АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Групповая арт-терапия
Обязанности священников в день искупления И возьмет двух козлов, и поставит пред линем Господним... и бросит Аарон о обоих козлах жребий: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения. И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живым пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения...
(Левит 16:7-10)
Описанные в предыдущих главах факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии и стадии арт-терапевтического процесса относились главным образом к индивидуальной арт-терапии. В этой части книги нам предстоит рассмотреть различные формы групповой арт-терапии и связанные с ней факторы психотерапевтического воздействия. Кроме того, особое внимание будет уделено динамике групповой арт-терапевтической работы.
Разнообразие форм групповой арт-терапии и их продолжающееся развитие требуют, с одной стороны, их методологического обоснования и, с другой стороны, всестороннего исследования процесса групповой арт-терапии и различных связанных с ним внутриличностных, межличностных и общегрупповых феноменов. Эволюция методов групповой арт-терапии связана с их проникновением в различные области их практического применения и созданием таких ее форм, которые в наибольшей степени отвечали бы особенностям тех или иных групп клиентов, условиям и задачам работы и являлись бы наиболее эффективными. Все это тесно связано с продолжающимся интенсивным развитием теории и практики групповой вербальной психотерапии и стремлением арт-терапевтов активнее использовать ее достижения. Несмотря на появившиеся в последние годы многочисленные публикации, посвященные описанию различных форм групповой арт-терапии (Ас1ат5оп, 1984; Сазе & ОаПеу, 1992; МсЫеШу, 1987; 5Ы5е, 1990; Ша11ег, 1991,1993; МасЫШ, 1995; Ма1сЫосН, 1995), эти работы в целом достаточно противоречивы: одни авторы, такие, например, как Адамсон (АсЬтзоп, 1984), Лидьят (ЬусНаИ, 1971), Мак-лаган (МасЬа§ап, 1985), ставят во главу угла создание образов и интимный характер творчества, почти полностью игнорируя при этом групповую динамику. Другие, напротив, подчеркивают важность группового взаимодействия и феноменов переноса (МсКеШу, 1987; Зкапе, 1990; \Уа11ег, 1991,1993) и нивелируют значение художественной продукции (ТлеБтапп, 1987; §Цуег5<;опе, 1997). Имеется весьма ограниченное количество работ, посвященных подробному феноменологическому описанию процесса групповой арт-терапии, и, даже когда авторы все же описывают этот процесс, они обращают преимущественное внимание лишь на те феномены, которые в наибольшей степени согласуются с их системой взглядов. С учетом всего этого можно заключить, что на сегодняшний день имеется большая потребность в использовании таких моделей исследования групповой арт-терапевтической работы, которые учитывали бы:
• многообразие действующих в ней факторов психотерапевтического воздействия;
• комплексный характер проявляющихся в ходе групповой арт-терапевтической работы феноменов внутриличностного, межличностного и общегруппового уровня;
• институциональные и иные контекстуальные факторы;
• не вписывающиеся в рамки существующей теории феномены.
Как было нами показано в предыдущих главах книги, все это имеет большое значение и для развития индивидуальной арт-терапии, поэтому можно говорить о необходимости использования новых моделей исследования и форм описания процесса как индивидуальной, так и групповой арт-терапии. Автор книги считает наиболее перспективным использование с этой целью эклектического и системного подходов.
При написании данной части книги автор стремился решить следующие основные задачи:
• дать краткую характеристику основным формам групповой арт-терапии;
• охарактеризовать основные факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии;
• использовать новые модели комплексного описания процессов групповой арт-терапии.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 708 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
|