АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Формы групповой арт-терапии

Прочитайте:
  1. Ds:ХОБЛ 11 стадия, стабильная фаза, смешанной формы, эмфизема легких. Соп:хрон атрофический фарингит.
  2. I. Определение инфекционного процесса и формы его проявления.
  3. I. Формы выявления инфекционных больных
  4. II. КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДУШЕВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
  5. II. Хронические формы сосудистой патологии мозга
  6. III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии
  7. III. 4. Метод групповой библиотерапии
  8. III. Классические формы
  9. III. Редкие формы
  10. III. Сердечная недостаточность, понятие, формы, патофизиологические механизмы развития

Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее вре­мя, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со зна­чительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов лечебно-коррекционных воздействий. М. Либманн (1987), например, подчеркивает следующие достоинства групповой арт-терапии:

• она развивает ценные социальные навыки;

• учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем;

• дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

• позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окру­жающих;

• повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

• развивает навыки принятия решений.

Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:

• предполагает особую, «демократичную» атмосферу, связанную с равенст­вом прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависи­мости от психотерапевта;

• в большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам;

• характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобрази­тельной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом.

Все вышеперечисленные достоинства групповой арт-терапии свойственны так­же большинству форм вербальной групповой психотерапии. Основные же различия между групповой арт-терапией и вербальной групповой психотерапией за­ключаются в том, что первая предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, а также ис­пользование иных, отсутствующих в групповой вербальной психотерапии спосо­бов коммуникации и форм экспрессивного поведения. Групповая арт-терапия по­зволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их по­требность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по сво­им возможностям. Она опирается на использование как методов и теории группо­вой вербальной психотерапии, так и тех представлений и приемов работы, кото­рые характерны для индивидуальной арт-терапии. Вместе с тем процессы и психо­терапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии.

На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-те­рапии:

1) студийная открытая группа;

2) динамическая (аналитическая) группа;

3) тематическая группа.

Существуют также такие виды групповой арт-терапии, которые сочетают в себе признаки разных основных ее форм. Так, например, студийная работа может иног­да дополняться проведением обсуждений изобразительной продукции, а работа те­матической группы на определенных этапах может предполагать использование элементов динамического подхода. Одним из критериев, позволяющих дифферен­цировать разные формы групповой арт-терапии, является степень их структури­рованности. С учетом разной структурированности арт-терапевтических групп М. Либманн (ЫеЬтапп, 1987) приводит следующую их классификацию (см. табл. 1).

По мнению М. Либманн, члены неструктурированной группы, находясь в общем помещении, работают в основном самостоятельно. Им не предлагается ни ка­ких-либо тем, ни инструкций по выполнению работы. Структурирование, по определению Либманн, предполагает наличие определенных инструкций или правил, которые придают изобразительной работе членов группы определенную направленность. Инструкции или правила могут различаться по степени своей «жестко­сти». В одних случаях они могут сводиться к требованию изображать что хочется, по пользоваться при этом каким-то конкретным материалом (например, глиной).

 

Таблица 1


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1648 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)