АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой экспрессии с групповыми процессами

Прочитайте:
  1. II. ГЕНЕТИКА ОКРАСОВ И КАЧЕСТВА ШЕРСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД СОБАК
  2. III. Прямота Экспрессии
  3. III. Регуляция экспрессии гена
  4. VI. Особенности влияния различных факторов на фармакологический эффект ЛС.
  5. Абулия - патологическое отсутствие желаний и побуждений к деятельности. Встречается при шизофрении, различных лобных поражениях и при депрессиях.
  6. Адсорбционные равновесия и процессы на подвижной и неподвижной границах раздела фаз. Влияние различных факторов на величину адсорбции.
  7. Алгоритм лечения различных форм бесплодия
  8. Алгоритм «Обработка рук при проведении различных медицинских манипуляций».
  9. Алгоритмы лечения различных клинических форм и осложнений ОРЗ.
  10. Анализ различных результатов взаимодействия систем (правило АРР-ВС)

Анализируя ход работы группы с использованием критериев четырехступенчатого цикла (см. главу 6 «Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии»), можно заметить, что расширение спектра различных форм творческой экспрессии и способов коммуникации наиболее активно происходило на второй («Преодоление границ») и третьей («Хаос») стадиях цикла. Кульминационны момент работы, связанный с разрушением композиции и достижением катарсической разрядки, предполагал массовые акциональные проявления и драматическую ролевую экспрессию, связанную с разыгрыванием эпической драмы.

Соотнесение сделанных автором наблюдений, касающихся этапного характера групповой работы и смены разных форм творческой экспрессии и способе внутригрупповой коммуникации, с драматерапевтическим процессом (Андерсе. Уоррен и Грейнджер, 2001;^пшп§з 1992а, Ь, 1994, 1997, 1998) позволяет констатировать высокую степень совпадения динамики перехода из обыденной реальности в драматическую при использовании драматерапевтического подхода с динамикой описанных выше изменений на разных этапах четырехступенчатого цикл На взгляд автора, это может быть связано с тем, что при использовании некоторых техник групповой арт-терапевтической работы и в отсутствие каких-либо ограничений относительно разных форм креативного поведения начинают проявляться те же самые закономерности и феномены, которые характерны для драм терапевтического процесса. К таковым можно, в частности, отнести:

• интерактивный характер работы с наличием аудитории в лице членов группы;

• формирование в ходе работы драматической дистанции, предлагающей переход из обыденной реальности в драматическую и обратно;

• использование членами группы драматически-ролевой экспрессии, допол­няющей вербальный, проективно-знаковый/проективно-символический и сенсомоторный способы коммуникации и предполагающей идентификацию с различными ролями и ситуациями;

• ролевое развитие и трансформация;

• ритуальный характер действий членов группы, подчиняющихся определен­ной структуре и осуществляемых в контексте мифопоэтической картины мира.

К сожалению, в современной арт-терапевтической литературе вопросы взаимо­связи художественной и драматической ролевой экспрессии обсуждаются еще крайне редко. За исключением работ МакНиффа (Мс№гг, 1992,1995), в имеющих­ся на сегодняшний день арт-терапевтических изданиях нам не удалось обнаружить каких-либо упоминаний о том, что поведение членов группы в ходе арт-терапев­тических сессий может напоминать поведение участников драматерапевтическо­го процесса. По мнению автора, это связано главным образом с тем, что современ­ные арт-терапевты все еще уделяют явно недостаточное внимание тем сложным коммуникативным процессам и феноменам, которые характерны для арт-терапев­тической работы.

Многолетнее использование автором этой книги интерактивных арт-терапев­тических техник, в частности методик коллективного рисования, и наблюдение за многообразием поведенческих реакций и коммуникативных процессов в ходе арт-терапевтических сессий позволило увидеть их большое сходство с теми поведен­ческими реакциями и коммуникативными процессами, которые характерны для драматерапии. Например, обращает на себя внимание тот факт, что групповая арт-терапевтическая работа во многих случаях связана с взаимодействием пациентов не только посредством вербальной экспрессии и создаваемых ими художествен­ных образов, но и с использованием сенсомоторной и драматически-ролевой экс­прессии, а также то, что их поведение при этом носит характер самопрезентации. Интерактивность и самопрезентационный характер поведения членов группы часто рассматриваются в качестве отличительных признаков драматерапевтиче­ского процесса. Как пишут Андерсен-Уоррен и Грейнджер (2001), «драматерапия предполагает наличие определенной аудитории. Она также связана с попыткой вовлечь людей — пусть даже в воображении — в драматическое действие... Драма любого вида — это групповое событие, связанное с тесным взаимодействием лю­дей, их активными поступками и реакциями друг на друга. Можно сказать, что драма сама по себе является действием, направленным на сплочение людей и пре­ображение их действий в некое значимое событие» (с. 29).

Использование многоосевой модели для описания внутригрупповых коммуни­кативных процессов, в частности оси «Направленность коммуникации», позволяет увидеть, что поведение членов группы, в том числе и то, которое связано с художе­ственной экспрессией, во многих случаях имеет общегрупповую направленность и связано с превращением их действий в значимое для всех событие (ярким примером чего является приведенное выше описание хода сессии, связанной с созда­нием композиции на тему «Град земной и небесный»).

Наблюдая за поведением членов арт-терапевтической группы при использова­нии арт-терапевтических техник и анализируя их самоотчеты, автор также обра­тил внимание на то, что в ходе сессий поведение и состояние пациентов претерпе­вают ряд закономерных изменений, связанных с разными стадиями описанного нами четырехступенчатого цикла (см. главу 6).

Динамика изменения поведения и состояния членов арт-терапевтической груп­пы чрезвычайно напоминает ту динамику, которая характерна для -перехода из обыденной реальности в драматическую и обратно (Андерсен-Уоррен и Грейнд­жер, 2001; ^пшп§з, 1992а, Ь, 1994, 1997, 1998) и связана с понятиями драматиче­ской дистанции и драматической формы.

По поводу драматической формы Андерсен-Уоррен и Грейнджер (2001) пишут следующее: «Другой предпосылкой вовлечения людей в группу в процессе драма­тической игры является ее форма. Эта форма определенным образом связана с "выделением" из жизни тех или иных ее фрагментов и приданием им статуса неза­висимого существования... Любое событие при этом... имеет завязку, кульминацию и развязку. Для того чтобы привлечь наше внимание, событие должно иметь опре­деленные границы — тем самым оно отделяется от всего происходящего до и пос­ле него... Любая драма — это особенное событие. Чтобы игру можно было квали­фицировать как драму, оно должна стать таким событием и с определенными гра­ницами» (с. 30-31).

Теоретики современной драматерапии считают, что драматическая форма ха­рактеризуется трехчастной структурой, позволяющей выделить изображаемое со­бытие из контекста реальной жизни и сфокусироваться на нем, что необходимо для достижения трансформирующего эффекта.

Хотя описанный здесь процесс изменений в ходе арт-терапевтических сессий с применением интерактивных изобразительных техник включает четыре этапа, они в значительной мере совпадают с трехчастной структурой драматерапевтического процесса. Так, например, начальный этап драматерапевтического процесса, свя­занный с исходным пребыванием в обыденной реальности, совпадает с первой ста­дией описанного нами четырехступенчатого цикла, называемой «формирование границ». Данная стадия является предпосылкой последующей более активной ин­теракции, поскольку позволяет структурировать взаимодействие членов группы и создать атмосферу безопасности.

Вхождение в драматическую реальность, связанное с началом второго этапа драматерапевтического процесса, совпадает со второй стадией четырехступенча­того цикла, которая называется «Преодоление границ». Последующее погружение в драматическую реальность и достижение драматической кульминации, также связанное со вторым этапом драматерапевтического процесса, совпадают с третьей стадией четырехступенчатого цикла («Хаос»).

Развязка драматического действия и выход из драматической реальности, свя­занные с третьим этапом драматерапевтического процесса, совпадают с четвертой стадией четырехступенчатого цикла изменений в арт-терапевтической работе.

Авторы также обратили внимание на то, что действия и переживания членов арт-терапевтической группы на второй и третьей стадиях четырехступенчатого цикла существенно отличаются от их действий и переживаний на начальной и завершаю­щей стадиях и во многом напоминают те действия и переживания, которые харак­терны для клиентов в момент их пребывания в драматической реальности.

Характеризуя процесс перехода из обыденной реальности в драматическую, Ан­дерсен-Уоррен и Грейнджер (2001) пишут: «Драматерапия обозначает различия между жизнью и искусством, повседневной реальностью и воображаемым миром, хотя делает это не столь явно, как театр. Во многом это связано с тем, что драматерапия базируется на фундаментальном театральном процессе... предполагающем вхождение человека в иную реальность, пребывание в ней и выход из нее... Драма­тическая сессия делится на три части... С одной стороны, драматерапевтическая сессия представляет собой непрерывный процесс; с другой стороны, это сочетание трех разных видов опыта, каждый из которых имеет определенные отличия от дру­гих. Так, первая стадия заключается в подготовке к взаимодействию с другими людьми и взаимному раскрытию, к активной работе воображения и совместным поступкам, мыслям и чувствам... Вторая стадия отличается более драматичным характером... Даже если действия не носят выраженного драматического оттенка, участники группы могут по-новому взглянуть на мир и прожить различные собы­тия совершенно по-новому. На третьей стадии к участникам возвращается при­вычный взгляд на мир и обычные способы поведения. Если содержанием второй стадии являлся обмен ролями с другими членами группы, отождествление с того или иного рода вымышленными персонажами и переход из обыденной реально­сти в альтернативную, воображаемую реальность, то третья, последняя стадия драматерапевтического процесса предполагает разотождествление с ролью и восста­новление привычной для членов группы идентичности» (с. 33-34).

Все это напоминает те изменения в поведении и переживаниях членов группы, которые наблюдались при использовании интерактивных арт-терапевтических техник. Однако, в отличие от драматерапевтической практики и тем более театра, арт-терапевтическая работа, как правило, не предполагает ни четкого обозначения театральной дистанции, ни следования определенному сценарию, ни сознательно­го распределения ролей и их исполнения. Вхождение в драматическую реальность, формирование драматической дистанции и отождествление членов группы с раз­ными ролями и ситуациями происходит в ходе арт-терапевтической работы во многих случаях спонтанно (хотя этому может способствовать использование пси­хотерапевтом некоторых специальных приемов).

Вхождению в драматическую реальность в драматерапевтическом процессе и в традиционном театре способствует структурирование того пространства, в кото­ром происходит действие. В театре, например, это достигается за счет разделения пространства зала на сцену и зрительскую аудиторию. В драматерапии структу­рирование пространства осуществляется за счет использования техник разогрева, изготовления масок и иного реквизита, подготовки сценария и определения места для последующих выступлений (хотя его физические границы могут четко не обо­значаться).

 

В арт-терапевтической работе, если речь не идет о сознательном использова­нии ведущим элементов драматерапевтического подхода, обозначение драматиче­ской дистанции и переход из обыденной реальности в драматическую и обратно происходят за счет следующих приемов:

• предварительного «разогрева» и настройки членов группы на последующее более активное взаимодействие;

• активизации воображения членов группы как за счет использования специ­альных техник (например, направленной или простой визуализации), так и непосредственно в ходе изобразительной работы;

• формирования мифопоэтической модели мира или иного имажинативного контекста взаимодействия членов группы;

«идентификации пациентов с художественными образами (как своими соб­ственными, так и созданными другими членами группы за счет механизма проективной идентификации), друг с другом, различными ролями и ситуа­циями;

• усиления ориентации членов группы на межличностное взаимодействие и общегрупповые процессы, что позволяет достичь фокусировки на опреде­ленных групповых событиях, с которыми связаны наиболее интенсивные драматические переживания (чему способствуют феномены интерстимуля­ции, интенсификации и взаимной индукции);

• перехода членов группы в процессе совместной работы на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в том числе неосозна­ваемых) механизмов организации поведения;

• использования членами группы различных способов коммуникации, вклю­чая вербальный, проективно-знаковый/проективно-символический, сенсо-моторный и драматически-ролевой, что способствует более полному выра­жению переживаний пациентов и их активному взаимодействию.

Переход в драматическую реальность и пребывание в ней в значительной сте­пени связаны с активизацией воображения и идентификацией членов группы с различными образами и ситуациями, что неотделимо от ролевой игры. Как отме­чает Дженнингс (]епшп§5, 1998), «было бы более корректным говорить... о суще­ствовании по крайней мере двух реальностей — реальности повседневной и той реальности, которая связана с драматическим воображением... Мы входим в дра­матическую реальность, когда, например, говорим: "Давай-ка представим, что мы — чудовища" или "Представь, что ты находишься на морском побережье в Гре­ции"» (р. 117).

Развитие способности к идентификации с разными образами, персонажами и ситуациями, а также имитации поведения других людей и иных живых существ посредством ролевой игры тесно связаны с онтогенезом и освоением ребенком раз­ных видов игровой деятельности. Очевидно, что особенности индивидуального развития членов группы могут в значительной мере определять их способность к переходу в драматическую реальность и выходу из нее, а также то, в какой ме­ре они используют различные способы коммуникации и формы творческой экспрессии. Все это может зависеть и от характера имеющихся у членов группы пси­хических расстройств, характерологических радикалов, а также их культурного и социального опыта, институционального окружения и иных контекстуальных факторов.

Поскольку индивидуальные особенности членов группы во многом определя­ют характер их поведения, коммуникативные особенности и характерные для них способы и формы творческой экспрессии, автор счел возможным использовать в ходе арт-терапевтических сессий некоторые специальные методы оценки, в том числе те, которые применяются в драматерапии (например, методики составления «ролевой карты», опросника драматического развития).

Тесно связанным с феноменом идентификации является ролевое развитие и трансформация. Хотя данные феномены связывают главным образом с драматерапевтическим процессом, наши наблюдения за арт-терапевтической практикой позволяют констатировать, что они также характерны для некоторых видов арт-терапии.

Ролевое развитие и трансформация могут вести к расширению и изменению спектра используемых членами группы ролей, в том числе к их освобождению от внедренных доминирующей идеологией и культурой паттернов поведения и осво­ению ими тех ролей, которые в большей степени отвечают их природе, потребно­стям и задачам развития.

Наблюдения за арт-терапевтической работой при использовании изобразитель­ных техник интерактивного характера позволяют говорить о том, что определен­ные этапы групповой работы могут быть связаны с весьма интенсивными драма­тическими переживаниями. Эти переживания имеют то же содержание и структу­ру, что и переживания участников драматерапевтического процесса. С этими переживаниями связываются представления о достижении драматической развяз­ки сценического действия и катарсиса.

Как следует из приведенного нами описания четырехступенчатого цикла арт-терапевтической сессии, третья стадия данного цикла характеризуется наиболее интенсивными драматическими переживаниями членов группы, совпадающими с кульминационным моментом процесса. Представители драматерапевтического подхода часто связывают достижение психотерапевтических изменений с получе­нием членами группы катарсической разрядки при достижении пика драматиче­ских переживаний. На этом, в частности, основана концепция исцеляющего теат­ра Сью Дженнингс С1епшп§5, 1992а, Ь, 1994, 1997, 1998).

Наблюдаемый нами при использовании некоторых интерактивных арт-тера­певтических техник ритуальный характер действий членов группы, часто осуще­ствляемых в контексте определенной мифопоэтической картины мира, напомина­ет ритуальные формы поведения участников драматерапевтического процесса. Подобные ритуальные действия в ходе арт-терапевтической работы представля­ются весьма характерным феноменом группового поведения, проявляющегося в определенных обстоятельствах (в частности, при использовании недирективного подхода в форме динамических групп, мультимодальной арт-терапии, некоторых малоструктурированных арт-терапевтических техник). Ритуальные действия участ­ников арт-терапевтической группы нередко являются средством ее спонтанного структурирования и могут рассматриваться как отражение общегрупповых процес­сов. Неслучайно поэтому, что действия членов группы приобретают ритуальный характер именно в те моменты работы, которые отличаются усилением их ориен­тации на общегрупповые феномены. Ритуалы, по-видимому, связаны с проявле­нием интерстимуляции и взаимной индукции и могут способствовать получению и выражению членами группы драматического опыта.

Ритуальные формы поведения участников арт-терапевтических сессий являют­ся сложным феноменом, включающим как осознаваемые, так и неосознаваемые элементы. Хотя некоторые формы ритуального поведения могут иметь преимуще­ственно неосознанный характер и быть основанными на переживаниях примордиального уровня, было бы ошибочно их рассматривать вне контекстуальных влия­ний, в том числе без учета факторов институционального, семейного, культурного и политического характера. Неслучайно Дженнингс придает столь большое зна­чение исследованию паттернов ритуального поведения, усвоенных членами груп­пы на разных этапах их индивидуального развития и тесно связанных с их куль­турным и семейным опытом: «До недавнего времени, — пишет она, — антропологи были склонны рассматривать ритуалы в качестве транскультуральных феноменов, которые существуют во всех формах культуры. Определенные виды символиче­ской экспрессии при этом рассматривались как некие устойчивые элементы риту­ального поведения. Однако более продуктивно было бы ориентироваться на те специфические процессы ритуализации, которые свойственны тем или иным куль­турам и сообществам. Мы воспринимаем определенные жизненные события, та­кие как рождение или смерть человека, через призму ритуала, что обеспечивает возможность проработки связанного с ними опыта... Мы также ритуализируем раз­личные аспекты своей системы верований, с тем чтобы, используя те или иные формы символического дискурса, утвердить эту систему в собственных глазах и глазах окружающих. Все искусства — изобразительное искусство, музыка, танец, драма — в какой-то мере связаны с ритуалом... Ритуал, как и драма и театр, способ­ствует переходу из обыденной реальности в драматическую и обратно... Он позво­ляет сформировать определенные ожидания, поэтому знакомые нам культурные ритуалы имеют столь большое значение» (1998, р. 126).

Руководствуясь предлагаемой Дженнингс Оепшп§5,1998) схемой, иллюстриру­ющей динамику перехода из обыденной реальности в драматическую, и дополняя ее описанной нами моделью четырехступенчатого цикла изменений при исполь­зовании интерактивных арт-терапевтических техник и представлением о различ­ных способах внутригрупповой коммуникации, наблюдаемые групповые фено­мены можно проиллюстрировать схемой на рис. 6.

Данная схема показывает динамику изменений способов внутригрупповой ком­муникации и форм творческой экспрессии в арт-терапевтической группе при ее переходе из обыденной реальности в драматическую и обратно на разных стадиях описанного нами четырехступенчатого цикла. На схеме видно, что на начальной стадии (стадии «формирования границ») члены группы взаимодействуют преиму­щественно в рамках вербального, проективно-знакового и проективно-символического способов коммуникации. Данная стадия связана с пребыванием членов группы в обыденной реальности и их идентификацией с привычными ролями

и формами поведения. Обозначение ими границ личного пространства неотделимо от этих ролей и форм поведения и является «отправным пунктом» последующего «путешествия» в драматическую реальность. Использование иных способов коммуникации и форм творческой экспрессии, связанных с движением и танцем, пением и игрой на музыкальных инструментах или применением фонограмм, а также элементов ролевой игры, активизацией во­ображения, изобразительным творчеством, сочинением стихов, сказок и историй, может рассматриваться как предпосылка вхождения в драматическую реальность и происходить как спонтанно, так и путем использования определенных техник или интервенций. К ним можно отнести различные техники «разогрева», связан­ные с физическими упражнениями, художественной экспрессией, направленной и простой визуализацией и т. д.

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 669 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)