АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Психика аналитика как источник знания о пациенте

Прочитайте:
  1. I ЗВЕНО ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИИ
  2. II. Другие причины слабости и периодических нарушений сознания
  3. II. Острая спутанность сознания в сочетании с недостаточной психомоторной активностью
  4. II. Острые нарушения памяти и сознания, обусловленные алкоголем и лекарственными средствами
  5. II. Продолжительные качественные нарушения сознания
  6. III. Исходные и базовые знания
  7. III. Исходные и базовые знания
  8. IV. Животные жиры — источники витаминов А, Д, Е и фактора F.
  9. IV. Источники учебной информации
  10. V2: Спинной мозг. Источники развития.

 

В этом контексте мы говорим о контрпереносе как источнике знаний о пациенте, потому что это явление, как и все психические феномены многомерно. Это очень важная вещь! В зависимости от того, насколько хорошо мы знакомы со своим внутренним миром, со своими психологическими особенностями, этот источник знаний будет более информативен, или менее информативен. В работе с контрпереносом очень важно знать свои проявления и уметь их вычленять, при помощи самоанализа, от того что, принесено пациентом.

Контрперенос, как и перенос – не зловредные образования. Все эти содержания должны принадлежать анализу. Искусство аналитической работы заключается в том, чтобы это использовать.

Когда мы говорим о психике аналитика, как источнике знаний о пациенте, мы подразумеваем, что все, что рождается в нас при общении с этим человеком должно иметь право на существование. Это важно! Мы должны стать совершенно беспринципными, вне понятия этики и нравственности по отношению к тем переживаниям, которые в нас рождаются. Все, что возникает в кабинете – это важно, и если аналитик по каким-то соображениям запрещает себе что-либо испытывать, то возникает искажение. Когда, то, что возникает, находится в поле вашего аналитического зрения, терапевт способен это разделить с пациентом, и это проанализировать. Как только произошел запрет, не аналитик управляет этим явлением, а оно им. Задача аналитика выследить эти переживания, не корить себя за них, а пригласить их в анализ. Это искусство! Пациент приходит, и приносит огромное количество переживаний, и он не всегда может это рационально объяснить. Мы «ловим» эти переживания на переносе и обозначаем ситуацию «здесь и сейчас». Теперь это не мертвая конструкция, пациент проживает эту ситуацию, обозначает ее, переводит в слова и моментально распространяет это на свой опыт. Ему даже и помогать не надо. Здесь интерпретации не нужны, ни в горизонтальном, ни в вертикальном срезе. Пациент делает все сам, в зависимости от аналитических способностей, то есть психологического ума человека. Вот в таких ситуациях психика аналитика является источником знаний о пациенте.

Бывают и другие ситуации. В этом случае контрперенос – это та реакция, которую мы не осознаем. Именно в этих случаях помогает сеттинг. Потому что если не будет этих достаточно жестких рамок, трудно «поймать» огромное количество материала, который находится за рамками нашего осознания. Этот неосознаваемый материал не только пациента, но и аналитика тоже. Именно поэтому каждый анализ, это и самоанализ тоже. Исключая самоанализ, мы лишаемся важного инструментария. Также в этих ситуациях очень важна поддержка супервизора.

Любая психотерапия начинается там, где терапевт обеспечивает условия пациенту, в которых он может предложить свои правила игры. Мы эти правила игры принимаем, но мы в них не играем. Мы не играем по этим правилам потому, что любой человек в аналитическом кабинете делает одно: он использует те формы взаимодействия с внешним миром, которые ему наиболее доступны и удобны. Эти формы взаимодействия его больше не устраивают, он хочет что-то изменить, но изменить сразу он не может, и именно поэтому он предлагает то, что у него есть. Если мы начинаем играть по этим правилам, то изменений не будет. Наша задача, понять по каким правилам он играет, показать ему эти правила, но не играть по ним.

Для того, чтобы анализ состоялся и было трансмутирующее воздействие, то есть воздействие, преобразующее пациента, должно быть переходное пространство и именно в этом переходном пространстве разворачивается ситуация «как будто». Пациент и проживает, и разочаровывается, что вы не играете в его игры. Идет фрустрация – работает принцип абстиненции. Аналитик занимает нейтральность по отношению к тем конфликтам, которые он приносит, а потом идет интерпретация. Интерпретировать можно только из переходного пространства. Все, круг замкнулся. Мы все время двигаемся как бы по спирали: сеттинг, переходное пространство, перенос, контрперенос, интерпретация. Мы замыкаем один круг и идем дальше.

Итак, подведем итог о контрпереносе.

Первый подход – все чувства, которые у нас есть – это контрперенос.

Второй подход – это когда контрперенос рассматривается как наши неосознаваемые реакции. Это то, что мы не способны осознать или проанализировать, а способны только отыгрывать. Фрейд называл это действием вместо осознания.

 

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 26369 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)