Началу заболевания могут предшествовать неопределенные признаки недомогания, которые иногда определяются как продромальная, или предспондилитичская, стадия: потеря аппетита, снижение веса, слабость и утомляемость, субфебрильная температура.
К числу первых характерных симптомов относится сакроилеит – двустороннее воспаление крестцово-подвздошных суставов. Для него характерны жалобы на боли воспалительного характера в крестце, ягодицах, по задней поверхности бедер, напоминающие пояснично-крестцовый радикулит (ишиас).
Боль в крестце, ягодицах, по задней поверхности бедер при болезни Бехтерева двусторонняя, носит постоянный характер, усиливаясь во вторую половину ночи. Нередко отмечается атрофия ягодичных мышц, их напряжение. При этом можно выделить некоторые особенности такого ишиаса:
1. Седалищная боль идет сверху и спускается от ягодичной области до подколенного пространства, но не дальше колена.
2. Может сопровождаться болями с иной локализацией, чаще всего по передней поверхности бедра.
3. Носит рецидивирующий характер, проявляясь то с одной стороны, то с другой. Это известно под названием «качающегося» ишиаса.
Вторым по значению ранним симптомом является боль и скованность в пояснице. Боль усиливается к утру, но уменьшается после физических упражнений и горячего душа. Появляется тугоподвижность в поясничном отделе. Выявляются сглаженность или полное исчезновение поясничного лордоза. Боль в пояснице также обладает своими особенностями:
- упорная и прогрессирующая;
- усиливается при длительном покое и ночью, мешая больному спать;
- продолжительная, иногда в течение нескольких месяцев.
Третья особенность ранней стадии болезни – периферические артриты. Особенностью такой формы спондилоартрита является то, что периферический артрит может быть временным проявлением заболевания и исчезать в процессе его течения.
Для дальнейшего течения болезни Бехтерева характерным является поражение корневых суставов – тазобедренных и плечевых. Поражение этих суставов носит симметричный характер, начинается постепенно, часто заканчивается анкилозированием. Вовлечение других периферических суставов в воспалительный процесс возникает реже (10-15%). Ярким клиническим проявлением также являются пяточные энтезопатии – повышенная чувствителность и боль в местах прикрепления к пяточной кости пяточного сухожилия и подошвенного апоневроза.
Позже воспалительный процесс распространяется вверх по позвоночнику. Поражение грудного отдела характеризуется болями, часто иррадиирующими по ходу ребер. За счет образования анкилозов грудинно-реберных сочленений резко уменьшается экскурсия грудной клетки. При поражении шейного отдела основной жалобой является резкое ограничение движений вплоть до полной неподвижности, а также боли при движении головой.
Как реакция на воспалительный процесс в области позвоночника, возникает рефлекторное напряжение прямых мышц спины. При этом выявляется симптом «тетивы лука» - напряжение паравертебральных мышц спины на стороне сгибания при наклоне туловища (в норме эти мышцы должны расслабляться). При исследовании движений в позвоночнике выявляются и другие признаки ограничения подвижности.
Диагностические пробы для выявления болевого синдрома и ограничения подвижности позвоночника.
1. Определение болезненности по ходу остистых отростков позвоночника и в паравертебральных точках.
2. Симптом Зацепина: болезненность при надавливании у места прикрепления к позвонкам X-XII ребер в связи с воспалением в реберно-позвонковых сочленениях.
3. Симптом Форестье: для определения формы осанки. Больной стоит спиной к стенке, прикасаясь к ним пятками, туловищем, головой. У больных анкилозирующим спондилоартритом вследствие развития кифоза не будет соприкосновения со стеной в какой-либо точке.
4. Определение подвижности в шейном отделе позвоночника: от остистого отростка VII шейного позвонка отмеряют вверх 8 см и делают отметку. Затем просят больного наклонить голову максимально вниз и снова измеряют это расстояние. У здоровых лиц оно увеличивается на 3 см. При поражении шейного отдела позвоночника это расстояние увеличивается незначительно или вообще не меняется. У больных с короткой шеей проба не информативна.
5. Проба «подбородок-грудина»: здоровый человек свободно дотрагивается подбородком до грудины, при поражении шейного отдела позвоночника остаётся расстояние между подбородком и грудиной при максимальном наклоне головы вперед.
6. Проба Отта для определения подвижности в грудном отделе позвоночника: От остистого отростка VII шейного позвонка отмеряют вниз 30 см и делают отметку. Затем расстояние между указанными точками измеряют повторно при максимальном наклоне пациента вперед. У здоровых людей это расстояние увеличивается на 4-5 см, а у больного с болезнью Бехтерева практически не меняется.
7. Определение ограничения дыхательной экскурсии грудной клетки: измерение производится сантиметром на уровне IV ребра. В норме разница окружности грудной клетки между максимальным вдохом и выдохом составляет 6-8 см. При развитии анкилоза реберно-позвоночных суставов эта разница уменьшается до 1-2 см. При наличии эмфиземы легких проба не информативна.
8. Проба Шобера для выявления ограничения подвижности в поясничном отделе позвоночника: От V поясничного позвонка отмеряют вверх 10 см и делают отметку. При максимальном наклоне вперед у здоровых лиц это расстояние увеличивается на 4-5 см, а при сподилоартрите практически не меняется (зависит от тяжести поражения позвоночника).
9. Проба Томайера для оценки общей подвижности позвоночника: Определяется путем измерения в сантиметрах расстояния от среднего пальца вытянутых рук до пола при максимальном наклоне вперед. Это расстояние в норме равно «0» и увеличивается при ограничении сгибания позвоночника.
10. Позвоночный индекс (ПИ). Для его определения складываются величины (в см): расстояние от подбородка до яремной вырезки грудины при максимальном отклонении головы назад + проба Отта + проба Шобера + дыхательная экскурсия грудной клетки. Из этой суммы вычитают показатель пробы Томайера (в см). Величина ПИ в норме составляет в среднем 27-30 см (индивидуально) и оценивается в динамике.
Прогрессирующее снижение ПИ свидетельствует о прогрессировании ограничения подвижности позвоночника.
Наиболее характерным для анкилозирующего спондилоартрита считается поражение крестцово-подвздошных сочленений (сакроилеит). Поэтому выявлению симптомов сакроилеита придается важное значение.
Клинические пробы для выявления сакроилеита:
1. Симптом Кушелевского - I: больной лежит на спине на твердом основании. Врач кладет руки на гребешки подвздошных костей спереди и резко надавливает на них. При наличии воспаления в крестцово-подвздошном сочленении возникает боль в области крестца.
2. Симптом Кушелевского - II: больной лежит на боку, врач кладет руки на область подвздошной кости и толчком надавливает на нее. Больной при этом ощущает боль в крестце.
3. Симптом Кушелевского - III: больной лежит на спине, одна нога согнута в коленном суставе и отведена в сторону. Врач одной рукой опирается на этот коленный сустав, а другой рукой надавливает на противоположную подвздошную кость. Больной при этом ощущает боль в области крестцово-подвздошного сочленения. Затем проверяется наличие болезненности с другой стороны.
4. Симптом Макарова - I: характеризуется возникновением боли при поколачивании диагностическим молоточком в области крестцово-подвздошного сочленения.
5. Симптом Макарова - II: больной лежит на спине, врач обхватывает его ноги выше голеностопного сустава, заставляя расслабить мышцы ног, а затем рывком раздвигает и сближает ноги. Появляются боли в крестцово-подвздошной области.
При прогрессировании болезни исчезают физиологические изгибы позвоночника, формируется характерная «поза просителя» – выраженный кифоз грудного отдела позвоночника и гиперлордоз шейного отдела.