АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Расстройства личности и поведения (психопатии) по МКБ-10 — это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностные расстройства обычно возникают в детском или подростковом возрасте и продолжают проявляться на протяжении всей жизни. Особое значение в диагностике психопатий отводится клиническим критериям, которые вошли в психиатрию как триада П. Б. Ганнуш-кина — тотальность, стойкость характерологических нарушений, изменение социальной адаптации.
МКБ-10 под расстройствами личности подразумевает ряд клинически значимых состояний, поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением характеристик свойственного индивидууму стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Эти типы состояний охватывают глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, проявляющиеся ригидными ответными реакциями на широкий диапазон личностных и социальных ситуаций. Они представляют собой либо чрезмерные, либо существенные отклонения от образа жизни обычного, «среднего» индивидуума со свойственными ему в данной культуре особенностями восприятия, мышления, чувствования и, особенно, межличностных отношений. Такие модели поведения имеют тенденцию к стабильности и включают многие сферы поведения и психологического функционирования.
Учение о психопатиях сложилось в конце XIX в. В более ранние годы нарушения личности описывались в рамках «морального помешательства», «душевноболезненно-го темперамента», «вырождающихся» и т.д. До настоящего времени нельзя признать ни одну из известных классификаций психопатий всеобъемлющей и построенной по единому принципу. Так, одни авторы разделяли психопатии по аналогии с большими
Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии
психозами и выделяли эпилептоидную, шизоидную, циклоидную, параноидную формы; другие проводили параллели между личностными нарушениями и общей конституцией человека — астенические и пикнические; третьи различали психопатии по физиологическому признаку и говорили о возбудимых и тормозимых типах. Общим недостатком указанных систематизаций являлось то обстоятельство, что в них, несмотря на основной принцип классификаций, появлялись такие формы, как лгуны и мошенники, асоциальные, псевдобоги и т.д., выделяемые в основном по социальным, а не клиническим признакам.
Во второй половине XX в. сложилось представление о многофакторном происхождении психопатий, когда наряду с конституциональными формами отмечалась большая роль в формировании аномальных типов поведения внешних, микросоциальных вредностей. К ним относились и асоциальные формы поведения родителей, злоупотребление ими алкоголем, ранняя утрата родителей, неполная семья, пребывание в исправительных колониях подростков и т.д. В таких случаях «психопатия» заменялась термином «социопатия». Были описаны и клинические формы данных особенностей в виде более раннего развития аномальных форм поведения, их относительная нестабильность, преобладание аффективно-возбудимых форм и признаков патологической замкнутости с сенситивностью и ранимостью. Следовательно, речь шла о формировании приобретенных в течение жизни аномалий характера. Отнесение таких форм расстройств поведения к психопатиям оспаривается многими зарубежными и отечественными психиатрами.
Наиболее последовательная концепция многофакторного происхождения психопатий нашла отражение в работах О. В. Кербикова (1906—1965) и его учеников, которые в зависимости от ведущих механизмов развития аномалий характера выделяли конституциональные (ядерные) и краевые (приобретенные) формы. К последним помимо вариантов формирования личностных аномалий, возникших в психогенных условиях, относились и те случаи, при которых имело место раннее органическое поражение головного мозга (инфекции у матери в период беременности, родовые травмы головы, тяжелые инфекционные заболевания ребенка в раннем детстве). Эта группа психопатий определялась как органическая.
Таким образом, появилось учение о трех вариантах формирования патологии личности, которые в зависимости от механизмов происхождения имеют различия как в клиническом проявлении, так и их динамике.
В современной классификации психических расстройств (МКБ-10) предложены следующие диагностические критерии патологии личности:
а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая несколько сфер функционирования, аффективность, возбудимость, а также стиль отношения с другими людьми;
б) хронический характер аномального стиля поведения;
в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим, отчетливо нарушаю щим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;
г) вышеупомянутые проявления всегда возникают с детства и продолжают су ществовать в период зрелости;
лава 18. Судебно-психиатрическая оценка расстройств личности и поведения 557
д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это мо жет стать очевидным только на поздних этапах течения болезни;
е) расстройство может сопровождаться существенным ухудшением професси ональной и социальной продуктивности.
Истинная распространенность в населении психопатических личностей остается неизвестной. В поле зрения психиатрической службы обычно попадают лишь тяжелые психопаты или психопатические личности в состоянии декомпенсации. Поэтому приводимые данные о частоте аномалий характера имеют широкий разброс. Так, в ФРГ (1972) они составляют 0,7:1000 населения, в США — 31,1:10 000; по другим данным, они составляют от 5 до 15 % взрослого населения. Среди направляемых на СПЭ психопатические личности представляют 8-12 %. Значительно чаще психопатии диагностируются в среде заключенных, и потому существует мнение о повышенной криминогенности лиц с аномалиями личности. Однако в данном слу-гае не учитываются особенности ситуации, в которой находятся осужденные. Из-зестно, что психогенные факторы способствуют выявлению психопатических черт а аномалий поведения. Поэтому эти показатели не всегда правильно сравнивать с данными в общей популяции населения. Согласно ряду авторов, у мужчин чаще, тем у женщин, отмечаются расстройства личности и поведения.
Паранойяльные психопатии {параноидные расстройства личности). Основной чертой параноических психопатов является склонность к образованию сверхценных идей, оказывающих влияние на их поведение. Сверхценные идеи — это комплекс аффективно окрашенных представлений, возникших вследствие реальных обстоятельств, приобретающих в сознании больных доминирующее, не соответствующее истинному значению место. Основная оценка сложившейся ситуации подчинена аффективной логике, анализ ее субъективен, суждения ошибочны, коррекции они не поддаются. Содержание паранойяльных синдромов на высоте их развития определяются идеями реформаторства, ревности, сутяжничества, преследования, ипохондрическими, любовными.
У этих больных еще задолго до возникновения паранойяльных расстройств отмечается особый склад личности. С детства им свойственны аффективные нарушения, вспыльчивость, раздражительность, склонность подолгу «застревать» на отрицательных переживаниях, упорно фиксировать на них свое внимание. Многие из них характеризуются окружающими как люди с повышенным чувством справедливости, не лишенные аккуратности и добросовестности, излишней прямолинейности в суждениях; отличаются они стеничностью, решительностью, стремлением к независимости, переоценкой своих достоинств.
Другим лицам помимо аффективных расстройств свойственны чрезмерные пунктуальность, щепетильность, ранимость и легкость возникновения сверхценных представлений. У всех у них имеется склонность к аффективной логике и легкому построению различных концепций в любой психотравмирующей ситуации.
Паранойяльные состояния возникают не спонтанно, а всегда под влиянием дополнительных экзогенных факторов. Наиболее часто такими экзогенными факторами оказываются психогении, реже — различные соматические заболевания. Помимо способа воздействия психогении для возникновения паранойяльных состояний
558 Часть П. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии
существенным является и индивидуальная патогенность содержания психогении для личности больного. В таких случаях всегда следует учитывать индивидуальную, личностную переработку психогении и в силу этого несоразмерную по силе и неадекватную по содержанию для данной личности ответную реакцию.
Соматогенные факторы имеют также сложный механизм воздействия. Легкие, преходящие соматические заболевания, временно астенизируя личность, делают ее как бы более чувствительной к воздействию психогенных обстоятельств или, иными словами, облегчают воздействие психогений. Тяжелые, длительные соматические заболевания, влекущие за собой увечье или инвалидизацию, не только астенизиру-ют организм, но и создают дополнительные психогении в виде реакции на увечье, переживаний, связанных с получением инвалидности.
Формирование паранойяльной психопатии происходит постепенно с нарастанием и углублением аномальных качеств личности, с постепенным утяжелением личностных структур и развитием стойких систематизированных, монотематических паранойяльных идей различного содержания. Со временем психогенные факторы перестают звучать в клинической картине, а высказывания больных приобретают характер сложившегося мировоззрения.
Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 640 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 |
|