АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Град земной и небесный

Прочитайте:
  1. СТРОЕНИЕ ЗЕМНОЙ АТМОСФЕРЫ

Следующий пример также отражает один из моментов работы студентов в рамках курса арт-терапевтической подготовки. Создание коллективной работы в услови­ях динамической группы дает богатые возможности для изучения внутригрупповых коммуникативных процессов и динамики арт-терапевтической сессии, связан­ной с наличием в ней ряда взаимосвязанных этапов, которые были охарактеризо­ваны в предыдущей главе. Участие в такой работе и ее последующее всестороннее обсуждение позволяет обучающимся лучше понять не только особенности динами­ческой группы, но и свои собственные реакции, благодаря чему она становится од­ной из форм личной подготовки студентов. Различия в поведении участников груп­пы в процессе создания ими коллективной композиции в определенной мере свя­заны с их базовой подготовкой и наличием или отсутствием опыта художественной работы. Далеко не случайно поэтому, что одним из условий специализации в обла­сти арт-терапии в ряде зарубежных стран является наличие у абитуриентов худо­жественного образования либо их систематические занятия изобразительным ис­кусством. Среди участников группы были два человека с художественным обра­зованием (Елена и Андрей), два врача-психиатра, остальные — психологи.

После завершения изобразительного этапа сессии следует обсуждение. Хотя оно было продолжительным и предполагало разбор разных аспектов групповой ра­боты, в данном описании отражено лишь его начало. Ведущий предложил членам группы высказать свое мнение относительно разворачивания работы, что могло быть связано с их конфронтацией с «теневыми» и малопонятными аспектами сво­его внутреннего мира и отношений с другими участниками. Как видно из описа­ния, их мнения были различны и коррелировали с особенностями их поведения на изобразительном этапе работы.

Еще в процессе выбора темы Андрей встает со своего места, берет лежащий на столе довольно крупный камень и кладет его на середину расположенного на полу квадрата из восьми склеенных друг с другом листов ватмана. Под них подложена толстая целлофановая пленка.

После выбора темы к квадрату сразу же подходят семь человек — Ирина, Вера, Светлана, Наталья, Виктор, Андрей и Владимир. Остальные остаются на своих местах; некоторые сидят молча и наблюдают за тем, что делают остальные, другие разговаривают между собой или пытаются выбрать изобразительные материалы.

Ирина, капая клеем ПВА, проводит несколько белых полос, идущих за грани­цы листа, на целлофановую пленку.

Андрей берет самую крупную кисть и начинает проводить с одной стороны об­щего листа толстые линии красками разного цвета.

Наталья занимает один угол листа и начинает что-то рисовать.

Владимир и Светлана садятся вместе возле листа и обозначают границы своих «территорий».

Нина ставит на общий лист вазочку с принесенными с улицы ветками. Оксана обводит вокруг камня, расположенного в центре листа, несколько кон­центрических окружностей.

Виктор добавляет в вазочку еще веток, а затем начинает рисовать на камне глаз. Некоторые члены группы при этом ходят вокруг листа, словно выбирая себе ме­сто.

Ведущий включает музыку (джазовый концерт Хейдена и Блэя «Баллада о пад­ших»).

Несколько человек остаются на своих местах: лепят фигурки из пластилина, со­здают конструкции из картона и т. д.

Варя подходит к общему листу и начинает что-то рисовать.

Андрей, используя крупную кисть, интенсивно закрашивает занятый им ранее сектор.

Марина рисует дом.

Виктор, стоя на коленях, красит себе губы взятой у кого-то из участниц группы губной помадой, а затем несколько раз целует лист возле камня. При этом образу­ется ряд отпечатков.

Находящиеся возле общего листа пока создают индивидуальные рисунки и мало разговаривают друг с другом. Те же, кто находится на своих местах, распола­гаются парами и тройками, смеются и общаются.

Ольга, до этого наблюдавшая за действиями других, подходит к листу и начи­нает изображать на нем зеленый островок (возможно, парк или сквер на террито­рии города), используя при этом траву, листья, мох и другие принесенные с улицы предметы.

Тамара через несколько минут присоединяется к Ольге, помогая ей изображать зеленый островок.

Андрей, предварительно о чем-то поговорив с Еленой, устанавливает ряде работой находящуюся в кабинете стремянку, залезает на нее и начинает перебрасывать через светильник нить с прикрепленным к ее концу кусочком пластилина пытаясь тем самым натянуть нить над работой.

(Ведущий перед этим спросил Андрея, что тот собирается делать. Когда А рей перебрасывает веревку, психотерапевт и Елена за ним наблюдают; кроме того (Елена показывает ему, куда бросать. Очевидно, что затея натянуть нить над работой исходила от нее.)

Некоторые из находящихся возле работы членов группы поворачиваются к Андрею, но затем вновь погружаются каждый в свой рисунок. При этом составляющих примерно тот же: с одной стороны листа находятся четыре человека, с другой — три. Две стороны листа остаются в основном незанятыми.

Андрею наконец удается перебросить через светильник две нити, после чего вместе с Еленой начинает прикреплять к нитям «небеса» из целлофановой пленки

Ведущий разматывает рулон целлофана и подает его Андрею.

Ольга и Тамара продолжают вместе работать над созданием зеленого острова. Островок имеет четкие границы и выделяется на фоне окружающего его белого пространства.

Когда Андрей и Елена навешивают над работой «небеса», несколько человек тех, кто раньше располагался на коленях и что-то рисовал, начинают им помои изготавливая бумажные самолетики, звезды и т. д.

Виктор (желая прикрепить к небесам бумажный самолетик, обращается к группе): «Нет ли булавки?»

Ведущий подает ему булавку.

Вскоре становится заметно, что общий лист постепенно заполняется не только рисунками, но и объемными предметами и конструкциями из картона, пластилина и других материалов.

Нина увлеклась вырезанием из картона звезд, которые она затем прикрепляет к небесам.

Варя плетет из веток гирлянду.

Ведущий, положив в стороне от всех на газеты стоявший до того у стены круп­ный кусок зеркала и взяв тяжелый деревянный табурет с металлическим основа­нием, разбивает зеркало.

Большинство членов группы, по-видимому, не услышав на фоне звучащей му­зыки удара табурета о зеркало или будучи увлеченными рисованием, не обраща­ют на эти действия ведущего внимания.

Разбив зеркало, ведущий собирает осколки и раскладывает их по всей поверх­ности общей работы, стремясь включить их в оставшееся кое-где пустое простран­ство.

Ирина и Нина вскоре присоединяются к ведущему и тоже начинают расклады­вать на пространстве работы осколки зеркала. Вскоре мелких осколков не остает­ся, и ведущий дважды ударяет по крупным оставшимся осколкам, для того чтобы получились мелкие.

В это же время несколько человек (Надежда, Тамара, Нина, Виктор и Варя) увлечены созданием разных объектов «воздушного пространства» над работой — звезд, луны, солнца, гирлянд из трав и веточек и т. д.

Оксана изготавливает высотные здания из бумаги и картона.

Виктор делает солнце и подвешивает его выше всех остальных объектов «воз­душного пространства».

Варя подвешивает изготовленные ею гирлянды из трав и веточек, благодаря чему в «небе» создается их целая сеть.

Нина продолжает раскладывать осколки зеркала.

Вскоре все пространство работы оказывается заполненным.

Ольга, закончив некоторое время назад создание зеленого островка, сидит с грустным видом.

Тамара рисует солнечные лучи.

Нина, которую, по-видимому, начинает раздражать неторопливая джазовая музыка, подходит к магнитофону и включает принесенную ею запись с более динамичной музыкой («Времена года» Вивальди в исполнении В. Мэй). Затем она начинает, пританцовывая, перемещаться по кабинету, останавливаясь то с одно то с другой стороны работы.

Ирина продолжает раскладывать осколки зеркала.

Тамара делает из картона церковь и устанавливает ее в композицию.

Оксана устанавливает изготовленные ею здания.

Надежда включается в работу и рисует сетку поверх уже созданных рисунке или между ними.

Ирина подвешивает к «небесам» звезды.

На этом этапе работы большинство участников группы стоят. Сидя у работ располагаются только двое, продолжая рисовать (Владимир и Светлана). В помещении нарастает шум из-за того, что члены группы начинают активней обмениваться впечатлениями от работы; кроме того, они быстрей перемещаются вокруг работы; смеются и выглядят несколько возбужденными.

На работу помещается красная завернутая в целлофан коробка, обозначающим электростанцию, а также разные пластилиновые фигурки людей и животных.

Андрей и Елена подвешивают над композицией несколько пластиковых бутылок, наполненных водой, подкрашенной синей краской; при этом в донышках бутылок сделаны отверстия (идея имитации дождя принадлежит Елене).

Ольга подходит к работе и что-то поправляет в созданном ею зеленом островке

Варя и Дарья присоединяются к Елене и Андрею и помогают им подвешивать бутыли с водой.

Когда бутыли повешены, Елена надавливает на них и брызгает водой на расположенную под ними работу.

Незадолго до того ведущий меняет музыку и ставит «Реквием» Ллойд-Веберера.

Вся вода вылита из бутылей на работу; капли равномерно покрывают всю поверхность. Участники группы молча стоят вокруг работы и смотрят на произошедшие в ней изменения.

Ведущий меняет освещение; включает верхний свет и направляет на работу слайд-проектора. При этом поверхность работы начинает «играть», поскольку свет преломляется в капельках воды и отражается от осколков зеркала.

Кроме того, на противоположной от проектора стене образуются тени участни­ков группы, целлофановых «небес» с прикрепленными к ним различными «небес­ными телами», гирлянд из трав и веточек, а также расположенных на поверхности работы разных объектов.

Звучит спокойная музыка (фрагмент «Реквиема»).

Все члены группы, замерев, стоят вокруг работы. Изменяя направление луча проектора, ведущий приводит тени в движение. Пару минут царит полная тишина.

Дарья. Надо все высушить вентилятором — привести в божеский вид...

Варя. Осталось только сжечь, потому что уже ничего не поправить.

Звучит грустная музыка, постепенно становясь все более эмоционально напря­женной.

Андрей поджигает целлофан, поднося к нему зажигалку.

Все молча за ним наблюдают. Едва загоревшись, целлофан тухнет.

Андрей и Виктор начинают поджигать изготовленные из бумаги «небесные те­ла» — луну, самолетики и т. д.

Слышен мужской и женский смех.

Музыка бурная, драматичная — кульминация «Реквиема».

Одно из горящих «небесных тел» падает вниз. Огонь при этом гаснет. Идет дым.

Варя просит дать ей зажигалку и тоже начинает поджигать «небеса». Одна из пластиковых нитей загорается, и горящие капли падают на работу.

Виктор поджигает «солнце», расположенное выше всех остальных «небесных тел».

Несколько человек поджигают «небеса» в нескольких местах, и вскоре образу­ется «огненный дождь». (Бумажная основа композиции и расположенные на ней объекты, однако, не загораются, так как их поверхность увлажнена.)

Никто не пытается тушить огонь. Все, кто не участвует в поджоге, смотрят на каскад огненного дождя, и многим это явно нравится. Прогорая, «небеса» в одном месте обрываются.

Виктор. Смотрите, как классно!

Тональность музыки изменяется и становится мажорной. Звучит финал «Рек­виема».

Наталья держит банку с водой, готовая в случае необходимости залить огонь. Упав на город, солнце гаснет. Идет дым. Всеобщее ликование. Все стоят вокруг рабо­ты плотным кольцом.

Несколько человек начинают раскачивать все еще висящие небеса и подвешен­ные в воздухе пустые бутыли.

Андрей натягивает нити, на которых держатся «небеса», словно пытаясь их со­рвать.

Ольга. Не надо, оторвется.

Андрей влезает на стремянку, обрывает нити с одной стороны с прикреплен­ными к ним «небесами» и сбрасывает их вниз. Звучит ликующая музыка.

Владимир обрывает нити с другой стороны. «Небеса» падают. Ведущий включает верхний свет.

Андрей, стоя наверху стремянки, смотрит вниз — на работу; затем спускается Ольга. Есть у кого-нибудь ножницы? (Получив ножницы, вырезает зеленый островок и отодвигает его в сторону.) Мы переезжаем. Мы здесь не будем жить... Это нечто несуразное, невообразимое...

Все остальные по-прежнему стоят вокруг работы.

Виктор. Развития вы не понимаете.

Ольга. Это не развитие. Это деструктивное развитие...

Владимир. Развитие не может быть деструктивным.

Оксана (обращаясь к Ольге). Это невротическое развитие.

Ольга. Нет, это нормальное развитие.

Виктор. Это стагнация у вас какая-то.

Ольга. Вот это — то, что произошло, — это катастрофа.

Виктор. Это прогресс.

Несколько человек, слушая этот спор, смеются.

Андрей достает из работы камень и уносит его в сторону.

Ольга. У нас будет продолжаться жизнь; она будет развиваться.

Виктор (достает из работы вылепленный кем-то бюст Ленина на постаменте). Сохраним все самое светлое?

Варя. Оставим на прежнем месте.

Виктор ставит бюст обратно.

Андрей берет в руки «атомную электростанцию», рассматривает ее, а затем кладет обратно.

Виктор достает из работы еще несколько различных предметов и, подержав

некоторое время, кладет на прежнее место.

Все остальные, за исключением Ольги, при этом по-прежнему стоят в круг Виктор с одной стороны берет край работы вместе с подложенной под нее целофановой пленкой и начинает сворачивать ее в рулон.

 

Нина берет работу и целлофан с другой стороны и тоже начинает их скатывать в рулон.

Дарья скатывает работу с третьей стороны. Звучит музыка.

Владимир и Оксана помогают сворачивать работу, сгребая остатки предметов в кучу.

Ольга (наклонившись к зеленому островку). Это было для тебя потрясением. Ты немножко устал, отдохни!

Работа свернута в и напоминает укутанное в саван тело. Ирина, Владимир, Вик­тор и ведущий стоят возле работы; остальные — поодаль.

Виктор и Владимир берут с обеих сторон свернутую работу и поднимают ее, спрашивая ведущего, следует ли ее вынести из кабинета.

Ведущий говорит, что пока можно оставить.

Виктор и Владимир кладут работу на прежнее место.

Остальные члены группы не расходятся, хотя некоторые отходят от работы на некоторое расстояние. Многие с грустью смотрят на рулон.

Ведущий объявляет перерыв.

Некоторые члены группы сразу же расходятся, другие на некоторое время остаются.

Виктор садится на корточки рядом с работой и пишет «Усни с миром. Твои творцы».

Ольга. Как хорошо! Какое счастье!

Дарья. Что хорошо, что сохранили свое?

Ольга. Нет, что нет этого хаоса.

Те члены группы, что еще остались в кабинете, подходят к свертку и читают, что написал Виктор.

Далее приводится фрагмент состоявшегося после перерыва обсуждения ра­боты.

Прежде всего ведущий обращается к членам группы с предложением высказать свое мнение по поводу того, готовы ли они развернуть рулон и обсудить затем свои ощущения от работы.

Виктор. У меня ощущения еще не структурировались. Я не готов все это поднимать... Это все равно, что задавать человеку, у которого умер близкий родственник, некорректные вопросы — как он умирал, как он рождался. Пока для меня все это слишком болезненно. Пока я сопротивляюсь.

Ведущий. Повторите еще раз основной мотив, почему вы не хотите разво­рачивать работу.

Виктор. Пока я закрыл для себя эту тему — то, что оставил на внутреннее обсуждение. Пока эти чувства для меня еще очень живы, я бы не хотел пока возвращаться к тому, что для меня актуально... Когда я опишу, тогда, может быть, буду готов. Для начала мне необхо­димо составить хотя бы описание.

Ведущий. Значит, вы полагаете, что разворачивание помешает проработке ваших чувств?

Виктор. Да это помешает.

Ведущий. Если у кого-то еще есть сопротивление разворачиванию работы, с чем это связано? (Поворачивается к другим.)

Ольга. Мне вообще было неприятно все, что происходило. А уж сейчас-то вообще. Словно гниение снова открывать...

Ведущий. Значит, вам хотелось бы поскорее от этого уйти?

Ольга. Для меня это как смерть. Смотреть на это не хочется... Я против обсуждения, против разворачивания. Не хочется вспоминать все то разочарование, которое я испытала.

Ведущий. Понятно.

Тамара....Можно было бы только заглянуть как в щелочку, но развора­чивать этот хаос не хочется. Хочется верить в то, что если что-то с кем-то сделал, это сохранилось.

Ведущий. Значит, вам хотелось бы возвратиться лишь к тому фрагменту, который вы сами создавали?

Тамара. Да.

Владимир Мне не хочется разворачивать. Это словно куколка, в которой продолжаются какие-то метаморфозы, а развернуть — это значи­ло бы их нарушить...

Ведущий. Значит, вы допускаете, что в принципе в определенный момент работу можно было бы развернуть — не сейчас, но тогда, когда метаморфозы завершатся. У кого еще какие мнения?

Варя. Если даже все это развернуть, мы все равно ничего не увидим -это будет уже совсем не то, что было... тот процесс, в котором мы участвовали, завершился. Он обладал определенной динамикой. Мне кажется, что нам лучше постараться обсудить эту динами­ку. Каждый этап имел свой смысл... Этот процесс завершился, и разворачивание ничего не дает...

Ведущий. Значит, разворачивание не поможет воспроизвести сам процесс?

Варя. Да.

Ирина. В принципе у меня есть сопротивление, но вместе с тем я думаю, что разворачивание могло бы быть следующим этапом. Этот этап действительно завершен, но мне было бы интересно узнать, что будет происходить с моими ощущениями и чувствами, когда мы развернем работу. У меня есть определенные ожидания по это­му поводу, но я не знаю, насколько они оправдаются.

Ведущий. А с чем связаны эти ожидания или определенная заинтересован­ность?

Ирина....Мне определенно неприятно то, что было завернуто, но, может быть, с моими ощущениями в конце концов действительно что-то произойдет и отвращение перерастет в какие-то другие чув­ства.

Ведущий. Кто еще хотел бы высказаться?

Андрей. А я, прежде чем развернуть, еще бы утрамбовал (слышен смех) для того чтобы те процессы, которые происходили там во время всего этого, еще бы больше активизировались. А потом бы посмотреть... Но в то же время для того, чтобы не беспокоить т«кто возражал, я готов не разворачивать. В то же время я дума что как раз беспокойство может к чему-то привести.

Елена. У меня чувства страха совершенно нет. Мне, наверное, даже и интереснее — может быть, с профессиональной точки зрения — испытывать ощущения «тени», которые нам гораздо менее понятны. Что же касается нашей светлой части — в ней нам много близко, понятно; мы все это в себе постоянно взращиваем... А другую сторону нашего «Я» в ней может быть больше интересного. Восстановление, возвращение, участие в тех процессах, которые привели к разрушению, мне в принципе интересно. Это как бы раскручивание обратного хода. Мне все равно. Могу разворачивать, а могу и не разворачивать. Связанный с этим страх меня не очень-то интересует. Это все равно «декоративна смерть, скажем так... В реальной жизни мне приходилось сталкиваться с гораздо более опасными ситуациями.

Ведущий. Значит, вы сознаете условность произошедшего и понимаете эклектику превращений, а потому разворачивание вас не только не пугает, но и интригует.

Виктор. Но, чтобы не нарушать диалектику превращений, необходимо вершить переживания. Когда это завершится, тогда можно будет, открывать... А пока мы можем навредить себе... Кто внутренне готов, кто проходил не раз эту динамику «смерти — возрождения тот, наверное, может снова туда войти.

Ведущий. Таким образом, уважая чувства тех, кто еще не готов, мы будем пока работать, не разворачивая. Итак, я предлагаю вам состав: лаконичное художественное описание — сказку, миф, стихотворение — повествование об истории создания и разрушения этого города.

Виктор. Можно музыку?

Ведущий. Какую? Я могу, например, дать музыку в той последовательности, в которой она звучала, — небольшие отрывки.

Члены группы выражают одобрение.

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 631 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.162 сек.)