АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами
Планируя проведение арт-терапии с психиатрическими пациентами, оценивая особенности данной группы больных и условия предстоящей работы, необходимо было руководствоваться определенной системой теоретических представлений и сведениями о сравнительной эффективности разных форм арт-терапии. Это позволяло обосновать наиболее оптимальный выбор техник и прогнозировать результаты их применения.
Так, в частности, предполагалось, что с учетом особенностей данного контингента больных, а также институционального и культурного контекста наиболее эффективной может быть работа в условиях тематической арт-терапевтической группы. Эта форма групповой арт-терапии позволяет:
• экономить материальные и кадровые ресурсы;
• проводить краткосрочную и среднесрочную арт-терапию, что в наибольшей степени соответствует условиям дневного стационара;
• более гибко и четко обозначать задачи и темы, а также лучше структурировать ход работы;
• задействовать разные факторы лечебно-коррекционного воздействия для обеспечения наибольшей эффективности арт-терапии;
• включать в группу пациентов с различными видами психических расстройств, индивидуальными личностными особенностями, потребностями, эмоционально-волевыми, познавательными и коммуникативными возможностями, разным социальным и культурным опытом и т. д.
Немаловажным было и то, что данная форма групповой арт-терапии, отличаясь сравнительно высокой структурированностью работы и директивностью психотерапевта, в большей степени отвечает характерной для отечественных государственных психиатрических учреждений институциональной культуре и ожиданиям самих пациентов.
Кроме того, две другие формы групповой арт-терапии имели бы в данных условиях ряд существенных недостатков. Так, студийный подход требует иного оснащения, которое в существующих условиях вряд ли могло быть обеспечено. Студийный поход также ограничивает круг участвующих, требует гораздо более продолжительной работы и не позволяет задействовать ряд существенных для достижения положительных эффектов арт-терапии факторов.
Динамический подход предполагает более узкие показания, а потому его применение существенно ограничивало бы число участвующих в групповой арт-терапии пациентов. Помимо этого, данный вид групповой арт-терапии приводит в определенное противоречие с институциональной культурой психиатрического учреждения и ожиданиями большинства пациентов, что может быть чревато возникновением дополнительных сложностей.
Исходя из оценки особенностей тематических арт-терапевтических групп, ожидалось, что в ходе занятий будут проявляться разные лечебно-коррекционные факторы. Поскольку планировалась работа со смешанными группами, предполагалось использовать гибкий подход, позволяющий дифференцировать психотерапевтические вмешательства в группе непосредственно в ходе самой работы, ориентируясь на своеобразие реакций разных больных. Так, например, предполагалось, что для разных пациентов на разных этапах арт-терапевтического процесса психотерапевт будет выступать в различной роли (Луззатто, 2000). Для больных, обладающих сравнительно развитой способностью к осознанию своих чувств и потребностей, понимающих содержание рисунков, он мог бы выступать в роли партнера, вовлекая больных в разные виды вербальной обратной связи и способствуя активизации у них «внутреннего диалога», направленного на лучшее осознание ими своего внутреннего мира и системы отношений.
Для других пациентов, проявляющих значительный интерес к самостоятельной художественной работе, но обладающих ограниченной способностью и желанием вербализовать свои переживания, психотерапевт мог выступать преимущественно в роли «молчаливого свидетеля», оказывая им эмоциональную и техническую поддержку, давая их работам эстетическую оценку.
Для третьей категории пациентов, испытывающих в связи с арт-терапевтической работой определенные затруднения, неспособных к созданию законченных художественных образов и не придающих им какого-либо субъективного значения, психотерапевт мог бы выполнять функции фасилитатора, структурируя деятельность участников группы и помогая им развить способность к более продуктивной работе.
Несмотря на относительную структурированность арт-терапевтической работы при использовании тематического подхода и наличие определенных общих правил поведения пациентов, ее демократичная атмосфера и высокая терпимость к индивидуальным особенностям членов группы позволяют психотерапевту действовать гибко и в случае необходимости использовать в отношении разных пациентов различные роли и виды интервенций.
С учетом смешанного характера групп можно было также предполагать, что достигаемые в процессе арт-терапии положительные результаты будут определяться не только особенностями самого метода и условиями его применения, но и индивидуальными особенностями пациентов. Так, в одних случаях более вероятным могло быть достижение лишь немедленных или временных эффектов лечения симптоматического уровня. В других случаях возможным становилось достижение более продолжительных результатов арт-терапии, связанных с устойчивой психосоциальной компенсацией. Таким образом, при формулировании задач использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами учитывались возможности и тех и других пациентов.
Очень важным с точки зрения планирования арт-терапевтической работы и прогнозирования ее результатов было признание необходимости дифференцированного характера вмешательств на разных этапах работы. При этом принималось во внимание наличие в арт-терапевтическом процессе ряда взаимосвязанных этапов, характеризующихся разным типом реакций пациентов, их взаимоотношении друг с другом и с психотерапевтом (см. предыдущие части книги).
Кроме того, существенной представлялась постановка задач на каждом этапе работы, поскольку «четкая формулировка задач и применение специфических стратегий позволяет достичь хороших результатов, чего не позволяют добиться менее структурированные вмешательства» (Каллиас, 2001).
И наконец, предполагалось, что устойчивость положительных результатов работы во многом зависит от того, какое внимание будет уделено развитию у членов группы инициативы и самостоятельности, а также личностно-значимых потребностей и навыков, позволяющих достичь генерализации психотерапевтических изменений и устанавливать контакты за пределами арт-терапевтической группы. Как отмечает Каллиас (2001), «опыт свидетельствует о гораздо большей эффективности вмешательств, направленных на развитие собственных умений и навыков клиентов... по сравнению с такими вмешательствами, когда клиент ставится в полную зависимость от психотерапевта». С учетом этого на завершающем этапе работы использовались специальные вмешательства, направленные на генерализацию и поддержание достигнутых изменений в состоянии и системе отношений пациентов.
Наблюдение за ходом групповой арт-терапевтической работы позволяет констатировать действие разнообразных факторов и механизмов психотерапевтических изменений, включая прежде всего такие глобальные факторы, как фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений (внутри-групповых, коммуникативных процессов и отношений), фактор интерпретации и вербальной обратной связи. В то же время обращает на себя внимание своеобразие проявления основных факторов и процессов психотерапевтических изменений при работе с психиатрическими пациентами. Ниже описываются некоторые особенности проявления различных психотерапевтических факторов, отмеченных в работе с психиатрическими пациентами. Каждая из них иллюстрируется примерами из клинической практики.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 745 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
|