АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Сведения об испытуемых и их распределение по разным городам и регионам

Прочитайте:
  1. I. Общие сведения
  2. I. Общие сведения
  3. I. Общие сведения
  4. I. Общие сведения
  5. I. Общие сведения
  6. I. Общие сведения
  7. II. Общие сведения
  8. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. ДЕПОНИРОВАНИЕ
  9. II. Сведения о наследственности
  10. II. Сведения о прошлой жизни

 

Города и регионы Общее число Возраст Тип дошкольного учреждения или школы
Санкт-Петербург   6-18 Общеобразовательная школы
Чебоксары (Чувашия)   11-15 Школа с инновационной программой
Уфа (Башкирия)   10-18 Коррекционная школа-интернат для лиц с речевыми нарушениями
Кириши, Ленингр. обл.     всего 253 5-16 Детский сад
п. Видное, Моск. обл. Детский сад и общеобразовательная школа
Новгородская обл. Общеобразовательная школа
Всего по разным регионам РФ     5-18  
Таллинн   11-15 Общеобразовательная школа

программой обучения и коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми нарушениями. Результаты тестирования учащихся коррекционной школы, однако, в нормативные показатели не включались и подсчитывались от­дельно. То же самое относится и к результатам тестирования детей и подростков из Таллинна. В группе детей и подростков мальчиков и девочек было примерно по­ровну (280 испытуемых женского и 254 — мужского пола).

Группу взрослых составили 58 лиц мужского и женского пола от 19 до 48 лет (средний возраст составил 30,79 лет, т = 6,72), из них 36 женщин и 22 мужчины. Распределение взрослых испытуемых по возрасту показано на рис. 22.

Группа взрослых испытуемых состояла в основном из лиц с высшим (38 чело­век) и средним образованием (20 человек), проживающих в разных регионах Рос­сийской Федерации. Дифференцированный подсчет результатов тестирования в подгруппах взрослых с разным уровнем образования не проводился.

Рабочей группой руководил автор книги. Она состояла из психологов, боль­шинство которых прошли программу базовой подготовки по арт-терапии. В рам­ках этой программы были проведены методические семинары по использованию РТС, и те специалисты, которые проявили особую заинтересованность в последу­ющем использовании теста, были включены в рабочую группу на добровольных началах. В их задачу входило предъявление теста испытуемым после предвари­тельного согласования их контингента с руководителем рабочей группы с после­дующей отправкой рисунков в Санкт-Петербург для подсчета балльных оценок и статистического анализа данных.

 

Тестирование проводилось в соответствии со стандартной инструкцией (511уег, 1983а, 1990, 1996). Испытуемым предлагалось выполнить три основных задания теста. При выполнении задания на воображение применялся набор стимульных рисунков А. Тестирование проводилось индивидуально или в малых группах. В тех случаях, когда испытуемые при выполнении задания на воображение не могли самостоятельно написать историю, специалисты записывали историю с их слов.

С целью проверки межтестовой валидности теста и определения его корреля­ции с другими рисуночными методиками, используемыми для оценки простран­ственного мышления, применялся тест, заключавшийся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, в сочетании с арт-терапевтическими шкалами фор­мальных элементов (С-апи & ТаЬопе, 1998). При предъявлении теста испытуемым давалась следующая инструкция: «Нарисуйте человека, срывающего яблоко с де­рева». При этом им давался стандартный лист бумаги формата А4 и набор каран­дашей или фломастеров из 12 цветов, включая серый и черный. Для анализа ри­сунков использовались 14 формальных признаков изображения, соответствующих 14 шкалам:

• 1-я шкала — «Значимость цвета» — позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.

• 2-я шкала — «Адекватность цвета» — позволяет оценить, насколько цвет со­ ответствует предмету изображения.

• 3-я шкала — «Энергия» — показатели по этой шкале указывают на общее количество затраченных на создание рисунка сил.

• 4-я шкала — «Пространство» — позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение.

• 5-я шкала — «Интеграция» — позволяет оценить взаимосвязанность эле­ментов изображения.

• 6-я шкала — «Логика» — оценивает наличие случайных, не связанных с за­данной темой элементов изображения.

• 7-я шкала — «Реализм» — оценивает степень правдоподобия изображения.

• 8-я шкала — «Решение проблемы» — оценивает, каким образом изображен­ный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.

• 9-я шкала — «Уровень развития» — свидетельствует о степени зрелости изобразительного языка испытуемого в соответствии с критериями М. Ловенфельд.

• 10-я шкала — «Детали объектов и окружающего пространства» — указы­вает на степень детализированности изображения.

• 11-я шкала — «Качество линии» — указывает на степень владения испыту­емым процессом рисования линий.

• 12-я шкала — «Человек» — позволяет оценить правдоподобность изображе­ния человеческой фигуры.

• 13-я шкала — «Ротация» — оценивает степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.

• 14-я шкала — «Персеверация» — позволяет оценить наличие неадекватно многократной реакции на стимул.

Каждый из 14 формальных параметров изображения оценивался от 0 до 5. Применение арт-терапевтических шкал формальных элементов в сочетании с те­стом, заключавшимся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, по имеющимся публикациям (СапИ & ТаЬопе, 1998; Сапи, 1998) свидетельствует о высокой чувствительности данной методики к особенностям художественной экс­прессии испытуемых, связанным с состоянием их познавательной и эмоциональ­ной сферы, возрастом, клиническим статусом и другими переменными. При вклю­чении этой методики в наше исследование мы исходили из того, что некоторые входящие в нее шкалы (такие, например, как 5-я шкала «Интеграция», 9-я шкала «Уровень развития», 10-я шкала «Детали объектов и окружающего пространства», 12-я шкала «Человек» и некоторые другие) должны отличаться особенно вы­сокой чувствительностью к степени зрелости изобразительного языка и иным осо­бенностям графической продукции испытуемых и быть связанными с тем же диагностическим конструктом, что и РТС.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 824 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)