АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Понятие психоаналитической нейтральности и принцип абстиненции
Принятие пациента - оно всегда базируется на принципе нейтральности. Этот принцип задает особую форму этому принятию. Анна Фрейд определила принцип нейтральности как равноудаленное расстояние аналитика от Ид, Эго и СуперЭго. Это позиция не присоединения к конфликту.
З.Фрейд постулировал, что конфликт имманентно присущ нашей психике, то есть органично присущ, он есть всегда. Отсюда строиться иллюзия свободы. Что такое свобода? Свобода – это когда нет выбора! Что означает, нет выбора? Если исходить из трехчастной структуры психики, которая предполагает наличие Ид, Эго и СуперЭго, то функционально мы можем разложить это на «хочу, могу и должен» делать. Свобода – это состояние, когда три вектора: хочу, могу и должен, совпадают. И зачем, и что тогда выбирать! Выбора действительно нет, он просто не актуален. И человек действительно чувствует себя свободным, потому что три вектора, которые присущи психике, реализуются в одном акте.
Психоаналитическая нейтральность состоит в том, чтобы видеть структурный конфликт между «хочу, могу и должен». Обычно все, что касается «должен» – это «хорошо» или «плохо». Это система ценностей человека. Это модели как надо жить. Человек растет, входит в жизнь и он не может войти в жизнь без этих моделей. Модели всегда существуют. Мы говорим о субъективных моделях, это уникальные модели. Система ценностей отдельного человека, то, что называется ценностными ориентациями и ценностями культуры, всегда имеют определенную степень выраженности конфликта. Если конфликта нет, то это просто конформная личность. Личности просто нет, это личность «как будто». Если конфликт выражен очень сильно, то мы имеем дело с антисоциальной личностью. В данном случае ценностные ориентации личности не совпадают с ценностными ориентациями общества.
В «должен» заложена определенная модель, которую мы вынесли из семьи, и которая сформировалась как реактивное образование о том, как надо жить. И это как надо жить толкает нас на «должен». Я должен зарабатывать деньги, я должен растить детей, я должен выполнять супружеский долг, должен служить человечеству и так далее. Дальше идет «могу». А дальше, еще хуже. А хочу ли я этого? Вот он конфликт! Причем принцип психоаналитической нейтральности – это прямая дорожка в субъективный внутренний мир человека. Если аналитик сохраняет позицию нейтральности, то он находится внутри конфликта, и видит ситуацию из субъективности пациента. Тогда, с одной стороны, мы начинаем понимать, что для этого человека «хочу», кому и что он «должен», откуда эти «должен» взялись и что на самом деле он «может». С другой стороны, мы связаны с действительностью, и сохраняем нашу аналитическую функцию.
Именно принцип нейтральности позволяет нам удерживать эту позицию. Как только мы отказываемся от нейтральности, и присоединяемся к его «должен», мы его «должен» заменяем своим «должен». Ты неправильно функционируешь в этом мире, сейчас я тебя поучу. От этого никому не легче. Это пустое, конфликт сохраняется. Потерять эту нейтральность нельзя, за исключением экстренных случаев, которые называются в анализе параметрами. Например, необходимо пройти медицинское обследование.
Задача аналитика – дать возможность человеку самому разобраться со своим конфликтом. Почему глубинная психология – это долго. Мы погружаемся в этот активно действующий конфликт, и человек начинает понимать, что у него не хватает каких-то активных сил для разрешения этого конфликта. И тогда наступает вторая составляющая аналитической работы. Потому что интеллектуальное осознание – это только часть работы – человек начинает осознавать и создавать какие-то конструкции. Вторая часть работы – это формирование того энергетического потенциала, который позволит не только осознать конфликт, но и разрешить его.
И тогда мы выходим на тему творчества и основная цель подвигнуть человека на это творчество, для этого и необходимо создать потенциал. А любое разрешение конфликта – это творчество. Когда человек самостоятельно разрешает свои внутренние конфликты, он выходит за рамки самого себя, а выход за рамки – это и есть творчество. Тогда каждый день становится наполненным, и жизнь приобретает большой смысл. Она наполняется этим смыслом, в этом и состоит цель анализа. Цель анализа – это структурное изменение психики. Это и есть изменение соотношений «хочу», «могу» и «должен».
Психоаналитическая нейтральность не имеет ничего общего с отстраненностью. Аналитик сидит и молчит, как неодушевленный предмет, и при этом говорит, что он нейтрален. Это не нейтральность, это скорее сопротивление аналитика. Отстраненность и нейтральность – это разные вещи. Отстраненность может сыграть позитивную роль в терапии, но в отдельных случаях она очень вредна. В аналитической терапии все: отстраненность, теплота, участие, много слов, мало слов – определяется качеством ситуации.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 1367 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 |
|