АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Н. С. Автономова (Постструктурализм // Соврем/чтиц западная философия: Словарь)

 

 

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практиче­ской деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моде­лей арт-терапии и степени их «зрелости».

Можно привести примеры различного понимания арт-терапии представителя­ми ее различных школ и направлений. Одна из родоначальниц американской арт-терапии — Маргарет Наумбург — подчеркивала, что «арт-терапсвтическая прак­тика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, явля­ющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее и виде образов, чем в словах... Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена спо­собность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах...».

М. Наумбург имела психологическое образование и прошла затем подготовку в области психоанализа. Начав использовать в своей психоаналитической работе с детьми рисуночные техники, она рассматривала их главным образом в качестве инструмента исследования бессознательных процессов. Наумбург полагала, что, когда клиент в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии в рисунках, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, клиент постепенно двигается к их осознанию. Развивая концепцию динамически-ориентированной арт -терапии. Наумбург подчеркивает значимость отношении клиента и психотерапев­та. Достижение в ходе арт-терапии сколь-нибудь значимых и устойчивых лечеб­ных аффектов, по ее мнению, вне психотерапевтических отношений было бы вряд ли возможно.

Несколько иного взгляда на арт-терапию и связанные с ней факторы лечебно­го воздействия придерживалась соотечественница М. Наумбург - Эдит Крамер. Она считала возможным достижение положительных аффектов арт-терапии прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художествен­ного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Она отмечает, в частности, что «художественное творчество является средством обогащения субъективного опыта за счет того, что оно способно быть его эквивалентом. Благодаря этому человек может выбирать, варьировать и вос­производить заново по своему желанию разные виды опыта. В процессе творче­ского акта внутренние конфликты переживаются вновь и в конечном счете разре­шаются».

В отличие от М. Наумбург, Э. Крамер не придает большого значения связан­ному с психотерапевтическими отношениями переносу и считает, что художест­венный образ сам по себе обладает достаточными возможностями для «удержива­ния» переживаний клиента и трансформации характерных для пето деструктив­ных проявлений в более сложные чувства.

Весьма показательно то, как трактует лечебное воздействие художественного творчества другой пионер арт-терапевтического направления — британец Адриан Хилл. Он первым в Европе стал использовать термин «арт-терапия» в своих пуб­ликациях, однако, в отличие от Наумбург и Крамер, связывал исцеляющие воз­можности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлече­ния пациента от «болезненных переживаний». «Побуждая больного человека вы­ражать своп переживания в визуальной форме, можно «вылечи п.» его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. В других случаях это приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир. Благодаря созданию новых образов и целой серии художествен­ных работ человек <...> отвлекается от своих физических недостатков и концент­рирует внимание на том, что помотает ему освободиться от страданий» (Хилл 1945 p33).

Хотелось бы также процитировать соотечественницу Хилла - Ирену Чампер­нон, позиция которой существенно отличается от позиции Хилла. Ее деятельность оказала заметное влияние на развитие британской арт-терапии и становление но­вых форм работы с психиатрическими пациентами. В отличие от художника А. Хилла, И. Чампернон получила психоаналитическое образование, и, хотя во время обучения на нее сильное впечатление произвел Адлер, влияние Юнга ока­залось наиболее значимым. Учась у Юнга и проходя личный анализ, она убедилась в значительных психотерапевтических возможностях художественного творче­ства. Для подхода Чампернон характерно сочетание аналитических процедур с со­зданием условий для самостоятельных занятий пациентов художественным твор­чеством, что было реализовано ею на базе частной клиники под названием Уитмид-центр. В своей статье «Арт-терапия в Уитмид-центре» она, в частности, пишет: «Более 25 лет назад я пришла к осознанию того факта, что слова, в особенности проза­ическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глу­боких наших переживаний. Для меня стало ясно, что наш внутренний мир наполнен ви­зуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящи­ми вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Эти образы являются не только средством коммуникации между людь­ми, хотя в нашей деятельности это проявляется весьма наглядно, но и средством ком­муникации между бессознательным и сознанием». Можно было бы привести еще немало примеров различного понимания арт-те­рапии и механизмов ее лечебного воздействия, однако приведенные цитаты из ра­бот основоположников арт-терапевтического направления на Западе свидетель­ствуют о том, что одни из них делали акцент на том, что художественное твор­чество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие — на том, что оно само по себе спо­собно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям, тре­тьи — на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от «патологической интроспекции» и созда­нию положительного настроя. Несмотря на различие позиций, все они так или ина­че сочетаются в современном определении арт-терапии.

«Если говорить просто, — пишет Т, Делли, — то арт-терапия связана с использованием изобразительного творчества и иных форм визуальной экспрессии с психотерапев­тической или лечебной целью. Однако если учесть, что визуальная экспрессия может быть представлена и каракулями маленького ребенка, и глиняными поделками инва­лида, и графическими работами переживающей депрессию женщины, станет очевидно, что понятие арт-терапии является комплексным и многогранным. Вопрос заключается в том, всегда ли мы можем назвать визуальную экспрессию изобразительным искусст­вом, а также в какой мере оно является эффективным и почему» (Оа11еу, 1984, р. XII)

 

Анализируя различные точки зрения на арт-терапию и используя при этом со­циологические представления, Д. Уэллер (Ша11ег, 1991) предлагает использовать гак называемую «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтические методы специалистов являются факторами осознания ими «социальной миссии» арт-терапии и того, что ее становление и развитие представляют собой слож­ный эволюционный процесс, тесно связанный с протекающими в обществе политическими, экономическими и культурными процессами. Процессуальная модель арт-терапии, по мнению Д. Уэллер, позволяет учитывать тот факт, что представители арт-терапевтического сообщества могут придерживаться различных взгля­дов, но именно благодаря этому в русле общего арт-терапевтического направле­ния могут формироваться новые школы, методы и сегменты. «Различные сегменты (профессиональные сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентич­ностью и разным пониманием прошлого и целей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной деятельности, помогающие им отстаи­вать свои институциональные позиции и реализовывать свою социальную миссию. Соревнование и конфликт между разными сегментами профессионального сооб­щества приводят к изменению профессиональных позиций. Благодаря исполь­зованию этой модели можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевтическом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития». Х1У-ХУ).

Процессуальная модель, предполагающая интеграцию самых разных точек зре­ния на арт-терапию и рассмотрение арт-терапевтического сообщества в качестве открытой динамической системы, в полной мере соответствует позиции автора книги, который в своем предисловии к книге А. Чепмена и М. Чепмен-Сантана (2001) писал, что «существование множества форм и направлений современной психотерапии с характерными для них и далеко не всегда согласующимися друг с другом системами представлений является вполне естественным и отвечающим культурным, социальным, экономическим и политическим реалиям современно­го общества» (Копытин, 2001).

В связи с этим было бы уместно процитировать Т. Слунеко, который в своей статье о различных направлениях современной психотерапии пишет: «Вплоть до настоящего времени немало говорится о существовании проблемы гетерогенно­сти психотерапевтических школ, которая рассматривается лишь как негативное явление, как отражение того парадоксального состояния, которое необходимо пре­одолеть. Однако можно привести веские эпистемологические и социологические аргументы в пользу того, что гетерогенность и определенные разногласия между отдельными школами являются необходимым условием существования и разви­тия психотерапии» (51ипеско, 1999, р. 133).

На современном этапе своего развития арт-терапия является одним из психо­терапевтических направлений, оформившись в то же время в некоторых странах (США, Великобритания) в самостоятельную «парамедицинскую» специальность. Будучи органично связанной с разными течениями внутри самой психотерапии и с другими дисциплинами и сферами деятельности — в первую очередь с художест­венной практикой и арт-педагогикой, историей и теорией культуры и т. д., — арт-терапия представляет собой весьма сложное и внутренне противоречивое явление. Вместе с тем автор книги считает существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественным и отвечающим плю­ралистическому контексту психотерапии, а в более широком смысле — и пост­модернистскому контексту современного общества, который является основой Для диалога и синтеза самых различных систем взглядов. Это вполне отвечает тем принципам, которые обозначены в Страсбургской декларации, где психотерапия рассматривается в качестве научной дисциплины (глава 1 Декларации), включающей в себя многообразие форм и методов, — глава 3. Многообразие точек зрения на арт-терапию и существование ее разнообразных форм и направлений сочетаются в то же время с наметившейся в последние годы тенденцией к выработке единой платформы арт-терапевтического образования и практики, о чем и свидетельствуют создание Европейского консорциума арт-те­рапевтического образования и деятельность национальных арт-терапевтических ассоциаций. Как указано в справочнике, эта организация является «средством развития и сохранения общих стандартов» в области арт-те­рапевтического образования для всех учебных заведений в рамках Европейского Сообщества, где существуют программы подготовки в области арт-терапии.

Выступая на одной из последних конференций, прошедшей в 1997 г. в Лондоне, ее председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция на­циональных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой кон­формизму и источником дивергентного мышления и поведения в сфере профес­сионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена.

Несмотря на разнообразие форм и сегментов внутри арт-терапевтического на­правления, на сегодняшний день оно представляет собой достаточно четко очер­ченную область деятельности, предполагающую использование комплекса профессиональных умений и определенной системы базисных теоретических представлений, без которых она превратилась бы в дилетантские забавы или, в лучшем случае, в одно из амплуа врача, психолога, художника или социального ра­ботника.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевтической деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или «художественной самодеятельностью». Все это может быть составной частью арт-герапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является. Чтобы разобраться, какие условия необходимы для отнесения того или иного вида деятельности к арт-терапии, хотелось бы привести цитату из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994). Что такое арт-терапия?

Арт-терапевты создают для клиента[1] безопасную среду, каковой могут являться каби­нет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стре­мясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными ма­териалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический прогресс представляет собой одну из форм диалога.

Несколько более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содер­жится еще в одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавлен­ном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специ­альных школах и социальной сфере».

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает вза­имодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художествен­ной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психо­терапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор.

Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чув­ствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознава­емого психического материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, цит. по: Ша11ег, 1991).

Весьма точное изложение основ арт-терапевтического метода содержится в ра­боте М. Бетенски; они, по ее мнению, заключаются в том, что в арт-терапии: 1) изобразительная деятельность является феноменом с определен­ной структурой; 2) клиент обучается видеть в своей изобразительной продукции некий смысл; 3) клиент обязательно дает своей изобразительной продукции точ­ное вербальное описание; 4) он учится определенным образом связывать свою изобразительную продукцию со своим внутренним опытом.

Таким образом, приведенные выше определения арт-терапии свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные и порой весьма существенные различия в трактовках этого понятия представителями ее разных школ и направлений, суще­ствуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить о ней как о вполне определенной области психотерапевтической деятельности, а именно:

1. Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобрази­тельных материалов с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.

2. Изобразительная работа клиента с изобразительными материалами про­текает в определенных условиях — в арт-терапевтическом кабинете, худо­жественной студии, ином специально предназначенном для этого помеще­нии, — помогающих создать ощущение безопасности и способствовать сво­бодному выражению клиентом содержания собственного внутреннего мира.

3. Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и возможностей художествен­ного творчества и в то же время способного к оценке содержания изобрази­тельной продукции и поведения клиента. Кроме того, он выступает как по­средник в «диалоге» клиента с изобразительной продукцией.

4. Арт-терапия предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его изобразительной

При всем этом конкретные формы и методы арт-терапевтической работы могут значительно различаться по способам вовлечения клиента в изобразительную дея­тельность; ее структурированности и управляемости со стороны арт-терапевта; спо­собам осуществления им функции «посредника» в диалоге клиента со своей изоб­разительной продукцией; степени использования им вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтических интервенций; значению, которое придается фи­гуративным, материальным и эстетическим особенностям изображения, и т. д.

Все эти различия между отдельными формами и методами арт-терапии опре­деленным образом связаны с тем, какие из факторов психотерапевтического воз­действия в ходе изобразительного творчества клиента специалист считает наибо­лее значимыми и какие способы теоретического обоснования происходящих изме­нений во внутреннем мире и поведении клиента он использует. Можно предложить, однако, что эти факторы разнообразны и что протекающие в ходе изобразитель­ной деятельности клиента коммуникативные процессы между ним, психотерапев­том и изобразительными материалами или продукцией имеют комплексный ха­рактер.

Многообразие психотерапевтических факторов в арт-терапии, а также особен­ности их проявления на разных этапах арт-терапевтического процесса и связан­ные с этим задачи и функции арт-терапевта будут в деталях рассмотрены в по­следующих главах.

 

Заключение

· История и современное состояние арт-терапии свидетельствуют о наличии в ней различных школ, зачастую совершенно по-разному трактующих поня­тие арт-терапии и связанные с ней факторы лечебного воздействия. Данные различия определяются не только характерными для той или иной страны социально-экономическими и культурными условиями, но и междисципли­нарным характером самого арт-терапевтического метода, наличием внутри арт-терапевтического сообщества различных сегментов, представляющих те или иные направления психотерапии, а также плюралистическим, постструктуралистским контекстом современного общества.

· Различие позиций представителей разных школ арт-терапии не только яв­ляется вполне естественным и закономерным явлением, но и может рас­сматриваться в качестве одной из предпосылок ее развития.

· В то же время существуют некоторые наиболее общие признаки, позволя­ющие говорить об арт-терапии как о вполне ясно очерченной области пси­хотерапевтической деятельности. К ним можно отнести использование изо­бразительных материалов для выражения клиентом содержания своего внутреннего мира; создание для этого особых условий; присутствие пси­хотерапевта рядом с клиентом в процессе его изобразительной деятельно­сти и использование им тех или иных приемов, помогающих клиенту вы­ражать свои чувства и мысли в художественной форме и осознавать связь изобразительной продукции с содержанием своего внутреннего мира.

 

Глава 2

История арт-терапии и арт-терапевтическое образование

 

 

В этой главе будут представлены краткие исторические сведения о становлении арт-терапии в качестве самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Эти сведения дают представление об арт-терапии не только как об ориги­нальном методе психотерапии, но и позволяют увидеть историю профессиональ­ного движения арт-терпевтов, которое развивалось в форме социальной инициа­тивы специалистов, объединенных определенной системой взглядов, установок и принципов профессиональной деятельности.

Очевидно, что становление и развитие арт-терапии, будучи органично связан­ным с социально-экономическим, культурным, политическим, правовым и инсти­туциональным контекстом, имеет в разных странах свою специфику. Существует немало государств, где арт-терапия еще не оформилась в самостоятельную область деятельности и представлена отдельными частными методиками. Чаще всего эти методики используются в качестве вспомогательных инструментов диагностики и лечения теми, кто не имеет всесторонней подготовки в области арт-терапии (кли­ническими психологами, инструкторами по терапии занятостью и т. д.). В то же время существуют страны, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной специальности, интегрирована в системы здравоохранения, образования и соци­ального обслуживания, где сложились программы профессионального обучения арт-терапевтов и существует развитая правовая база их деятельности. Знакомство с историей становления арт-терапии в этих странах и сравнение их опыта с опы­том других государств может быть особенно ценным для понимания особенно­стей арт-терапевтической специальности, а также тех условий и предпосылок, ко­торые способствуют ее развитию.

 

Предшественники и пионеры арт-терапии

 

Как ни странно это может показаться, но современная научная арт-терапия, при всех ее связях с разнообразными культурными феноменами, более всего близка первобытному, доисторическому искусству. Последнее, как и арт-терапия, осно­вано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора. И для арт-терапии, и для первобытного ис­кусства наиболее важен процесс творчества, искренность, полнота самовыраже­ния. И в том и другом случае изобразительные материалы и продукция выступают прежде всего в качестве инструмента динамической внутриличностной и меж­личностной коммуникации.

Архаические формы искусства как прообраз современной арт-терапии дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему искренность, непосред­ственно-действенный характер в значительной мере определили то, что для мно­гих людей народное творчество до сих пор является одним из факторов сохране­ния душевного здоровья. Закономерно, что одной из предпосылок развития арт-терапии явилось возникновение интереса к «примитивному» и доисторическому искусству, обозначившееся на рубеже XIX и XX вв.

Тем не менее было бы упрощением видеть первобытное искусство в качестве единственного или главного исторического аналога современной арт-терапии. Есть определенные основания говорить о связи современной арт-терапии с тради­циями классицизма и романтизма. Влияние классической тради­ции на арт-терапию, по мнению М. Эдвардса, проявляется в убеждении многих со­временных арт-терапевтов в том, что продукция и механизмы художественного творчества могут быть рационально истолкованы, а используемые в арт-терапии диагностические алгоритмы и психотерапевтические интервенции поддаются формализации и воспроизведению. Эдварде полагает, что влияние классической традиции наиболее ярко проявляется в психоаналитическом подходе к арт-терапии с его тенденцией рассматривать изобразительную продукцию в соответствии с определенной системой внешних, формализованных критериев, используя те или иные приемы интерпретации символических образов.

Влияние же романтической традиции, по мнению Эдвардса, прослеживается в распространенном представлении об исцеляющем характере спонтанного художе­ственного образа. Сюда же относится и убежденность в том, что спонтанное твор­чество не может быть формализовано и что любые попытки вторгнуться в творче­ский процесс, используя те или иные модели интерпретаций, будут отрицательно сказываться на его результатах. Данная позиция делает акцент на самостоятель­ном творчестве клиента, а в ее крайнем проявлении — на полном отказе психоте­рапевта от каких бы то ни было интервенций.

В определенной мере влияние классической и романтической традиций прояв­ляется в наличии в современной арт-терапии ее сциентистского и поэтически-ви­зионерского направлений. Несмотря на то что позиции представителей этих на­правлений имеют целый ряд принципиальных различий, они, по существу, допол­няют друг друга.

Усилившийся в конце XIX в. интерес к первобытному искусству дал толчок интересным сравнительным искусствоведческим, антропологическим и психоло­гическим исследованиям, в частности тем, которые рассматривали связь архаич­ного искусства с особенностями мышления первобытных народов (Фрейзер, Леви-Брюль).

Изучение архаичного искусства сопровождалось повышением интереса к дет­скому творчеству. Первыми работами, посвященными детскому творчеству, яви­лись, в частности, статьи К. Риччи, в которых рисунки детей сравниваются с рабо­тами «дикарей» и теми, что создавались в средние века и в период расцвета искус­ства декаданса. Несколько позднее появляются первые попытки использования новых подходов к художественному образованию детей и использованию ориги­нальных техник художественной экспрессии, способствующих развитию спонтан­ности и творческого воображения. Традиция изучения детского искусства, начав­шаяся в 80-е гг. XIX в. и продолжившаяся затем в первой половине XX в., оказала заметное влияние на некоторых представителей психоанализа (А. Фрейд, М. Клейн и др.), а также на многих пионеров арт-терапевтического направления, работавших в русле психодинамического подхода (М. Наумбург, М. Ловенфельд и др.).

В начале XX в. американец Ф. Шоу начинает использовать в работе с детьми так называемую технику «пальчиковой живописи», которая вскоре стала приме­няться в работе со взрослыми психиатрическими пациентами. М. Ричардсон — из­вестная поборница детского искусства в Великобритании — примерно в то же са­мое время с целью побуждения детей к спонтанному самовыражению начала при­менять «технику закрытых глаз». Она полагала, что, рисуя с закрытыми глазами, дети могут лучше настроиться на свой внутренний мир.

Вместе с интересом к детскому и «первобытному» искусству с 80-х гг. XIX в. начинает уделяться все большее внимание творчеству душевнобольных. Предпри­нимаются первые попытки осмысления их творчества с эстетических и клиниче­ских позиций. В этом отношении большое значение имели работы Ч. Ломброзо, А. Тардье и М. Симона, а также получившая широкую известность книга Г. Принц-хорна. При этом, как отмечает В. Андреоли, «клинический и эстетический интерес в этой области проявился практически од­новременно, но если клинический подход преобладал во Франции, то художест­венный — в Италии».

Ч. Ломброзо первым привлек внимание к изобразительному творчеству психи­чески больных, увидев в нем отражение их естественных потребностей в самовы­ражении. Изучая жизнь и творчество выдающихся художников, он также отметил связь между психической патологией и гениальностью и высказал предположение, что психические расстройства могут способствовать творчеству, придавая художе­ственному языку автора оригинальность и выразительность и способствуя акти­визации воображения.

Если анализ художественных работ душевнобольных с эстетических позиций был начат Ч. Ломброзо, то их изучение с клинических позиций началось с работ А. Тардье и М. Симона. Обратив внимание на особенности изобразительного сти­ля психически больных, Симон идентифицировал несколько стилей, связав их с разными видами психической патологии, чем положил начало диагностическому использованию анализа художественной продукции душевнобольных. В опреде­ленной степени Тардье и Симона можно считать основоположниками так называ­емой «нозографической традиции» в изучении продукции спонтанной творческой деятельности психически больных, которая также может рассматриваться в каче­стве одной из ветвей клинической психологии.

Немаловажным представляется наблюдение Симона, который одним из первых обратил внимание на то, что спонтанная художественная экспрессия психиатри­ческих пациентов может обеспечивать лечебный эффект.

Большой вклад в развитие нозографического подхода к изучению продукции спонтанной изобразительной деятельности психически больных внесли в дальней­шем Г. Принцхорн и представители французской школы клинической психиатрии, такие как Ж. Винчон, Р. Вольма, Ж. Делей, К. Вьяр, Ж. Бобон (с деятельностью Р. Вольма, Ж. Делея, К. Вьяра и Ж. Бобона, а также А. Базера и Л. Навратила свя­зано создание в 1959 г. Международного общества психопатологии экспрессии) и др. Работы этих исследователей можно считать примером структурно-психоло­гического анализа, психопатологической экспрессии. Хотя их дея­тельность напрямую не связана с развитием арт-терапевтического подхода, она имела большое значение для развития исследований спонтанной изобразитель­ной деятельности душевнобольных и связанных с ней лечебных эффектов. Имеет значение и то, что эти исследователи рассматривали художественную экспрессию больных как средство коммуникации и стремились к исследованию связей изоб­разительного творчества психически больных с работами примитивистов и пред­ставителей художественного авангарда, а также историей культуры в целом.

Работы Бобона, в частности, являются ярким примером структурного анализа психопатологической экспрессии. Бобон рассматривал ее в качестве особого язы­ка и указывал на связь между вербальной и художественной коммуникацией в нор­ме и при разных психических заболеваниях. Анализируя художественную продук­цию душевнобольных в рамках клинического подхода, Ж. Бобон использовал по­нятия графических неоморфизмов и параморфизмов, считая эти феномены ана­логами характерных для шизофрении неологизмов и паралогизмов. В известной степени идеи Ж. Бобона о коммуникативной природе художественного творчества душевнобольных перекликались с психоаналитическими представлениями о при­роде и функциях символической экспрессии.

Исследования вышеназванных представителей школы структурно-психологи­ческого анализа изобразительной продукции душевнобольных дополнялись теми исследованиями, которые были связаны с изучением влияния психоактивных пре­паратов и иных вмешательств на особенности восприятия при различных пси­хических заболеваниях. В этом отношении показательны работы Э. Гутмана и У. Маклея. Исследуя эффекты воздействия мескалина на пациентов, исследова­тели прибегли к анализу их изобразительной продукции. Кроме того, эти же уче­ные провели специальное исследование, пытаясь изучить, какое влияние на твор­чество Художников-профессионалов оказало их психическое заболевание. Используя технику «каракулей», через газету они проводили обследование более 9000 граждан. На основе анализа полученных рисунков они пришли к выво­ду об определенном лечебном эффекте этой техники, связав его с тем, что при со­здании «каракулей» имеет место снижение сознательного контроля над процессом рисования и развивается состояние релаксации.

Весьма интересным исследованием можно также считать работу Рейтмана. Изучая последствия лейкотомии (операции по рассечению мозолистого тела моз­га больных шизофренией), он отметил определенные изменения в характере изоб­разительной деятельности больных, перенесших эту операцию.

Помимо психиатров, занимавшихся изучением продукции спонтанного ху­дожественного творчества психически больных, в первые десятилетия XX в. рос интерес к их творчеству со стороны представителей художественного авангарда. Большое значение в привлечении внимания представителей мира искусства и ши­рокой общественности к творчеству душевнобольных имели выставки собранной Принцхорном коллекции их работ и другие выставки, организованные в тот пери­од (такие, например, как выставка в галерее Утт КазраИ в Париже в 1926 г., где было представлено 196 работ психических больных).

Психопатологическое творчество рассматривалось представителями художе­ственного авангарда в качестве яркого образца спонтанного, искреннего искусст­ва, не сдерживаемого никакими внешними условностями и способствующего про­явлению фантазии. Весьма показательно, например, что европейские сюрреалис­ты обращались к этому искусству как источнику оригинальных художественных идей и включали работы душевнобольных в организуемые ими экспозиции (на­пример, в экспозицию «Сюрреализм», прошедшую в 1947 г. в галерее в Па­риже). Ярким свидетельством того значения, которое представители художествен­ного авангарда придавали психопатологической экспрессии, является также опуб­ликованный в 1948 г. Анри Бретоном манифест. Примерно в то же время начинает свою деятельность по изучению образцов психопатологической экспрессии и художник Ж. Дебюффе. На него произвела большое впечатление книга Принцхорна «Художественное творчество душевно­больных», и через некоторое время он начинает собирать изобразительную про­дукцию пациентов психиатрических больниц, в которую вошли художники и врачи. Параллельно с этим Дебюффе пы­тается имитировать некоторые особенности художественной экспрессии больных в своем собственном творчестве, отождествляя себя с теми, кто находится вне об­щества, в оппозиции к его культурным ценностям.

Дебюффе собрал собственную коллекцию работ психически больных, экспони­руемую в Европе и Америке и привлекшую к себе большой интерес представите­лей мира искусства. Его деятельность в определенной мере повлияла на взгляды многих художников того времени. Одни из них использовали изобразительную продукцию психически больных в качестве стимула в своей собственной творче­ской работе, другие устраивались на работу в психиатрические больницы, органи­зуя там студии для душевнобольных. Для обозначения их художественной продук­ции Дебюффе начал использовать термин art brut, что в переводе с французского обозначает «сырое, неотработанное искусство».

Наряду с врачами-психиатрами и художниками, изучением психопатологиче­ской экспрессии начиная с первых десятилетий XX в. начали заниматься психо­аналитики. В известной степени начало этому было положено культурологиче­скими исследованиями самого Фрейда, хотя он никогда не пытался интерпрети­ровать художественную продукцию своих клиентов. Наиболее продуктивной в плане изучения художественного творчества и использования его исцеляющих возможностей с психоаналитических позиций оказалась деятельность К. Юнга, Э. Криса, М. Клейн, А. Эренцвейга, М. Наумбург, И. Чампернон, Р. Пикфорда, М. Милнер и др. Некоторые из них имели художественное образование. Вовлекая своих клиентов в процесс художественного творчества и используя для анализа их продукции психодинамические понятия, они создали первые аналоги современной динамически-ориентированной арт-терапевтической практики.

М. Наумбург многие считают основательницей арт-терапевтического направ­ления в США. Психолог по образованию, она стала затем психоаналитиком. Наум­бург известна как автор динамически-ориентированной арт-терапии. В 1940-е гг. она начала использовать в своей психоаналитической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая свободное выражение ребенком своих переживаний в изоб­разительной деятельности в качестве инструмента для исследования его бессоз­нательных процессов. Результаты этой работы описаны ею в книге «Изучение сво­бодной художественной экспрессии детей с нарушениями поведения в качестве средства диагностики и лечения» (1947), где она обращает внимание на различия между свободными рисунками детей и той формой изобразительной ра­боты, которая использовалась в качестве средства занятости пациентов. М. Наум­бург отмечает, что свободная художественная экспрессия придает пациенту уве­ренность в своих силах и вызывает у него чувство удовлетворения. В то же время эта техника, как отмечает Наумбург, может использоваться психиатром в качестве проективного инструмента диагностики. Когда пациент в результате занятий пре­одолевает неуверенность и начинает свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разгова­ривает» с ним, используя «язык» символических образов.

В своих последующих работах Наумбург начинает использовать термин «арт-терапия», получающий все больше распространение с конца 1940-х гг. При этом она рассматривает арт-терапию с точки зрения психоаналитического подхода, как технику, позволяющую человеку выражать свои внутрипсихические конфликты в визуальной форме и постепенно приходить к их осознанию и вербализации (1958). В своих дальнейших публикациях (1966) она развивает концепцию динамически-ориентированной арт-терапии и применяет понятие «пе­реноса», считая, что спонтанное самовыражение пациентами своих переживаний в образах ведет к укреплению психотерапевтических отношений. На деятельность и взгляды Наумбург большое влияние оказало движение за развитие детского твор­чества, набиравшее силу в США 1960-е гг. Для этого движения было характерно, в частности, признание творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке и позволяющего ему выражать свои переживания в визуальных образах.

М. Наумбург справедливо считают родоначальницей арт-терапевтического об­разования в США. В 1950-е гг. она основала первые курсы по арт-терапии и в последующем стремилась превратить их в полноценную программу последипломной подготовки.

Эдит Крамер работала в те же годы, что и Наумбург, но в их взглядах и подхо­дах к использованию изобразительных приемов с психотерапевтической целью существовали глубокие различия. Эти различия были настолько принципиальны, что Крамер и Наумбург нередко называют основательницами двух течений в аме­риканской арт-терапии, находящихся в состоянии перманентной «гражданской войны».

По своему первому образованию Крамер — художественный педагог. Она была убеждена в том, что изобразительная деятельность обладает исцеляющим потен­циалом за счет предоставления человеку возможности осваивать новые формы опыта, а также заново переживать ведущие внутрипсихические конфликты и по­степенно приходить к их разрешению. В отличие от Наумбург, Крамер не обраща­лась к понятию переноса. Она считала, что арт-терапия действует главным обра­зом за счет механизмов сублимации, благодаря чему изобразительное творчество позволяет преодолевать разрушительные, агрессивные тенденции, предупреждая их непосредственное проявление в поступках.

К. Юнгу несомненно принадлежит большая роль в становлении тех форм пси­хотерапии, которые связаны с изобразительным творчеством пациентов. Хотя юнгианский анализ как таковой никогда не отождествлялся с арт-терапией, идеи Юнга оказали большое влияние на мышление и формы работы многих арт-терапевтов, особенно тех, кто практиковал в 1960-1970 гг. Принципиальное значение имело то, что Юнг рассматривал изобразительное творчество как такой вид дея­тельности, который предоставляет большие возможности для изучения личного и коллективного бессознательного. Творческая деятельность связывалась им с тем процессом, который позволяет преодолеть главенство сознания в психической жиз­ни и достичь равновесия между сознанием и бессознательным. Юнг верил в то, что, опираясь на собственный творческий потенциал, пациент способен достичь само­исцеления. При таком понимании изобразительного творчества анализу отводи­лась второстепенная роль и предполагалось, что при определенных обстоятель­ствах пациент способен к самостоятельной работе со своим бессознательным.

В Европе основателями и «крестными отцами» арт-терапевтического направ­ления нередко признают А. Хилла и Г. Рида. А. Хилл был первым, кто ввел в евро­пейский обиход понятие «арт-терапия», обозначив им свою собственную работу (см. НШ, 1945). Он известен не только благодаря своей работе с больными в каче­стве арт-педагога в крупных госпиталях Великобритании, но и благодаря незау­рядным организаторским способностям и деятельности по популяризации худо­жественной практики в учреждениях Национальной системы здравоохранения че­рез средства массовой информации. В течение многих лет он являлся президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.

Интерес к использованию изобразительной деятельности в качестве лечебно-восстановительного средства проявился у Хилла в то время, когда он проходил курс лечения от туберкулеза в одном из специализированных санаториев. Находя свое пребывание там весьма монотонным, Хилл обратился к рисованию, позволя­ющему ему скрашивать долгие месяцы лечения. В те годы получила распространение терапия занятостью, и когда А. Хилл закончил лечение, он активно вклю­чился в работу на отделении уже в качестве художника-инструктора, обучая боль­ных технике рисования, живописи и разнообразным художественным ремеслам. Благодаря своему собственному опыту занятий художественным творчеством, а также работе с больными, Хилл убедился в том, что оно способно помочь человеку в преодолении его недуга и ускорить процесс выздоровления и возвращения к нор­мальной жизни. Этот опыт послужил основой для написания им своей первой кни­ги «Изобразительное искусство против болезни» (Н111, 1945).

В 1940-1950-х гг. Хилл активно популяризирует арт-терапию в британских средствах массовой информации, получая живой отклик и поддержку аудитории. Он также занимается организаторской работой, в частности в тесном сотрудниче­стве с Обществом Красного Креста, создает художественные студии для больных, занимается подбором художников-инструкторов для работы с пациентами и ко­ординирует их работу. Разветвленная сеть арт-терапевтических студий, предна­значенных для широкого круга больных, отвечала представлениям Хилла о до­ступной для всех граждан медицинской помощи. Таким образом, благодаря дея­тельности Хилла арт-терапия впервые заявила о себе как о значимой социальной инициативе.

Параллельно с внедрением арт-терапии в клиники общесоматического и пси­хиатрического профиля, примерно с середины XX в. в Европе развивались идеи прогрессивной арт-педагогики, представленной Г. Ридом, Д. Дьюи и др. Они рас­сматривали изобразительное творчество в качестве важного инструмента в форми­ровании здоровой, гармоничной личности.

Среди пионеров арт-терапии было немало художников. В этом отношении по­казательна деятельность Э. Адамсона и Р. Саймон. В 1940-е гг., следуя примеру Хилла, Адамсон стал сотрудничать с Обществом Красного Креста и работать в раз­личных клиниках, читая больным лекции по изобразительному искусству. Затем он открыл художественную студию при психиатрической больнице и начал про­водить с пациентами практические занятия.

В истории развития арт-терапевтического направления немалую роль сыгра­ли Ирен и Джилберт Чампернон. Они известны прежде всего как руководители Уитмид-центра — уникальной клиники для больных с различными психическими расстройствами. Влияние супругов Чампернон было особенно ощутимо в 1940-1960 гг., когда деятельность центра привлекла к себе большое общественное вни­мание и сделала его местом паломничества и обучения многих художников и пси­хологов.

И. Чампернон получила психотерапевтическое образование. Во время обуче­ния на нее произвел сильное впечатление Адлер, что повлияло на ее будущую груп­повую работу с больными в Уитмид-центре. Однако особенно большое влияние на нее оказал Юнг. Она не только получила подготовку в области аналитической пси­хологии, но и сама прошла анализ, являясь пациенткой Юнга. В 1941 г. супруги Чампернон купили имение и организовали частную психиатрическую клинику. В нескольких зданиях были созданы различные студии для занятий изобразитель­ным искусством, музыкой, гончарным ремеслом и т д. Супруги Чампертон стремились создать в центре такую атмосферу и использовать такие формы работы, ко­торые являлись бы альтернативой большинству существующих в тот период пси­хиатрических клиник. Так, в частности, в центре отказались от непременного для психиатрических учреждений правила «закрытых дверей». Клиника представля­ла собой коммуну, где царила демократичная атмосфера, а отношения между па­циентами и персоналом характеризовались большой степенью взаимного доверия.

Идея использования изобразительного искусства в работе в Уитмид-центре исходила от И. Чампернон. Учась у Юнга и проходя анализ, она убедилась в ис­целяющих возможностях художественного творчества. Кроме того, и ее муж сам имел некоторый опыт в области изобразительного искусства и художественных ремесел и в немалой степени был вдохновлен деятельностью Хилла. И. Чампер­нон была убеждена в том, что в работе с пациентами безусловным лидером дол­жен быть психотерапевт, который может прибегать к изобразительным приемам исходя из обстоятельств. В то же время она считала, что психотерапевт, исполь­зующий изобразительные техники, должен глубоко знать природу изобразитель­ного искусства и сам им заниматься. Отличительной чертой этого подхода была юнгианская ориентация, которая предполагала предоставление пациенту высокой степени свободы в выражении им своих переживаний посредством изобразитель­ного творчества. И. Чампернон использовала недирективный подход, при котором аналитик воздерживается от интерпретаций и выступает в роли «фасилитатора», помогающего пациенту самому осмыслить бессознательные процессы, находящие отражение в его изобразительной продукции.

На 1940-1960 гг. приходится деятельность и других представителей психоди­намического направления, внесших большой вклад в развитие арт-терапии, в част­ности Р. Пикфорда, М. Милнер, Д. Винникотта и др. Их нередко называют «ин­теллектуальными лидерами» арт-терапевтического направления благодаря важ­ным теоретическим разработкам, отраженным в их многочисленных публикациях. В то же время эти ученые имели и богатую аналитическую практику. Их труды являются примером глубокого осмысления психотерапевтического процесса с пси­ходинамических позиций.

Получив в 1920-е гг. подготовку в области психоанализа, Д. Винникотт начал работать с детьми. Вскоре он убедился в том, что классический психоанализ пло­хо применим к детской психологии. Поэтому он, вслед за М. Клейн и А. Фрейд, начал использовать игровые техники в качестве средства психотерапии и особого инструмента для налаживания коммуникации с маленькими пациентами. Пред­меты игровой деятельности обозначаются Винникотом понятиями «транзитные объекты» и «транзитные феномены». Он развивает свои взгляды в такой работе, как «Игра и реальность» (1971).

М. Милнер, как и Д. Винникотт, получила психоаналитическую подготовку. Однако ее подход характеризуется большим влиянием со стороны теории объект­ных отношений, используемой в контексте изобразительной работы пациентов. Милнер написан ряд замечательных книг, заметно повлиявших на эволюцию про­фессионального мышления арт-терапевтов и на формы их работы с пациентами самого разного возраста.

Р. Пикфорд первоначально преподавал психологию в Университете Глазго, но затем заинтересовался лечебными возможностями изобразительного искусства и начал психотерапевтическую практику. В 1967 г. вышла его книга «Исследование изобразительной продукции психически больных», основанная на тридцатилет­нем опыте работы с психиатрическими пациентами. Пикфорд известен также как пионер арт-терапевтического образования в Великобритании и один из основате­лей Британской ассоциации арт-терапевтов.

Таким образом, к середине XX в. в Европе и Америке активизируются исследо­вания психопатологической экспрессии, растет вовлечение больных в художе­ственное творчество с целью получения важного диагностического материала и лечебных эффектов. Все шире начинает использоваться и термин «арт-терапия», первоначально имеющий весьма расплывчатый и неопределенный характер. Не­определенность его содержания была в значительной степени связана с тем, что художественное творчество в качестве средства диагностики, лечения или занято­сти использовали и врачи-психиатры, и психоаналитики, и художники, и прочие специалисты.

Хотя уже существовали первые аналоги современной арт-терапии, в тот пери­од она представляла еще весьма «рыхлое» явление, связанное с использованием изобразительного творчества в разных формах и с различной целью. Представи­тели формирующегося арт-терапевтического направления в те годы нередко по-разному понимали содержание своей деятельности. В этом отношении представ­ляют интерес результаты анкетирования, проведенного первым Арт-терапевтическим комитетом, который был создан в Великобритании в 1949 г. и возглавлялся А. Хиллом. Данное анкетирование осуществлялось среди персонала различных ле­чебных учреждений Юго-Западного округа Великобритании; при этом респонден­там предлагалось привести примеры использования арт-терапии. Анализ анкет по­зволил выявить три наиболее распространенные в тот период ее разновидности:

· использование арт-терапии в санаториях и стационарах длительного пре­бывания, главным образом, для того чтобы занять пациентов;

· использование изобразительной продукции пациентов в психиатрических больницах с целью постановки диагноза и оценки изменений в состоянии больных

· использование изобразительной продукции пациентов в больницах сома­тического профиля преимущественно для украшения палат (Ша11ег, 1991).

Ответы респондентов свидетельствуют, что арт-терапия все еще рассматрива­лась большинством медиков либо как одна из форм терапии занятостью, либо как один из инструментов диагностики, используемый врачом или клиническим пси­хологом. И хотя уже существовали формы психотерапии, связанные с ее исполь­зованием в качестве основного или вспомогательного инструмента лечения, они были еще малоизвестны либо использовались за пределами медицинских учреж­дений (главным образом в частной психоаналитической практике). Те, кто приме­нял арт-терапию с этой целью, стремились подчеркнуть отличия арт-терапевтической работы такого рода от терапии занятостью. Так, И. Чампернон отмечала, что если терапия занятостью связана с тем, чтобы упорядочить поведение пациентов и привить им социально полезные навыки, то арт-терапия как средство лечен­ного воздействия ориентирована на внутренний мир пациентов и связана с анали­зом их переживаний. Она настаивала на том, чтобы арт-терапия рассматривалась преимущественно как инструмент индивидуальной психотерапевтической рабо­ты, предполагающей достаточный уровень подготовки специалиста в рамках пси­ходинамического подхода.

В то же время к началу 1950-х гг. все более заметным становится стремление представителей различных сегментов формирующегося арт-терапевтического сообщества к объединению и осознанию того, что их отличает от представителей других профессиональных групп. Начальные этапы формирования новых специ­альностей, как правило, характеризуются стремлением их представителей более четко обозначить содержание своей деятельности и достичь над ней определенной степени контроля. История арт-терапии подтверждает данную закономерность, о чем красноречиво свидетельствует ее дальнейшее развитие в 1960-1990-е гг.

Различная степень «зрелости» и многообразие форм арт-терапии, существую­щих в разных странах, указывают на влияние как объективных, так и субъектив­ных факторов на процесс ее развития. Помимо социально-экономических, поли­тических, культурных и правовых предпосылок, для успешного развития арт-те­рапии необходима определенная «масса» специалистов, обладающих достаточной «политической» волей, для того чтобы добиться ее институционализации, знани­ями и талантом — для того чтобы сформировать ее теоретическую базу, а также способностью эффективно и последовательно реализовать избранные ими моде­ли профессиональной деятельности. История развития арт-терапии в разных стра­нах может быть в этом отношении весьма поучительной.

Создание первых профессиональных объединений

В начале 1960-х гг. в ряде стран были созданы первые профессиональные объеди­нения арт-терапевтов. Раньше всего — в 1963 г. — появилась Британская ассоциа­ция арт-терапевтов (ВААТ). Вскоре последовало образование Американской арт-терапевтической ассоциации. Создание арт-терапевтических ассоциаций было тесно связано с профессиональной идентификацией специалистов в этой области. Весьма показательной является статья А. Ведерсона (ставшего впоследствии пред­седателем ВААТ), опубликованная в журнале «Новое общество». Она отражает стремление арт-терапевтов к поиску некой компромиссной дефиниции, способной объединить различные аспекты своей деятельности.

Ведерсон пишет о двух основных группах арт-терапевтов. Одна из них пред­ставлена теми, кто склонен рассматривать арт-терапию в качестве разновидности терапии занятостью. Они чаще всего находят себе применение в лечебно-реаби­литационных учреждениях соматического профиля и, наряду с художественным опытом, имеют подготовку инструкторов по терапии занятостью. Другая группа арт-терапевтов представлена теми, кто использует изобразительную работу паци­ентов для изменения их психического состояния. Эти специалисты работают преимущественно с психически больными и невротиками в психиатрических государ­ственных лечебных учреждениях либо частным образом. Они, как правило, име­ют подготовку в области классического или юнгианского анализа. Ведерсон отме­чал, что позиция и той и другой группы арт-терапевтов страдает определенной ограниченностью. Так, например, психоаналитик не присутствует при рисовании пациента и обсуждает с ним уже готовое произведение, тем самым он теряет мно­го важной информации о клиенте, которую можно получить, наблюдая за его ра­ботой. Представители другой группы арт-терапевтов, не имея сколь либо серьез­ной психологической или аналитической подготовки, не понимают содержания изображения. Ведерсон выражал надежду на то, что арт-терапевты и той и другой группы смогут восполнить недостатки в своей работе с пациентами за счет того, что будут уделять одинаковое внимание и процессу создания изображения, и его содержанию. Таким образом, полнота профессиональной роли арт-терапевта, по мнению Ведерсона, предполагает способность к созданию подходящих условий для изобразительной работы пациента и наблюдения за ней, с одной стороны, и до­статочную квалификацию для того, чтобы самостоятельно анализировать и пони­мать содержание изображения, не делегируя этой функции психологу или врачу. Можно говорить о том, что в начале 1960-х гг., незадолго до создания профес­сиональных ассоциаций арт-терапевтов, в Великобритании и США сформирова­лось благоприятное общественное мнение относительно разнообразных возмож­ностей арт-терапии. В этих условиях как сами арт-терапевты, так и представители различных медицинских специальностей, руководители лечебных учреждений, большие группы художников и арт-педагогов ощущали своевременность и необ­ходимость создания специальных профессиональных объединений, способных ко­ординировать и развивать арт-терапевтическую работу.

Первоначально арт-терапевтические ассоциации объединяли всего несколько десятков членов. Далеко не все из них были единодушны в своем понимании арт-терапии. Тем не менее воля к объединению и формированию общих основ своей деятельности явилась тем цементирующим началом, которое позволило заложить прочный фундамент будущей специальности.

Для того чтобы превратить ассоциации в действенный инструмент профессио­нального роста, были разработаны определенные критерии членства. Так, напри­мер, кандидаты в члены ВААТ должны были удовлетворять следующим требова­ниям:

• работать в лечебном учреждении или специализированной школе в каче­стве арт-терапевта или арт-педагога;

• по возможности иметь квалификацию арт-педагога либо диплом о художественном образовании;

• обладать опытом работы в области художественной педагогики, психологии или психоанализа;

• иметь определенное понимание предмета и задач арт-терапевтической работы (при этом кандидат должен был изложить свои взгляды по этому пункту, с тем чтобы совет ассоциации мог оценить их; данная практика была прекращена в 1984 г. из-за опасения многих кандидатов по поводку того, что заявленное своеобразие их позиции может повлиять на решение совета о принятии их в члены Ассоциации).

Как видно из перечисленных требований, с самого начала своей деятельности ВАЛТ стремилась ориентироваться на достаточно высокие профессиональные стандарты. Большое внимание уделялось тому, какую работу проводили канди­даты в лечебных учреждениях. Высказывались опасения, что ряд художников, имеющих очевидные психологические проблемы, будут пытаться заниматься арт-терапевтической работой, желая таким образом поправить свое здоровье. Весьма настороженно члены ВААТ относились и к разного рода «психотерапевтам» и «це­лителям» — представителям набиравшего в 1960-е гг. движения «за развитие че­ловеческого потенциала» — поскольку многие из них не имели достаточной про­фессиональной подготовки.

Несомненно, что цели и задачи первых профессиональных объединений арт-терапевтов отражали их позиции и в определенной мере позволяли более четко обозначить содержание их деятельности. Поэтому имеет смысл их перечислит!). Так, в качестве своих основных задач, утвержденных во время инаугурации в ян­варе 1966 г., ВЛЛ Г признала следующие (цит. по: Г). \Уа11ег. 1991, р. 113- 111):

• всячески способствовать сохранению психического и физического здоровья граждан, используя в первую очередь изобразительное искусство и другие виды творчества в качестве психотерапевтического инструмента;

• защищать интересы членов ассоциации и содействовать реализации тех инициатив, которые предлагаются ее советом;

• содействовать развитию идей, касающихся здоровья граждан и арт-тера­пии, а также отстаивать взгляды членов ассоциации в различных государ­ственных институтах, с которыми соприкасается арт-терапия, а также перед обществом в целом;

• способствовать сотрудничеству членов ассоциации с другими обществен­ными организациями в ее интересах

• поддерживать специалистов в их стремлении заниматься арт-терапией, разрабатывать и проводить учебные программы для таких специалистов, а так­же отстаивать соответствующие стандарты профессиональной компетентности в сообществе коллег и единомышленников.

Основные задачи деятельности ВАЛТ свидетельствовали о многогранности содержания ее работы, которая охватывала и внутрипрофессиональные вопросы, и отношения арт-терапевтпческого сообщества с государством и общественными институтами, и создание правовой и законодательной базы для внедрения и рас­пространения арт-терапевтической практики. Таким образом, уже с самою нача­ла существования ВААТ могла возникнуть определенная неясность, касающаяся того, чем же она фактически является: «клубом» арт-терапевтов, ощущающих свою изоляцию из-за особого характера используемого ими подхода и стремящих­ся обрести поддержку в кругу коллег и единомышленников; форумом для обсуж­дения арт-терапевтических идей и координации соответствующих исследований; или «профсоюзом», призванным защищать интересы специалистов.

Очевидно, что вклад арт-терапевтов в деятельность ассоциации определялся их основными мотивами при вступлении в нее. Очень многое зависело и от состава руководящих органов, от того, каких взглядов на арт-терапию придерживались ведущие члены ассоциации. Так или иначе, уже в первые годы своего существова­ния ассоциация стала уделять наибольшее внимание вопросам оплаты труда арт-терапевтов, пропаганде достижений арт-терапевтического направления, в первую очередь в системе здравоохранения, а также созданию программ профессиональ­ной подготовки арт-терапевтов.

В дальнейшем общественные объединения арт-терапевтов были созданы во мно­гих странах Европы, а также в Канаде, Австралии и Японии. Их создание было тес­но связано с профессионализацией арт-терапевтической деятельности и явилось одним из факторов консолидации и дальнейшего развития новой специальности. В 1996 г. такая организация была создана и в России.

Очевидно, что жизнеспособность и эффективность общественных объедине­ний, так же как и самой арт-терапии, зависит от многих факторов. Немаловажное значение имеет то, какие цели и задачи лежат в основе деятельности этих организа­ций, каковы критерии членства и та политика, которая проводится их лидерами. Попытка ориентироваться на опыт тех общественных объединений арт-терапев­тов, которые были созданы раньше в других странах, не принимая при этом во вни­мание местных условий и традиций, скорее всего, не даст желаемых результатов. В то же время этот опыт может быть очень ценен, если он подвергается всесторон­ней оценке и соотносится с существующими в той или иной стране реалиями.

Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения в условиях и оплате труда арт-терапевтов

Длительное время условия работы большинства арт-терапевтов вряд ли можно было назвать удовлетворительными. Зачастую из-за отсутствия специально обо­рудованных помещений им приходилось заниматься с пациентами в коридорах больниц, столовых, рекреациях и т. д. Оплата труда была более чем скромной. Та­кое положение вещей было связано со многими обстоятельствами. Во-первых, специалисты, занимающиеся арт-терапией, не имели определенного статуса, зачастую их нанимали на работу «случайно», благодаря личным знакомствам и интересу ад­министрации больниц к исцеляющим возможностям изобразительного искусства. Во-вторых, арт-терапевты не чувствовали себя защищенными законом и соответствующими профессиональными объединениями. В-третьих, они не обладали опытом институциональных отношений. Многие из адептов арт-терапии были рады иметь даже низкооплачиваемую, но интересную работу, некоторые совмещали ее с более высокооплачиваемой деятельностью художника, арт-педагога, частопрактикующего аналитика и т. д. Однако по мере роста профессионального само­сознания, сплоченности арт-терапевтов и осуществления целенаправленной политики, проводимой общественными арт-терапевтическими объединениями, им уда­лось добиться более достойной оплаты условий своего труда.

Одной из причин первоначально низкой оплаты труда арт-терапевтов было не вполне адекватное понимание основного содержания их деятельности со стороны работодателей, в частности администрации лечебных учреждений и руководства государственной системы здравоохранения. Администраторы еще в конце 1960-х гг. продолжали рассматривать арт-терапию как средство занятости, приравнивая ее, например, к деятельности больных в условиях специализированных цехов или сту­дий при лечебных учреждениях. Психотерапевтический аспект деятельности арт-терапевтов, за редким исключением, игнорировался. Соответственно оплата их труда была примерно эквивалентна оплате труда низшего и среднего медицин­ского персонала.

Лидеры арт-терапевтического направления не могли смириться с этим. Они были убеждены в том, что между деятельностью арт-терапевта и работой медицин­ского инструктора по терапии занятостью существуют принципиальные различия. Они считали, что терапия занятостью не предполагает глубокого знания причин и механизмов развития заболевания и направлена главным образом на коррекцию внешних проявлений болезни и социальную поддержку пациента. По их мнению, арт-терапия во многих своих проявлениях является именно психотерапевтиче­ской деятельностью, невозможной без владения методами лечебно-коррекционной работы. Однако эти аргументы длительное время оставались недостаточно убеди­тельными, прежде всего потому что общественность гораздо лучше была знакома с примерами более простого — «рекреационного» — использования арт-терапии.

Сказывалось и то, что терапия занятостью — и ее близкий аналог: так называ­емая трудотерапия — была одним из авторитетных направлений в психиатрии те­кущего столетия и имела широкое распространение. У подобной практики было мало общего с лечебной работой в строгом смысле слова; она во многих случаях являлась инструментом осуществления социальной политики государства. Есте­ственно, что арт-терапевты, ориентирующиеся на индивидуальную психодинамическую работу, понимали, насколько различны принципы, лежащие в основе терапии занятости и арт-терапии психотерапевтической направленности. Так, на­пример, если терапия занятостью имеет целью «отвлечь» пациента от его психо­логических проблем и переживаний, то арт-терапия, напротив, обращает пациен­та к его внутреннему миру и зачастую является средством провокации весьма сложных чувств и их выражения в изобразительных образах. Если терапия заня­тостью ориентируется на некую «норму» социального поведения и использует определенные критерии для его оценки, то арт-терапия принимает пациента та­ким, какой он есть, и уважает его индивидуальность, позволяя больному свободно экспериментировать с различными материалами и средствами изобразительной работы.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 3773 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.025 сек.)