АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Второй этап работы (4-8-я сессии)

Прочитайте:
  1. A.каждый день утром перед началом работы операционной
  2. II. Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделения.
  3. II. Основные правила работы с микроскопом
  4. III . Изучите алгоритмы практической работы.
  5. III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии
  6. III. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  7. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  8. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  9. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  10. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

Четвертое занятие было связано с обращением к теме «Изображение своего состо­яния». Арт-терапевт предложил членам группы изобразить свое состояние (на­строение, чувства, мысли, фантазии) в любом виде — конкретном, абстрактном, метафорическом. В частности, предлагалось воспользоваться выразительными возможностями цветов, линий и форм.


Рис. 11. Чайка

Рисунки пациентов были разнообразны. Александр (43 года) изобразил свое состояние в виде символического герба. В центре рисунка находится растрескав­шийся рыцарский щит, обрамленный лентами без каких-либо надписей. Здесь, так же как и в рисунке на тему «Наиболее яркие воспоминания детства», вновь звучит тема отчуждения, пустоты существования и «безъязыкости».

Рисунки четырех членов группы представляли собой абстрактные композиции, состоящие из цветных полос или пятен. При этом цвет играл ведущую роль в пе­редаче качеств их состояния. Рисунки двух других пациентов содержали фигура­тивные элементы.

Наталья изобразила свое состояние с помощью пейзажа, обозначив себя в виде летящей над морем чайки. Чайка стремится проскочить в узком пространстве между двумя скалами. На небе тяжелые грозовые облака и два светила — солнце и луна — изображенные в противоположных концах листа (рис. 11).

Рисунок Александра (35 лет) назван им «Преодоление себя» (рис. 12) и состо­ит из двух контрастных частей. На одной из них изображен ночной пейзаж и ви­ден падающий с горы человек. Однако, не достигнув дна, он оказывается подхва­чен чьими-то руками, не дающими ему разбиться об острые камни. На другой поло­вине рисунка изображен день и виден взбирающийся на гору навстречу солнцу человек.

На пятой сессии использовалась техника рисования в круге, которую можно рассматривать как продолжение начатой на предыдущем занятии темы. Отличие заключалось в том, что пациентам предлагалось воспользоваться пространством круга для того, чтобы изобразить в нем все что захочется. Было сказано несколько слов о том, что круг является чрезвычайно распространенной в природе формой. Очень часто он является творением человеческих рук, что может отражать ес­тественное стремление человека к гармонии и завершенности. Больных просили принять удобную позу, закрыть глаза и постараться запомнить те образы, которые

 

Рис. 12. Преодоление себя

будут появляться в воображении, с тем чтобы взять их затем за основу при созда­нии изображения в круге. При желании можно было выходить за очерченные гра­ницы. Тот, кто испытывал явные затруднения в визуализации образа, мог после непродолжительной релаксации перейти к рисованию в круге, используя любой стиль изображения.

В результате получились самые разные рисунки; одни — абстрактные, другие -наполненные фигуративными элементами. Например, работа Анны изображала круговорот времен года и содержала их наиболее характерные приметы, а Юлия создала пейзаж под названием «Знойный полдень в лесу».

Рисунок Александра (43 года) представляет собой комбинацию их трех геомет­рических фигур разного цвета. Фиолетовый треугольник изображен на фоне жел­того, местами розового квадрата. Центром же композиции является черный, поме­щенный внутрь фиолетового треугольника круг. Рисунок был назван автором «Настоящее время»; он сопроводил его краткими пояснениями к основным цве­там: «Желтый — радость жизни; зеленый — гармония; синий — разум; розовый -тревожность; черный — тайна».

Созданный другим пациентом (Александр, 35 лет) образ отличается более сложной структурой и имеет значительную символическую нагрузку (рис. 13). Ри­сунок слегка асимметричен и отдаленно напоминает песочные часы. Вертикаль­ный «канал», пересекающий все пространство круга, суживается в центре, пере­давая ощущение напряжения, связанного с переходом из одной его части в другую. Место перехода, являющееся центром композиции, включает небольшие фигу­ры — оранжевый ромб и нарисованное ниже его красное солнце с черной сердце­виной. В верхней части «канала» располагается что-то вроде радуги с полосами черного и коричневого цветов, а в нижней его части — нечто, напоминающее кап­ли дождя. Правая и левая части композиции также имеют различный характер. В правой части используется фиолетовый цвет и видна жирная черная дуга, обозначающая

 

 


 

Рис. 13

правую границу круга. Слева, на бледно-зеленом фоне видны расти­тельные формы. Рисунок в целом отражает состояние напряжения и изменений, связанных с переходом из одного качества в другое. Оба этих качества в свою оче­редь неоднозначны по своему характеру. Налицо борьба мотивов, о чем свидетель­ствуют, например, две центральные фигуры.

Шестое занятие было связано с использованием техники «Я как сообщество». Оно предполагало углубление анализа своего состояния участниками группы. Им было предложено изобразить себя в виде «сообщества» нескольких персонажей, символизирующих сочетания в пациентах различных качеств и потребностей. Предоставлялась неограниченная свобода в выборе способов изображения. Два рисунка были выполнены в форме диаграммы, с пояснением того, что обозначает тот или иной сектор. Например, на рисунке Александра (43 года) секторы имели обозначения: «аскет», «художник», «воин», «друг» и т. д. Один рисунок сочетал в себе реалистические и геометрические элементы; остальные же представляли со­бой предметные изображения.

Наталья, например, обозначала разные качества своей личности. Лист разделен ею на две части. Правая часть небольшая; в ней пациентка обозначала отрицатель­ные проявления своего «Я» — импульсивность, склонность к вспышкам гнева, не­умение строить отношения с людьми и самостоятельно справляться с трудностя­ми. В левой — большей — части изображаются положительные стороны личности и увлечения автора рисунка — интерес к духовным знаниям, способность чувство­вать природу, радоваться ее красоте, проявлять заботу о животных (рис. 14).

Рисунок Юлии (рис. 15) включал изображения четырех ее «Я»; «клоуна», «паци­ента», «маленького художника» и «домашнего растения». Работа Татьяны (35 лет) представляла собой коллаж. В нем использованы вырезки не только разных жур­нальных иллюстраций, но и стихотворений «Подарок» и «Ябеда» (рис. 16).

Темой седьмой и восьмой сессий явилось обсуждение и выбор тех личных ка­честв, которые отражают наиболее характерные особенности каждого члена груп­пы. После детализированного изображения на предыдущем занятии разных лич­ных качеств и амплуа пациентам предоставлялась возможность сначала свести их к ограниченному набору качеств, а затем построить на их основе единый образ. Эти занятия отличались иной последовательностью разных видов работы, чем обыч­но. Вначале членам группы было предложено составить список из десяти опреде­лений, характеризующих их личность (например, «серьезный», «увлекающийся», «дружелюбный» и т. д.), при этом можно было использовать как положительные, так и отрицательные определения. После этого каждый пациент зачитывал их, а другие в случае необходимости дополняли список теми качествами, которые сам автор списка не упоминал, но которые были, на их взгляд, были значимыми харак­теристиками. Таким образом, списки различных определений личностных качеств каждого члена группы были расширены еще на несколько пунктов.

Затем всем было предложено сократить данный список до трех определений, характеризующих саму суть их натуры, и объединить все три качества в одно сло­восочетание и изобразить его смысл в едином образе. Валерий, например, назвал себя «отчужденный философ» и нарисовал простым карандашом контур смотря­щегося в зеркало человека. Анна назвала себя «неустойчивая тугодумка» и нари­совала этажерку без одной ножки.

Наблюдения и комментарии психотерапевта. Ход занятий, начиная с четвертого до восьмого, свидетельствовал о постепенно увеличивающейся степени взаимного доверия и откровенности членов группы. Росла их вовлеченность в процесс изоб­разительной деятельности и обсуждения. Для большинства стали более понятны­ми «законы» групповой работы и ее смысл. Было видно, что пациенты проявляют


 

Рис. 15. Я как сообщество

неформальный интерес к различным темам. Некоторые, общаясь за пределами группы во время пребывания в дневном стационаре, установили друг с другом бо­лее тесные отношения. Отдельные темы занятий стали для членов группы предме­том многочасовых размышлений и обсуждений с родственниками и друзьями.

В то же время этот этап работы был связан с более высоким уровнем конфрон­тации пациентов со своими потребностями и переживаниями, что для многих было довольно сложным и необычным и сопровождалось усилением тревожности и пси­хического дискомфорта. Кроме того, некоторые занятия были связаны с проявле­нием членами группы сильных чувств по отношению друг к другу и самим себе и пересмотром их прежних представлений о себе и своих возможностях.

Несмотря на характерные для этого этапа работы сложные моменты, никто из членов группы, однако, не прекратил посещение занятий. Можно было заметить, что в группе начинают выделяться лидеры, проявляющие наибольшую активность на изобразительном этапе сессий и в ходе групповых обсуждений. Постепенно эти больные становились центром притяжения для всех остальных. Было заметно, что члены группы начинают воспринимать друг друга уже не только и не столько как «пациентов», а как личностей с характерным и уникальным набором свойств, ро-

Рис. 16. Коллаж "Автопортрет"

лей и потребностей. Все это способствовало их большей активности, созданию продуктивной рабочей атмосферы и проявлению различных психотерапевтиче­ских факторов.

Одним из важных результатов этого этапа работы можно считать повышение степени осознанности пациентами своих потребностей и переживаний, что способ­ствовало в том числе и постепенному повышению их самооценки. Очень значимой при этом оказывалась поддержка со стороны группы и сложившаяся обстановка высокой взаимной терпимости.

При всем этом отношение разных членов группы к работе было различным. Некоторые начали самостоятельно приходить в арт-терапевтический кабинет в назначенное время, в то время как другие все еще ждали приглашения со стороны психотерапевта или персонала дневного стационара. Кроме того, в отдельных слу­чаях пациенты даже предлагали психотерапевту и другим членам группы те или иные темы для работы, в наибольшей степени отвечающие их интересам и потреб­ностям.

Можно было заметить, как поведение больных в ходе сессий становилось все более естественным, как расширялся диапазон их экспрессивных возможностей, что выражалось, например, в более разнообразных и выразительных моторных ре­акциях (определенное значение при этом, по-видимому, имело использование фи­зических упражнений на этапе «разогрева»).

Всесторонний анализ коммуникативных процессов в группе позволяет заклю­чить, что на данном этапе работы они отражали не только общение пациентов на уровне их текущих социальных ролей и опыта, но и более широкую гамму их ро­лей и связанных с ними форм опыта. Коммуникативные процессы в группе харак­теризовались уже не только внутриличностной и межличностной ориентацией, связанной главным образом с общением больных с психотерапевтом, но и ориен­тацией на общение друг с другом. В центре внимания пациентов оказались и обще­групповые процессы: многие пациенты начали идентифицировать себя с группой и ее культурой, о чем можно было судить уже по тому, что посещавшие арт-терапевтические занятия сформировали свою «коалицию» среди остальных пациентов дневного диспансера. Наряду с вербальными и проективно-знаковыми способами коммуникации больные стали активнее пользоваться проективно-символическим и сенсомоторным способом.

Проявление положительных эффектов арт-терапии стало на этом этапе более ярким и разнообразным (хотя они были неоднородными по группе в целом и недо­статочно устойчивыми). Положительные эффекты выражались в снижении тре­вожности и уровня депрессивных переживаний пациентов, в получении в процес­се творческой работы и общения участниками группы заряда положительных чувств, в определенном повышении самооценки, а также в осознании больными своих чувств и в установлении личностно-значимых контактов друг с другом.

Роль ведущего на данном этапе работы была связана с продолжением фасилитации художественной экспрессии и структурированием хода групповой работы. Также ведущий выполнял функции регулирования и стимуляции обратной вер­бальной связи и корректировал разнообразные коммуникативные процессы в группе. Цель этих действий — стремление к формированию у пациентов более пол­ного осознания своих потребностей и переживаний, а также привлечение допол­нительных факторов психотерапевтического воздействия, связанных с внутригрупповыми коммуникативными процессами и отношениями. В то же время мож­но отметить некоторое снижение «регулирующей» и «направляющей» функций психотерапевта по мере повышения самостоятельности членов группы, появления в ней неформальных лидеров и формирования групповых норм. Несмотря на это, зависимость больных от психотерапевта оставалась все еще довольно высокой.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 726 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)