АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

И начала изобразительной деятельности клиента

Прочитайте:
  1. Cлабости родовой деятельности
  2. II. Цель деятельности студентов на занятии.
  3. II. Цель деятельности студентов на занятии.
  4. II. Цель деятельности студентов на занятии.
  5. N. Завершение всей деятельности.
  6. V. Организация деятельности
  7. V. Организация деятельности
  8. V. Организация деятельности
  9. V. Организация деятельности
  10. VI. Некоторые правовые аспекты регулирования медицинской и фармацевтической деятельности.

 

Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапев­тического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфлик­тов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.

Большое значение на этом этапе работы имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, что является предпосылкой формирования устойчивого психотерапевтического альянса. Многое зависит так­же от личностных особенностей и ожиданий клиента, а также его социального и культурного опыта. На данном этапе работы, исходя из первых реакций и отноше­ния клиента к психотерапии и его личности специалист может гибко менять ис­пользуемые им тактики ведения сессий, демонстрируя большую или меньшую степень его эмоциональной поддержки.

Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального ре­зонанса, что является одним из факторов психологической защищенности клиен­та и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями. Мно­гие арт-терапевты стремятся подчеркнуть равноценность своих позиций и пози­ций клиента и даже в некоторых случаях (как, например, в работе с детьми или с клиентами с «хрупкой психической организацией») выполнять его волю, чтобы он смог ощутить возможность управления ситуацией, что является важным средст­вом поддержки его хрупкого «Я». Столь же большое значение имеет признание и поддержка потребностей клиента.

Следует, однако, подчеркнуть, что с учетом индивидуальных особенностей клиента условий работы, а также стилевых отличий деятельности психотерапевта и X) теоретических представлений, его действия и степень директивности и эмоциональной поддержки клиента на данном этапе могут быть различны. Как было отмечено, многие арт-терапевты, в особенности если речь идет о работе с клиента­ми с пограничными психическими расстройствами, предпочитают недирективный подход, предполагающий минимальную степень протекционизма в отношениях с клиентом и избегание вторжения в его изобразительную деятельность. Подобная позиция объясняется тем, что избыточный протекционизм и директивность со сто­роны психотерапевта приводят к блокированию способностей клиента к выраже­нию своих чувств и потребностей. Кроме того, чрезмерная поддержка клиента мо­жет вызвать у него негативную реакцию. «В целом, — отмечает Фицджеральд, -чем более серьезны проблемы пациента, тем в большей поддержке он нуждается» (2001, с. 87). Однако ориентация на нозологический диагноз при этом недостаточ­на, и необходимо прибегнуть к иной системе оценок, чтобы определить необходи­мый для клиента уровень директивности и эмоциональной поддержки. Фицдже­ральд, в частности, предлагает принять во внимание:

• степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;

• характер имеющихся у него поведенческих нарушений;

• способы его психологической защиты;

• выраженность интраспективных черт личности.

Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.

Проведенные в последние годы систематические наблюдения за ходом арт-те­рапевтического процесса с использованием «вовлеченного независимого наблю­дателя» (Болл, 2001) свидетельствуют о том, что для начального этапа арт-тера­певтического процесса характерна преимущественная фокусировка внимания клиента и психотерапевта на их отношениях, что связано с их «настройкой» друг на друга, стремлением понять особенности личности и реагирования другого, а также с необходимостью преодоления возможного конфликта между взаимными ожиданиями. При этом внимание клиента и психотерапевта, в отличие от вербаль­ной психотерапии, многократно в течение одной сессии может переходить с их от­ношений на изобразительную работу. И даже когда их внимание сфокусировано на художественной экспрессии, она нередко отражает отношение клиента к пси­хотерапевту.

Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определен­ные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом ка­бинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной Деятельности. Тем не менее дополнительное разъяснение психотерапевтом особен­ностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональ­ных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на создание «эстетической продукции», и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопро­тивлением.

Наблюдения за ходом сессий на начальном этапе арт-терапевтического процес­са также свидетельствуют о том, что при переходе клиента к изобразительной ра­боте очень часто имеет место непосредственное отреагирование им своих чувств, потребностей и фантазий посредством различных манипуляций с изобразитель­ными материалами и в его поведении. В своей изобразительной деятельности и по­ведении клиент может вновь и вновь переживать связанные с перенесенными им психическими травмами или имеющимися у него внутрипсихическими конфлик­тами разнообразные сложные чувства, не находя какой-либо возможности для их разрешения. Экспрессивное поведение клиента и его изобразительная деятель­ность при этом часто носят хаотический или деструктивный характер, причем де­структивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психо­терапевта. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами кли­ент часто еще не ощущает себя достаточно «защищенным» и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.

С учетом этого имеется необходимость в структурирующем воздействии на по­ведение и художественную экспрессию клиента со стороны психотерапевта, а так­же фасилитации им выражения клиентом своих чувств и потребностей. Это до­стигается за счет «эмоционального присоединения» к клиенту, включения пси­хотерапевта в изобразительный процесс и разные виды совместной с клиентом игровой деятельности, когда он выступает главным образом в качестве «ведомо­го», а также за счет привлечения внимания клиента к изобразительной работе и в случае необходимости оказания ему «технической» помощи. В тех же случаях, когда аффекты клиента «выплескиваются» в деструктивных реакциях или неод­нократном повторном отреагировании в хаотичном поведении связанных с пере­несенными психическими травмами или внутрипсихическими конфликтами пере­живаний, психотерапевт использует те или иные приемы «ограничения» клиента (в частности, путем напоминания ему об основных правилах поведения, ограни­чения формата бумаги или количества используемых клиентом материалов, зада­вая ему вопросы, направленные на выяснение мотивов и целей действий клиента, и т. д.).

В качестве иллюстрации начального этапа арт-терапевтического процесса мож­но привести следующий эпизод, отражающий один из моментов третьей сессии. Данный эпизод приводится в статье Б. Болл (2001, все права защищены; публику­ется с разрешения автора).

Дверь арт-терапевтического кабинета открывается. Шейла — семилетняя девочка аф-роамерикаиского происхождения — входит в него, следуя за арт-терапевтом по имени Энн. Шейла с минуту пребывает в нерешительности, но затем направляется к большо­му столу. Энн садится на стул с зеленой обивкой рядом со столом...

Шейла. Я хочу сегодня резать бумагу.

В голосе Шейлы звучит решительность. В этот же момент она берет со стола большие ножницы и показывает, будто что-то режет. Тем самым она демонстрирует Энн и мне, что ей хочется делать. Она размахивает ножницами, которые выглядят в ее руках круп­ными и угрожающими.

Шейла. Резать, я люблю резать.

Э и н. Что ты хочешь резать? Бумагу?

Энн встает, для того чтобы взять бумагу из расположенной у окна стопки. Она берет довольно много листов, но протягивает Шейле всего один лист. Остальную бумагу она кладет себе на колени.

Шейла разрезает бумагу на четырехугольники, которые, в свою очередь, разрезает на более мелкие фрагменты. В комнате царит тишина. Вскоре стол оказывается усеян ку­сочками бумаги. Шейла поворачивается к Энн.

Шейла. Мне нужна еще бумага. Энн продолжает держать бумагу на коленях.

Э н н. Что ты хочешь делать с бумагой, которую ты разрезала? Ты ее собираешься как-то использовать?

Шейла (обращаясь к Энн). Мне нужна еще бумага. В ее голосе звучит раздражение.

Энн. Используй сначала ту бумагу, которую ты нарезала. Шейла. Вы начальница, а я — гений. В ее голосе звучит еще больше злости.

Энн. Я начальница?

Шейла. Вы начальница, и вы меня не слышите.

В течение оставшегося времени сессии Шейла ведет себя по отношению к Энн как свое­нравная начальница, а Энн — как ее секретарша, которая безропотно выполняет ее при­казы и записывает то, что та диктует. Шейла часто строго отчитывает арт-терапевта.

На примере данного описания видно, что на начальном этапе арт-терапевтиче­ского процесса девочка испытывает определенные затруднения в переходе к изоб­разительной деятельности и отреагирует свои чувства в деструктивном манипу­лировании с ножницами и бумагой. При этом арт-терапевт использует различные приемы «ограничения» деструктивных проявлений и структурирования поведе­ния девочки, задавая ей вопросы, направленные на выяснение целей ее действий, и ограничивая количество бумаги. Кроме того, стремясь «присоединиться» к де­вочке и оказать ей эмоциональную поддержку, она вступает с ней в ролевую игру и играет роль «ведомого» (секретарши). На этом этапе сессии внимание девочки и психотерапевта сфокусировано на их отношениях. Связанные с ними чувства де­вочки, а также те, которые отражают перенесенный ею травматичный опыт, про­являются в основном в ее ролевом взаимодействии с психотерапевтом.

Таким образом, основные задачи психотерапевта на данном этапе арт-терапев­тического процесса заключаются в следующем:

• в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что
достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психотера­певта, формулирования четких пространственно-временных границ арт-те-рапевтической работы;

• в структурировании и организации поведения и изобразительной деятель­ности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом изобразительных материалов и другими способами;

• в фасилитации эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к нему
в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также
за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;

• в установлении и усилении эмоционального резонанса (раппорта) и обме­не с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями.

Помимо решения всех этих задач, в значительной мере связанных с особыми условиями арт-терапевтической работы, на данном этапе арт-терапевтического процесса специалист делает то, что делают большинство специалистов, использу­ющих вербальные формы психотерапии, а именно — строит диагностические ги­потезы, позволяющие объяснить поведение клиента, а также причины и механиз­мы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств. Взаимодей­ствуя с клиентом, психотерапевт пытается проверить правильность этих гипотез и в случае необходимости их скорректировать или вовсе от них отказаться. Боль­шое значение при этом принадлежит способности и желанию психотерапевта ви­деть в поведении и высказываниях клиента как можно больше и обращать внима­ние на самые разные аспекты его психической феноменологии — а не только то, что он «хочет» в клиенте видеть или то, что соответствует тем или иным жестким тео­ретическим конструктам.

Используя системные определения, можно считать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

• формирование системы психотерапевтических отношений, включающей
в себя клиента, психотерапевта и изобразительные материалы/продукцию, с установлением между ними каналов двухстороннего энергоинформаци­онного обмена (что связано с формированием эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мысля­ми и фантазиями — как напрямую, так и посредством художественной экс­прессии);

• структурно-функциональная организация системы с укреплением ее внеш­них и внутренних границ и началом ее функционирования, направленного на достижение цели (что связано с поддержанием пространственно-времен­ных границ арт-терапевтической работы и правил поведения ее участников; структурированием поведения и изобразительной деятельности клиента; фасилитацией психотерапевтом его эмоциональной экспрессии; выдвиже­нием и проверкой правильности диагностических гипотез, а также посте­пенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом);

• формирование системы динамического равновесия, являющегося предпо­сылкой роста и развития системы и ее адаптации к изменяющимся внутрен­ним и внешним условиям и проявляющегося в наличии в ней определенно­го напряжения (что связано с установлением эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; расширением спектра разных форм психотерапевтического взаимодействия между ними и высокой степенью их взаимной открытости для исследования самых разных аспектов психиче­ской феноменологии и поведения и характерной для арт-терапии работы «посредством» сложных переживаний, а не «в обход» их, а также с методо­логической «воздержанностью» психотерапевта и недирективностью его позиции).


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 769 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)