АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого самовыражения в групповой арт-терапии

Прочитайте:
  1. I. Общая часть Глава 1. Исторический очерк
  2. III. Профилактика и лечение туберкулеза Глава 22. Профилактика туберкулеза
  3. L Глава 2. Светолечение (фототерапия)
  4. Глава (Now)
  5. глава (Now)
  6. Глава (Then)
  7. ГЛАВА 1
  8. Глава 1
  9. Глава 1
  10. Глава 1

Невербальная коммуникация и разные формы творческого самовыражения в групповой арт-терапии.

 

 

Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения в арт-терапии.

 

Хотя арт-терапия связана прежде всего с созданием визуальных образов, это не означает, что в ней не могут быть использованы другие формы творческой экс­прессии, связанные с музыкой, движением и танцем, сценическим искусством и т. д. Развитие арт-терапии сопровождалось постепенным включением в поле зре­ния специалистов всего комплекса поведенческих проявлений и тех коммуника­тивных процессов, которые связаны с прямым и опосредованным изобразитель­ными материалами и продукцией взаимодействием пациента/членов группы и психотерапевта. В последние годы все большее внимание придается различным феноменам арт-терапевтического процесса: и тем, которые возникают на разных этапах художественного творчества, и тем, которые проявляются в процессе взаи­модействия пациента с психотерапевтом и другими членами группы на основе уже созданного изобразительного продукта.

В течение длительного времени, однако, основное внимание обращалось лишь на конечный продукт изобразительного творчества и связанные с ним ассоциации, что было продиктовано традицией клинической диагностики, изучением психопа­тологической экспрессии и влиянием психодинамического подхода. Последний, в частности, придавал наибольшее значение символическим образам и проявлени­ям переноса и контрпереноса, оставляя вне поля зрения те явления, которые не вписываются в жесткие рамки психоаналитических интерпретаций.

Столь значимые для современных западных арт-терапевтов представления о динамической групповой психотерапии, хотя и позволили существенно расширить спектр анализируемых явлений, включая феномены внутриличностного, межлич­ностного и общегруппового уровней, все же оказались недостаточными для того, чтобы учесть культурные и иные контекстуальные влияния.

Явно не отвечающим специфике арт-терапевтической работы является и харак­терное для психодинамического подхода ограничение коммуникации клиента/ членов группы и психотерапевта преимущественно вербальным общением. Их ак­тивность, в соответствии с принципами психодинамического подхода, связывается прежде всего либо с внутриличностными процессами (переживание/сопережива­ние, фантазирование, построение гипотез), либо с вербальными интерпретациями. При этом акциональный элемент чаще всего исключается из психотерапевтиче­ского процесса как противоречащий основным условиям надежного рабочего аль­янса и безопасной групповой атмосферы.

Как отмечают Рутан и Стоун (Кдйап & 51опе, 2001), «в целом наиболее полез­ными видами активности лидера является его внутренняя активность, связанная с эмоциональными реакциями, проявлениями эмпатии и построением способству­ющих пониманию поведения пациента гипотез. Внешняя активность лидера имеет преимущественно вербальный характер... Роль пациентов... также преимуществен­но вербальная. Психотерапевт пытается сформировать такие нормы, при которых наиболее эффективные изменения происходят, когда члены группы испытывают и выражают свои переживания словесно, но не действуют... Хотя никто не стал бы отрицать, что непосредственный человеческий контакт может быть терапевтичным, психодинамическая теория подчеркивает первоочередную значимость вер­бализации аффекта, нежели его поведенческого выражения» (р. 158).

Конечно же, далеко не все арт-терапевты придерживаются данных принципов -и не только потому, что они следуют отличной от психодинамического подхода ориентации, но и потому, что арт-терапия и другие направления терапии творче­ством связаны прежде всего с невербальной активностью и использованием иных, нежели вербальные, способов коммуникации, что придает им «радикальный» ха­рактер. (1997). Вместе с тем соотношение вербальной и невербальной актив­ности в арт-терапевтической работе, так же как и характер использования во вза­имодействии клиента/членов группы и психотерапевта различных способов ком­муникации, может быть разным.

Сложившаяся в развитых странах система образования в области арт-терапии и других направлений терапии творчеством ориентирована на глубокое освоение прежде всего какой-либо одной формы творческой экспрессии, что ведет к тому, что в недостаточной степени учитываются и используются возможности других творческих модальностей. Наметившаяся в последнее время тенденция к инте­грации разных арт-форм, а также освоение представителями разных направлений терапии творчеством возможностей смежных специальностей направлены на пре­одоление неоправданного разделения разных творческих модальностей и более активное использование тех богатых возможностей, которые связаны с их сочетанным применением.

Специализируясь на использовании визуальной экспрессии, арт-терапевты, как правило, не владеют в достаточной мере методами драма-, музыко- и танцедвигательной терапии. Однако их работа, несомненно, могла бы быть более эффектив­ной, если бы они были знакомы с основами теории и техниками других направ­лений терапии творчеством. Важным представляются и те аспекты внутриличностной, межличностной и общегрупповой коммуникации, которые связаны с использованием иных, нежели визуальная, форм творческой экспрессии. Сочета­ние различных форм терапии творчеством позволяет:

• в наибольшей степени мобилизовать творческий потенциал клиента/чле­нов группы и найти те способы творческого самовыражения, которые в наи­большей степени отвечают их способностям и потребностям;

• предоставить клиенту (членам) группы дополнительные возможности для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, а также для раскрытия со­ держания создаваемых ими художественных образов за счет опосредован­ного иными формами творческой экспрессии диалога со своими работами;

• активизировать и сделать более богатой и разносторонней коммуникацию клиента/членов группы и психотерапевта;

• создать дополнительные возможности для внутриличностной коммуника­ции, увеличения внутрипсихической дистанции клиента/членов группы, укрепления их автономности и личных границ, а также развития механиз­мов активной саморегуляции;

• задействовать дополнительные факторы и процессы психотерапевтических изменений.

Проводя арт-терапевтическую работу, автор заметил, что, наряду с созданием визуальных образов, клиенты нередко начинают спонтанно использовать иные формы творческой деятельности — пение или игру на музыкальных инструмен­тах (если они имеются в кабинете), выразительные движения или танец, сочине­ние стихов, сказок, ролевую импровизацию, составление диалогов и т. д.

Как следует из приведенного выше описания хода групповой работы, в процес­се создания общей композиции на тему «Град земной и небесный» члены группы вели себя по-разному: одни ограничивались главным образом созданием рисунков; другие работали с объемными материалами и предметами (лепили фигурки лю­дей и животных из пластилина, изготавливали из картона и бумаги дома и другие объекты городской среды, создавали композиции из найденных предметов и т. д.); третьи — выражали свои чувства посредством движений и танца или использова­ли акциональные формы выражения своих чувств и фантазий (разбивание зерка­ла, выливание воды на созданную работу, поджигание отдельных элементов рабо­ты, ее последующее сворачивание в рулон и т. д.).

Анализируя ход работы группы, можно заметить, что разные действия участ­ников и использование ими тех или иных форм творческой экспрессии были свя­заны не только с их индивидуальными особенностями, но и с динамикой группо­вого процесса. По мере создания группой общей композиции можно было видеть постепенное расширение спектра ее экспрессивных возможностей и способе; внутригрупповой коммуникации. Так, если на начальном этапе работы использовались в основном проективно-знаковый и проективно-символический способ! коммуникации (в форме создания рисунков и предметных композиций), то н последующих этапах работы члены группы стали все более активно использовать сенсомоторную и драматически-ролевую экспрессию движение и танец, голос, акциональные формы выражения чувств и фантазий, разыгрывание эпической драмы, связанной с созданием и разрушением города-мира).

При этом групповые процессы способствовали тому, что виды поведения членов группы, связанные с проективно-знаковой / проективно-символической, определенной сенсомоторной и драматически-ролевой коммуникацией на некоторых этапах работы приобретали массовый характер.

Все это позволяет заключить, что использование разных способов коммуникации и применение разных форм творческой экспрессии в ходе создания коллективной композиции отражало потребности группы, связанные с достижением катарсической разрядки и психотерапевтических изменений.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 779 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)