Оперативное лечение некоторых ортопедических последствий ламинэктомии
Лечение ортопедических последствий ламинэктомии является довольно трудным и сложным. Далеко не всем больным этой категории необходимо оперативное лечение. Во многих случаях систематическое физико-бальнео-лечение, периодически повторяемые курсы массажа, внешняя иммобилизация в виде различных съемных ортопедических корсетов, соответствующий режим труда и быта позволяют больным термимо относиться к своему недугу и сносно существовать. Однако некоторые категории этих больных по чисто медицинским показаниям и значительно реже по социальным не могут довольствоваться упомянутым выше лечением и нуждаются в более активном — оперативном лечении. Особенно остро встает вопрос о целесообразности оперативного лечения нри следующих двух обстоятельствах: при выраженной нестабильности позвоночника, сочетающейся с тяжелым болевым синдромом и при выраженной или прогресирующей деформации повзоночника.
Оперативное лечение выраженной нестабильности. Целью вмешательства является устранение избыточной мобильности позвоночника путем иммобилизации. Этим не только ликвидируется нестабильность, но и устраняется болевой синдром. Следовательно, в принципе любой способ спондилодеза, которым удается достигнуть иммобилизации позвоночника, приемлем как метод лечения нестабильности. Свое отношение к различным вариантам заднего спондилодеза на ламинэктомированном позвоночнике мы высказали в разделе об оперативной профилактике ортопедических последствий ламинэктомии. Тем более различные модификации заднего спондилодеза нецелесообразны при лечении уже развившейся и существующей нестабильности. Методом выбора лечения этого патологического состояния позвоночника мы считаем передний спондилодез. Техника переднего спондилолеза на различных уровнях позвоночника описана выше (см. стр. 255).
При выраженной и длительно существующей нестабильности позвоночника мы прибегаем к атипичному переднему спондилодезу. Необходимость атипичной методики вызывается тяжелейшими дегенеративными
изменениями в межпозвонковых дисках, которые не только полностью утрачивают свою рессорную функцию, но и проявляют полнейшую несостоятельность как факторы, обеспечивающие удержание одного позвонка относительно другого. Грубо выраженная инклинация суставных отростков вследствие потери дисками своей объемности и высоты приводит к перерастяжению капсулы синовиальных суставов и уменьшению вертикального диаметра межпозвонковых отверстий.
Из работ Hirsh (1966) известно, что растяжение суставной сумки синовиальных суставов приводит к возникновению тяжелейшего синдрома люмбальгии.
В процессе оперативных вмешательств нам приходилось наблюдать значительную подвижность позвонков одного относительно другого на протяжении бывшей ламинэктомии. Следовательно, в процессе осуществления переднего спондилодеза в этих случаях мало добиться только образования переднего костного блока; необходимо попытаться нормализовать анатомические взаимоотношения между отдельными позвонками в их уцелевших задних отделах. Это в какой-то степени и достигается атипичным передним спондилодезом.
Атипичный передний с п о н д и л о д е з поясничного и пояснично-грудного отделов позвоночника. Показанием к операции является грубо выраженная нестабильность поясничного и пояснично-грудного отделов позвоночника с далеко зашедшими дегенеративными изменениями.
Положение больного на операционном столе— на спине. Обезболивание общее.
Оперативный доступ применяют в зависимости от уровня и протяженности спондилодеза: левосторонний парамедиальный внебрюшинный на пояснично-крестцовом и поясничном отделах (до II поясничного позвонка включительно); левосторонний передне-наружный внебрюшинный с резекцией одного ребра на пояснично-крестцовом и поясничном отделах (включая XII грудной позвонок); чресплевральный с диафрагмо-томией при поражении пояснично-грудпого отдела на протяжении от II поясничного позвонка и краниальнее.
Техника обнажения перечисленных выше отделов детально описана в разделе об оперативном лечении свежих повреждений позвоночника. Линейным разрезом ближе к левому краю тел позвонков рассекают переднюю продольную связку. Длина разреза зависит от планируемой протяженности спондилодеза. В зону спондилодеза вовлекают не менее одного позвонка, расположенного краниальнее и каудальнее границы ла-мипэктомии. Концы линейного разреза поворачивают под прямым углом вправо и продолжают в поперечном направлении до правой боковой поверхности тел позвонков. Тонким острым остеотомом отслаивают лоскут передней продольной связки так, чтобы вместе с ней отошли в виде отдельных тонких пластинок участки компактной кости тел позвонков, т. е. фактически производят субпериостальную декортикацию тел позвонков по Л. И. Шулутко. Отслоенный лоскут передней продольной связки на правом основании в виде фартука отбрасывают вправо. Обнажают переднюю поверхность тел позвонков и фиброзных колец межпозвонковых дисков. При помощи дискотома рассекают фиброзные кольца межпозвонковых дисков. Дегенеративно измененные межпозвонковые диски отслаивают от замыкательных пластинок тел смежных позвонков и вместе с гиалиновыми пластинками удаляют. Остатки вещества межпозвонковых дисков — их задне-наружные отделы дополнительно удаляют при
помощи костных ложек, затем удаляют замыкательные пластинки, ограничивающие межпозвонковые промежутки. Обнажают губчатую кость на каудальных и кранильных поверхностях тел позвонков.
При помощи долот и костных кусачек формируют продольный паз через тела позвонков и межпозвонковые пространства, длина которого соответствует протяженности спондилодеза, ширина — примерно Vs поперечника тела позвонка, а глубина—1,5—2 см. Кровотечение из обнаженной губчатой кости останавливают тампонадой марлевыми салфетками, смоченными горячим физиологическим раствором. В отдельных случаях используют воск для остановки кровотечения из вскрытых венозных синусов тел позвонков. В межпозвонковые пространства укладывают фигурные спонгиозные аутотрансплантаты, взятые из гребня крыла подвздошной кости.
Эти трансплантаты имеют П-образную форму и не препятствуют укладке трансплантата в продольный паз. Фигурные трансплантаты плотно выполняют часть межпозвонкового пространства, когда поясничный отдел находится в положении гиперлордоза, высота межпозвонковых пространств в конечном итоге несколько увеличивается и приближается к нормальной. Этим в известной степени нормализуются анатомические взаимоотношения в задних отделах позвоночника (рис.118).
Исследования, проведенные в нашей клинике на трупах (В. П. Мотов), показали, что при таком расклинивании вертикальный диаметр межпозвонковых пространств увеличивается до 1 мм.
Продольный паз, идущий по длиннику позвоночника, выполняют ригидным компактно-спонгиозным аутотрансплантатом или, что несколько хуже, гомотрансплантатом из гребня крыла подвздошной кости или из гребня болыпеберцовой кости. Этот трансплантат укладывают компактной поверхностью вентрально, а спонгиозной — дорсально. Он должен плотно войти в продольный паз, хорошо выполнить его и прочно удерживаться. Лоскут передней продольной связки укладывают поверх трансплантата и фиксируют отдельными капроновыми швами. При таком атипичном спондилодезе обнажается значительная поверхность губчатой кости тел позвонков, которая соприкасается с интимно прилегающим к ней костным трансплантатом. Это создает условия для образования массивного переднего костного блока в области бывшей ламинэктомии.
По ходу операции осуществляют тщательный гемостаз. Рану послойно ушивают, вводят антибиотики. В процессе операции своевременно и полноценно восполняют кровопотерю.
Уход за больным в первые послеоперационные дни аналогичен ведению после оперативных вмешательств на поясничном отделе позвоночника, на чем мы останавливались выше. Требуются самое пристальное внимание к больному и профилактика послеоперационных осложнений. Сразу же после окончания операции больного помещают в заранее изготовленную заднюю гипсовую кроватку, в которой он находится на протяжении 4—6 месяцев.
В первые недели и месяцы особенно осторожно и бережно следует поворачивать его и вынимать из кроватки для осуществления туалета и ухода за кожей с целью предупреждения возможного смещения трансплантатов и позвонков.
Только после рентгенологически выявленных признаков образования переднего костного блока больной может быть поднят в вертикальное положение в большом гипсовом корсете, в котором он должен находиться
Рис. 118. Атипичный передний спондилпдсз поясничного отдела позвоночника (схема). а _ линия сечения передней продольной связки; б — передняя продольная связка отслоена; s _ удалены поращенные мсжпозвонковые диски; г — сформирован продольный паз; 9 — в мёжпозвонковые дефекты уложены фигурные костные трансплантаты; е — в продольный паз уложен компактный ригидный костный трансплантат; ж — передняя продольная связка
ушита.
еще не менее 10—12 месяцев. Только после образования выраженного переднего костного блока может быть прекращена внешняя иммобилизация.
Оперативное лечение деформаций в поясничном и поясн и чно-г рудном отделах после ламинэктомии. Для оперативного лечения деформаций позвоночника, возникших в результате бывшей ламинэктомии, мы производим сегментарную вертебро-томию.
Как метод оперативной коррекции кифотических, а затем кифосколио-тических и сколиотических деформаций позвоночника сегментарная вер-тебротомия была предложена, обоснована, разработана и осуществлена нами в клинике в 1961 г. Суть этого оперативного вмешательства заключается в оригинальном новом принципе коррекции деформаций позвоночника. Все ранее известные способы и методы оперативной коррекции деформаций позвоночника основывались на принципе укорочения более
длинной, выпуклой стороны деформации путем различного вида вмешательств (клиновидная вертебротомия, клиновидная резекция позвонков, корригирующая вертебротомия и т. д.). Оперативные вмешательства, основанные на принципе укорочения более длинной поверхности деформированного позвоночника, имеют один общий, с нашей точки зрения весьма существенный, недостаток, состоящий в необходимости вскрытия на большем или меньшем протяжении позвоночного канала и, следовательно, непосредственного контакта с обнаженным дуральным мешком и его содержимым.
Неизбежно возникающая в процессе коррекции дислокация спинного мозга в позвоночном канале, целостность стенок которого нарушена вмешательством, чревата возможными осложнениями. Методы, основанные на принципе укорочения более длинной поверхности деформированного позвоночника, совершенно неприменимы при деформациях в области ранее бывшей ламинэктомин из-за наличия мощных рубцовых сращений между дуральным мешком и внутренней стенкой позвоночного канала.
Предложенная нами сегментарная вертебротомия основана на совершенно противоположном принципе — принципе удлинения более короткой — вогнутой поверхности деформированного позвоночника. Как показывает название, суть сегментарной вертебротомии сводится к рассечению передних отделов позвоночника на отдельные сегменты без вскрытия позвоночного канала и последующей коррекции позвоночника за счет веерообразного расхождения их.
Впервые эта операция была произведена нами у девочки подростка для коррекции грудного кифоза, возникшего на почве множественного врожденного блока грудных позвонков.
Задачей предпринимаемой сегментарной вертебротомии для коррекции деформаций позвоночника является исправление имеющейся деформации, предотвращение возможности ее рецидива и надежная стабилизация позвоночника.
Обезболивание — общее. Положение больного на операционном столе зависит от избранного оперативного доступа.
Выбор оперативного доступа диктуется уровнем предстоящей сегментарной вертебротомии. Может быть использован парамедиальный вне-брюшинный доступ, передне-наружный внебрюшинный доступ с резекцией одного из нижних ребер, чресплевральиый с диафрагмотомией и чрезплевральный. Обнажают передний отдел позвоночника на протяжении деформации и бывшей ламинэктомии. Обязательно должны быть обнажены и доступны для манипуляций позвонки, расположенные выше и ниже бывшей ламинэктомии. С помощью резекционного ножа, диско-тома или остеотома рассекают передние отделы позвоночника па уровне измененных межпозвонковых дисков в поперечном направлении на протяжении всего их передне-заднего диаметра. Количество уровней сечения зависит от протяженности бывшей ламинэктомии и деформации. Обычно мы производим от 4 до 8 сечений (рис. 119).
Вместе с межпозвонковыми дисками в поперечном направлении рассекают и сморщенную, рубцово измененную переднюю продольную связку. Этих манипуляций достаточно для коррекции деформированного позвоночника. Для обеспечения последующей стабилизации позвоночника в положении достигнутой коррекции следует создать условия для возникновения переднего костного блока. Для этого на уровнях произведенного поперечного рассечения передней продольной связки и межпозвон-
ковых дисков с каудальных и краниальных поверхностей тел смежных позвонков удаляют остатки измененных межпозвонковых дисков вместе с замыкательными пластинками так, что обнажается губчатая кость тел позвонков. Костные трансплантаты, уложенные в межпозвонковые промежутки, удержат позвоночник в положении достигнутой коррекции и обеспечат условия для образования переднего костного блока. Вопрос о необходимости перевязки сегментарных сосудов решается индивидуально в каждом отдельном случае.
Рис. 119. Сегментарная вертебротомия (схема).
а ~ линия кожного разреза для обнажения грудного отдела позвоночника- б — обнажены поврежденные позвонки, обозначена линия семенил передней продольной связки; в — при помощи тонкого широкого остеото-ма производится сегментарная вертебротомпя.
По окончании манипуляций на позвоночнике и тщательного гемостаза приступают к одномоментной коррекции деформированного отдела позвоночника.
Вначале, при первых операциях, мы но производили одномоментной коррекции позвоночника из-за боязни неблагоприятных воздействий па спинной мозг, контролировать состояние которого не представляется возможным вследствие наркоза и выключения сознания больного. На первых порах мы осуществляли постепенную коррекцию с помощью гамачков. Но мере накопления опыта мы убедились в безопасности разумно проводимой одномоментной коррекции.
Коррекцию позвоночника осуществляют в положении больного на спине так, чтобы нершина кифоза находилась на валике операционного стола. Осторожно и медленно поднимают валик операционного стола. По мере увеличения высоты валика тела позвонков, находящиеся в зоне произведенной сегментарной вертебротомии, веерообразно расходятся. Межпозвонковые дефекты приобретают клиновидную форму с основанием клина, обращенного вентралыю. Становится видимым исправление имевшейся деформации, и вогнутая вентральная поверхность позвоночника приобретает линейную форму. Дальнейшим увеличением высоты валика достигается некоторая гиперкоррекция. В условиях ранее ламинэктоми-
Рис. 120. Больная К., 16 лет. Грубый кифоз пояснично-грудпого отдела позвоночника
о явлениями нижнего спастического парапарсза и болевым синдромом, возникшие
после ламинэктомии XII грудного — I, II поясничных позвонков.
а — профильная спондилограмма до операции; б — профильная спондилограмма после сегментарной вертебротомии, одномоментной коррекции и переднего спондилодеза; полная коррекция деформации, передний костный блок, регресс неврологических симптомов.
рованного позвоночника коррекция идет плавно и легко, так как отсутствуют задние элементы позвонков, которые в некоторой степени могут этому препятствовать.
Удержание позвоночника в положении достигнутой коррекции и создание условий для возникновения переднего костного блока в последующем достигаются путем помещения в межпозвонковые пространства костных трансплантатов. Лучше использовать аутотрансплантаты, но возможно использование и гомокости. Аутотрансплантаты берут из задних отделов гребня крыла подвздошной кости. Они должны быть достаточно прочными и мощными. Количество их зависит от количества уровней рассечения позвоночника.
Трансплантаты имеют форму трапеций, величина большего основания которых должна быть равна величине основания клиновидного дефекта межпозвонковых пространств. Передне-задний диаметр трансплантата должен соответствовать 2/3 величины передне-заднего диаметра тел позвонков. Между ним и передней поверхностью дурального мешка, покрытого задней продольной связкой, должно быть резервное пространство. Опасность смещения трансплантата кзади и возможность сдавления ду-
рального мешка и спинного мозга исключаются, во-нервых, формой межпозвонкового дефекта, во-вторых, формой трансплантата, в-третьих, смыканием задних отделов тел смежных позвонков в процессе коррекции вследствие веерообразного расхождения их.
Трансплантаты укладывают в межпозвонковые дефекты так, чтобы большее основание трапеции было обращено вентрально и располагалось вертикально. При недостаточной толщине гребня крыла подвздошной кости в каждый межпозвонковый промежуток укладываются по два трансплантата. Для того чтобы иметь возможность уменьшить степень коррекции позвоночника, необходимость в чем может возникнуть при выявлении симптомов, указывающих на заинтересованность спинного мозга, его оболочек или корешков, один из межпозвонковых промежутков оставляют свободным и не выполняют трансплантатом.
После удаления валика трансплантаты хорошо заклиниваются и удерживаются смыкающимися телами позвонков и в свою очередь удерживают позвоночник в положении достигнутой коррекции (рис. 120).
Стабилизация позвоночника может быть достигнута и путем укладывания большого ригидного компактно-спонгиозного трансплантата в паз, сформированный в телах позвонков по их вентральной поверхности так, как это описано при операции переднего спондилодеза (см. стр. 255). Трансплантат в этих случаях укладывается после достижения необходимой коррекции и является распоркой, удерживающей позвоночник в положении достигнутой коррекции.
После операции накладывают гипсовый корсет, который дополнительно удерживает позвоночник в положении достигнутой коррекции и обеспечивает неподвижность. При гладком послеоперационном течении через 2—3 недели больной может быть поставлен на ноги; непременным условием при этом является хорошо отмоделированный гипсовый корсет.
Послеоперационное ведение больного в первые дни и часы после операции диктуется избранным оперативным доступом и описано нами в разделе об оперативном лечении свежих повреждений позвоночника.
У взрослых и молодых людей в возрасте 17 лет и старше иммобилизация гипсовым корсетом осуществляется до наступления выявляемого рентгенологически хорошо сформировавшегося переднего костного блока. У детей и подростков, находящихся в периоде активного роста, следует продолжить внешнюю иммобилизацию съемным ортопедическим корсетом на период до окончания активного роста позвоночника.
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 742 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
|