АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Шизоидные явления в рамках концепции влечений

Прочитайте:
  1. I. Определение инфекционного процесса и формы его проявления.
  2. I. Формы выявления инфекционных больных
  3. II Общие признаки проявления инфекционного заболевания
  4. II. Болезни, при которых деменция сопровождается другими неврологическими проявлениями, но нет явного наличия другого заболевания
  5. X. Порядок выявления больных холерой и вибриононосителей в очаге
  6. А) Клинические проявления интоксикации
  7. Агранулоцитоз, этиология, патогенез, виды, картина крови, клинические проявления. Панмиелофтиз, картина крови.
  8. Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления больного с подозрением на кишечную инфекцию (сальмонеллез, дизентерию, эшерихиоз, стафилококковая инфекция, диареи)»
  9. Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления больного с подозрением на норовирусную инфекцию и алгоритм забора клинического материала»
  10. Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления инфекционного больного с подозрением на анаэробную инфекцию»

Одним из первых авторов, кто стал говорить о соотношении влечений при анализе лиц с шизоидной организацией характера, был Абрахам. С его точки зрения проблема шизоидной личности вне зависимости от степени нарушенности состоит в неспособности к трансферной любви. Позднее он говорил, что проблема и неспособность любить обусловлена прежде всего подавленной ненавистью, которая ослабляет их и лишает их энергии. Ненависть парализует способность этих людей любить. Многие аналитики, опираясь на личный опыт работы, называют эту проблематику. Это проблема соотношения любви и ненависти, и доминирование ненависти у шизоидной личности, которая парализует их способность любить.

Второй взгляд, который активно развивался аналитиками, был связан с тем, что шизоидные пациенты, это люди, которые отвернулись от социума из-за слишком большой любви к самим себе. Они отвернулись от мира и стали получать огромное удовольствие от собственной грандиозности, от своих иллюзий грандиозности. В этом смысле освобождение от мира дает возможность прожить свои собственные фантазии грандиозности.

Вопрос: «Почему и что заставляет шизоидного пациента отвернуться от объекта, отвернуться от внешнего мира?» Этот вопрос постоянно тревожил аналитиков, и совершали постоянные попытки ответить на этот вопрос. Адлер предположил, что отказ от любви к объекту является способом защиты объекта от ненависти. Он говорил о том, что там, где нем места для любви, там нет места и для ненависти. Пример. Шизоидный пациент говорит о том, что самое лучшее, что он может сделать, это не позволить своей любимой девушке подойти к нему близко. Хотя у них могли сложиться отношения.

В этом примере видна тенденция агрессивного импульса, поворачиваться в свою собственную сторону. Они лишают себя, защищая объект от собственного негативизма.

Рассматривая цель эротического или агрессивного влечения, аналитики сходились во мнении, что целью эротического побуждения является объединение людей. Целью агрессивного побуждения является разрыв связей. Шизоидный пациент постоянно нападает на связи. Это очень заметно. Бион обозначил проблему шизоидного пациента как постоянную борьбу со связью. В психике шизоидного пациента бушует огромная бессознательная энергия, направленная на разрыв связи.

Пытаясь осмыслить, почему же надо разрывать связь аналитики выдвигали разные концепции. Одной из таких концепций была позиция Балинта о первичной любви. Балинт имел представление о предгенитальном формировании шизоидности. Он считал, что уже в утробе матери младенец начинает испытывать различного рода дискомфорт. Это означает, что в некоторых случаях за счет влияния каких-то факторов, состояние океанического блаженства может нарушаться. И в утробе, ребенок, у которого формируется шизоидная организация, в силу своей высокой чувствительности, слишком активно и негативно реагирует на это состояние «океанического блаженства». Появившись на свет, он начинает негативно реагировать на любое вмешательство со стороны внешних факторов в его психический мир, его психическое пространство. Окнофилическая личность реагирует на появление внешнего объекта позитивно. Личность, у которой формируются шизоидные особенности, а в терминологии Балинта – филобатическая личность, появление объекта рассматривает как негатив. Отсюда формируется паттерн дистанцирования, избегания внешних связей. А связано это именно с тем, что любое вмешательство объекта привносит дискомфорт во внутреннее состояние. Это то, что заставляет человека избегать этих связей.

В аналитической литературе уход от объекта чаще всего связывается со стремлением защититься от своей собственной ненависти, своего недовольства, своей агрессивности. Это можно наблюдать при работе с взрослыми шизоидными пациентами. Пример. Как они начинают защищать терапевта от своей враждебности и ненависти. При любом сближении они начинают увеличивать дистанцию. Способов для увеличения дистанции много и они самые разные. Способы бегства так же могут быть разными. Можно сказать в конце сессии, что не понимает, зачем приходит в этот кабинет. А перед этим, было несколько очень удачных сессий. Подобная реакция, которая увеличивает дистанцию, им необходима.

Шизоидные пациенты очень остро нуждаются в объекте, и поэтому они редко прерывают отношения. Но, как только возрастает тревога по поводу сильного сближения, шизоидный пациент, начинает высвобождать множество колючек. Близость для шизоида опасна, он будет делать все, что бы увеличить дистанцию, как только она начнет ощущаться им как слишком близкая. Сделать это лучше вербально, потому что, активно развивая свое мышление, и в частности вербальный интеллект, они могут делать это очень хорошо. Уход бывает в тех ситуациях, когда разрушительность этих отношений для пары, бывает слишком сильна.

Шизоид, его базовой особенностью, когда он вступает в отношения – это воплощение желания другого. Он активно прислушивается к желаниям, переживаниям другого человека и отражает их. Через это отражение, он где-то чувствует себя лучше. В его фантазиях поведение другого человека базируется на таком же принципе.

Существует три группы авторов, которые, рассматривая процесс формирования шизоидной личности, относят его к совершенно разным этапам.

1. Балинт считает, что это предгенитальный период.

2. Некоторые авторы считают, что это проблема самых ранних месяцев развития, периода младенчества. Этой концепции придерживаются многие, начиная с Абрахама. Проблема шизоида, это – оральная проблема, и она возникает из-за взаимодействий ребенка с матерью.

3. Есть мнение, что это чисто генетическая проблема.

Говоря об отношениях с матерью, речь идет об удушающей матери. О маме, которая удушает ребенка своим вниманием. И о слабом отце, который не в состоянии защитить ребенка от удушающей матери. Это удушение является попыткой гиперкомпенсировать собственную холодность и ненависть.

Подавляющее большинство аналитиков связало формирование шизоидной личности с ненавидящей мамой. Ненависть проявляется в виде гиперкомпенсации, в интенсивном внимании по отношении к ребенку. Это так же может быть связано с отсутствием материнского чувства. Отсутствие материнского чувства проявляется в недостаточном «танце ребенка и матери», то есть в абсолютной асинхронности их действий.

Третий момент, который отмечают многие авторы, состоит в наличии «двойных посылов», которые пропитывают эти отношения. Суть этого феномена состоит в том, что мать говорит ребенку то, что он может не чувствовать и не испытывать. «Ты очень голоден, я лучше знаю!» Воспитанный в таких посылах ребенок начинает активно не доверять собственным чувствам и уходить от реальности. Потому, что создается впечатление, что он сумасшедший, и не понимает реальности.

В поведениях и чувствах любого шизоида можно увидеть три элемента. Спотниц обозначает это как «шизоидное ядро».

1. Это агрессия и ненависть, которая всегда присутствует и входит в ядро шизоидной организации личности.

Это доминирование агрессии над любовью. Это доминирование стремления разорвать, а не сохранить связи с объектом. Это постоянное нападение на связь с объектом.

2. Это защита объекта.

3. Это принесение себя в жертву.

Эти три элемента, комбинируясь, так или иначе, составляют шизоидное ядро личности.

Если мы говорим о ненависти, то здесь в рамках концепции влечений, обязательно присутствует любовь. Любовь, это тот элемент, который тормозит ненависть, это тот элемент, который пытается защитить объект. А ненависть пропитывает эти отношения мощной тенденцией к разрыву. Эти два элемента обязательно присутствуют. Невозможно жить без объекта, и с объектом жить тоже невозможно.

Интенсивность этих переживаний приводит к тому, что все чувства замирают, блокируются и шизоид дистанцируется от мира. Он уходит от мира, уничтожает объектное поле в своей психике. Даже взаимодействуя с другими людьми, он не ощущает их как живые объекты. Потому что появление живого объекта тут же разрушает всю эту сформировавшуюся структуру.

Как это происходит в младенчестве. Что означает уничтожение объектного поля. Как ведет себя младенец, когда его желания не выполняются? Он плачет, плачет, кричит, потом засыпает. Заснуть, означает уничтожение объекта из поля своего зрения. Сон – это способ убийства объекта. Это освобождает младенца и от объектов, и от своих потребностей и желаний.

То же делает шизоид и во взрослом состоянии. Юнг говорил, что шизоид – это сновидец, живущий в мире. Он убрал объектные связи, и тем самым убил существующих людей. Он вступает в отношения, но не с живыми. Поэтому агрессия шизоида может носить очень жесткий характер, садистический характер. И это обусловлено тем, что для них нет живого объекта, против которого они направляют эту агрессию.

В отличие от других пациентов, шизоидный пациент может сам многое проинтерпретировать и тонко наблюдает себя, лучше терапевта. С детства он пытался справиться с жизнью, выработал защиты. И самая важная защита – это попытка осмыслить все, что происходит. Он часто лучше терапевта понимает, что ему хочется, и что за этим стоит. Он дает интерпретации значительно более интересные, чем это делает терапевт. У шизоида мышление бывает очень специфическое, и его ассоциативное поле часто будет отличаться от привычного ассоциативного поля, в котором мы находимся.

В работе с шизоидным пациентом важно уточнить, важно прояснить один акцент. Чего больше хочет пациент, получить любви или появиться. Шизоид, когда приходит в терапию, в отличие от очень многих невротиков, хочет появиться. Потому что для мамы эта девушка не существует. Есть мама, и есть ее желания, и нет девочки. Фактически ее никогда и не было. К ней никто никогда не прислушивался, у нее никто никогда, ничего не спрашивал, она на заднем плане. Поэтому, основное, что приходится делать в анализе – это дать возможность человеку появиться как личности.

Надо хорошо осознавать, что своим внедрением, своими фантазиями, своими желаниями, мы пугаем пациента. Ему это очень страшно. То, что мы хотим, он очень быстро воспроизведет и потеряется. Аналитику необходимо постоянно спрашивать, что хочет шизоидный пациент перед обсуждением. По поводу любого вопроса, любой темы, любого внедрения, сначала спросить. Страх, что их нет, а есть желания другого человека, проявляется абсолютно во всех моментах их жизни, во всех мелочах.

В работе с такими личностями необходимо всегда исходить из того, что он должен появиться. Шизоид исключительно чувствительный человек к нарушению границ. Исключительно чувствительный человек к появлению другого лица со своими желаниями узнать, помочь, исправить и так далее. Это исчезновение и убийство его.

«Мне кажется, сейчас вы говорите об очень важных вещах. Вы хотели бы, что бы мы на этом немного остановились и обсудили?»

Но, аналитик имеет право, хотя бы изредка чуть-чуть появляться, как второй объект, который проявляет внимание к событиям их жизни.

Шизоида, даже невротического уровня, надо рассматривать как личность глубоко нарушенную. И с шизоидом мы всегда работаем как с пограничным пациентом. Поскольку они бояться внедрения, поскольку они бояться близости, поскольку они бояться понимания. Они не хотят, чтобы их понимали. Любое понимание для них – травматично, потому что это внедрение.

Фрейд считал, что шизоидные пациенты – это люди, которые не подлежат анализу. З. Фрейд не любил работать в ситуации ненависти. Шизоид где-то в глубине души ненавидит. Другой человек для него монстр, потому что он может его поглотить, или наоборот. Аналитик монстр и разрушитель. Даже, если он к вам расположен, у него сидит этот страх.

В работе с шизоидным пациентом несколько этапов. На первом этапе много сложностей. Пациент не доверяет. Весь первый этап – это борьба не на жизнь, а на смерть. Вначале он прячется. Обозначается как этап симбиоза, появления.

На втором этапе, когда отношения устанавливаются, терапевт получает много удовольствия от этой работы. Пациент много приносит, здесь очень мощный обмен, эти отношения реально обогащают. У них много находок, терапевт реально чувствует, что его наполняют. Это этап диалога.

Они очень наблюдательны, хорошо знают свой внутренний мир, многое могут проинтерпретировать, но только если доверяют. Поначалу, на первом этапе, они остерегаются это делать. Для того, чтобы они начали говорить, интерпретировать, они должны доверять. Терапевту необходимо дать возможность развернуться их внутреннему миру, их субъективности.

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 28301 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)