсихосоциального статуса, первичным налажи­ванием с ним эмпатического контакта, знакомством клиента с имеющими­ся в арт-терапевтическом кабинете материалами и инструментами изобра­зительной деятельности, определением показаний для арт-терапевтической работы и ее общей продолжительности, а также частоты и продолжитель­ности сессий);

• целеполагание (исходя из оценки биопсихосоциального статуса клиента, его основных жалоб и проблем и имеющихся материальных, энергетических и информационных ресурсов системы).

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 847 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)