Характерным признаком аддисоновой болезни является гиперпигментация кожи. Она особенно заметна на незащищенных частях тела и максимально выражена в области суставов пальцев, локтевых, коленных суставов, околососковых кружков, гениталии, слизистой оболочки ротовой полости, ладонных складок и недавно возникших рубцов. Аналогичные изменения пигментации встречаются у 15—60% лиц, перенесших двустороннюю адреналэктомию по поводу синдрома Кушинга (двусторонняя гиперплазия надпочечников), и обычно служат признаком продуцирующей адренокортикотропный гормон (АКТГ) опухоли гипофиза (синдрома Нельсона). Эктопическая продукция АКТГ различными новообразованиями (например, легкие, поджелудочная железа) также может вызывать гиперпигментацию. При акромегалии гиперпигментация встречается в 40% случаев.
Для синдрома acanthosis nigricans характерно появление локальных участков гиперпигментации серо-коричневого цвета на задней поверхности шеи и в подмышечной области. Этот признак часто встречается при неосложненном ожирении, но может наблюдаться и у больных с поликистозом яичников, синдромом Кушинга и акромегалией. Acanthosis nigricans развивается также у больных диабетом с выраженной резистентностью к инсулину, обусловленной снижением числа инсулиновых рецепторов или присутствием в крови антител к ним.
Генерализованное уменьшение пигментации тела наблюдается при пангипопитуитаризме. Фокальная депигментация (витилиго) встречается при аддисоновой болезни, тиреотоксикозе и гипопаратиреозе.
Гирсутизм, характеризующийся усилением роста волос на лице у женщин, служит признаком различных маскулинизирующих расстройств, в том числе синдрома Кушинга, врожденной гиперплазии надпочечников, синдрома поликистозных яичников (идиопатический гирсутизм, синдром персистирующего фолликула) и вирилизирующих опухолей яичников или надпочечников. Усиление роста волос на лице может наблюдаться и при акромегалии.
Уменьшение волосистости тела, встречающееся при эндокринных заболеваниях, может быть общим (голова, подмышки, лобок и конечности), локальным (на голове — алопеция) или ограниченным латеральной третью бровей. При гипопитуитаризме и гипотиреозе может встретиться любой из этих видов облысения. При синдроме Кушинга и вирилизирующих опухолях яичников и надпочечников иногда отмечается лобное облысение. Потеря волосистости может наблюдаться также при тиреотоксикозе и гипопаратиреозе. Однако у большинства лиц с выраженным облысением эндокринные заболевания отсутствуют.
Для микседемы и гипопаратиреоза характерна грубая сухая кожа. При микседеме изменения кожи могут быть настолько выраженными, что напоминают ихтиоз. При акромегалии кожа также грубеет и на ощупь становится похожей на выделанную кожу животных: увеличивается число потовых желез и происходит истинное утолщение всех слоев кожи.
При тиреотоксикозе и акромегалии отмечается чрезмерная потливость. Острые приступы потливости, сопровождающие адренергическую активацию, наблюдаются при феохромоцитоме и во время приступов гипогликемии у больных с инсулиномой.
У мужчин и женщин с синдромом Кушинга или продуцирующими андрогены опухолями надпочечников, а также у женщин с врожденной гиперплазией надпочечников, поликистозом яичников (идиопатический гирсутизм, синдром персистирующего. фолликула) и вирилизирующими опухолями яичников образуются угри.
При спонтанном синдроме Кушинга пли после лечения глюкокортикоидами в фармакологических дозах часто отмечаются стрии, переполнение кожных сосудов кровью, истончение кожи, легко образующиеся кровоподтеки и синяки.