АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Деонтология в клинике ортопедической стоматологии

Прочитайте:
  1. V. Хирургическая деятельность фельдшера: в составе бригады СМП; на ФАПе; в хирургическом стационаре, операционно-перевязочном блоке, поликлинике
  2. Алгоритм «Проведение генеральной уборки в стационаре, поликлинике и вспомогательных подразделениях».
  3. Алгоритм «Проведение текущей уборки в стационаре, поликлинике, лаборатории, прачечной, пищеблоке и складе временного хранения медицинских отходов класса «Б» и «В»»
  4. Астматический статус. Клиника Неотложная терапия. Реабилитация больных бронхиальной астмой в поликлинике.
  5. Астматический статус. Клиника. Неотложная терапия. Реабилитация больных БА в поликлинике.
  6. Билет 18. Основные принципы психологического исследования в клинике
  7. Больных к протезированию. Премедикация и обезболивание в клинике ортопедической стоматологии.
  8. В КЛИНИКЕ ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ
  9. В клинике проводится исследование деятельности коры больших полушарий. На энцефалограмме зарегистрированный дельта-ритм. В каком состоянии при этом находится пациент?
  10. В ПОЛИКЛИНИКЕ

Термин "деонтология" происходит от двух греческих слов: deon — должное, и logos — учение. Это целая система взглядов, представле­ний о долге и моральных основах работы и поведения специалиста любого профиля, независимо от степени его квалификации.

Вопросы деонтологии постоянно находятся в зоне внимания об­щественных интересов, широко освещаются в печати и специальной литературе. По данным одной из медицинских библиотек США за 5 лет (с 1991 по 1996 г.) в ведущих медицинских журналах было опуб­ликовано 4725 статей, в той или иной мере затрагивающих вопросы взаимоотношений врачей и пациентов.

Учитывая множество направлений современной медицины, создаю­щих деонтологнческие ситуации, специфичные для различных медицинс­ких специальностей, общие принципы врачебной этики и деонтологии всякий раз преломляются через призму конкретной деятельности врача.

С момента обращения пациента в учреждение, в организации при­ема, диагностическом и лечебном процессе принимают участие не только врач, но и медицинские сестры, зубные техники, санитарки, ра­ботники регистратуры и другие сотрудники учреждения, поэтому каж­дый участок этой цепочки работников должен соблюдать принципы деонтологии при выполнении своих непосредственных обязанностей. От правильного выполнения каждым сотрудником своих функциональ­ных обязанностей складывается мнение об учреждении в целом, что сегодня важно, как никогда, учитывая, что страховая медицина дает возможность выбора не только медицинского учреждения, но и "свое­го лечащего врача".

Стоматологическая клиника должна постоянно стараться "понра­виться " пациенту, она должна стать "клиникой, которую он выбрал".

В положительной оценке пациентом выбранного учреждения, прежде

всего, играют роль следующие факторы: отсутствие очереди на прием к врачу, прием в удобное для пациента время, сокращение числа посещений врача, проведение постоянных консультаций.

Не менее важное значение на формирование положительного впе­чатления у больного оказывают: внешний и внутренний вид клиники, обстановка, атмосфера, первый разговор в регистратуре, гардеробе, ма­нера персонала одеваться и вести себя, интерьер поликлиники, даже за­пах. Поэтому в клинике все должно быть хорошо продумано. Только тогда можно рассчитывать на положительное впечатление у больного и конкурентоспособность клиники.

Первый контакт пациента с клиникой происходит по телефону или путем непосредственного обращения. Телефонный разговор уже созда­ет у пациента впечатление о стиле и манерах общения в учреждении.

Непосредственное обращение в клинику дополняет картину, полу­чаемую пациентом от учреждения.

Обращаясь в клинику, пациент оказывается за пределами привычной и знакомой ему атмосферы. Поэтому отрегулированная работа гардеро­ба, красочно оформленные указатели кабинетов, расписание работы врачей, внешний вид кабинетов, медперсонала, вызывают у пациента приятное впечатление, чувство доверия и обязательно повлияют на ход лечения.

Исследования показали, что работа врача оценивается не только по его профессиональным качествам. На 60% она определяется вниманием персонала, внешним впечатлением от медицинского учреждения.

Отношения пациента и лечебного учреждения впервые устанавлива­ются в регистратуре. Поэтому важной задачей работников регистратуры является вежливая, приветливая встреча больного, вызывающая чувство, что его здесь ждут и оказывают ему индивидуальный прием. Регистра­тор должен внимательно выслушать пациента о цели его обращения в клинику, завести ему амбулаторную карту и дать информацию о том, к какому врачу следует обратиться. При этом имеет значение мимика, вы­ражение лица, жесты регистратора, так как на 55% первое впечатление определяется именно этим и лишь в 7% имеет значение содержание раз­говора.

Большое значение имеет обращение к больному по имени, отчеству. Это наилучший способ налаживания контакта с больным, он показыва­ет, что пациента воспринимают как индивидуальность.

И все-таки важнейшими в цепочке больной-клиника-врач, являются взаимоотношения врача и больного. Прежде всего, отношения должны быть поставлены на правовую и этическую основу, что во многом определяет результат лечения, но, к сожалению, сегодня врачи и пациенты мало знают о юридических нор­мах, регулирующих эти взаимоотношения. Из ежегодного количества выпускников, а их ежегодно готовится более 20 тысяч, лишь 5—6% хоро­шо знакомы с вопросами медицинского права.

В основах законодательства четко определен круг вопросов, регла­ментирующих взаимоотношения врача и пациента. Основным здесь яв­ляется право на занятие врачебной медицинской деятельностью, оно предоставляется только лицам, получившим высшее образование, имею­щим диплом, а на занятие определенным видом деятельности — также сертификат специалиста и лицензию; введение этой системы защищает пациента от некомпетентных врачей. Законом предусмотрен также сво­бодный выбор врача пациентом. Это способствует установлению более строгих и доверительных взаимоотношений между пациентом и врачом. В свою очередь лечащий врач по согласованию с администрацией мо­жет отказаться от лечения пациента при несоблюдении им правил внут­реннего распорядка лечебного учреждения или медицинских предписа­ний. По закону врач несет ответственность за недоброкачественнее вы­полнение своих профессиональных обязанностей, разглашение тайны са­мого факта обращения за медицинской помощью, состояния здоровья гражданина, диагноза его заболевания, а также иные сведения, получен­ные при его обследовании. Лишь в некоторых случаях врач имеет право передачи сведений, составляющих врачебную тайну:

1) В целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за
своего состояния выразить свою волю.

2) При угрозе распространения инфекционных заболеваний, массо­
вых отравлений и поражений.

3) В случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до
15 лет для информирования его родителей или законных представителей.

4) По запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в
связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

5) При наличии оснований считать, что вред здоровью гражданина
причинен в результате противоправных действий.

Законодательством за разглашение врачебной тайны предусматрива­ется дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Пациенты уважают организованных, дисциплинированных врачей, вовремя выполняющих лечебные мероприятия, оказывающих им вни­мание. Пациент может простить врачу даже допущенную ошибку при лечении, но никогда не простит равнодушия, грубости. Если врач стара­ется быть любезным, отзывчивым человеком, он завоевывает любовь и уважение своих пациентов; улыбка, сердечное приветствие, добрый юмор поднимают настроение.

Психологический контакт врача с пациентом опирается на два ос­новных принципа: "стерильность" слова и поведения врача, его психоте­рапевтическое и психопрофилактическое воздействие при обследовании и лечении больного. Задача первого принципа — не создавать дополни­тельной травматизации психики пациента, второй принцип ориентирует врача на активное психологическое воздействие, устраняющее излишнее эмоциональное напряжение пациента.

Перед началом осмотра полезно занять пациента беседой на отвле­ченные темы: работа, погода и т. п. Это помогает снять не только напря­жение у больного, но и создает впечатление о враче как о добром, сим­патичном человеке.

Терпеливость, такт, доброта врача способствуют нейтрализации от­рицательного поведения больного, мобилизуют его положительные ка­чества, врач должен предоставить больному возможность свободного непрерываемого рассказа о его переживаниях, проблемах, жалобах, за­ботах и опасениях, даже если он ограничен во времени. Потерянное время на первом приеме сторицей окупится в процессе лечения и поло­жительно отразится на его исходе.

Приемов практической профессиональной этики не так много, но ими должен в совершенстве овладеть каждый врач. Нормальные отно­шения врача и пациента должны быть основой клинической медицины. Их можно свести к четырем главным компонентам: поддержка, понима­ние, уважение, сочувствие.

го уровня, который позволил успешно осуществлять протезирование с позиций эстетики и функциональной ценности протезов, что в свою очередь, привело к резкому увеличению их стоимости.

В изменившихся экономических условиях все большее значение при­обретает профессиональная организация управления стоматологической практикой, уровень профессионального мастерства и соблюдение эти­ческих норм.

Ортопеду-стоматологу приходится работать с людьми, имеющими дефекты жевательного аппарата, что нарушает эстетику и создает у па­циента психологическую напряженность, такие пациенты, в особенности молодые, тяжело переживают свои недостатки, чрезвычайно остро реа­гируют на невнимательность и бестактность, а тем более на погреш­ность в профессиональных действиях врача-ортопеда. Не случайно в стоматологических клиниках большинство жалоб предъявляются по ор­топедии.

Поэтому врач ортопед должен серьезно отнестись к проблемам и опасениям пациента. Исходя из клинической картины, особенностей личности пациента, общего состояния его здоровья, технических воз­можностей клиники, врач рекомендует тот или иной вид протеза. Для этого необходимо иметь различные демонстрационные средства, вклю­чая информационные бюллетени, музейные экспонаты и т. п. Это помо­гает больному создать четкое представление о протезе, позволяет врачу избегать многих недоразумений.

Важным деонтологическим фактором в работе врача-ортопеда явля­ется целенаправленное использование медикаментозных средств с це­лью снятия у пациента психического напряжения, устранения боли при препарировании зубов. В настоящее время для этого есть все возмож­ности. Лишь недостаток в организации работы, косность отдельных вра­чей, равнодушие их к чужой боли могут помешать их использованию.

После снятия старых мостовидных протезов, как правило, приходит­ся проводить дополнительное препарирование опорных зубов. Врач в тактичной форме должен объяснить необходимость этой процедуры, как результата атрофии альвеолярных отростков, а не следствие ошибок предыдущего врача, проводившего ортопедическое лечение. Это будет выполнением врачебного долга, как к пациенту, так и коллеге, который занимался больным ранее.

При одновременном множественном удалении зубов необходимо шире применять непосредственное протезирование, что значительно ус­корит восстановление у пациента эстетического и функционального оп­тимума.

При наложении любого протеза следует обязательно научить паци­ента правилам пользования протезами, в особенности съемными. Надо наблюдать за пациентом до полной его адаптации к протезам, проводя коррекцию протеза.

Особую роль среди деонтологических факторов занимает фактор воздействия на психику больного обстановки, в которой ведется прием, внешний вид кабинета не должен вызывать отрицательных реакций у больного, на рабочем столике не должно быть использованных лотков с остатками гипса, старыми протезами, окровавленных тампонов и т. д., поскольку они пугают больного.

Следует следить и за характером разговоров, которые ведутся в ка­бинете обслуживающим персоналом. Ровный, деловой, спокойный тон, отсутствие посторонних тем, создают у больного ощущение уважения и доверия к персоналу, правильности выбора лечебного учреждения. Здесь начинает складываться и авторитет врача, который определяется не только квалификацией профессионала, но и тем тактом, который врач проявляет в общении с больным, его манерой держать себя, внешним видом. Такой образ поведения врача и персонала убеждает пациента в том, что все внимание врача безраздельно отдано ему, выяснению ха­рактера его болезни и поискам пути к излечению.

Говоря о зубных техниках, их взаимоотношении с врачом и косвенно с пациентом, следует отметить следующее.

Практически зубной техник не связан с приемом больных, однако в отдель­ных случаях его приглашают в ортопедический кабинет, чтобы непосредственно показать неточности или технические погрешности, допущенные в работе в пол­ости рта больного, а иногда просто посоветоваться, как лучше решить ту или другую техническую задачу. С этого времени все внимание должно быть уделе­но только больному.

Зубному технику необходимо сосредоточиться, чтобы выслушать вопросы врача и очень деликатно ответить на них. Совершенно недопустимо делать ка­кие-то замечания или высказывать какие-то сомнения в присутствии больного и тем более препираться с врачом о том, кто виноват в причине недостатка протеза или возникающих осложнений. Все эти вопросы должны быть обсуждены в от­сутствие больного.

Особые сложности и трудности в совместной работе врача и зубного техника возникают при изготовлении мостовидных и дуговых (бюгельных) про­тезов из благородных металлов, когда в результате угара металла и отходов при механической обработке (шлифовке, полировке коронок и промежуточных час­тей) неизбежны его потери. Не думая о последствиях, некоторые техники уделя­ют минимум внимания шлифовке таких протезов и полировке необработанных поверхностей. Экономия материала или потеря его при этом незначительны, а неблагоприятные клинические результаты совершенно очевидны. На необрабо­танных механически и неотполированных со всей тщательностью поверхностях мостовидных и бюгельных протезов быстро накапливаются гомогенаты из пи­щевых остатков, бактерий (в том числе и болезнетворных), осаждений из рото­вой жидкости, и т.п. Это приводит к развитию воспалительных и дегенеративных процессов в слизистой оболочке полости рта, соприкасающейся с этими протезами, и, в ко­нечном счете, к снятию мостовидных протезов или коронок.

Кто должен ответить за эти нарушения «технологической» деонтологии, до­гадаться нетрудно - зубной техник, который допустил явный брак в работе, и врач, который пропустил этот брак. Между тем и тот, и другой, иногда перекла­дывают причины на пациента, у которого, якобы, особая среда полости рта. Из­вестно много методов объективного контроля за качеством обработки материа­лов (лабораторных, клинических, технологических и др.).

Для этого, например, достаточно старшему зубному технику (заведующему производством) воспользоваться бинокулярной лупой, чтобы выяснить все де­фекты спайки, шлифовки и полировки протеза, да и качество самой коронки во­обще. Стоматологи-ортопеды при снятии коронок, пришедших в негодность мостовидных протезов, зачастую испытывают огромные трудности: коронка рас­пилена как со щечной, так и язычной (небной) стороны, а снять ее не удается без значительных усилий. Иногда это объясняется очень просто. При изготовлении коронки зубной техник недостаточно тщательно провел моделировку зуба, а за­тем не уделил должного внимания обработке коронки так, чтобы ее площадь, прилегающая к поверхности зуба, была минимальной, ровной, гладкой. В пос­леднем случае простое «рассечение» одной из поверхностей коронки позволяет очень легко отделить металл от твердых тканей зуба. Много труда доставляет врачу наложение дуговых (бюгельных) протезов в тех случаях, когда зубной тех­ник в интересах более простого технического решения «чуть-чуть» подправляет или «корректирует» модель. Неудачи или переделки здесь почти неизбежны. Если обратиться к технологии съемных протезов из известных и описанных в настоя­щем руководстве материалов, то «деонтологических загадок» здесь еще больше. Как известно, в настоящее время в стране изготавливается несколько милли­онов съемных протезов, причем сроки их службы в известной мере ограничены. Поэтому, если в лаборатории допускаются хотя бы малейшие нарушения, на­пример, технологии полимеризации, то это сразу же сказывается и в клинике. Так, быстрое нагревание кювет, быстрое охлаждение последних или то и другое вместе взятое приводит к резкому снижению механической прочности протезов, деформации структуры, пористости материалов и адсорбции среды полости рта (пищевых остатков, патогенных бактерий и т.д.). Нарушение технологии поли­меризации, наконец, ведет к тому, что остаточный мономер еще в течение очень продолжительного времени будет выделяться из этих протезов, оказывая токсико-аллергическое воздействие, сопровождающееся чувством жжения, наруше­нием вкусовых ощущений, дисбактериозом и другими расстройствами.

Врачам приходится прикладывать немало усилий, чтобы выяснить истин­ные причины возникновения и развития разнообразных болезненных изме­нений в полости рта, причин головных болей и плохого общего самочувствия пациентов и т.п. Можно указать и на то, что нарушения, допущенные при спаивании частей протезов даже из благородных металлов (золота), особен­но перепайки их, неравномерное нагревание коронок и промежуточных час­тей могут привести к развитию явлений гальванизма в полости рта, к разру­шению мест спайки уже вскоре после наложения протезов пациенту. Можно, в частности, отметить, что примерно от 12 до 19% мостовидных протезов из нержавеющей стали приходят в негодность в ближайшие 1,5-2 года из-за на­рушений технологии пайки.

Из всего изложенного видно, насколько строго должны соблюдаться принципы деонтологии в зуботехническом производстве.

При постановке диагноза у врача могут возникнуть раздумья, коле­бания, сопоставления, при этом не следует рассуждать вслух у кресла больного. Такой способ общения вызывает у больного недоумение и неуверенность. Врач должен сообщить ему уже готовый план лечения уверенно и без сомнения.

Выполнение деонтологических принципов создает предпосылки для успешного лечения и эффективных контактов с пациентами.


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 5033 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)