АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Список сокращений. В предложенных вашему вниманию упражне­ниях ссылки на возраст намеренно даны нечетко либо не даны вовсе

Прочитайте:
  1. VII. Список использованных источников
  2. VIII. Список літератури
  3. Библиографический список
  4. Библиографический список
  5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  6. Библиографический список
  7. Библиографический список
  8. Библиографический список
  9. Библиографический список
  10. Библиографический список

В предложенных вашему вниманию упражне­ниях ссылки на возраст намеренно даны нечетко либо не даны вовсе. Как показывает практика, ориентироваться на возраст при подборе участ­ников групп или при выборе упражнений не имеет особого смысла. Куда важнее определить, на какой ступени психического, духовного и социального развития находится ребенок или подросток. Одно и то же упражнение может дать превосходные результаты в группе 12-и 13-летних детей с высоким уровнем мотивации и оказаться непри­менимым в группе 15-и 16-летних «проблемных» подростков. Мне кажется, что каждый педагог способен, опираясь на свой опыт, решить, что он может, а чего не может предложить своим подо­печным. В сфере его выбора лежит и то, какие изменения он должен внести в инструкции так, чтобы те, с одной стороны, стали понятны детям, а с другой стороны, соответствовали целям его занятия.

Для опытного педагога задачи подобного рода не представляют особой трудности — большин­ство упражнений составлено так, что их легко изменить таким образом, чтобы они стали проще или сложнее, согласно степени зрелости участников. Однако подчеркиваю, речь идет только об опытных педагогах. Если подобный опыт отсут­ствует, риск нанести детям ущерб неизбежен. Главное следовать принципу: ничего никому не навязывать против воли. До тех пор пока все обсуждения будут проводиться в форме недирек­тивных предложений, ими можно причинить вреда не более и не менее, чем любыми другими повествовательными предложениями.

СИЛА УБЕЖДЕНИЯ ВЕ Д УЩЕГО ГРУППЫ

Существенным фактором, влияющим на при­нятие или отвержение предложений инструктора, является легкость и уверенность, с которой он их преподносит. Если тон, выбранный ведущим, верен, его предложения будут восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Посеянное даст всходы тем скорее, чем больше в инструкциях будет чувствоваться естественность, легкость и радость. Все это очень непросто — во всяком случае, естественности тона нельзя научиться специально, тем более к нему не приводит пов­торение детям текста инструкций, прочитанных даже в самой лучшей книге. Верный тон приходит только с собственным опытом. Кроме того, если я сама сомневаюсь в правильности инструкции, скорее всего, дети отклонят мое предложение и не захотят поработать вместе со мной. Если мне не нравится какая-то из методик, лучше сразу от нее отказаться — вероятность того, что она не понравится детям, почти стопроцентная. Бывает и так, что мне не нравится слишком многое. Это повод поработать над собой. Лично для меня, к примеру, это означает, что пора предпринять какие-то шаги в направлении развития собствен­ной уверенности. Во всяком случае, есть смысл попробовать проверить методику на себе. Это дает немалый опыт, формирует приблизительное пред­ставление о том, чего мне ожидать от детей в процессе выполнения того или иного упражнения. Многие специальности имеют свои секреты, и мне кажется, для психотерапевта одним из таких профессиональных секретов является то, что если он сам перестал двигаться вперед, он никого не сможет заставить это сделать.

ОБСУЖДЕНИЕ РИСУНКОВ И ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБО Т А

В предшествующих описаниях я постоянно ука­зывала на то, как могут быть в дальнейшем про­работаны возникшие рисунки или фигуры. Я хо­тела бы еще раз предостеречь читателей от чрез­мерного вмешательства в процесс своими интерпретациями или предложениями. Ребенок сам для себя лучший терапевт, и взрослый должен ограничить сам себя в желании сверх необходи­мости сопровождать или поддерживать его в пути к самому себе. Инструктор не должен ничего форсировать, но в то же время в его задачу входит не позволять манипулировать собой. Если ребенок противится предложению, следует предоставить ему свободу действий и внимательно наблюдать, обращая внимание даже на такие мелочи, как моргание глаз, подергивание рта, вздохи или за­держка дыхания. Взрослый должен тренировать свою интуицию и наблюдательность, чтобы всегда следовать процессу, не размышляя о логике пос­тупков, а тем более об их конкретной пользе.

Выражение чувств не должно быть принуди­тельным, однако его следует всячески поддержи­вать. На первом же месте стоит преисполненное любви «присутствие здесь» и тщательная прора­ботка обнаруженных содержаний.

Возможность говорить о рисунках в личном плане не является сама собой разумеющейся, особенно для подростков. Такую беседу нужно осторожно подготовить. В терапевтических груп­пах беседа, конечно, является целью, а в школь­ном, классе — не обязательно. Чтобы обсуждение состоялось, у ребенка должно быть доверие к лидеру группы и к самой группе. Чем лучше члены группы знают друг друга, тем скорее ста­новятся возможными разговоры на личные темы. Особенно, если опыт практических занятий по­казал, что личная откровенность не станет впос­ледствии инструментом борьбы и давления. По­этому преподаватель должен проследить, чтобы во время беседы ученики относились к словам друг друга с вниманием и уважением, чтобы ни­кого не могли высмеять или подвергнуть деструк­тивной критике. Если это происходит, негативная реакция должна быть проработана с тем, кто ее проявил. Ее надо понять, а не запрещать и не критиковать. Таким образом, агрессия, содержа­щаяся, например, в высмеивании, становится явной, так что участник группы, не имеющий отношения к причине данной агрессии, не может стать ее жертвой. Тот, кто выражает презрение, должен научиться уважать самого себя. Уважение к самому себе — это непременное условие, необ­ходимое для уважения других. Многим нелегко этому научиться.

Самый естественный способ помочь ученикам развить уважение к себе и к другим — это про­явить искренний, без самоотречения интерес к их потребностям. Тогда симпатия и понимание создадут атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а человек с его чув­ствами, страхами и надеждами. Тогда у человека появляется реальная возможность свободно вы­ражать все свои чувства и научиться ими нор­мально управлять.

При этом не обязательно говорить обо всем, что происходит, или делать акцент на личной сфере. Создавать всей группой совместную кар­тину, рисовать каждые две или пять минут новый рисунок, работать пальцами вместо кисточек — этот опыт значим сам по себе, даже если не удастся поговорить о нем индивидуально. Во вся­ком случае, не следует из-за смущения или по привычке рассматривать и оценивать произведе­ния с формально-эстетической точки зрения, по­тому что тогда притязания на успех заслоняют личностный опыт, полученный в процессе твор­чества.

Никогда не следует забывать, что работать можно легко, с юмором и удовольствием — по­этому упражнения вполне достойны назваться «играми». Если дети и подростки учатся при этом смеяться сами над собой, то уже многое достиг­нуто.

О Т КАЗ

Ни в коем случае нельзя никого насильно при­нуждать к участию в практике. Нужно заранее оговорить, что любой из учеников (возраст не имеет значения) всегда может отказаться от даль­нейшей работы, однако, при этом не должен ме­шать остальным. Пусть ребята покрепче усвоят, что все упражнения они делают исключительно для себя, для своей пользы, не по капризу учителя. В конце концов, преподаватель же не против, если кто-нибудь на время выключится или вообще выйдет из игры.

Впрочем, всегда можно найти способ помочь ребенку или подростку преодолеть состояние от­каза. Иногда достаточно дать лишь слабый намек, что никакого давления не существует. Пусть ре­бенок явственно увидит — ведущий не добивается результата любой ценой, не пытается навязать свою волю. Часто ребенку важно осознать, что источник упрямства, нежелания, вялости кроется в нем самом. Ученик тогда быстрее поймет ис­тинную преграду на пути к удовольствию.

Я могу сказать ему примерно следующее:

— Разреши себе попробовать. Ты делаешь это для себя, а не для меня. Разреши себе попробовать только один раз и, если тебе не понравится, оставь это. Тогда ты по крайней мере будешь знать, что действительно этого не хочешь.

ЗАКЛЮЧИ Т ЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

В этой книге я достаточно много внимания уделила именно практике. Я попыталась предста­вить различные комплексы упражнений: одни из них развились в русле гуманистической психоло­гии, другие возникли в процессе моей собственной работы. Их применение еще отнюдь не означает, что вы проводите именно терапию, несмотря на укоренившееся название «Терапия искусством и изображением». Они представлены в форме лишь своеобразного стимула, предпосылки к самопоз­нанию и личностному росту. Я хочу еще раз подчеркнуть, что здесь каждый должен сам оце­нить, как далеко он может продвинуться.

ОПРЕДЕ Л ЕНИЯ: Т ЕРАПИЯ И ХУ Д ОЖЕС Т ВЕННОЕ Т ВОРЧЕС Т ВО

Процесс можно назвать терапевтическим, если он делает возможными или поддерживает жела­тельные изменения в личности или в жизненном стиле на более продолжительный период, нежели время занятий. Предпосылками к этому являются: самопознание, обучение реальному видению ок­ружающего мира, определение своего отношения

к внешней среде. Описанные выше упражнения могут в этом помочь.

В процессе художественного творчества сила мотивов исходит из глубин личности; это способ создать порядок из хаоса. Внутри — хаотические чувства и импульсы, снаружи — неподатливая масса впечатлений. Художественное творчество помогает человеку открыть самого себя и мир, установить связь между ними. В полноценном творческом процессе внутренняя и внешняя ре­альности синтезируются в некое единство.

Исходя из данных определений можно сказать, что в творчестве содержатся предпосылки, дела­ющие возможным терапевтический процесс.

Невротическая попытка решения состоит в том, чтобы обнаруживать в симптомах энергию нераз­решенного конфликта.

Художник переводит энергию, берущую начало из конфликта (чего, однако, быть не должно!), в творческую деятельность. При этом он очень гибок. Если ему отказано по каким-то причинам в привычном материале, он найдет другой мате­риал и другие формы выражения. Если бы то же самое произошло с невротическим симптомом, это привело бы к отчаянию.

Есть надежда, что дети и подростки с затруд­нениями в эмоциональном развитии и склон­ностью к невротическим симптомам найдут с по­мощью творчества новые, позитивные способы решения внутренних проблем. При этом радует, что детям в большинстве случаев доступно спон­танное творческое выражение. Даже подросткам оно намного ближе, чем многим взрослым. Таким образом, наша цель — освободить при помощи художественного процесса энергию, связанную неразрешенными конфликтами. Тогда утрачива­ется необходимость проявлять ее в симптомах. Конечно, это долгий и трудный путь, и успешным результатам, описанным в этой книге, предшест­вовала длительная работа.

ПРЕИМУЩЕСТВА Т ЕРАПИИ РИСУНКОМ И ОБРАЗОМ

Терапия искусством позволяет бессознательно­му отделяться и высвобождаться при помощи спонтанного самовыражения. Ее преимущества при этом следующие.

.— Рисование и лепка в большей степени, не­жели речь, допускают непосредственное выраже­ние снов, фантазий и других видов внутреннего опыта, который скорее проявится в картинах, нежели в словах.

.— Проекции, привнесенные в рисунок, с су­щественно большей легкостью минуют внутрен­нюю цензуру, чем выраженные вербально, что ускоряет терапевтический процесс.

.— Творения сохраняются в течение длитель­ного времени, не изменяясь. Их содержание не может быть забыто, и авторство трудно отрицать. Всплыв однажды из бессознательного, они про­должают работать.

.— Обеспечивается автономия рисующего. Он учится с каждым разом все лучше обходиться со своими рисунками и использовать их для собст­венного лечения и развития. Так, со временем отношение к рисункам (а значит, и ко внутреннему миру) освобождает от зависимости от тера­певта.

.— Часто рисующие обнаруживают в своих кар­тинах такую силу, мощь и жизненность, каких до этого в себе не ощущали. Это укрепляет их веру в себя и свою способность успешно решать все проблемы.

.— Расширяются и углубляются коммуникатив­ные возможности. Доступ к себе и к другим при помощи слов для человека часто бывает закрыт. Бессознательное легко проникает в язык рисунка, способствует осознанию, ободряет и обогащает.

 

Неразрешенные конфликты, как правило, со­провождаются расстройствами внимания. Однако изобразительный процесс очень быстро захваты­вает и связывает внимание. Художник забывает обо всем, что происходит вокруг, он полностью погружен в творчество, он предельно сосредото­чен. В мгновения концентрации душа свободна от пут привычных конфликтов и страхов, и че­ловек ощущает себя счастливым. Так создаются «Острова счастья», о которых их создатель посто­янно помнит и куда может попасть в любой мо­мент, независимо от внешних обстоятельств.

В заключение я хочу поблагодарить всех своих друзейи маленьких, и большихза то, что они позволили мне вместе с ними пройти «огонь и воду» на трудном, порою радостном, но всегда изменчивом пути становления личности. На­деюсь, они обрели столько же, сколько и я.

 


Список сокращений

 

АГ — артериальная гипертония

АД — артериальное давление

АЛТ — аланиновая аминотрансфераза

АПФ — ангиотензинпревращающий фермент

ACT — аспарагиновая аминотрансфераза

AT — антитела

АЦ — ацетилцистеин

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ДВС-синдром — синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови

ДН — дыхательная недостаточность

ЖЕЛ — жизненная емкость легких

ИМ — инфаркт миокарда

КФК — креатининфосфокипаза

ЛДГ — лактатдегидрогеназа

НК — недостаточность кровообращения

НПВС — нестероидные противовоспалительные средства

ОДН — острая дыхательная недостаточность

ССС — сердечно-сосудистая система

ФГДС — фиброгастродуоденоскопия

ХНЗЛ — хронические неспецифические заболевания легких

ХНК — хроническая недостаточность кровообращения

ХОЗЛ — хронические обструктивные заболевания легких

ХПН — хроническая почечная недостаточность

ХСН — хроническая сердечная недостаточность

ЧДД — частота дыхательных движений

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 892 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)