АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Какие могут возникать сопротивления?

Прочитайте:
  1. S: Какие ЛФ нельзя вводить в/в?
  2. T8. Вопрос: Какие виды выплат включаются в заработок для исчисления пенсии?
  3. Алиены выдумывают вакцины, как лавина. Завтра они могут сделать обязательный лист прививок, скажем, в 1000 вакцинаций, и что гойские ДЛБ тогда будут делать?
  4. Больной обратился к невропатологу с жалобами на одышку и боли в грудной клетке, затруднение кашлевых движений, икоту. Какие нервы поражены?
  5. Больному нередко назначаются горчичники, они раздражают кожу, вызывают увеличение кровообращения в определенных органах. Укажите, какие рефлексы в основе этого явления?
  6. Больные могут вылечиться, если захотят этого
  7. Больные при желании могут вылечиться, но каким образом?
  8. Бульбарные расстройства с нарушением глотания и фонации, расстройства дыхания и кровообращения, которые могут привести к летальному исходу
  9. В каких случаях у одного и того же пациента могут выслушиваться как тон открытия митрального клапана, так и третий сердечный тон?
  10. В процессе переработки пища теряет свои видовые специфические свойства, превращаясь в простые составные элементы, которые могут быть использованы организмом.

1. Сопротивление разрушения отношений (Навязчивое состояние разрушить).

2. Сопротивление «статус-кво». (Пациент находится в тупике). Статус-кво - положение, существующее в данный момент или существовавшие в какое-либо время.

3. Сопротивление к прогрессу. (Некоторые пациенты не могут подняться выше определенного уровня).

4. Сопротивление к сотрудничеству (переход от нарциссической стадии к объектной).

5. Сопротивление к работе в команде.

6. Сопротивление к окончанию терапии.

 

Стадии аналитического процесса - это искусственная вещь. Стадии отличаются между собой не временными рамками, а качеством, содержанием происходящего в кабинете. В основу осмысления происходящего в аналитическом кабинете положены работы Серлза.

Первый этап взаимодействия аналитика и пациента характеризуется таким понятием как стадия «вне контакта», стадия сильных сопротивлений или стадия отсутствия зависимости.

О чем идет речь? Во-первых, когда приходит пациент, то он приносит определенные проблемы, сложности своего существования, сложности восприятия себя, восприятия окружающего мира. И поэтому это стадия «вне контакта», этого контакта быть не может, потому что аналитик ничего не знает о пациенте. У аналитика есть какие-то теоретические представления о том, что это такое, есть какие-то схемы, которые невозможно применить к реальному человеку.

Важно потому, что если перед вами человек, которого всю жизнь били палкой по голове и таким образом сообщали, что его любят, и если терапевт начинает любить его как-то по-другому, привычным для себя способом, пациент может этого просто не понять. Эта стадия «вне контакта» сложна тем, что искренние проявления терапевта могут быть неправильно истолкованы пациентом. Аналитику кажется, что он тепло и искренно относится к пациенту, а для пациента – это ложь. Для пациента любовь – это палкой по голове. И на этой стадии аналитик пока еще этого ничего не знает. Очень часто терапевт думает, что если он добр и расположен к пациенту, то это сыграет для него положительную роль. Совсем не обязательно, может быть и наоборот. Теплое отношение со стороны аналитика может быть воспринято разными способами и наделено разным смыслом для этой конкретной субъективности. И контакта здесь и не может быть.

Во-вторых, эта стадия «вне контакта» потому, что, приходя в аналитический кабинет человек, приносит то, что ему мешает в общении с миром и самим собой. Но, с другой стороны, это плод его творчества. Это результат его выживания в этом мире. Все эти сложности, они ему мешают, и они ему дороги. Об этом не надо забывать! Этот симптомокомплекс нечто для него дорогое и важное. Он вложил в это много сил и энергии. Не будем забывать Лакана, который всегда говорил: «нельзя трогать опорный симптом».

Существует не один симптом, а система симптомов или симптомокомплекс из поведенческих, мировоззренческих, эмоциональных проявлений, на которых держится «Я» пациента. Если его убрать неизвестно, что будет, вдобавок человек будет всячески сопротивляться этому убиранию. Не случайно Х. Когут называл этот период «сильных сопротивлений». Задача аналитика видеть эти сопротивления, и не атаковать симптомы. Потому что человек, пришедший в терапию, находится в осознанном или неосознанном ожидании, что сейчас у него отнимут его защиты. А как жить без этого он не знает, и это для него очень важно. Поэтому сопротивление на первом этапе будет действительно очень мощным, и на этой стадии «вне контакта» очень важно не предпринимать атак на этот симптомокомплекс, не предпринимать манипулятивные действия для лишения симптома его силы. Для того, чтобы человек отказался от опорного симптома должен быть создан внутренний потенциал. Человек должен найти силы это сделать, а не аналитик должен это отнять. Это разные вещи. Это и будет соблюдением принципа нейтральности и абстиненции, несмотря на то, что это только начало терапии.

В-третьих, у каждого человека существует определенный темп и ритм, определенная скорость вхождения в терапию, или позволения близости. Одни это делают очень быстро, другие медленно, но у каждого своя скорость. С какой скоростью это делает человек, который пришел терапевт тоже не знает. Стремиться создать какие-то условия для возникновения этой близости или доверительных отношений невозможно. Это будет выглядеть насильственно и лицемерно. Пациент этой близости может физически не переносить. Поэтому стадия «вне контакта» накладывает на действия аналитика определенные обязательства, потому что мы ничего не знаем и ничего не понимаем об этом человеке.

В терапии мы идем за пациентом, это с одной стороны. С другой стороны мы не можем играть по его правилам. Это сложно! Терапевт не навязывает своего, и не играет по правилам пациента. Две противоречивые задачи, и аналитик должен пройти между этой Сциллой и Харибдой.

На этой стадии «вне контакта» человек всячески пытается от вас спрятаться. Он пытается спрятать все, что считает для себя не приемлемым. Иногда это получается плохо и терапевт это видит. Интерпретационная активность на этой стадии не должна превышать переносимость пациента. Постепенно на этой стадии «вне контакта» аналитик вместе с пациентом создают наброски переходного пространства и переходят на следующую стадию.

Следующая стадия амбивалентного симбиоза, или относительной зависимости по Винникоту. Эта стадия борьбы противоположностей, когда пациент начинает ощущать определенную зависимость от аналитика. Это когда человек начинает понимать, что вы создали определенные островки доверия, которые вас связывают, и своей второй частью он начинает сопротивляться этому. Часто на этой стадии пациенты говорят примерно такие слова: «А если разовьется зависимость от вас, как я потом жить буду, я вам всю жизнь платить буду? Я не жениться на вас пришел, я пришел за помощью, а чувствую совершенно иное! Я не хочу этой зависимости!» Пациент прав, это естественное и нормальное опасение.

Эта стадия амбивалентного симбиоза потому, что есть определенное слияние, есть переходное пространство, в которое вы вошли, и пациент ощущает это в своей жизни и чувствует его необходимость. Пациент начинает чувствовать, что через это взаимодействие он открывает какие-то новые стороны себя, какие-то новые стороны восприятия мира, с одной стороны. С другой стороны, весь его жизненный опыт говорит, что этого делать нельзя. Это, опасно хотя бы потому, что он не знает терапевта, и не знает, что терапевт будет делать на фоне этой зависимости. Каждый пациент смотрит на это со стороны своего негативного опыта, поднимаются все негативные аспекты построения близких отношений.

Для аналитика этот период становится настоящим испытанием, потому что приходится реагировать на постоянные запросы пациента. Пациент то сильно нуждается в аналитике и обожествляет его, то проявляется иная ситуация и пациент начинает отталкивать аналитика и защищаться от того, что происходит. И здесь аналитик сталкивается с проблемой контрпереноса. Эта стадия опасна именно «ловушками» контрпереноса. Например, для каждого человека есть ситуация более комфортного к нему отношения. В этой амбивалентности мы попадаем в зону комфорта. Нам предлагают комфорт, когда нас любят, а когда пациент начинает отказываться от любви, когда его восприятие становится более индифферентным, тогда аналитик на контрпереносе начинает что-то делать (например, работать), чтобы заслужить любовь пациента. Это одна из самых распространенных вещей: «Он меня не любит, значит надо заслужить любовь!» И когда аналитик начинает служить – минус терапии. Это и есть ловушка контрпереноса.

Амбивалентность слияния может происходить вразброс в течение месяца, может быть на одной сессии, когда терапевт сталкивается то с одним отношением, то с другим. Эти изменения происходят по совсем не объяснимым причинам. Причина и смысл есть, но он существует по тем законам субъективности, которые на этом этапе еще не видны. На стадии амбивалентного симбиоза именно психика аналитика становится важным инструментарием. Аналитик должен как барометр улавливать все возможные изменения в речи, жестах, поведении, мимике пациента. И анализируя эти изменения задавать себе вопрос: «Какова моя роль в том, что произошло? Этот вопрос очень важен и у него много ответов.

На этой стадии амбивалентного симбиоза, если пациент позволяет себе зависимость, он четко испытывает регрессивные аспекты. На этой стадии из-за таких регрессий возникает сложности в удерживании восприятия человека во всех этих ипостасях. Вот подростковость появилась, вот взрослая женщина, вот нежная и заботливая мать, а вот младенец. Человек проявляется многогранно и наша задача не потерять ни одну из граней. Нам нельзя выбирать между ними, они все важны, никакая из них не должна быть потеряна. Это богатство пациента. И в терапии важно интегрировать все эти части, не потерять их и не отказаться от них, снять между ними противоречие и конфликт. В терапии должна происходить такая динамика: человек становится все сложнее и сложнее, общаться с ним все труднее и труднее. Это означает, что вы собираете эти грани, которые он вам показал. Если кажется, что с человеком все проще и проще, то это означает, что вы что-то все время обрубаете. Создали трафарет, ручки в трафарет не влезают, убрать – без ручек обойдемся.

На стадии амбивалентного симбиоза постоянно возникает вопрос о прекращении терапии. Это тот самый момент, когда пациент постоянно колеблется, надо ему это или нет. Эти состояния гораздо сильнее, чем на стадии «вне контакта».

Далее следует стадия абсолютного симбиоза, или стадия абсолютной зависимости по Винникоту. Это самый сладкий период в терапии. На этой стадии пациент и аналитик как бы погружаются в теплую ванну. Всем хорошо, и ничего не происходит. Это состояние может продолжаться достаточно долго. На этой стадии происходит «накопление», и когда я говорю, что ничего не происходит, речь идет о внешних изменениях. Иногда пациенты так объясняют свои состояния: «Я не понимаю, что мы с вами делаем, я вижу, что ничего не происходит, но я очень хорошо чувствую, что ходить мне сюда надо».

Это период накоплений, и когда на каком-то этапе количество начнет преобразовываться в качество, и без этого накопления какие-то серьезные изменения невозможны. Винникотт называл эту стадию абсолютной зависимостью. Человек получает колоссальный опыт пребывания в абсолютной зависимости. Он получает этот опыт в том случае, если вы не пытаетесь его тормошить или навязывать ему свое видение проблемы, и свои желания что делать. Человек получает опыт пребывания в этой абсолютной зависимости, сохраняя себя и получая удовольствие от общения с другим человеком. Это ощущение внешней безмятежности делает еще одну важную вещь. Это опыт человека, который остановился. Это очень сложное состояние, и сложный опыт. Человек все время бежит, торопиться, что-то делает, и очень важна, способность остановиться, и оценить обстановку, куда мы вообще прибежали, и зачем нам нужна эта беготня. Опыт «остановиться» - это очень важный опыт. Если говорить о примитивных уровнях психического функционирования, то здесь важно накопить. Потому что те структурные изменения, которые должны произойти нуждаются в энергетическом потенциале, и эта база рождается именно в этот период.

Аналитику важно выдержать этот период терапии и ничего не менять. Не менять оплату, не менять сеттинг, не встречаться чаще, не встречаться реже, оставить этот период таким, какой он есть. Это связано с тем, что любая попытка изменить что-то в отношениях – это попытка увеличить или уменьшить зависимость.

Протяженность этого периода может быть разной или может возникать в терапии ни один раз. Эта стадия коварна тем, что она сильно активизирует сопротивление аналитика. Это состояние легко объяснимо! Терапевт привык к комфорту в отношениях и когда пациент начинает из этой стадии выходить – аналитику это может быть не приятно. В кабинете повисает напряжение. Важно вовремя это увидеть, и не препятствовать пациенту.

На выходе из этой стадии в кабинете появляются сексуальные чувства. Эротический перенос – это позитивно окрашенный перенос с элементами сексуальности. Наличие в кабинете сексуальных чувств – это нормально, и это может быть наравне с другими чувствами. Никакой разницы нет между соблазнением и не говорением на эту тему. Это означает, что у аналитика есть какие-то личные установки на эту тему, и он просто боится этих проявлений. Задача заключается в принятии и раскрытии того, что происходит. Когда это проходится, то в кабинете возникает высокая степень доверия и благодарности, это надежный фундамент в отношениях, который позволяет пациенту раскрыться, это открывает большие возможности и перспективы в анализе.

Также на выходе из этой стадии появляются зачатки на сепарацию от аналитика, и аналитик должен обеспечить возможность сепарироваться от него. Мы работаем на сепарацию, начиная с первой встречи. Для этого у нас есть инструменты: сеттинг, деньги, общение 45 минут. И вот плохо или хорошо нам вместе, нам вместе здорово или мы друг друга ненавидим, все равно наше общение продолжается. Если возникают трудности, мы все обсуждаем. Например, что произойдет, если наша сессия будет длиться не 45 минут, а 3 часа. И даже если пациент настаивает на таком варианте, и грозится все оплатить, и даже оплатить в двойном размере, соглашаться нельзя. В этом нет терапевтической целесообразности, пациенту от этого не легче. Терапевт никогда не должен стать ни другом, ни мамой, ни папой, ни сестрой, никем. Важно постоянно подчеркивать, что в кабинете сохраняется ситуация «как будто», это конечные отношения. Дружба и любовь – это бесконечные отношения, потому что не возможно дружить до пятницы, а любить до субботы. Бывают ситуации, когда любовь, или дружба – проходят, но по своей глубокой сути – это бесконечные отношения.

Терапевтические отношения по своей сути – это конечные отношения. Аналитик всегда должен держать это в фокусе своего внимания, это и будет работать на сепарацию. Пациент не должен потерять ощущение конечности отношений. Мы не говорим это напрямую, но мы это делаем интерпретацией, сеттингом, деньгами, у нас большое количество инструментов.

Временные рамки стадий отсутствуют.

 

 

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 962 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)