Шизоидные явления в рамках концепции влечений. Концепция развития шизоидной организации личности на основе объектных отношений наиболее перспективна в работе с пациентами этого типа
Концепция развития шизоидной организации личности на основе объектных отношений наиболее перспективна в работе с пациентами этого типа.
Рональд Фейрберн в построении своей позиции отталкивается не только от базовых шизоидных явлений (расщеплении, нарушении границ, всемогущества), но в большей степени от этапов развития, от того, когда закладываются эти шизоидные особенности.
Вслед за Абрахамом Р. Фейрберн говорит об оральной природе шизоидной личности. Он выдвигает предположение о наличие у шизоидного пациента ротового Эго. Ротовое Эго доминирует у лиц с шизоидной организацией. Ротовое Эго – это целый комплекс оральных проблем, которые оказывают значительное влияние на все последующее развитие, и в частности на формирование шизоидной организации характера.
Прежде всего – это отношения с матерью. Характер устанавливаемых отношений оказывает сильное влияние на все развитие, на формирование основных конфликтов, и на формирование характерологической структуры.
Характеризуя эту оральную позицию, Р. Фейрберн выделяет несколько базовых элементов.
1. Основной фокус отношений формируется не на матери как личности, а только на определенной ее части – материнской груди. В результате мать воспринимается не как нечто целостное, а как некий частичный объект. Это отношение переносится на другие объекты. Отношение к другим людям, как к неким частичным объектам характеризует внутреннюю установку шизоидного пациента.
2. Это проблема «брать и давать». Ребенок сфокусирован на материнской груди, поэтому проблема «давать» здесь отсутствует. Ротовое Эго – это берущее Эго. В этой позиции проблема брать доминирует над проблемой давать. Оральная позиция связана с признанием ценности объекта. Анальная позиция с обесцениванием и удалением объекта. Доминирование оральной позиции приводит к тому, что все то, что находится внутри, является более значимым и ценным, чем внешний мир. И это то, что характеризует мир личности с шизоидной организацией. Такой человек, находясь в компании, только незначительное время может получать удовольствие. Потом он устает, и дистанцируется, потому что он не подпитывается внешним миром. И он возвращается к тому, что для него естественно.
Такой человек не в состоянии делиться своими переживаниями, мыслями, чувствами, потому что модус «отдавать» развит у него очень слабо. Как только он начинает делиться внутренним, у него возникает тревога и страх, что он может умереть. Опустошенность равнозначна смерти.
Что может отдать ребенок, когда он сосет материнскую грудь. Он еще не способен на это. Взрослый шизоид где-то регрессирует к этой стадии. Для него накопление внутренних содержаний является сутью, и отдавание их является колоссальной проблемой.
Лица с шизоидной организацией, чтобы справиться с этой проблемой «отдавания» использует некоторые технические приемы в общении, которые призваны минимализировать отдачу. Один из таких приемов можно обозначить как эксгибиционизм. Это некая демонстрация, без вступления в отношения. Это отдача без отдачи. В чем это может проявляться? Пациент может эксгибинистически раскрывать свои чувства, но не говорит напрямую.
3. Эта позиция характеризуется инкорпоративным модусом поглощения. У ребенка есть фантазия, что, опустошая грудь – он уничтожает ее. У него возникает страх, что его оральная любовь приводит к смерти объекта. Это именно тот страх, который постоянно характеризует шизоидного пациента. Взаимодействие с другими людьми приводит к смерти. А базируется это явление на детской инфантильной фантазии.
Основная причина регресса к этой оральной позиции инкорпоративной фазы возникает в ситуациях эмоциональной фрустрации. Это происходит тогда, когда ребенок рано начинает чувствовать, что не любим матерью по-настоящему. И что его собственная любовь к матери не оценена ей и не принята.
Джонсон обозначает шизоидного пациента как ребенка, которого ненавидели, не любили. Это ребенок, который не получил любви со стороны матери, а его попытки любви в ее сторону не принимались. В этой ситуации, считает Р. Фейрберн, ребенок начинает воспринимать мать как плохой объект, а вслед за матерью это переносится на все объекты внешнего мира. Это объекты, которые не способны доставить удовольствие и любить.
Если отвлечься от Р. Фейрберна и посмотреть на это в рамках представлений других теоретиков объектных отношений. Сразу вспоминается значение первичной любви, которую описывал в своей работе «Базисный дефект» М. Балинт. Согласно его позиции, существуют две разновидности личностей: окнофилические личности и фелобатические личности. Фелобатические тип личности – это в определении М. Балинта – шизоидная личность.
Когда рождается ребенок, его отношения с миром основаны на тех удовольствиях, которые могут доставить первичные объекты. Если его отношения связаны с удовольствием, то формируется то, что называется окнофилическая личность. Это личность, которая тянется к объектам, сориентирована на объекты и нуждается в объектах.
В ситуациях, когда столкновение с первичным объектом – матерью, вызывает неудовольствие, существует страх при появлении объекта. А безобъектное существование вызывает удовольствие и удовлетворение.
Что такое мама, которая вызывает эту тревогу? В аналитической литературе есть термин, который, характеризуя ранние отношения матери и ребенка, обозначается как «танец матери и дитя». Это мать, которая сориентирована на ребенка. Если измерить ее пульс, темп дыхания, движения, речи, то он окажется абсолютно синхронным к пульсу, дыханию, движениям младенца. Все ее действия, которые она осуществляет по отношению к ребенку не вызывают у него раздражения, потому что они синхронизированы с темпом и ритмом его жизни.
Одна из первых технических манипуляций для того, чтобы успокоить пациента – воспроизведение темпа речи, темпа движений, позы того, с кем взаимодействуешь на аналитическом сеансе. На глубоком уровне так воспроизводится ситуация хорошей мамы в ранних отношениях. Это снимает тревогу за счет вхождения в то же самое состояние, что у пациента. Это обозначается термином «танец матери и ребенка».
Мать, которая не чувствительна к ребенку и продолжает жить в своем темпе, вызывает ощущение дискомфорта у ребенка. Любое появление такой мамы вызывает тревогу, вызывает ощущение некого внедрения, а в результате ощущение раздражения. Возникает ощущение жесткости ее рук, жесткости ее действий. Все это ощущения холодной матери. Это характеризует тип отношений с мамой и миром. В этом смысле, когда мама вмешивается, эти отношения воспринимаются как жесткие, колючие, холодные, темные. Это очень глубокий природный контекст и подтекст.
Последствий таких отношений с мамой несколько. Во-первых, ребенок воспринимает мать в качестве плохого объекта. Во-вторых, ребенок начинает воспринимать внешнее выражение своей любви чем-то плохим. Стремясь сохранить свою любовь как что-то хорошее, он начинает прятать ее внутрь себя, не проявляя ее по отношению к объекту и сохраняя в себе. В-третьих, ребенок начинает понимать и чувствовать, что любовные отношения с внешними объектами являются чем-то плохим, или опасным.
В результате ребенок, у которого формируется шизоидная организация, старается перенести свои отношения с объектами в область внутренней реальности. Он как бы убирает все смыслы из внешнего мира и сводит их во внутреннее пространство. Одним из следствий этого процесса является тенденция шизоидных пациентов к интеллектуализации. Чувства заменяются интеллектуальным процессом, особенно, когда они травматичны. Пример. Испытывая чувство неудовлетворенности во взаимоотношениях с внешним миром, люди уходят в философскую литературу, чтобы преобразовать отношения в некий интеллектуальный процесс. Это позволяет им на какое-то время справиться с трудностями внешнего мира.
Такой поиск интеллектуальных решений сугубо эмоциональных проблем приводит к двум результатам:
1. Мыслительные процессы этих людей становятся слишком зависимыми и заряженными на либидо. Основным сексуальным органом у них становится голова. Поэтому часто интеллектуальная деятельность становится преобладающей сферой деятельности и самовыражения.
2. Идеи этих людей заменяют чувства. Интеллектуальные ценности подменяют эмоциональные ценности. Однако, как бы ни был либидотизирован интеллект, как бы не была обесценена эмоциональность, она все равно оказывает влияние на нашу жизнь. Подавить их невозможно, и они будут находить самые разные способы выхода наружу.
Еще одним проявлением инкорпорированной либидональной позиции и попытки справиться с ощущением нелюбви матери – это ощущение интеллектуального и морального превосходства. Очень многие шизоидные пациенты демонстрируют тайное или явное ощущение умственного превосходства. Они демонстрируют раздувание своего Эго за счет представления о своем богатом внутреннем содержании.
Один из аспектов людей с шизоидной организацией личности связан с проблемой привязанности. Это их основная проблема. А точнее это их основной конфликт соотношения любви и ненависти, дистанции и близости. Их внутреннюю психическую жизнь постоянно пропитывает глубокая амбивалентность по поводу привязанности. Что с ней делать? С одной стороны они жаждут близости настолько, что отсутствие близкого человека рядом воспринимается ими как пустота, бессмысленность, умирание. С другой стороны, находясь рядом с другим человеком, они постоянно ощущают угрозу поглощения. Либо они поглотят, либо их поглотят. В сущности, они ищут дистанции для того, чтобы сохранить свою безопасность и независимость, но при этом мучительно страдают от одиночества и удаленности.
Г. Гантрип писал, что они не могут ни состоять в отношениях с другой личностью, не находиться вне этих отношений, не рискуя потерять себя. Это колоссальная сложность, они демонстрируют один и тот же паттерн. «Подойди поближе, я одинок. Не подходи, я тебя убью». Эта амбивалентность пропитывает всю их жизнь.